Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л. при секретаре судебного заседания Тихоновой А.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-91/2022 по кассационной жалобе административного истца Визгалова Сергея Сергеевича на решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 30 сентября 2022 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 20 января 2023 г. по административному исковому заявлению "данные изъяты" войсковой части N 1. "звание" Визгалова С.С. об оспаривании действий командиров войсковых частей N 1. и N 2., связанных с проведением аттестации и принятием решения о переводе к новому месту военной службы.
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд
установил:
решением Волгоградского гарнизонного военного суда от 30 сентября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением Южного окружного военного суда от 20 января 2023 г, Визгалову С.С. отказано в удовлетворении административного искового заявления, в котором он просил признать незаконным проведение в отношение него аттестационной комиссии 21 апреля 2022 г. и принятое ею заключение о переводе его к новому месту военной службы, а также признать незаконными и отменить соответствующие решения командиров войсковых частей N 1. и N 2. по результатам указанной аттестации.
В поданной 31 января 2023 г. кассационной жалобе административный истец просит отменить обжалуемые судебные акты в связи с нарушением судами норм материального права и принять новое решение об удовлетворении требований административного иска.
В обоснование жалобы он, ссылаясь на нормы законодательства, регулирующие спорные правоотношения и обстоятельства дела, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что судами неправильно определены предмет и основание иска, так как им оспаривались порядок проведения аттестации, ее выводы и основанные на них последующие действия командиров воинских частей, а не действия административных ответчиков, связанные с его переводом к новому месту службы.
Далее, выражая сомнения в легитимности состава аттестационной комиссии, указывает, что аттестационный лист на него не составлялся, индивидуальная беседа с ним не проводилась, аттестация проведена без его участия.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Препятствий для рассмотрения жалобы в кассационном порядке не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Визгалов С.С. проходил военную службу по контракту в войсковой части N 1. в должности "данные изъяты", которой соответствует воинское звание "звание", "данные изъяты" тарифный разряд.
В апреле 2022 г. командиру войсковой части N 1. доведены указания командующего войсками "данные изъяты" о переводе ряда военнослужащих по служебной необходимости в войсковую часть N 3..
Согласно протоколу заседания аттестационной комиссии войсковой части N 1. от 21 апреля 2022 г. Визгалов С.С. признан соответствующим занимаемой воинской должности и комиссия ходатайствовала о назначении его на воинскую должность "данные изъяты" в войсковую часть N 3..
21 апреля 2022 г. командиром войсковой части N 1. по команде направлено представление о назначении Визгалова С.С. на равную воинскую должность в войсковую часть N 3, которое поддержано командиром войсковой части N 2..
Приказом командующего войсками "данные изъяты" от 28 апреля 2022 г. административный истец переведен к новому месту службы в войсковую часть N 3. с назначением на равную воинскую должность "данные изъяты".
В связи с данным переводом приказом командира войсковой части N 1. от 28 апреля 2022 г. Визгалов С.С. был исключен из списков личного состава воинской части, при этом с 3 февраля по 22 июня 2022 г. он находился в служебной командировке.
Решением Волгоградского гарнизонного военного суда от 1 сентября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением Южного окружного военного суда от 9 декабря 2022 г, признаны незаконными приказы командиров войсковых частей N 1. и N 2. об исключении Визгалова С.С. из списков личного состава воинской части, на командира войсковой части N 1. возложена обязанность восстановить Визгалова С.С. в списках личного состава войсковой части N 1. с 29 апреля 2022 г, а также суд обязал командира войсковой части N 1. обеспечить Визгалова С.С. денежным довольствием как военнослужащего, проходящего военную службу на воинской должности за период с 29 апреля по 31 июля 2021 г. В удовлетворении требования о признании незаконным приказа командующего войсками "данные изъяты" от 28 апреля 2022 г. в части назначения Визгалова С.С. на равную воинскую должность отказано.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
В соответствии со ст. 26 и 27 "Положения о порядке прохождения военной службы", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее - Положение) аттестация проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования. Порядок организации и проведения аттестации определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором проводится аттестация. Для проведения аттестации в воинских частях создаются аттестационные комиссии. Состав аттестационной комиссии объявляется приказом командира воинской части. На заседания аттестационной комиссии воинской части в необходимых случаях могут приглашаться аттестуемые военнослужащие.
Согласно п. 1, 2 и 6 Порядка организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. N 444 (далее - Порядок), военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, ежегодно аттестуются с составлением соответствующих аттестационных листов. Для проведения аттестации с составлением аттестационных листов в воинской части ежегодно составляются списки военнослужащих, подлежащих аттестации, и график ее проведения, который утверждается командиром (начальником) воинской части до 1 августа года, предшествующего аттестации, и доводится до сведения каждого аттестуемого военнослужащего не позднее чем за месяц до начала аттестации под подпись.
Пунктом 1 ст. 43 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - ФЗ "О воинской обязанности и военной службе") определено, что военнослужащие назначаются на воинские должности и освобождаются от воинских должностей в порядке, установленном Положением.
В силу подп. "а" п. 15 ст. 11 Положения военнослужащие могут быть назначены на равную воинскую должность, в том числе по служебной необходимости. Воинская должность военнослужащего считается равной, если для нее штатом предусмотрены воинское звание, равное воинскому званию по прежней должности, и равный месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью. Военнослужащий может быть назначен на равную должность по служебной необходимости. Назначение на равную воинскую должность в этом случае производится без согласия военнослужащего.
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций верно истолковали примененные нормы материального права и пришли к обоснованному выводу о том, что административный истец был переведен к новому месту военной службы на равную воинскую должность законно, а проведение аттестации по данному вопросу не является обязательным, в связи с чем оспоренными приказами и действиями командиров войсковых частей N 1. и N 2. права административного истца не нарушены, основания для их судебной защиты отсутствуют. Обоснованность этих выводов сомнений у суда кассационной инстанции не вызывает.
Каких-либо данных, обстоятельств и сведений, которые могли бы повлиять на существо принятых судебных актов и соответственно послужить основанием для их отмены из материалов дела не усматривается.
Утверждение административного истца о том, что судами неправильно определены предмет и основание иска, не соответствует действительности, поскольку порядок проведения аттестации, ее выводы и основанные на них последующие действия командиров воинских частей являлись предметом исследования судов, о чем прямо указано в судебных актах.
Что касается доводов автора жалобы о недостатках в организации и проведении аттестации, то они не могут служить основаниями для признания действий командования незаконными, поскольку проведение аттестации в данном случае не требовалось, однако её проведение в данном конкретном случае не противоречит требованиям законодательства и целям аттестации военнослужащих, к числу которых отнесено участие коллегиального органа в оценке перспектив их дальнейшего служебного использования.
Иные доводы автора кассационной жалобы повторяют его позицию в гарнизонном военном суде и доводы апелляционной жалобы, которые были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в обжалованных судебных актах. Кроме того, эти доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права и по своей сути сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов, что в силу ч. 3 ст. 329 КАС Российской Федерации основанием для их отмены в кассационном порядке не является.
Частью 2 ст. 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено и, вопреки доводам автора кассационной жалобы, оснований не согласиться с выводами, изложенными в обжалованных судебных актах, не имеется.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям ч. 3 ст. 328 КАС Российской Федерации также не выявлено, а поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 327, п. 1 ч. 1 ст. 329 и ст. 330 КАС Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 30 сентября 2022 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 20 января 2023 г. по административному исковому заявлению Визгалова Сергея Сергеевича оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, установленные гл. 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено 25 апреля 2023 г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.