Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области, федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 11 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" на решение Борского городского суда Нижегородской области от 26 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 23 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Смирнова Алексея Сергеевича к Федеральной службе исполнения наказания, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области, федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 11 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области", Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В, объяснения представителя административных ответчиков Романовой А.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Смирнов А.С. обратился в суд с названным административным иском, в котором просил признать незаконными действий (бездействия) административных ответчиков, выразившихся в нарушении условий его содержания в исправительном учреждении, и взыскать в его пользу компенсацию за нарушение условий его содержания в размере 1 200 000 рублей.
В обоснование требований указал, что в период с 10 августа 2015 года по настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в ненадлежащих условиях содержания с нарушением минимальных норм жилой площади, питания, материально-бытового обеспечения. Все это время он не получал надлежащую медицинскую помощь и отбывал наказание в невыносимых антисанитарных, унижающих человеческое достоинство условиях, бесчеловечных, по степени физических и нравственных страданий приравнивающихся к пыткам, с нарушением прав человека и установленных требований.
Решением Борского городского суда Нижегородской области от 26 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 23 ноября 2022 года, административное исковое заявление частично удовлетворено. Признано незаконным бездействие ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области по обеспечению надлежащих условий содержания Смирнова А.С. в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области. С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Смирнова А.С. взыскана компенсация за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 130 000 рублей, государственная пошлина размере 300 рублей.
В кассационной жалобе, поданной 8 февраля 2023 года суд первой инстанции, ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области просят судебные акты отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование кассационной жалобы указывают, что действия администрации ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области были направлены исключительно на создание благоприятных условий для осужденных. Считают, что нарушения, установленные в результате проверок прокуратуры, не были существенными и были устранены.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Оснований для удовлетворения ходатайства Смирнова А.С. об отложении судебного заседания в связи с подачей кассационной жалобы не имеется, поскольку таких сведений материалы административного дела не содержат.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, осужденный Смирнов А.С. 10 августа 2015 года по 7 февраля 2022 года (день обращения в суд с административным исковым заявлением) отбывал наказание в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, в котором содержался: в отряде N с 10 августа 2015 года по 26 июля 2016 года, в отряде N с 26 июля 2016 года по 10 июля 2017 года, в отряде N с 10 июля 2017 года по 20 октября 2017 года, в отряде N с 20 октября 2017 года по 28 ноября 2017 года, в отряде N с 28 ноября 2017 года по 4 декабря 2017 года, в отряде N с 4 декабря 2017 года по 19 декабря 2017 года, в отряде N с 19 декабря 2017 года по 16 мая 2018 года, в отряде N с 16 мая 2018 года по 20 февраля 2020 года, в отряде N с 20 февраля 2020 года по 16 апреля 2020 года, в отряде N с 16 апреля 2020 года по 16 апреля 2020 года, в отряде строгих условий отбывания наказания (ОСУОН) с 16 апреля 2020 года по 7 февраля 2022 года. В настоящее время также отбывает наказание в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области.
Минимальные нормы питания осужденных в исправительном учреждении соблюдались согласно выпискам из журнала учета контроля за качеством приготовления пищи в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, журнала операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов с приложением (раскладки продуктов).
Из копий журналов усматривается, что со стороны администрации учреждения проводится контроль за полнотой доведения норм питания до осужденных. Закладка продуктов питания в котел осуществляется в присутствии дежурного помощника начальника колонии. Продукты в столовую со склада подразделения поставляются на основании меню-требования на текущий день, в зависимости от количества довольствующихся. Качество приготовления пищи контролируется медицинскими работниками за полчаса до приема пищи, о чем делается запись в журнале контроля за качеством приготовления пищи. При оценке качества пищи, медицинский работник проверяет санитарное состояние столовой, качество уборки производственных цехов и обеденного зала, качество вымытой чистой посуды. Закладку продуктов в котел контролирует дежурный помощник начальника колонии, о чем делается запись в специальном журнале. При приеме пищи осужденными выделяется сотрудник администрации, который контролирует соблюдение режимных требований, а также доведение установленных норм до осужденных.
Из представлений Нижегородской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях установлено, что в ходе проверок жалоб на качество приготовления пищи не поступало.
Поставка холодной воды и ее водоотведение в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области осуществлялась МУП "Борский водоканал", поставка горячей воды осуществлялась котельной учреждения. Во всех отрядах имелись умывальники со смесителями системы подачи горячей и холодной воды. Санитарная обработка осужденных проводилась в соответствии с графиком. Оборудование банно-прачечного комплекса включает стиральные машины, центрифуги, имеется помещение для сушки белья.
Обязательное наличие горячего водоснабжения в каждой камере штрафного изолятора, где содержатся осужденные, не предусмотрено и при обеспечении помывки осужденных в душевом помещении, оборудованном системами горячего и холодного водоснабжения, в соответствии с установленным в штрафных изоляторах и помещениях камерного типа распорядком дня, позволяет поддерживать удовлетворительную степень личной гигиены.
В учреждении систематически (ежемесячно) проводятся мероприятия по дезинфекции и дератизации жилых помещений отрядов, а также других помещениях, где находятся осужденные, что подтверждается представленными в материал дела копиями государственных контрактов на оказание услуг по выполнению дератизационных и десинсекционных работ.
В отрядах установлен график дежурств, согласно которым производится уборка, контроль за исполнением графика не предусмотрен, между тем за несоблюдением Правил внутреннего распорядка исправительного учреждения установлена дисциплинарная ответственность для осужденных.
В исправительном учреждении оборудованы прогулочные дворы (локализованные участки). Прогулочный двор отряда N имеет площадь 155 кв. м (один на два отряда), отряда N - 185 кв. м (один на два отряда), отряда N 3 - 140 кв. м (один на два отряда), отряда N - 140 кв. м (один на два отряда), отряда N - 195 кв. м, отряда N - 55 кв. м, что является достаточным и свидетельствует о соблюдении административными ответчиками права административного истца на прогулку и свежий воздух.
В ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области оборудован тренажерный зал как в помещении, так и на улице, что позволяет заниматься спортом в зимнее время в зале, а в летнее на улице (по желанию).
В период отбывания наказания Смирнова А.С. в ФКУ ИК-11 ГУФСИН Росси по Нижегородской области он содержался в отрядах, в которых количество осужденных менялось.
За указанный период при проведении Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проверок относительно материально-бытового обеспечения осужденных и условий их содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области выявлены следующие нарушения.
Так, как следует из представления из представления от 17 июня 2016 года N, отряде N (в период отбывания Смирновым А.С. наказания с 10 августа 2015 года по 26 июля 2016 года) не соблюдалась установленная норма жилой площади на одного осужденного (1, 86 кв. м), осужденные не обеспечены по установленной норме рукомойниками и напольными чашами.
Из представления 27 февраля 2017 года N следует, что в отряде N (в период отбывания Смирновым А.С. наказания с 26 июля 2016 года по 10 июля 2017 года) не соблюдалась установленная норма жилой площади на одного осужденного (1, 95 кв. м), В представлении от 15 мая 2017 года N установлено, что в отряде N (в период отбывания Смирновым А.С. наказания с 26 июля 2016 года по 10 июля 2017 года) осужденные не были обеспечены по установленной норме рукомойниками и напольными чашами, численность отряда превышала 100 человек, отсутствовала комната отдыха, кухня, кладовая для хранения обменного фонда постельных принадлежностей и спецодежды, комната быта, постирочная, кладовая для спортинвентаря, комната для хранения хозинвентаря, частично отсутствовали перегородки, обеспечивающие приватность, в светильниках (в секции N) имелись неисправные лампы.
Из представления от 15 января 2018 года N усматривается, что в отрядах N N, N (в период отбывания Смирновым А.С. наказания с 10 июля 2017 года по 16 мая 2018 года) не были соблюдены нормы жилой площади на одного осужденного (1, 84 кв. м, 1, 85 кв. м, 1, 73 кв. м соответственно), численность осужденных в отрядах N, N, N превышала 100 человек, осужденные отрядов N, N, N не были обеспечены по установленной норме рукомойниками и напольными чашами.
В представлении от 11 января 2019 года N установлено, что в отряде N (в период отбывания Смирновым А.С. наказания с 16 мая 2018 года по 20 февраля 2020 года) осужденные не были обеспечены по установленной норме рукомойниками и напольными чашами.
Нарушений условий содержания Смирнова А.С. в период отбытия им наказания в отрядах N (с 20 февраля 2020 года по 16 апреля 2020 года), N (с 16 апреля 2020 года по 16 апреля 2020 года), строгих условий отбывания наказания (ОСУОН) (с 16 апреля 2020 года по 7 февраля 2022 года) не выявлено.
На основании представленной медицинской карты и составленной на ее основе справки на имя Смирнова А.С. было установлено, что в период с 10 августа 2015 года административный истец неоднократно обращался в МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-52 ФСИН России, получал лечение и рекомендации. Факта обращения Смирнова А.С. с жалобами на неоказание либо некачественное оказание медицинской помощи судом не установлено.
Разрешая заявленные требования и частично их удовлетворяя, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходил из того, что ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области допущено незаконное бездействие по обеспечению надлежащих условий содержания Смирнова А.С. в период его содержания с 10 августа 2015 года по 20 февраля 2020 года в виде нарушения установленной нормы санитарной площади и численности отряда, санитарно-гигиенических норм, коммунально-бытового обеспечения, условий приватности, отсутствия комнаты отдыха, кладовой для хранения постельных принадлежностей и спецодежды, комнаты быта, постирочной, нарушения норм обеспечения рукомойников и напольных чаш, что свидетельствует о доказанности факта нарушений прав административного истца.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21, 22 Конституции Российской Федерации).
Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
В пункте 14 названного Постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
По настоящему делу судами установлены отклонения фактических условий содержания Смирнова А.С. в ФКУ ИК-11 ГУФСИН по Нижегородской области от требований, установленных положениями статей 99, 110 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденной приказом Минюста России от 30 декабря 2005 года N 259, Норм обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512, а также иных санитарных норм и правил.
Установив нарушение учреждением ФСИН России условий содержания Смирнова А.С, суды пришли к верным выводам о допущенном незаконном бездействии административных ответчиков при обеспечении условий содержания осужденного и наличии оснований для присуждения компенсации за нарушение условий содержания.
Наличие у административного истца права на получение компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права условий содержания в исправительном учреждении подтверждены совокупностью представленных и исследованных судами доказательств.
Доводы кассационной жалобы административных ответчиков о принятии мер к обеспечению надлежащих условий содержания и частичном восполнении допущенных нарушений не опровергают выводы судов о нарушении условий содержания осужденного.
Вопреки требованиям частей 2, 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и указанных выше разъяснений Верховного Суда Российской Федерации административными ответчиками не представлены доказательства полного соблюдения надлежащих условий содержания Смирнова А.С. в местах принудительного содержания, что обоснованно явилось основанием для присуждения административному истцу компенсации.
Размер присужденной компенсации был определен судом первой инстанции с учетом фактических обстоятельств дела, степени нравственных и физических страданий административного истца, данных его личности, периода содержания в ненадлежащих условиях отбывания наказания, а также требований разумности и справедливости.
Указанный размер компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является справедливой и адекватной суммой компенсации, подлежащей возмещению, взаимосвязанной с нашедшими свое подтверждение нарушениями условий содержания, в связи с чем нельзя признать его как чрезмерно завышенным, так и чрезмерно заниженным.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами первой и апелляционной инстанций правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию сторон в судах первой и апелляционной инстанции, они были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебного актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют.
Иная оценка установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Борского городского суда Нижегородской области от 26 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 23 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области, федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 11 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 4 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.