Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего Руденко Ф.Г., судей Авериной Е.Г., Губаревой С.А., с участием прокурора ФИО7, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи Краснодарского края в интересах ФИО1 к Государственному казенному общеобразовательному учреждению Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат N 2 г. Сочи о выплате денежной компенсации по кассационному представлению прокурора Краснодарского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24.08.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав прокурора ФИО7, судебная коллегия
установила:
и.о. прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи Краснодарского края обратился в суд в интересах ФИО1 к Государственному казенному общеобразовательному учреждению Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат N 2 г. Сочи (далее - ГКОУ Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат N 2 г. Сочи), в котором просил взыскать с ответчика полную стоимость двухразового горячего питания ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 707, 61 руб.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 31.05.2022 исковые требования и.о. прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи Краснодарского края в интересах ФИО1 удовлетворены. Суд обязал ГКОУ Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат N 2 г. Сочи выплатить денежную компенсацию законному представителю несовершеннолетнего ФИО1 - ФИО3 за период отсутствия бесплатного питания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10707, 61 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24.08.2022 решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение об отказе и.о. прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи Краснодарского края в интересах ФИО1 в удовлетворении исковых требований.
В кассационном представлении прокурор Краснодарского края просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов кассационного представления ссылается на то, что судом апелляционной инстанции не учтено, что предоставление двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья является одним из условий организации их обучения на дому, предусмотренным федеральным законодательством. Указывает, что то обстоятельство, что законный представитель не подала в образовательную организацию заявление о выплате денежной компенсации взамен питания, не может влечь за собой отказ в удовлетворении иска. Обращает внимание, что образовательным учреждением, обязанным организовать питание обучающихся, не представлено доказательств того, что законному представителю ребенка-инвалида была разъяснена необходимость подачи заявления для получения денежной компенсации взамен питания.
В судебном заседании прокурор ФИО7 полагает, что судом апелляционной инстанции при рассмотрении спора допущены нарушения норм материального права.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, явившегося в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются не соответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебного постановления суда апелляционной инстанции в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, прокуратурой г. Сочи проведена проверка по обращению Колемаскиной А.В. о защите нарушенных социальных прав. Проведенной проверкой установлено, что Колемаскин Е.С. зачислен в ГКОУ Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат N 2 г. Сочи с ДД.ММ.ГГГГ, получает образование по надомной форме обучения в соответствие с решением врачебной комиссии и заключением психолого-медико-педагогической комиссии г. Сочи.
Заключением психолого-медико-педагогической комиссии г. Сочи от 28.03.2019 ФИО1 установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Согласно указанному заключению ФИО1 нуждается в создании специальных образовательных условий, а именно обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, вариант 6.3 ФГОС НОО ОВЗ; составление специальной индивидуальной программы развития, учитывающей психофизические и индивидуальные возможности ребенка; очно-заочная форма обучения; рекомендовано обучение на дому.
ФИО1 является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой об установлении инвалидности от ДД.ММ.ГГГГ серии МСЭ-2015 N. Следовательно, он относится к категории детей, которые нуждаются в особой защите государства путем предоставления комплекса социальных прав, направленных на достойное поддержание жизненных потребностей несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно проведенному ГКОУ Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат N 2 г. Сочи расчету полной стоимости двухразового горячего питания ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за каждый день с учетом индивидуального плана последнего положена компенсация питания за фактическое обучение в размере 10 707, 61 руб.
Министерством образования, науки и молодежной политики края как учредителем ГКОУ Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат N 2 г. Сочи не приняты меры к внедрению механизма предоставления обучающимся на дому сухих пайков (продуктовых наборов) или денежных компенсаций, резерв финансовых средств для реализации указанных расходных обязательств не предусмотрено, что послужило основанием для внесения прокуратурой Краснодарского края 15.04.2021 Министру образования, науки и молодежной политики края представления об устранении нарушений законодательства.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции установил, что до настоящего времени ФИО1, получающий образовательные услуги в образовательном учреждении посредством "домашнего обучения" не обеспечен мерами социальной поддержи в виде денежной компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с невозможностью получения иной меры, обусловленной состоянием здоровья несовершеннолетнего.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, руководствуясь положениями ч. 4 ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно которой обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приняв во внимание, что согласно постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22.06.2017 N 466 выплата денежной компенсации за питание носит заявительный характер и выплачивается не по факту зачисления обучающегося в образовательную организацию, а по факту обращения родителя (законного представителя) с соответствующим заявлением в образовательную организацию, установив отсутствие доказательств, подтверждающих обращение законного представителя ФИО1 в образовательную организацию с заявлением о выплате денежной компенсации за питание за указанный в иске период, а также отсутствие доказательств, препятствующих обращению за указанной компенсацией, пришел к выводу об отсутствии нарушения прав ребенка - инвалида.
Между тем, суд кассационной инстанции считает, что выводы суда апелляционной инстанции сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию правовым социальным государством, которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, установления пособий и иных гарантий социальной защиты (часть 1 статьи 1; статьи 7 и 18; части 1 и 2 статьи 19; часть 1 статьи 21).
Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности образования призваны обеспечить равенство прав граждан в этой сфере независимо от социально-экономических и иных различий между ними. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, каждый ребенок в силу статьи 19 Конституции Российской Федерации имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные организации (Постановление от 15 мая 2006 года N 5-П).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесены к вопросам местного значения муниципального района (пункт 11 части 1 статьи 15).
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, и устанавливающим правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяющим правовое положение участников отношений в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены ч. 1 ст. 9 упомянутого закона, к ним относятся в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1).
В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28, п. 2 ч. 2 ст. 34, ст. 37, п. 2 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании организация питания обучающихся является обязанностью образовательного учреждения.
Согласно ст. 17 вышеназванного закона, образование в Российской Федерации может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Форму получения образования и форму обучения выбирают родители (законные представители) ребенка с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) (пункт 1 части 3 статьи 44 Закона об образовании).
Обучение детей, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть организовано образовательными организациями на дому. Основанием для этого является заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей) (часть 5 статьи 41 Закона об образовании).
Статья 79 Закона об образовании устанавливает особенности обучения лиц ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (часть 7).
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2016 года N 07-81 "Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому" дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.
Анализ приведенных норм в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что предоставление бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является одним из условий организации их обучения на дому, предусмотренным федеральным законодательством.
Положениями статей 14, 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены право и обязанности органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать эффективность использования бюджетных средств, определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).
По смыслу положений Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" финансирование деятельности в сфере образования осуществляется различными уровнями бюджета.
В соответствии с п. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования субъекта Российской Федерации могут возникать в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 и п. 5 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно принципам указанного Кодекса, местный бюджет является составной частью финансовой системы Российской Федерации. Исходя из этого недостаточность собственных средств на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, при этом, согласно положениям Конституции Российской Федерации, пункта 4 статьи 5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" субъекты Российской Федерации совместно с Российской Федерацией участвуют в реализации функций социального государства, обязанностей по обеспечению государственных гарантий права на образование. Обязанность создавать социально-экономические условия для получения образования возложена на федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22.06.2017 N 466 утвержден порядок обеспечения отдельных категорий граждан питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, оборудованием, форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием), единовременным денежным пособием и выплаты денежной компенсации (далее - Порядок).
Закон об образовании вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, во всех государственных образовательных организациях Краснодарского края, подведомственных министерству, в частности, для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, организовано бесплатное двухразовое горячее питание в образовательной организации.
Согласно п. 4 указанного Порядка получение компенсационных выплат носит заявительный характер с предоставлением определенных документов.
Учитывая п. 4 Порядка обеспечения отдельных категорий граждан питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, оборудованием, форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием), единовременным денежным пособием и выплаты денежной компенсации, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22.06.2017 N 466, суд апелляционной инстанции установив, что денежная компенсация за питание носит заявительный характер и выплачивается не по факту зачисления обучающегося в образовательную организацию, а по факту обращения родителя (законного представителя) с соответствующим заявлением в образовательную организацию, принимая во внимание отсутствие доказательств обращения законного представителя ФИО1 - ФИО3, в образовательную организацию с заявлением о выплате денежной компенсации за питание за указанный в иске период, а также доказательств, препятствующих обращению за указанной компенсацией, пришел к выводу, что данная выплата не может быть перечислена законному представителю, на основании решения суда, оставив без внимания обстоятельства того, что обязанность по надлежащему информированию о необходимости подачи такого заявления возложена, в том числе, на образовательные организации, которые данную обязанность в отношении ребенка-инвалида ФИО1 не исполнили.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства имеющие значение для дела, верно применил нормы материального и процессуального права, подлежащие применению к отношениям сторон и разрешилспор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, суд кассационной инстанции считает необходимым апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24.08.2022 отменить, оставив в силе решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 31.05.2022.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24.08.2022 отменить.
Решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 31.05.2022 оставить в силе.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е. "адрес"
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.