Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Козловой Е.В.
судей Бельмас Н.А, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N по "адрес" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу N по иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России N по "адрес" о взыскании недополученной суммы компенсации в связи с сокращением, недоплаченной суммы за использованные отпуска, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда, заслушав доклад судьи Шлопак С.А, выслушав объяснения представителя Межрайонной ИФНС России N по "адрес" ФИО5, поддержавшего доводы жалобы, объяснения истца ФИО1, возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России N по "адрес" о взыскании недоплаченных сумм компенсации при расторжении служебного контракта, денежного содержания за период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, денежной компенсации за задержку выплаты компенсации и отпускных, судебных расходов, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что при расторжении с ней служебного контракта ответчик произвел выплату компенсации, предусмотренной частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N79-ФЗ), при исчислении которой не принял во внимание получаемое истцом материальное стимулирование, не учел данные выплаты и при расчете компенсации за неиспользованный отпуск, а также денежного содержания за периоды ежегодных оплачиваемых отпусков в 2020 - 2021, что повлекло образование задолженности. С учетом изменения исковых требований истец просила взыскать с ответчика недоплаченную сумму компенсации четырехмесячного денежного содержания в связи с расторжением служебного контракта в размере 200 019 руб. 15 коп, сумму денежного содержания за периоды нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в 2020-2021 и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в общей сумме 54 720 руб. 02 коп, компенсацию от невыплаченных в срок сумм в размере 13 217 руб. 70 коп. и компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Решением Кингисеппского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Кингисеппского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменено.
Принято по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворены.
С Межрайонной ИФНС России N по "адрес" в пользу ФИО1 взыскана неполученная сумма компенсации четырехмесячного денежного содержания в связи с сокращением в размере 200 019, 15 рублей, неполученная сумма отпускных с декабря 2020 года по август 2021 года в размере 54 720, 02 рублей, компенсация за задержку выплаты четырехмесячного денежного содержания за нарушение сроков выплаты в размере 13 217, 70 рублей, проценты за несвоевременную выплату денежных средств с даты обращения в суд с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактического исполнения обязательств исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ, компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей.
В кассационной жалобе Межрайонной ИФНС России N по "адрес" содержится просьба об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в части требований о взыскании компенсации за задержку выплаты четырехмесячного денежного содержания за нарушение сроков выплаты в размере 13 217, 70 рублей, неустойки за несвоевременную выплату денежных средств с даты обращения в суд по дату фактического исполнения обязательств исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ, неполученной суммы денежного содержания на период нахождения в отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска ФИО1 в указанной части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, дополнений к ней и возражений на доводы заявителя, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами нижестоящих инстанций и следует из материалов дела, ФИО1, проходившая в организации ответчика государственную гражданскую службу на различных должностях, была уволена с ДД.ММ.ГГГГ по основанию части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N79-ФЗ (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе).
В период службы ФИО1 производились выплаты средств материального стимулирования за счет дополнительных бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда.
При увольнении ФИО1 выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 107 709, 68 рублей.
Судом установлено, что за семь календарных дней отпуска в декабре 2020 года ФИО1 были начислены отпускные в размере 6907, 88 рублей, за 7 календарных дней отпуска в марте 2021 года - 6768, 51 рублей, за 4 календарных дня отпуска в мае 20 ДД.ММ.ГГГГ, 12 рублей, за 19 календарных дней отпуска в августе 2021 года - 16 638, 68 рублей, а также начислена единовременная выплата к отпуску в размере 15 226 рублей. При увольнении удержаны выплаченные отпускные за 10, 33 дня в размере 9046, 19 рублей за предоставленный отпуск авансом.
Суд также установил, что в период службы в сентябре 2020 года ФИО1 были начислены средства материального стимулирования в размере 55 243, 81 рублей и материальное стимулирование в размере 75 000 рублей, в ноябре 2020 года - материальное стимулирование в размере 70 000 рублей, в декабре 2020 года - средства материального стимулирования в размере 55 732, 24 рублей, в апреле 2021 года - средства материального стимулирования в размере 81 844, 88 рублей, в мае 2021 года - материальное стимулирование в размере 80 000 рублей, в июне 2021 года - материальное стимулирование в размере 75 000 рублей, в июле 2021 года - средства материального стимулирования в размере 67 536, 56 рублей, в августе 2021 года - материальное стимулирование в размере 40 000 рублей.
В октябре 2021 года ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о выплате недоплаченной суммы компенсации в связи с сокращением, а также недоплаченной суммы за использованные отпуска.
В ответ на данное заявление в ноябре 2021 года ответчик сообщил, что при расчете денежного содержания для исчисления компенсации при увольнении не были учтены средства материального стимулирования и единовременного поощрения, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, поскольку они не включены в пункт 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N. Расчет месячного денежного содержания гражданских служащих для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляется в соответствии с п.8 Правил. При этом средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты п.6, 8 Правил не предусмотрены.
Суд первой инстанции, разрешая спор и отказывая ФИО1 в удовлетворении исковых требований о взыскании не полностью выплаченных компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и отпускных, исходил из того, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляются пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службой на основании постановлений Правительства Российской Федерации, в связи с чем пришёл к выводу о том, что эти денежные средства не подлежат учету при расчете денежного содержания ФИО1 для исчисления компенсаций при ее увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, а также отпускных.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием по следующим основаниям.
Согласно пункту четвертому части первой статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату увольнения ФИО1) гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью первой статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ)
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Правила.
Пунктом вторым Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем первым пункта восьмого Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N- ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до ДД.ММ.ГГГГ представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Из материалов настоящего гражданского дела усматривается, что выплаченное ФИО1 материальное стимулирование было осуществлено в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции находит вывод суда апелляционной инстанции, согласно которому материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания государственного гражданского служащего и подлежит учету при расчете компенсационных выплат при увольнении, расчете оплаты периодов нахождения в очередных отпусках сделанным с учетом исследования и правовой оценки всех юридически значимых обстоятельств, при правильном применении норм материального права.
При таком положении, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
Относительно позиции ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд с требованиями о взыскании неполученной суммы отпускных за период с 14 декабря по ДД.ММ.ГГГГ апелляционная инстанция исходила из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 392 Трудового кодекса РФ, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
ФИО1 обратилась в суд за разрешением служебного спора ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течение трех месяцев с момента увольнения, состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ, в течение месяца с момента получения отказа ответчика в выплате причитающихся сумм, в связи с чем суд апелляционной инстанции не нашёл законных оснований для отказа в удовлетворении заявленного иска в указанной части.
Относительно заявленных ФИО1 требований о взыскании компенсации за несвоевременную выплату денежных средств суд апелляционной инстанции указал следующее.
В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Апелляционная инстанции не согласилась с доводом ответчика, который указывает на то, что проценты подлежат начислению только на те суммы невыплаченной заработной платы, которые работодателем не оспариваются и которые были начислены работнику, и пришла к выводу о том, что подлежат удовлетворению требования истца о взыскании компенсации за задержку выплаты четырехмесячного денежного содержания за нарушение сроков выплаты в размере 13 217, 70 рублей за период по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и далее с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактического исполнения обязательств исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ.
Судебная коллегия находит выводы суда о наличии у истца права на компенсацию за задержку выплат основанными на правильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям, однако только по состоянию на дату принятия судебного акта, ДД.ММ.ГГГГ.
Статья 236 Трудового кодекса РФ устанавливает материальную ответственность за нарушение работодателем установленного законом срока выплаты заработной платы (в частности срока, предусмотренного абзацем 6 пункта 4 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации). Материальная ответственность работодателя за неисполнение решения суда данной нормой закона не предусмотрена, что не учтено судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 390 ГПК РФ считает необходимым отменить апелляционное определение в части заявленных требований о взыскании компенсации за несвоевременную выплату денежных средств, в отмененной части направить дело на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в части требований о взыскании компенсации за несвоевременную выплату денежных средств отменить, в отмененной части направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.