Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Бибеевой С.Е, Байбакова М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сысоевой Людмилы Владимировны к государственному бюджетному учреждению здравоохранения г. Москвы "Городская клиническая больница имени В.П. Демихова Департамента здравоохранения г. Москвы", Государственному учреждению Московское отделение фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании выплат стимулирующего характера за дополнительную нагрузку, взыскании специальных социальных выплат, взыскании компенсации морального вреда (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 02-0203/2022)
по кассационной жалобе Сысоевой Людмилы Владимировны на решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 9 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 7 декабря 2022 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, Сысоевой Людмилы Владимировны и ее представителя ФИО13, поддержавших доводы жалобы, представителя Государственного учреждения Московского отделения фонда социального страхования Российской Федерации ФИО16, возражавшей против доводов жалобы, представителя государственного бюджетного учреждения здравоохранения г. Москвы "Городская клиническая больница имени В.П. Демихова Департамента здравоохранения г. Москвы" ФИО14 и ФИО15, возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сысоева Л.В. обратилась в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения г. Москвы "Городская клиническая больница имени В.П. Демихова Департамента здравоохранения г. Москвы" (далее - ГБУЗ г. Москвы "ГКБ им. В.П. Демихова ДЗМ"), Государственному учреждению Московское отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ Московское отделение фонда социального страхования РФ), с учетом уточнения исковых требованиях просила взыскать с ГБУЗ г. Москвы "ГКБ им. В.П. Демихова ДЗМ" выплаты стимулирующего характера за дополнительную нагрузку с 30.01.2020, которые установлены медработникам, оказывающим помощь пациентам с коронавирусной инфекцией и лицам из групп риска заражений начиная со дня оказания медицинской организацией медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на нее; с ГУ Московское отделение фонда социального страхования РФ специальные социальные выплаты начиная с 01.11.2020, а также компенсацию морального вреда с обоих ответчиков за нарушение прав, установленных трудовым законодательством.
В обоснование исковых требований истец указала, что работает в Филиале ГБУЗ г. Москвы "ГКБ им. В.П. Демихова ДЗМ" "Поликлиническое отделение "Капотня" адрес: 109429, г. Москва, район Капотня, 3-й квартал, д. 27, в должности врача-терапевта в соответствии с трудовым договором б/н от 13.12.2005, в редакции трудового договора от 21.04.2015, и ведет прием пациентов в качестве дежурного врача. С момента начала пандемии оказывает медпомощь пациентам с диагнозом COVID-19. При этом за спорные периоды работодателем не были произведены стимулирующие выплаты, предусмотренные Постановлением Правительства Москвы N 343-ПП от 06 апреля 2020 года "О дополнительных мерах материального стимулирования работников медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию", а ГУ - МРО ФСС РФ - специальные социальные выплаты, установленные Постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 г. N 1762 "О государственной поддержке в 2020-2021 годах медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращенияновой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" - 2430 рублей за одну нормативную смену, в связи с чем образовалась вышеуказанная задолженность. Действия ответчиков истец полагает незаконными, нарушающими ее трудовые права и причинившими моральный вред.
Решением Кузьминского районного суда г. Москвы от 9 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 7 декабря 2022 года, в удовлетворении исковых требований Сысоевой Людмилы Владимировны отказано.
В кассационной жалобе Сысоева Л.В. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, судом неправильно оценены доказательства; ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении. Указывает, что она в период работы контактировала с пациентами, имеющими заболевание COVID-19, однако никаких дополнительных выплат не получала.
На кассационную жалобу поступили возражения ГБУЗ г. Москвы "ГКБ им. В.П. Демихова ДЗМ" и ГУ Московское отделение фонда социального страхования РФ, в которых содержится просьба оставить обжалуемые судебные постановления без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец работает в Филиале ГБУЗ г. Москвы "ГКБ им. В.П. Демихова ДЗМ" "Поликлиническое отделение "Капотня" адрес: 109429, г. Москва, район Капотня, 3-й квартал, д. 27, в должности врача-терапевта в соответствии с трудовым договором б/н от 13.12.2005 г, в редакции трудового договора от 1.02.2017 г. (л.д. 29 том 2). Работа истца не связана с вредными и (или) опасными условиями труда; класс труда - 2, специально созданные облегченные условия труда для инвалида, на основании ИПР, с изменением объема работы по должностной инструкции, о чем указано в последнем дополнении к трудовому договору. Также в последнем дополнительном соглашении к трудовому договору истца указано на то, что истцу не установлена доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, иными особыми условиями труда.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался статьями 21, 22, 67, 129, 132, 135 Трудового кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании с ГБУЗ г. Москвы "ГКБ им. В.П. Демихова ДЗМ" стимулирующих выплат, предусмотренных Постановлением Правительства Москвы N 343-ПП от 06.04.2020, и взыскании с ГУ - МРО ФСС РФ специальных социальных выплат, установленных Постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762, суд первой инстанции исходил из того, что истец непосредственно медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не оказывала, а также не контактировала с пациентами с установленным диагнозом COVID-19, то есть работала в обычном режиме.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда, суд правильно исходил из того, что основанием такой компенсации являются факты нарушения прав истца, неправомерные действия ответчиков. Указанные обстоятельства в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
В силу части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, абзаца 5 части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2020 г. N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации", вступившим в силу с 1 ноября 2020 года, специальные социальные выплаты прямо предусмотрены, в том числе для врачей и медицинского персонала, как оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, так и не оказывающих медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной COVID-19, но контактирующих с пациентами с установленным диагнозом COVID-19. Также внесены изменения во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признаны утратившими силу отдельные акты Правительства Российской Федерации", утверждены "Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020-2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правила определяют порядок и условия осуществления специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3 Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что право на получение специальной социальной выплаты, помимо медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), имеют медицинские работники, которые непосредственно оказанием медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не занимаются, но при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Из изложенного следует, что предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 выплаты производятся конкретным указанным в данных нормативных правовых актах категориям работников (медицинским работникам и иным категориям работников), в должностные обязанности которых входит оказание медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) либо они при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), что должно быть подтверждено в установленном порядке.
6 апреля 2020 года принято постановление Правительства Москвы N 343-ПП "О дополнительных мерах материального стимулирования работников медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию".
В соответствии с постановлением Правительства Москвы N 343-ПП от 06 апреля 2020 года "О дополнительных мерах материального стимулирования работников медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию" с момента начала оказания медицинской организацией медицинской помощи в стационарных условиях пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию в городе Москве медицинским работникам с высшим медицинским образованием (врачам) в амбулаторных условиях должны выплачивать стимулирующие выплаты.
Согласно Письму Минздрава России от 21 мая 2020 г. N 16-3/И/1-6965 выплаты стимулирующего характера за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 415 осуществляются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс (COVID-19) в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 373.
Также указанные выплаты получают медицинские работники, контактирующие в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом (COVID-19), и работа которых связана с биоматериалом, зараженным COVID-19, в том числе: врачи-рентгенологи; врачи-патологоанатомы; врачи-эпидемиологи; помощники врачей-эпидемиологов; медицинские работники клинико-диагностических лабораторий; средний медицинский персонал, работающий с указанными выше врачами-специалистами.
Стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484 полагаются медицинским работникам стационарных подразделений, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19, а также медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе транспортных организаций, работающих в указанных бригадах для оказания (участия в оказании) медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
По смыслу приведенных нормативных актов для медицинских работников предусмотрены два вида выплат стимулирующего характера: за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией; выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Пунктом 1 и пунктом 22 "Методических рекомендаций по установлению выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, непосредственно оказывающим медицинскую помощь (обеспечивающим условия для оказания медицинской помощи) пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию" (Приложение N 1 к Приказу Департамента здравоохранения г. Москвы от 08.05.2020 N 508 "О дополнительных мерах материального стимулирования работников медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию") определены размеры, порядок и условия установления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, непосредственно оказывающим медицинскую помощь (обеспечивающим условия для оказания медицинской помощи) пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию.
Стимулирующие выплаты устанавливаются медицинскому персоналу амбулаторных КТ-центров медицинских организаций, а также работникам медицинских организаций, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам в амбулаторных условиях, осуществляющим выявление заболевших и медицинское наблюдение на дому (по месту пребывания) за состоянием здоровья пациентов (врачам) в размере 70000 рублей в месяц.
Первоначальная и последующие редакции Приказа N 508 содержат условие оказания непосредственно медицинской помощи пациентам в амбулаторных условиях, осуществляющим выявление заболевших и медицинское наблюдение на дому (по месту пребывания).
Приказом Минздрава России от 19.03.2020 N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" (далее - Приказ N 198н) утвержден "Временный порядок организации работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара, в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" (Приложение N3 к Приказу N198н), пунктом 1.4 в первой редакции которого предписано обеспечивать "прием через приемно-смотровые боксы и фильтр-боксы пациентов с симптомами ОРВИ, а также схемы дальнейшей маршрутизации пациентов в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях". В последней редакции от 23.03.2021г. указано обеспечивать "контроль приема медицинскими организациями пациентов с симптомами ОРВИ: несовершеннолетних - в приемно-смотровых боксах и фильтр-боксах; взрослых - в отдельно выделенных кабинетах, расположенных около дополнительного входа".
Судом установлено, что Сысоева Л.В. работает в Филиале ГБУЗ г. Москвы "ГКБ им. В.П. Демихова ДЗМ" "Поликлиническое отделение "Капотня" по адресу: 109429, г. Москва, район Капотня, 3-й квартал, д. 27, в должности врача-терапевта в соответствии с трудовым договором б/н от 13.12.2005, в редакции трудового договора от 01.02.2017.
Работа истца не связана с вредными и (или) опасными условиями труда; класс труда - 2, специально созданные облегченные условия труда для инвалида, на основании ИПР, с изменением объема работы по должностной инструкции, о чем указано в последнем дополнении к трудовому договору. В дополнительном соглашении к трудовому договору указано, что истцу не установлена доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, иными особыми условиями труда.
Проверяя доводы истца о том, что с начала пандемии она оказывает медицинскую помощь пациентам с новой короновирусной инфекцией, суд затребовал в подлиннике амбулаторные карты указанных истцом пациентов, по результатам изучения которых не было установлено фактов оказания данным пациентам медицинской помощи в период болезни последних, непосредственно медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19): истец пульсоксиметрию, осмотр слизистых оболочек полости рта, забор биоматериала не проводила, согласие пациентов на лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19 в амбулаторных условиях (на дому) либо в поликлинике и соблюдение режима изоляции не оформляла, лекарственную терапию пациентам не назначала, лекарственные препараты пациентам не выдавала, доказательства к тому, что осмотр пациентов в "боксах" истцом проводился, а также и тому, что истец "непосредственно" оказывала медицинскую помощь таким пациентам амбулаторно и на дому не предоставлено, больничные листы пациентам с "COVID-19" истцом не оформлялись, в регистре заболевших новой коронавирусной инфекцией города Москвы (COVID-19) пациенты, указанные истцом на момент обращения к ней как к врачу-терапевту больными инфекцией COVID-19 не значатся.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда, суды первой и апелляционной инстанций правильно исходили из того, что поскольку истец непосредственно медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не оказывала, а также не контактировала с пациентами с установленным диагнозом COVID-19, то есть работала в обычном режиме, то исковые требования о взыскании с ГБУЗ г. Москвы "ГКБ им. В.П. Демихова ДЗМ" стимулирующих выплат, предусмотренных Постановлением Правительства Москвы N 343-ПП от 06.04.2020, и взыскании с ГУ - МРО ФСС РФ специальных социальных выплат, установленных Постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762.
Доводы жалобы истец работала с пациентами с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию, не были подтверждены истицей ссылками на достоверные и достаточные доказательства.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку представленных доказательства, между тем, в соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, с которой соглашается суд кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 9 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 7 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сысоевой Людмилы Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.