Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-881/2022 по иску Пономарева Михаила Юрьевича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области о признании решений незаконными, включении в трудовой стаж периода нахождения на инвалидности, включении в трудовой стаж деятельности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в льготном исчислении, назначении страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Пономарева Михаила Юрьевича на решение Шадринского районного суда Курганской области от 01 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 18 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения истца Пономарева М.Ю. и его представителя Макаровой О.Ф, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пономарев М.Ю. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области (далее ОПФР по Курганской области) о признании незаконными решения N N от 31 мая 2021 года и N N от 16 сентября 2021 года; включении в его страховой стаж периода пребывания на инвалидности с 28 августа 1991 года по 31 декабря 2001 года, деятельности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с 26 апреля 1986 года по 07 мая 1986 года в трехкратном размере; назначении страховой пенсии по старости с 18 мая 2021 года.
В обоснование требований указал на то, что с 28 марта 1986 года он работал в Чернобыльском монтажном управлении в качестве монтажника технологических трубопроводов. С 26 апреля 1986 года по 07 мая 1986 года, то есть непосредственно с даты взрыва энергоблока Чернобыльской АЭС участвовал в ликвидации последствий аварии, где получил заболевание, о чем 04 июня 1991 года был составлен Акт формы Н-1 о несчастном случае на производстве, причиной несчастного случая явилась ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС, воздействие ионизирующего излучения. Заключением Межведомственного регионального экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС от 05 мая 1991 года установлено, что его заболевание связано с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. С 28 августа 1991 года он является получателем пенсии по инвалидности вследствие заболевания, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС. 18 мая 2021 года обратился в УПФР в г..Шадринске для включения в страховой стаж времени нахождения на инвалидности с 28 августа 1991 года по 31 декабря 2001 года, а также назначения ему второй пенсии по старости. Решениями пенсионного органа N 87922/21 от 31 мая 2021 года и N 191882/21 от 16 сентября 2021 года в установлении второй пенсии по старости отказано в связи с отсутствием оснований для получения двух пенсий, а также недостаточностью страхового стажа. При этом в стаж необоснованно не включен период нахождения на инвалидности с 28 августа 1991 года по 31 декабря 2001 года.
Полагает решения незаконными, поскольку в соответствии с положениями Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 04 августа 1988 года N 1-69-И "О порядке определения рабочим и служащим профессионального заболевания, вызванного событиями на Чернобыльской АЭС, и назначении им пенсий по Списку N 1" наличие составленного 04 июня 1991 года акта формы Н-1, подтверждающего наличие у него увечья, связанного с производством, являлось основанием для установления пенсии вследствие трудового увечья (профессионального заболевания), при этом период нахождения на инвалидности с 28 августа 1991 года по 31 декабря 2001 года подлежит включению в общий трудовой стаж. Кроме того, согласно постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 01 июня 1989 года N 167 "Об исчислении трудового стажа работников, занятых на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды" время работы работников с момента аварии и до 01 января 1988 года, непосредственно занятых ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды в зоне отселения, засчитывается в трудовой стаж в трехкратном размере. С учетом трехкратного размера трудовой стаж за период участия в ликвидации последствий аварии с 26 апреля 1986 года по 07 мая 1986 года составляет 36 дней, что влияет на общую продолжительность страхового стажа.
Решением Шадринского районного суда Курганской области от 01 августа 2022 года в удовлетворении исковых требований Пономареву М.Ю. отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 18 октября 2022 года решение Шадринского районного суда Курганской области от 01 августа 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты, полагая их незаконными ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права. Указывает на то, что формулировка причины инвалидности "увечье, полученное на Чернобыльской АЭС" дает ему право на получение двух пенсий, поскольку Конституционный Суд Российской Федерации всех ликвидаторов последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС приравнял к военнослужащим. Ссылаясь на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, статью 92 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1, пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", указывает на то, что время нахождения на инвалидности, полученной в связи с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, подлежит включению в страховой стаж. Кроме того, согласно постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 01 июня 1989 года N 167 "Об исчислении трудового стажа работников, занятых на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды" время работы работников с момента аварии до 01 января 1988 года, непосредственно занятых ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды в зоне отселения, засчитывается в трудовой стаж в трехкратном размере. Также со ссылкой на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07 февраля 2012 года N 1-П указывает на то, что ему необоснованно отказано в назначении двух пенсий.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ответчик ОПФР по Курганской области переименован в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области, представитель третьего лица Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Курганской области" (далее ФКУ "ГБ МСЭ по Курганской области") в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода нарушения норм материального или норм процессуального права, являющиеся в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов в части.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Пономарев М.Ю, 18 апреля 1958 года рождения, с 28 марта 1986 года по 21 июля 1986 года работал в Чернобыльском монтажном управлении треста "Южтеплоэнергомонтаж" в качестве слесаря-трубопроводчика, с 26 апреля 1986 года по 07 мая 1986 года принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, имеет удостоверение лица, получившего /перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшим инвалидом (удостоверение серии Б N 06375).
28 августа 1991 года Пономареву М.Ю. установлена 2 группа инвалидности сроком на 5 лет, причина инвалидности - "заболевание получено на ЧАЭС".
Указанная причина инвалидности установлена Пономареву М.Ю. с учетом заключения Межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и их профессионального характера от 05 мая 1991 года N 79, согласно которому имеющиеся у Пономарева М.Ю. заболевания связаны с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Актом о несчастном случае на производстве формы Н-1 от 04 июня 1991 года подтверждены обстоятельства несчастного случая - ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС, вид происшествия - воздействие ионизирующего излучения, причина заболевания - от повышенного уровня ионизирующего излучения, оборудование, являющееся причинителем травмы - энергетическое оборудование.
При переосвидетельствовании в Профпатологической ВТЭК Пономареву М.Ю. 16 июля 1996 года установлена 2 группа инвалидности сроком до 01 сентября 2001 года, причина инвалидности - "увечье связано с аварией на ЧАЭС", установлено 100% утраты профессиональной трудоспособности.
При переосвидетельствовании 08 августа 2001 года Пономареву М.Ю. установлена 2 группа инвалидности сроком до 01 сентября 2006 года, причина инвалидности - "увечье, полученное при ликвидации аварии на ЧАЭС", установлено 80% утраты профессиональной трудоспособности.
При последующих переосвидетельствованиях Пономареву М.Ю. 07 августа 2006 года установлена 2 группа инвалидности, причина инвалидности - "заболевание связано с катастрофой на ЧАЭС", 80% утраты профессиональной трудоспособности до 01 сентября 2008 года, затем до 01 сентября 2010 года, 09 августа 2010 года - бессрочно, 09 августа 2020 года - 2 группа инвалидности бессрочно, причина инвалидности - "заболевание связано с катастрофой на ЧАЭС".
С 28 августа 1991 года Пономарев М.Ю. является получателем пенсии по инвалидности, с 01 января 2002 года пенсия назначена в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
18 мая 2021 года и 16 сентября 2021 года Пономарев М.Ю. обращался в УПФР в г. Шадринске с заявлением о назначении ему второй пенсии (страховой пенсии по старости).
Решением УПФР в г. Шадринске N N от 31 мая 2021 года Пономареву М.Ю. отказано в установлении второй пенсии по старости в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием права на одновременное получение двух пенсий и отсутствием страхового стажа не менее 25 лет (учтено 15 лет 03 месяца 04 дня).
Решением УПФР в г. Шадринске N N от 16 сентября 2021 года Пономареву М.Ю. отказано в установлении страховой пенсии старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", поскольку расчет страховой пенсии по старости ниже ранее установленной государственной пенсии по инвалидности.
Из письменного отзыва ответчика следует, что право на одновременное получение двух пенсий Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено только гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, причина инвалидности, установленная Пономареву М.Ю. (заболевание связано с катастрофой на ЧАЭС), препятствует одновременному получению Пономаревым М.Ю. двух пенсий - наряду с государственной пенсией по инвалидности - страховой пенсии по старости.
В страховой стаж Пономарева М.Ю. не включен период нахождения на инвалидности с 28 августа 1991 года по 31 декабря 2001 года, поскольку в страховой стаж может быть включен период нахождения на инвалидности, если причиной инвалидности является "увечье, связанное с производством, или профессиональное заболевание".
В отношении периода участия в работах по ликвидации аварии на Чернобылской АЭС с 26 апреля 1986 года по 07 мая 1986 года в льготном исчислении (в трехкратном размере) ответчиком указано, что пункт 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях" в целях оценки пенсионных прав по состоянию на 01 января 2002 года предусматривает возможность включения в общий стаж периодов прохождения военной службы в зоне отчуждения в тройном размере, однако, военную службу в указанный период истец не проходил. Кроме того, пункт 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях" применяется при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", которая истцу не назначалась. Также отмечено, что заявленные периоды на размер получаемой истцом государственной пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не влияют, поскольку размер данной пенсии не зависит от имеющегося стажа и выплачивается в процентном соотношении от установленного законом размера социальной пенсии.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых в части признания права на получение двух пенсий, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 3, 15 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", исходил из того, что право на одновременное получение двух пенсий (пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 статьи 15 данного закона, и страховая пенсия по старости) имеют инвалиды вследствие военной травмы.
При этом согласно абз. 5 подпункта 1 пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы. Причина инвалидности "увечье, связанное с аварией на ЧАЭС" к военной травме не относится.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в страховой (общий трудовой) стаж для назначения страховой пенсии по старости периода нахождения на инвалидности с 28 августа 1991 года по 31 декабря 2001 года, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с редакцией пункта 1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", действовавшей до 01 января 2002 года, назначение пенсии по инвалидности, как пенсии вследствие трудового увечья или профзаболевания, гарантировалось законодателем при ее назначении по нормам Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации", однако, истец является получателем государственной пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", что исключает возможность зачета в общий трудовой стаж периода пребывания на инвалидности в связи с увечьем, связанным с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
Также суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения требования о включении в страховой стаж истца периода трудовой деятельности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с 26 апреля 1986 года по 07 мая 1986 года в трехкратном размере, сославшись на то, что в соответствии со статьей 23 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, пунктом 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях оценки пенсионных прав по состоянию на 01 января 2002 года время военной службы в зоне отчуждения включается в общий трудовой стаж в тройном размере, однако, истец военную службу в этот период не проходил.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у истца права на одновременное получение двух пенсий основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 данного закона, и страховая пенсия по старости.
Гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" могут устанавливаться пенсия по старости либо пенсия по инвалидности.
Кроме того, инвалидам вследствие военной травмы может назначаться страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", - мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они имеют страховой стаж не менее 25 (при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30).
Из указанных положений следует, что право на одновременное получение двух пенсий имеют граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы.
При этом инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Установив, что причина инвалидности Пономарева Ю.М. не соответствует причине "военная травма", при наличии которой гражданину может быть установлено две пенсии, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в части признания права на одновременное получение двух пенсий.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов первой и апелляционной инстанций в указанной части соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Доводы истца в кассационной жалобе о том, что формулировка причины инвалидности "увечье, полученное на Чернобыльской АЭС" дает ему право на получение двух пенсий, являются несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 21 Положения о признании лица инвалидом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года N 965, причинами инвалидности являются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма или заболевание, полученные в период военной службы, инвалидность, связанная с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также другие причины, установленные законодательством Российской Федерации.
В случае отсутствия документов о профессиональном заболевании, трудовом увечье, военной травме и других обстоятельствах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, учреждение устанавливает, что причиной инвалидности является общее заболевание, и одновременно оказывает содействие лицу в поиске необходимых документов, после получения которых изменяется причина инвалидности без дополнительного очного освидетельствования инвалида.
Аналогичные положения предусмотрены Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95.
В соответствии с пунктом 7 Разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 1, причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется гражданам, уволенным с военной службы (далее - бывшим военнослужащим), в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы. Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется как по прямым последствиям вышеуказанных увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, так и по различным их осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.
Согласно пункту 9 указанного Разъяснения причина инвалидности с формулировкой "заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС" устанавливается бывшим военнослужащим на основании соответствующего заключения ВВК, если заболевание, поставленное ВВК в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, дает основания для установления инвалидности.
Пунктом 10 Разъяснения предусмотрено, что причина инвалидности "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС" устанавливается бывшим военнослужащим на основании соответствующего заключения ВВК, если заболевание, поставленное ВВК в связь с радиационным воздействием при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, дает основания для установления инвалидности.
Согласно пункту 11 Разъяснения причина инвалидности с формулировкой "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" определяется гражданам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, если их инвалидность наступила вследствие нарушений здоровья, связанных с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии со статьей 24 Закона установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и ВВК.
Причина инвалидности с формулировкой "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" устанавливается гражданам, указанным в пункте 2 части первой статьи 13 Закона, при наличии удостоверения, подтверждающего статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания, приведшего к инвалидности, с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Из указанных нормативных актов следует, что причины инвалидности определяются в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, инвалидностью вследствие военной травмы признается инвалидность, наступившая в период прохождения военной службы, связанная с исполнением обязанностей военной службы, в том числе, если обязанности военной службы исполнялись в период ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Таким образом, инвалидность вследствие военной травмы обязательно предполагает, что увечье либо заболевание, приведшее к инвалидности, получено при исполнении обязанностей военной службы. Заболевание, полученное при исполнении трудовых обязанностей при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, не влечет установления инвалидности вследствие военной травмы.
Действующий в настоящее время Порядок установления причин инвалидности, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2019 года N 742н, также предусматривает установление причин инвалидности "военная травма", "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС", "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" в связи с получением заболевания (травмы, увечья) в период прохождения военной службы. Причина инвалидности "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" является самостоятельной причиной, которая устанавливается в связи с получением заболевания в период работы, не относящейся к военной службе.
Вышеприведенные нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судами нижестоящих инстанций правильно, представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка, которая нашла свое отражение в судебных постановлениях, оснований не согласиться с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Пономарева М.Ю. в части признания права на одновременное получение двух пенсий судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит.
Доводы кассационной жалобы о том, что Конституционный Суд Российской Федерации всех ликвидаторов последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС приравнял к военнослужащим, также являются ошибочными.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 января 2021 года N 1-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Подвязникова А.Л. на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пунктом 2 части 1 статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", следует, что положения подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального Закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пункта 2 части 1 статьи 29 Закона в Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий - по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07 февраля 2012 года N 1-П, на которое ссылается истец в кассационной жалобе, касающееся порядка назначения ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, которые были признаны инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы до 15 февраля 2001 года (т.е. до дня вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ), однако, до этой даты не обращались за установлением соответствующих выплат, применению к настоящему спору не подлежит.
Между тем, заслуживают внимания доводы кассационной жалобы о том, что время нахождения на инвалидности, полученной в связи с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, подлежит включению в страховой стаж.
Федеральным законом N 112-ФЗ от 18 июля 2006 года пункт 1 части первой статьи 29 Закона в Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" изложен в новой редакции, согласно которой назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС гарантируется по желанию гражданина в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Действие этой редакции распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2002 года.
В соответствии с редакцией пункта 1 статьи 29 Закона в Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", действовавшей до 01 января 2002 года, назначение пенсии по инвалидности указанным в законе лицам, как пенсии вследствие трудового увечья или профзаболевания, гарантировалось законодателем при ее назначении по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В силу статьи 92 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж включаются наравне с работой периоды инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством или профессионального заболевания.
Согласно статье 39 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" инвалидность трудящегося, выполнявшего работу, указанную в части 1 статьи 89 данного закона, считается наступившей вследствие трудового увечья, если несчастный случай, вызвавший повреждение здоровья, произошел: при выполнении трудовых обязанностей (в том числе во время командировок), а также при совершении каких-либо действий в интересах организации, хотя бы и без поручения администрации (правления колхоза и т.д.); при выполнении государственных обязанностей, а также заданий советских или общественных организаций, деятельность которых не противоречит Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 40 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" инвалидность считается наступившей вследствие профессионального заболевания, если заболевание, вызвавшее ее, признается профессиональным.
Из письменного ответа ФКУ "ГБ МСЭ по Курганской области" от 08 июля 2022 года следует, что на момент первичного освидетельствования Пономарева М.Ю. в учреждении ВТЭК 28 августа 1991 года причина инвалидности устанавливалась в соответствии с письмом Министерства социального обеспечении РСФСР от 21 октября 1986 года N 1-108-И "Об определении состояния трудоспособности и причинной связи инвалидности лиц, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС". При определении причинной связи инвалидности принимался во внимание акт о несчастном случае, заключение соответствующего учреждения здравоохранения о наличии профессионального заболевания. В случае установления инвалидности вследствие увечья или заболевания, вызванного аварией на Чернобыльской АЭС, причина инвалидности определялась "трудовое увечье" или "профессиональное заболевание" и в акте освидетельствования во ВТЭК и в выписке из акта освидетельствования в строке "причина инвалидности" дополнительно указывалось "вызвано аварией на ЧАЭС".
Вышеуказанная инструкция утратила силу в связи с изданием указания Министерства социального обеспечении РСФСР от 13 сентября 1991 года N 1-92-У.
По мнению специалистов ФКУ "ГБ МСЭ по Курганской области" на момент первичного освидетельствования Пономареву М.Ю. могла быть установлена причина инвалидности "профессиональное заболевание вызвано аварией на ЧАЭС".
В соответствии с Указанием Министерства социального обеспечении РСФСР от 13 сентября 1991 года N 1-92-У врачебно-трудовые экспертные комиссии устанавливают причинную связь инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС без освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в отношении следующих лиц (из указанной выше категории): граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий указанной катастрофы, включая летный состав гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполняемых работ; лиц начальствующего и рядового состава внутренних дел, проходивших в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения.
Инвалидность вследствие любого заболевания этих лиц признается связанной с аварией на ЧАЭС на основании документов, подтверждающих вышеуказанные обстоятельства. Таким документом является удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В случае признания инвалидами лиц, у которых межведомственные экспертные советы и военно-врачебные комиссии не подтвердили отсутствие причинной связи между частичной или полной потерей трудоспособности и чернобыльской катастрофой, ВТЭК определяет причину инвалидности как "связано с аварией на ЧАЭС".
В случае установления причинной связи инвалидности с аварией на ЧАЭС определяется степень утраты трудоспособности в процентах в порядке, предусмотренном Правилами, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 03 июля 1984 года N 690. При этом направление администрации или профсоюзного комитета для освидетельствования во ВТЭК не требуется.
Военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел степень утраты трудоспособности не определяется.
При установлении инвалидности и ее причинной связи с аварией на ЧАЭС справка о степени утраты трудоспособности в процентах выдается пострадавшему, выписка из акта освидетельствования во ВТЭК пересылается в орган, назначающий пенсию или выплачивающий ранее назначенную пенсию. В случае отсутствия признаков инвалидности выписка из акта освидетельствования во ВТЭК направляется администрации предприятия, учреждения, организации по месту работы пострадавшего.
Указанием Министерства социального обеспечения РСФСР от 11 сентября 1992 года N 1-76-У "О порядке установления причинной связи заболевания и инвалидности с последствиями Чернобыльской катастрофы", которым Указание от 13 сентября 1991 года N 1-92-У признано утратившим силу, предусмотрено, что под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы либо сочетание этих радиационных факторов с иными вредными факторами.
Причинная связь между ухудшением состояния здоровья, заболеванием, частичной либо полной потерей трудоспособности граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, признается установленной независимо от величины дозы облучения или отсутствия данных по облучению, медицинского анамнеза до событий чернобыльской катастрофы, продолжительность периода между окончанием работы или проживания в зонах радиоактивного загрязнения и наступлением вредных последствий, если наступившие вредные последствия могли быть вызваны неблагоприятными факторами, возникшими вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо, если межведомственными экспертными советами, военно-врачебными комиссиями, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации, не подтверждено отсутствие такой связи.
Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения ущерба, причиненного здоровью граждан, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Документом, подтверждающим вышеуказанные обстоятельства, является удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В случае признания инвалидами вышеназванных лиц причина инвалидности устанавливается: "увечье связано с аварией на ЧАЭС", для инвалидов из числа военнослужащих и лиц, приравненных к ним по пенсионному обеспечению: "увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ЧАЭС".
В случае установления причинной связи инвалидности с аварией на ЧАЭС определяется степень утраты трудоспособности в процентах в порядке, определяемом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
При установлении инвалидности и ее причинной связи с аварией на ЧАЭС справка о степени утраты трудоспособности в процентах выдается пострадавшему, выписка из акта освидетельствования во ВТЭК пересылается в орган, назначающий пенсию или выплачивающий ранее назначенную пенсию. В случае отсутствия признаков инвалидности выписка из акта освидетельствования направляется администрации предприятия, учреждения, организации по месту работы пострадавшего.
В соответствии с пунктом 10 постановления ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 07 мая 1986 года N 524-156 "Об условиях оплаты труда и материального обеспечения работников предприятий и организаций зоны Чернобыльской АЭС" пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, вызванного аварией на Чернобыльской АЭС, а также пенсии по случаю потери кормильца вследствие этих причин, назначаются в порядке, предусмотренном действующим законодательством в случае трудового увечья или профессионального заболевания. При этом пенсии устанавливаются в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 03 июля 1984 года N 690, но не ниже размеров, предусмотренных Законом о государственных пенсиях.
Из указанных положений следует, что действовавшее до 01 января 2002 года законодательство предусматривало установление инвалидности лицам, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, как инвалидности, наступившей вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
Как установлено судами, истцом представлен Акт о несчастном случае на производстве формы Н-1 от 04 июня 1991 года, подтверждающий получение истцом заболевания, связанного с производством при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, причинная связь заболевания с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС подтверждена заключением Межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и их профессионального характера от 05 мая 1991 года N 79, установленные истцу причины инвалидности в спорный период соответствовали правовому регулированию установления причинной связи заболевания и инвалидности с последствиями Чернобыльской катастрофы.
Кроме того, из материалов дела следует, что при освидетельствовании в спорный период истец проходил профпатологическую ВТЭК, помимо инвалидности ему устанавливалась утрата профессиональной трудоспособности.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия полагает, что требования истца о включении в страховой (общий трудовой) стаж периода нахождения на инвалидности с 28 августа 1991 года по 31 декабря 2001 года являются правомерными.
То обстоятельство, что в соответствии с редакцией пункта 1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", действовавшей до 01 января 2002 года, назначение пенсии по инвалидности, как пенсии вследствие трудового увечья или профзаболевания, гарантировалось законодателем при ее назначении по нормам Закона "О государственных пенсиях в РСФСР", однако, истец является получателем государственной пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", не могло являться основанием для отказа в удовлетворении требования о включении в общий трудовой стаж периода нахождения на инвалидности в связи с увечьем, связанным с катастрофой на Чернобыльской АЭС, поскольку истец не требовал назначения ему пенсии вследствие трудового увечья или профзаболевания, а просил применить закон, предусматривавший возможность включения в общий трудовой стаж наравне с работой периода инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством или профессионального заболевания, при определении его права на страховую пенсию.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П отражено, что применительно к положениям статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" данная правовая позиция означает, что содержащаяся в ее пункте 4 норма не препятствует оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Именно из этого исходил законодатель, закрепив в статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" возможность осуществления оценки пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (пункт 6), и предусмотрев, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 9).
Реализуя названные нормативные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации постановлением от 17 октября 2003 года N 70 утвердило разъяснение "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Указанные нормативные положения не были учтены судами при разрешения требования Пономарева М.Ю. о включении в его страховой стаж периода нахождения на инвалидности с 28 августа 1991 года по 31 декабря 2001 года, что привело к принятию неверного решения об отказе истцу в удовлетворении данного требования.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1). Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления вправе изменить либо отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
Поскольку судами допущена ошибка в применении и толковании норм материального права в части исчисления стажа работы истца, дающего право на назначение страховой пенсии, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить обжалуемые судебные постановления в указанной части, возложив на ответчика обязанность включить в страховой (общий трудовой) стаж Пономарева М.Ю. период нахождения на инвалидности с 28 августа 1991 года по 31 декабря 2001 года.
При этом то обстоятельство, что истец не имеет права на одновременное получение двух пенсий, а согласно информации ответчика относительно условного размера страховой пенсии по старости и фактически выплачиваемой истцу пенсии по инвалидности в настоящее время пенсия Пономареву М.Ю. рассчитана по наиболее выгодному для него варианту, превышает размер страховой пенсии по старости, не является основанием для отказа в удовлетворении указанного требования, поскольку с учетом спорного периода истец вправе вместо пенсии по инвалидности выбрать вариант пенсионного обеспечения в виде страховой пенсии по старости в соответствии с нормами Федерального закона "О страховых пенсиях".
Вместе с этим судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в части включения в страховой стаж истца периода участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с 26 апреля 1986 года по 08 мая 1986 года в трехкратном размере.
При этом судебная коллегия не может согласиться с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения требования о включении в страховой стаж истца периода трудовой деятельности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с 26 апреля 1986 года по 07 мая 1986 года в трехкратном размере, поскольку согласно постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 01 июня 1989 года N 167 "Об исчислении трудового стажа работников, занятых на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды" время работы работников с момента аварии до 01 января 1988 года, непосредственно занятых ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды в зоне отселения, засчитывается в трудовой стаж в трехкратном размере.
Между тем, кроме пояснений истца и ответчика каких-либо документов, подтверждающих период участия истца на работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в материалах дела не имеется, в связи с чем решение суда первой инстанции и апелляционное определение в указанной части отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 01 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 18 октября 2022 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Пономарева Михаила Юрьевича о включении в трудовой стаж периода нахождения на инвалидности отменить, принять в указанной части новое решение.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области включить в страховой (общий трудовой) стаж Пономарева Михаила Юрьевича период нахождения на инвалидности с 28 августа 1991 года по 31 декабря 2001 года.
В остальной части решение Шадринского районного суда Курганской области от 01 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 18 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пономарева Михаила Юрьевича в части - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.