Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Лавник М.В.
судей: Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1987/2022 (38RS0032-01-2022-001794-24) по иску Шестакова В.П. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный страховой стаж и страховой стаж в гражданской авиации период военной службы, признании права на назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости
по кассационной жалобе Шестакова В.П. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 3 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шестаков В.П, (далее по тексту - Шестаков В.П, истец) обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный страховой стаж и страховой стаж в гражданской авиации период военной службы, признании права на назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Исковые требования мотивированы тем, что 28 апреля 2020 г. истец обратился в Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1, а затем 10 февраля 2022 г. в ГУ- Отделение Пенсионного фонда РФ по Иркутской области с заявлениями о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку полагал, что проработал в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеет страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.
Решением ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области N от 17 февраля 2022 г. истцу отказано в назначении страховой пенсии, в связи с отсутствием стажа, требуемого в соответствии с законодательством, на соответствующих видах работ. В Решении об отказе от 18 мая 2020 г. N33 ответчик указал, что стаж на соответствующих видах работ отсутствует, поскольку составляет 17 лет 03 месяца и 06 дней при требуемом 20 годах, а страховой стаж в гражданской авиации составляет 18 лет 08 месяцев при требуемых 25 годах. В ответ на повторное обращение от 10 февраля 2022 года ответчик указал на невозможность назначить пенсию, в связи с тем, что стаж составляет 18 лет 11 месяцев 7 дней (при требуемых 20 годах), а страховой составил 33 года 02 мес, 22 дня (при требуемых 25 годах). Указание на стаж в системе гражданской авиации в отказе не представлено.
Шестаков В.П. полагает, что ответчик нарушил его право на получение досрочной страховой пенсии, поскольку заявление на назначение страховой пенсии было подано им в связи с тем, что он весь период трудовой деятельности на территории Российской Федерации работал в специальных условиях труда. Также, с учетом профессии имеет специальный стаж, полученный во время службы в Вооруженных силах с 1987 года по 1993 год. Документы, подтверждающие стаж в Вооруженных силах Российской Федерации, были представлены в ПФР, однако в решении об отказе в назначении досрочной пенсии на них не было указания.
Истец просил суд признать незаконным решение ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области N от 17 февраля 2022 г. об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; возложить на ответчика обязанность засчитать период службы в Вооруженных Силах Российской Федерации с 10 августа 1987 г. по 25 апреля 1993 г. в качестве периодов осуществления деятельности в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, учесть их при подсчете стажа гражданской авиации, дающих право на досрочное назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 10 февраля 2022 г.; обязать ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области назначить досрочную страховую пенсию по пункту 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 10 февраля 2022 г.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 21 июня 2022 г. исковые требования удовлетворены. Постановлено признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области от 17 февраля 2022 г. N об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области возложена обязанность включить в страховой стаж в гражданской авиации и специальный страховой стаж Шестакова В.П, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период службы в Вооруженных Силах Российской Федерации с 10 августа 1987 г. по 25 апреля 1993 г.
Признано право Шестакова В.П. на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" на момент обращения за ее назначением 10 февраля 2022 г.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области возложена обязанность назначить Шестакову В.П. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 10 февраля 2022 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 3 октября 2022 г. решение Кировского районного суда г. Иркутска от 21 июня 2022 г. по данному делу отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Шестакова В.П. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности учесть периоды военной службы в качестве периодов работы в инженерно-техническом составе по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости отказать.
Шестаковым В.П. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 3 октября 2022 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанного судебного постановления, как незаконного.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Как установлено судами и следует из материалов, в системе обязательного пенсионного страхования Шестаков В.П. зарегистрирован 27 августа 1998 г. На индивидуальном лицевом счете застрахованного лица имеются сведения о прохождении Шестаковым В.П. службы в Вооруженных Силах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Согласно записям в трудовой книжке на имя истца, дата заполнения ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Шестаков В.П. проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
По сведениям из военного билета на имя Шестакова В.П, справки военного комиссариата Октябрьского и Правобережного административных округов города Иркутск Иркутской области от 23 января 2020 г. "данные изъяты"
Согласно справке ФКУ "Военный комиссариат Иркутской области" от 13 августа 2019 г. N N Шестаков В.П. получателем пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации не является.
ФИО1 обратился 28 апреля 2020 г. в Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - Центр установления пенсий ПФР в Иркутской области N от 18 мая 2020 г. N Шестакову В.П. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на работах по непосредственному оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и страхового стажа в гражданской авиации. В стаж на соответствующих видах работ Шестакова В.П. по пункту 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" включены периоды работы в ГП "Аэропорт "Иркутск", ЗАО "Восточно- Сибирская топливная компания", Иркутский авиационный завод - филиал ПАО "Научно-производственная корпорация "Иркут", продолжительность специального стажа составила 17 лет 3 месяца 6 дней при требуемом стаже 20 лет. Страховой стаж в гражданской авиации составил 18 лет 8 месяцев 00 дней при требуемом 25 лет. Страховой стаж составил 31 год 06 месяцев 18 дней.
10 февраля 2022 г. Шестаков В.П. обратился в ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Иркутской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Иркутской области N от 17 февраля 2022 г. N Шестакову В.П. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Согласно решению ГУ - Отделение ПФР по Иркутской области в стаж на соответствующих видах работ Шестакова В.П. по пункту 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" включены периоды работы в ГП "Аэропорт "Иркутск", ЗАО "Восточно-Сибирская топливная компания", Иркутский авиационный завод - филиал ПАО "Научно-производственная корпорация "Иркут", продолжительность специального стажа по пункту 15 части 1 ст. 30 ФЗ N 400-ФЗ составила 18 лет 11 месяцев 7 дней при требуемом стаже 20 лет. Страховой стаж составил 33 года 2 месяца 22 дня. Спорный период службы истца в Вооруженных Силах РФ с 10 августа 1987 г. по 25 апреля 1993 г. не подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ по пункту 15 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", предусмотренных действующим законодательством, регулирующих досрочное пенсионное обеспечение.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 4, 8, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", исходя из того, что правовое регулирование в спорные периоды не уточняло виды авиации, суд первой инстанции пришел к выводу о включении спорных периодов службы истца в Вооруженных Силах Российской Федерации в специальный трудовой стаж истца в соответствии с пунктом 4 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459, в соответствии с которым в выслугу лет работникам летного состава засчитывается время службы в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР и работа в должностях летно-испытательного состава. Поскольку с учетом признанных пенсионным органом периодов работы истца (18 лет 11 месяцев 7 дней) и периода военной службы, зачтенного в стаж гражданской авиации решением суда (5 лет 8 месяцев 15 дней) у истца имеется необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" стаж на соответствующих видах работ, суд первой инстанции возложил на пенсионный орган обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции не согласился, указав на то, что судом первой инстанции не было учтено, что справка военного комиссариата Октябрьского и Правобережного административных округов города Иркутск Иркутской области от 23 января 2020 г. N, согласно которой Шестаков В.П. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ, и представленные им доказательства не подтверждают, что в спорный период истец занимал должности, которые относятся к должностям инженерно- технического состава на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов, должностям летного состава как не подтверждает указанная справка и тех обстоятельств, что истец был занят полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно - исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации, для их включения в стаж по пункту 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В соответствии с частями 2 - 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление N665).
В соответствии с подпунктом "з" пункта 1 Постановления N665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации и инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяются соответственно - Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", и Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года N459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением" (далее - Список N459).
В силу пункта 3 постановления N665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ, осуществляется с применением, в частности, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Правила N537). При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в пунктах 13 - 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ применяются соответствующие положения:
пунктов 9 и 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 11 декабря 1987 года N1412 "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации", - для исчисления периодов соответствующей работы, имевшей место до 1 января 1992 г.;
Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года N459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением", - для исчисления периодов соответствующих работ, имевших место до 1 января 2002 года (далее - Правила N459).
В пункте 1 названного Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР N1412 от 1 декабря 1987 г. указано, что пенсии за выслугу лет назначаются работникам летного (летно-испытательного) состава, работникам, осуществляющим управление воздушным движением, и работникам инженерно-технического состава независимо от ведомственной подчиненности предприятий, учреждений и организаций, в которых они работают.
Пунктами 9, 11 Постановления Совмина СССР от 11 декабря 1987 года N1412 "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации" (вместе с "Положением о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава") предусмотрено, что пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются: начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации.
Пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются: мужчинам по достижении возраста 55 лет при общем стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет в указанных должностях; женщинам по достижении возраста 50 лет при общем стаже работы в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет в указанных должностях.
В выслугу лет работникам инженерно-технического состава засчитывается также время работы в должностях летного (летно-испытательного) состава, дающих право на пенсию за выслугу лет (пункт 11).
Пунктом 2.3.3 Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 8 апреля 1985 г. N77 (действовал с 1 декабря 1985 г. и утратил силу с 9 ноября 2009 г. в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 6 ноября 2009 г. N198), к летному составу экипажа были отнесены лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы.
Пунктом 3 Правил N537 определено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, засчитываются периоды работы в гражданской авиации в должностях, предусмотренных Списком N459, а также периоды работы в указанных должностях в государственной и экспериментальной авиации.
Согласно статье 20 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.
В силу пункта 1 статьи 22 Воздушного кодекса Российской Федерации к государственной авиации относится государственная военная авиация, используемая для решения задач в области обороны Российской Федерации Вооруженными Силами Российской Федерации, привлекаемыми в этих целях другими войсками, воинскими формированиями и органами.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 мая 2008 г. N290 "О зачете на льготных условиях службы на летной работе летному составу государственной авиации в выслугу лет для назначения пенсии" (утратил силу в связи с изданием приказа Минобороны России от 19 мая 2020 г. N220), изданным в развитие постановления Совета Министров от 22 сентября 1993 г. N941, утвержден Перечень должностей летного состава государственной авиации, служба на которых подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях. Этим Перечнем предусмотрен, в том числе, бортовой авиационный техник (всех наименований и специальностей).
Аналогичные положения содержатся в Условиях зачета службы на летной работе летному составу государственной авиации в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденных Приказом Министра обороны Российской обороны от 19 мая 2020 г. N220.
Статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определены задачи гражданского судопроизводства. В соответствии с данной нормой задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.
Частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, конкретизирующей положения части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, установлено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (часть 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В развитие указанных принципов гражданского судопроизводства часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в судебном акте, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (части 1, 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункты 1 - 3 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что в целях принятия законного и обоснованного решения суд при разрешении спора по существу должен, исходя из предмета и основания заявленных истцом требований, возражений ответчика на эти требования, определить, какие законы и иные нормативные акты следует применить по данному делу, и с учетом этого определить предмет доказывания по делу, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, распределить бремя доказывания этих обстоятельств между сторонами спора на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон, в случаях, установленных статьей 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оказать содействие сторонам спора в истребовании доказательств по делу, оценить доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, по правилам, установленным статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении суда, приведя мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Приведенные выше требования процессуального закона в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Апелляционное определение положениям приведенных норм процессуального закона не соответствуют.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда указала на отсутствие доказательств того, что в спорный период истец занимал должности, которые относятся к должностям инженерно-технического состава на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судом на условиях занятости полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятия, в объединениях, летно-испытательных подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР, а также на отсутствие доказательств замещения истцом в спорный период должностей, которые возможно отнести к летному составу.
Однако, указанные выводы сделаны судом без учета положений вышеприведенных правовых норм материального права, регулирующих спорные правоотношения в их совокупности и взаимосвязи, а также без установления юридически значимых обстоятельств по делу.
С учетом приведенного правового регулирования, юридически значимыми обстоятельствами по данному делу являлись: факт прохождения истцом военной службы в период с в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности работника инженерно-технического состава на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов; установление характера работы выполняемой истцом в спорный период - выполнялась ли истцом работа по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации; осуществлялась ли истцом работа в должностях летного состава в спорный период.
При этом необходимо учитывать, что периоды работы, протекавшие до 1 января 1992 г, подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки в части постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий, организаций носила стабильный характер.
Кроме того, судом апелляционной инстанции не дана оценка данным летной книжки истца, не приведены мотивы, по которым отклонены выводы суда первой инстанции о характере службы истца в спорный период, сделанные на основе оценки совокупности доказательств по делу: военного билета истца, летной книжки, удостоверения личности АД N, справки военного комиссариата (Октябрьского и Правобережного административных округов города Иркутск Иркутской области) от 23 января 2020 г. N.
Кроме того, в силу положений пункта 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 11 декабря 1987 года N1412 "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации" пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований.
Также судом апелляционной инстанции не дана оценка фактическим обстоятельствам дела с учетом положений Условий зачета службы на летной работе летному составу государственной авиации в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденных Приказом Министра обороны Российской обороны от 19 мая 2020 г. N220, содержащих указание на зачет службы в должности бортового авиационного техника (всех наименований и специальностей) в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условия, а также указания в справке (Октябрьского и Правобережного административных округов города Иркутск Иркутской области) от 23 января 2020 г. N 2/11 и летной книжке на должность истца как старшего бортового авиационного техника и старшего бортового техника корабля соответственно.
Кроме того, судом апелляционной инстанции при разрешении данного спор вышеуказанные нормы материального права применены без учета положений статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ, которая не исключает возможность зачета в страховой стаж наряду с периодами, предусмотренными статьей 11 названного закона, периодов прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", принимая во внимание, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с работой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, а также того обстоятельства, что истец получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации не является (что ответчиком не оспаривалось).
Таким образом, указанные юридически значимые обстоятельства судом апелляционной инстанции в полном объеме определены и установлены не были, предметом исследования и оценки суда в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись и, соответственно, надлежащей правовой оценки с учетом норм материального права регулирующих спорные правоотношения не получили.
При изложенных обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 3 октября 2022 г, нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены в указанной части и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 3 октября 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Иркутский областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.