Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2043/2022 (УИД 02RS0001-01-2021-006500-73) по иску Андреевой Екатерины Леонидовны к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Алтай" о признании права на получение пенсии по выслуге лет, возложении обязанности произвести доплату, по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Алтай" на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 23 августа 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 11 января 2023 г.
по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу" на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 23 августа 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 11 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения представителя Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Алтай" по доверенности Костенко Юлии Федоровны, поддержавшей доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Андреева Екатерина Леонидовна (далее по тексту - Андреева Е.Л, истец) обратилась в Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Алтай" (далее по тексту - ФКУ "Военный комиссариат Республики Алтай", ответчик) о признании права на получение пенсии по выслуге лет с учетом трудового стажа с момента увольнения с военной службы, а именно с 15 сентября 2013 г, обязании произвести доплату пенсии по выслуге лет с 15 сентября 2013 г. по 7 октября 2018 г. в размерах окладов денежного содержания на момент принятия судебного решения.
Определением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 31 августа 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу" (далее по тексту - ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу").
Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 29 сентября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 2 февраля 2022 г, исковые требования Андреевой Е.Л. оставлены без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14 июля 2022 г. решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 29 сентября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 2 февраля 2022 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 23 августа 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 11 января 2023 г, исковые требования Андреевой Е.Л. удовлетворены частично. За Андреевой Е.Л. признано право на получение пенсии по выслуге лет с учетом трудового стажа с момента увольнения с военной службы, с 15 сентября 2013 г. На ФКУ "Военный комиссариат Республики Алтай" возложена обязанность произвести Андреевой Е.Л. доплату пенсии по выслуге лет за период с 15 сентября 2013 г. по 6 октября 2018 г. в размерах окладов денежного содержания на момент принятия судебного решения. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
ФКУ "Военный комиссариат Республики Алтай" обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 23 августа 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 11 января 2023 г, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы ФКУ "Военный комиссариат Республики Алтай" указало на незаконность и необоснованность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, принятых с нарушением норм материального права. Поскольку в материалах личного дела, а именно: в послужном списке Андреевой Е.Л, составленном на основании представленных ею документов, в разделе II "Самостоятельная трудовая деятельность до службы в Вооруженных Силах СССР" не содержалось информации о работе в период с 5 октября 1999 г..по 31 декабря 1999 г..; в автобиографиях от 13 ноября 2000 г, от 9 ноября 2004 г, от 3 апреля 2006 г..Андреевой Е.Л. указано, что в период с 1994 г..по 2000 г..она являлась домохозяйкой; в трудовой книжке также отсутствовала запись в данный период, то у органов военного управления отсутствовали законные основания устанавливать персональные данные Андреевой Е.Л. о ее жизни и трудовой деятельности до поступления Андреевой Е.Л. на военную службу. На момент увольнения (15 сентября 2013 г..) Андреевой Е.А. с военной службы количество полных лет выслуги на пенсию составило 21 год 5 месяцев 28 дней (11 лет 2 месяца 6 дней - календарная выслуга, 10 лет 3 месяца 22 дня - трудовой стаж), с расчетом выслуги лет военнослужащая Андреева Е.Л. была согласна, о чем свидетельствует запись на обороте расчетного листа 4 апреля 2012 г..При обращении Андреевой Е.Л. в 2014 г..за перерасчетом выслуги лет должностными лицами военного комиссариата были приняты все меры по реализации права истца на пенсию за выслугу лет с учетом трудового стажа. При повторном перерасчете выслуги лет права на пенсию по выслуге лет с учетом трудового стажа у Андреевой Е.Л. также не возникло, и с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет Андреева Е.Л. в пенсионный орган военного комиссариата не обращалась.
Андреева Е.Л. при возможном приобретении статуса получателя пенсии за выслугу лет с 15 сентября 2013 г..действовала недобросовестно, скрывая на протяжении длительного периода времени (19 лет) факт работы у индивидуального предпринимателя. Поскольку пенсия за выслугу лет Андреевой Е.Л. назначена пенсионным органом военного комиссариата Республики Алтай своевременно 24 января 2020 г..по ее заявлению, а также произведен перерасчет пенсии согласно требованиям законодательства Российской Федерации, вины органа, назначившего пенсию Андреевой Е.Л, не имеется. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу" обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 23 августа 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 11 января 2023 г, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу" указало, что при рассмотрении спора суды неверно квалифицировали и расширительно истолковали положения законодательства, регулирующего правоотношения прохождения военной службы, исчисления выслуги лет и назначения пенсии военнослужащим. Главным препятствием в длительном не назначении пенсии Андреевой Е.Л. явилось ничем не мотивированное умолчание о важном юридически значимом факте в её биографии - работе в коммерческой структуре, о чем она обязана была предоставить сведения. Только 7 октября 2019 г. Андреева Е.Л. обратилась в военный комиссариат Алтайского края с заявлением о перерасчете выслуги лет с учетом трудового стажа за период с 5 октября 1999 г. по 31 декабря 1999 г. у ИП Руновой М.В, предоставив выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 17 июля 2019 г. Суд в решении не указал норму материального права, по которой на военный комиссариат возложена обязанность истребовать сведения в отношении бывших военнослужащих из Пенсионного фонда Российской Федерации и не выяснил у Андреевой Е.Л, кто ей посоветовал обратиться в Пенсионный фонд Российской Федерации за соответствующей выпиской и при каких обстоятельствах, а главное по какой причине она неоднократно, когда от нее требовалось дать достоверные сведения о ее деятельности до службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, она длительное время умалчивала о работе в коммерческой организации. Андреева Е.Л. неправомерно воспользовалась правом отказа в предоставлении достоверной информации представителям органам военного управления (в войсковой части при неоднократном составлении биографий, в военном комиссариате при собеседовании) о работе в коммерческой организации, тем самым причинила впоследствии своим действием (бездействием) ущерб Вооруженным Силам Российской Федерации. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Неявка неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Андреева Е.Л. в период с 16 ноября 2000 г. по 15 сентября 2013 г. проходила военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Приказом министра обороны Российской Федерации от 28 августа 2013 г. N Андреева Е.Л. уволена с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе") и исключена из списков личного состава части с 15 сентября 2013 г.
27 января 2012 г. Управлением финансового обеспечения Министерства обороны по Свердловской области произведен расчет выслуги лет Андреевой Е.Л. на пенсию с учетом трудового стажа, согласно которому количество полных лет выслуги на пенсию составило 21 год 5 месяцев 28 дней. С расчетом истец была ознакомлена 4 апреля 2012 г.
На момент увольнения с военной службы общий трудовой стаж Андреевой Е.Л. составлял 21 год 5 месяцев 28 дней, вместо необходимых 25 календарных лет.
31 января 2014 г. Андреева Е.Л. обратилась в военный комиссариат Алтайского края с заявлением о перерасчете выслуги лет, предоставив справку ф. 32 военного комиссариата Алтайского края по г. Новоалтайску и Первомайскому району от 31 января 2014 г. N, согласно которой Андреева Е.Л. являлась супругой военнослужащего Б, проживала вместе с ним в период прохождения им военной службы по контракту, с 20 октября 1987 г. по 19 мая 1991 г. не работала в связи с отсутствием возможности трудоустройства. На основании данной справки произведен перерасчет выслуги лет, которая составила 24 года 10 месяцев 29 дней.
7 октября 2019 г. Андреева Е.Л. обратилась в военный комиссариат Алтайского края с заявлением о перерасчете выслуги лет с учетом трудового стажа в период с 5 октября 1999 г. по 31 декабря 1999 г. (2 месяца 27 дней) у ИП Руновой М.В, предоставив выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 17 июля 2019 г.
14 ноября 2019 г. Управлением финансового обеспечения Министерства обороны России по Центральному военному округу произведен перерасчет выслуги лет, согласно которому общая выслуга лет Андреевой Е.Л. составила 25 лет 1 месяц 28 дней.
Андреева Е.Л. обратилась в военный комиссариат Усть-Канского района Республики Алтай с заявлением о назначении пенсии, которая ей была назначена с 24 января 2020 г.
17 апреля 2020 г. N военным комиссариатом Республики Алтай Андреевой Е.Л. было направлено письмо с ответом заместителя начальника Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу от 26 февраля 2020 г. по вопросу доплаты пенсии за выслугу лет за прошлое время, в соответствии с которым произведен перерасчет размера пенсии по выслуге лет за период с 7 октября 2018 г. по 23 января 2020 г. в сумме 178 948, 11 рублей, то есть со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Андреева Е.Л, указав, что она не реализовала право на пенсию с учетом трудового сажа по вине ответчика, поскольку им не были запрошены сведения о состоянии ее индивидуального лицевого счета из Пенсионного фонда Российской Федерации при ее увольнении с военной службы, ответчик должен устранить допущенное нарушение и выплатить ей пенсию с момента увольнения с военной службы, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установив в ходе судебного разбирательства обстоятельства отсутствия вины пенсионного органа в задержке перерасчета пенсии, поскольку перерасчет произведен с учетом представленных по заявлению Андреевой Е.Л. дополнительных документов, пришел к выводу об отсутствии оснований для перерасчета размера пенсии и взыскании задолженности по пенсионным выплатам за период с 15 сентября 2013 г. по 7 октября 2018 г.
Проверяя законность судебных постановлений в кассационном порядке, указав, что в результате неправильного применения норм материального права, судами не установлено соблюдения военным комиссариатом обязанности по проведению гражданам, уволенным с военной службы, информационной работы по вопросам правового регулирования их пенсионного обеспечения, не установлено производил ли пенсионный орган соответствующие запросы выписки из лицевого счета застрахованного лица о периодах работы истца, предлагал ли истцу представить такие сведения, разъяснял ли нормы действующего законодательства о праве на пенсионное обеспечение по выслуге лет и необходимом пакете документов, суды не дали надлежащей правовой оценки в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным отношениям, в частности части 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, доводам истца о том, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, в связи с чем выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для перерасчета пенсии истцу с момента увольнения являются неправомерными, сделаны с нарушением норм материального и процессуального права при формальном подходе к рассмотрению настоящего дела, связанного с правом гражданина на пенсионное обеспечение, что недопустимо при разрешении спора такой категории, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции определением от 14 июля 2022 г. отменила решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 29 сентября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 2 февраля 2022 г, дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г..N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г..N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г..N 1609, Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 г..N 1132, исходил из того, что обязанность по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, возложена на Министерство обороны Российской Федерации, в рамках исполнения которых Министерство обороны Российской Федерации через свои территориальные органы - военные комиссариаты - в числе прочего осуществляет пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также реализацию мер правовой и социальной защиты названных лиц, в том числе проводит информационную работу по этим вопросам.
Следовательно, граждане, уволенные с военной службы, при обращении в военный комиссариат по вопросам пенсионного обеспечения имеют право на получение от этого органа в соответствии с установленными нормативными предписаниями разъяснений их прав, в том числе информации об их пенсионных правах (включая право на получение надбавки к пенсии за выслугу лет), и этому праву корреспондирует обязанность органов военного комиссариата в целях правовой и социальной защиты указанных лиц провести с ними информационную работу по вопросам правового регулирования их пенсионного обеспечения. В случае невыполнения пенсионным органом (военным комиссариатом) названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, уволенного с военной службы, в пенсионный орган с заявлением о назначении надбавки к пенсии за выслугу лет данный гражданин имеет право на выплату неполученной надбавки к пенсии за выслугу лет за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Установив из информации ГУ - ОПФР по Республике Алтай от 19 августа 2022 г, что по сведениям индивидуального лицевого счета Андреевой Е.Л. данные о периоде работы с 5 октября 1999 г. по 31 декабря 1999 г. представлены страхователем - ИП Руновой М.В, состоящей на учете в ОПФР по Алтайскому краю, 17 июля 2001 г, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что пенсионный орган производил запросы соответствующих сведений из лицевого счета застрахованного лица, предлагал Андреевой Е.Л. представить такие сведения, суд пришел к выводу о наличии оснований для признания за Андреевой Е.Л. права на получение пенсии за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, с момента увольнения с военной службы, а именно с 15 сентября 2013 г, и возложил на ответчика обязанность произвести Андреевой Е.Л. доплату пенсии по выслуге лет за период с 15 сентября 2013 г. по 6 октября 2018 г, поскольку день 7 октября 2018 г. уже был включен в период перерасчета размера пенсии по выслуге лет.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился, указав, что выводы суда соответствуют нормам материального права и установленным судом обстоятельствам.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика о заявительном порядке предоставления информации о наличии трудового стажа, как не имеющие правового значения, суд апелляционной инстанции указал, что реализации права пенсионера на перерасчет выслуги лет, в данном случае, препятствовало бездействие пенсионного органа, который в нарушение возложенных на него законом обязанностей по информированию пенсионера о его пенсионных правах, не предоставил истцу указанную информацию, чем лишил права на своевременное назначение и получение пенсии. В данном случае, даже при отсутствии в личном деле истца информации о трудоустройстве в период с 5 октября 1999 г. по 31 декабря 1999 г, военный комиссариат не был лишен возможности произвести запросы соответствующих сведений из лицевого счета застрахованного лица, предложить Андреевой Е.Л. представить такие сведения. Не исполнение ответчиком, как территориальным пенсионным органом, обязанности по предоставлению пенсионеру информации о его правах, повлекло нарушение пенсионных прав истца на своевременное получение пенсии по вине пенсионного органа.
Поскольку на момент увольнения истца с военной службы 15 сентября 2013 г, последняя достигла возраста 45 лет, с учетом включенных периодов с 20 октября 1987 г. по 19 мая 1991 г, с 5 октября 1999 г. по 31 декабря 1999 г, имела общий трудовой стаж в размере 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляла военная служба, суд апелляционной инстанции согласился с обоснованностью вывода суда о наличии у Андреевой Е.Л. права на получение пенсии с 15 сентября 2013 г, с возложением на пенсионный орган обязанности произвести Андреевой Е.Л. доплату пенсии по выслуге лег за период с 15 сентября 2013 г. по 6 октября 2018 г, то есть, за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Пенсионное обеспечение по линии Министерства обороны Российской Федерации осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее по тексту - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, наименование закона приведено на момент увольнения истца со службы).
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I определен круг лиц, на которых распространяется действие данного закона. В их числе названы лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, и семьи этих лиц (здесь и далее нормы Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I приведены в редакции, действующей на день увольнения истца).
Частью 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I определено, что лицам, указанным в статье 1 этого закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
В силу пункта "б" части1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 этого закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Пунктом "а" части 1 статьи 11 и статьей 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I определено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" (далее по тексту - Положение о Министерстве обороны Российской Федерации), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В числе основных задач Министерства обороны Российской Федерации обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (подпункт 9 пункта 3 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
В целях выполнения этих задач Министерство обороны Российской Федерации реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (подпункт 43 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации), организует пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 44 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) (пункт 5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент обращения увольнения истца).
Пунктом 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609 (далее по тексту - Положение о военных комиссариатах), определено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основными задачами военных комиссариатов в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты являются осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 39 пункта 17 Положения о военных комиссариатах), реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам (подпункт 40 пункта 17 Положения о военных комиссариатах).
Ранее действующим правовым регулированием (пункты 2, 6, подпункты 40, 41 пункта 11 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 г. N 1132) военным комиссариатам предписывалось выполнение аналогичных задач в сфере пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Согласно части 1 статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I лица, указанные в статье 1 этого закона (в частности, лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств), и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации.
По общему правилу, установленному пунктом "а" части 1 статьи 53 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, лицам, указанным в статье 1 названного закона, пенсии в соответствии с этим законом назначаются со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении.
Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления (часть 1 статьи 54 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
В соответствии с частью 2 статьи 54 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I в случаях, если к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в части первой данной статьи.
По смыслу приведенных норм, назначение пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера и приложенных к нему необходимых документов. При этом, если заявитель приложил к заявлению не все необходимые документы, то пенсионный орган должен ему разъяснить, какие документы следует представить дополнительно.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (часть 2 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
Частью 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I установлено, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 этого постановления).
Исходя из изложенного обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, возложены на Министерство обороны Российской Федерации, в рамках исполнения которых Министерство обороны Российской Федерации через свои территориальные органы - военные комиссариаты - в числе прочего осуществляет пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также реализацию мер правовой и социальной защиты названных лиц, в том числе проводит информационную работу по этим вопросам.
Следовательно, граждане, уволенные с военной службы, при обращении в военный комиссариат по вопросам пенсионного обеспечения имеют право на получение от этого органа в соответствии с установленными нормативными предписаниями разъяснений их прав, в том числе информации об их пенсионных правах (включая право на получение надбавки к пенсии за выслугу лет), и этому праву корреспондирует обязанность органов военного комиссариата в целях правовой и социальной защиты указанных лиц провести с ними информационную работу по вопросам правового регулирования их пенсионного обеспечения.
В случае невыполнения пенсионным органом (военным комиссариатом) названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, уволенного с военной службы, в пенсионный орган с заявлением о назначении надбавки к пенсии за выслугу лет данный гражданин имеет право на выплату неполученной надбавки к пенсии за выслугу лет за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В противном случае будут нарушены цели и задачи социального государства, основанные в том числе на конституционных принципах справедливости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, и не обеспечена защита интересов граждан, уволенных с военной службы, которые вправе рассчитывать на осуществление уполномоченными органами пенсионного обеспечения на основе строгого исполнения законодательных предписаний, внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии, а также на выполнение со стороны этих органов возложенных на них обязанностей по информированию граждан об их пенсионных правах, с тем чтобы гражданин, уволенный с военной службы, мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Разрешая при новом рассмотрении спор и удовлетворяя исковые требования Андреевой Е.Л. суды первой и апелляционной инстанций исследовали необходимые юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к установленным обстоятельствам нормы материального права, пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для признания за Андреевой Е.Л. права на пенсионное обеспечение по выслуге лет с 15 сентября 2013 г, с возложением на ответчика обязанности выплатить Андреевой Е.Л. пенсионное обеспечение за период с 15 сентября 2013 г. по 6 октября 2018 г, поскольку на дату увольнения у нее имелась выслуга, необходимая для назначения пенсии по выслуге лет, которая не была назначена ей по вине должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации.
Поскольку при новом рассмотрении обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом указаний суда кассационной инстанции, нарушений судами норм материального и процессуального права не допущено, у судебной коллегии отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений.
Доводы кассационных жалоб сводятся к несогласию с выводами судов и не указывают на обстоятельства, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений либо опровергали выводы судов, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 23 августа 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 11 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Алтай", кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу" - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.