Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 24 марта 2023 г. по делу N 33а-277/2023
Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Тогубицкого В.А, судей: Килярова М.Х. и Патланя В.А, при секретаре судебного заседания Чевтаеве К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 26 декабря 2022 г, которым отказано в удовлетворении требований подполковника Роговенко Андрея Александровича о признании незаконным решения Центральной жилищной комиссии Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - жилищная комиссия) об отказе в принятии административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад председательствующего, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия
установила:
Роговенко А.А. обратился в жилищную комиссию с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещения, предоставляемом по договору социального найма, по избранному месту жительства - г. Севастополь с формой обеспечения жильем в виде жилищной субсидии.
Решением жилищной комиссии от 9 июня 2022 г, изложенном в протоколе N 4, Роговенко А.А. отказано в принятии на жилищный учет, на том основании, что ранее он был обеспечен от государства жилым помещением общей площадью более учетной нормы на одного человека, установленной для г. Севастополя, право пользования которым утратил. В связи с этим жилищный орган пришел к выводу о том, что повторное предоставление Роговенко А.А. жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", может привести к сверхнормативному обеспечению его жильем за счет государства.
Роговенко А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспорил это решение, просил обязать жилищную комиссию повторно рассмотреть вопрос о принятии его на жилищный учет.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Автор жалобы обращает внимание на то, что согласия на выселение из квартиры, предоставленной за счет государства, он не давал. Такое выселение произведено в порядке исполнения судебного решения и, по мнению административного истца, не может расцениваться в качестве намеренного ухудшения им жилищных условий.
В возражениях представитель административного ответчика Романчук П.М. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 24 августа 2016 г. N 428 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту" на федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих - граждан Российской Федерации, ранее проходивших военную службу в дислоцировавшихся до 18 марта 2014 г. на территориях Республики Крым и города Севастополя воинских частях вооруженных сил Украины, жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации для военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту.
Таким образом, по объему прав на жилищное обеспечение военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходившие до 18 марта 2014 г. военную и специальную службу в Украине, полностью приравнены к остальным военнослужащим.
Право военнослужащих на жилище установлено пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), согласно которому государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абзацу 13 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исходя из содержания части 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что до марта 2014 года Роговенко А.А. проходил военную службу в подразделениях Службы безопасности Украины, а также Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, с марта 2014 года проходит ее по контракту в Федеральной службе охраны РФ, общая продолжительность его военной службы более 25 лет. Он относится к категории военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г.
В 2002 году Роговенко А.А. на состав семи из двух человек (он и супруга) через Севастопольскую городскую государственную администрацию была предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 55, 4 кв. м, расположенная по адресу: "адрес" В этой квартире административный истец с супругой, а после рождения в 2006 году - и их сын были зарегистрированы по месту жительства.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 24 июня 2019 г. за Роговенко А.А. и членами его семьи признано право пользования данной квартирой на условиях социального найма.
Данное жилое помещение находилось в собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя и на основании пункта 2 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ отнесено к государственному жилищному фонду.
4 сентября 2019 г. Департаментом капитального строительства г. Севастополя с Роговенко А.А. заключен договор социального найма этого жилого помещения, после чего в договор включены супруга и сын.
В июле 2020 года указанное жилое помещение передано супруге и сыну административного истца в собственность в порядке приватизации. Роговенко А.А. от приватизации квартиры отказался, а 25 июня 2021 г. брак между Роговенко А.А. и его супругой расторгнут.
На основании решения Гагаринского районного суда г. Севастополя от 20 июля 2021 г, принятого по иску бывшей супруги, Роговенко А.А. выселен из указанной квартиры. Данное судебное постановление административным истцом не обжаловалось.
10 сентября 2021 г. Роговенко А.А. снялся с регистрационного учета, поселившись в садовом доме "адрес", общей площадью 109, 9 кв. м, принадлежащем отцу.
На момент прекращения права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес" обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека превышала учетную норму, установленную для г. Севастополя в размере 12 кв. м.
При таких данных в результате обеспечения за счет государства жилым помещением и отказом от его приватизации в пользу супруги и сына Роговенко А.А. реализовал право на жилище в качестве самостоятельного субъекта жилищных правоотношений.
В соответствии с пунктом 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и проживающими совместно с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Требования об однократном обеспечении военнослужащих жильем и о предоставлении документов об освобождении жилого помещения, предусмотренные данной нормой, основаны на вытекающем из Конституции РФ принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Роговенко А.А. в период прохождения военной службы распорядился полученным ранее от государства жилым помещением, лишен возможности его сдать, в связи с чем право на повторное обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", не имеет, в том числе и по истечении срока, установленного ст. 53 ЖК РФ, поскольку это может привести к сверхнормативному обеспечению жильем.
Такой вывод соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", согласно которым в том случае, если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может предоставить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Согласно пункту 2 части 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку Роговенко А.А. был обеспечен за счет государства жилым помещением выше учетной нормы, установленной для г. Севастополя, оснований для принятия его на жилищный учет, применительно к пункту 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, у жилищного органа не имелось.
Прекращение права пользования Роговенко А.А. жилым помещением на основании судебного решения на указанный выше вывод суда не влияет, поскольку такое решение явилось лишь следствием отказа его в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма данного жилого помещения и обязанности по сдаче его жилищным органам с административного истца не снимало.
Мнение административного истца об отсутствии с его стороны действий по намеренному ухудшению жилищных условий является несостоятельным, поскольку оснований для применения в данных правоотношениях положений статьи 53 ЖК РФ не имеется.
То обстоятельство, что гарнизонный военный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, проанализировал иное основание (связанное с возможностью применения к спорным правоотношениям положений статьи 53 ЖК РФ), не указанное в оспариваемом решении жилищной комиссии, а также привел мотивы, отличные от изложенных в апелляционном определении, в силу части 5 ст. 310 КАС РФ не является основанием для отмены правильного по существу решения суда по одним лишь формальным соображениям.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 26 декабря 2022 г. по административному исковому заявлению Роговенко Андрея Александровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.