Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л. при секретаре судебного заседания Тихоновой А.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-248/2022 по кассационной жалобе представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации (далее - МО РФ) Мирошниковой Светланы Богдановны на решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 1 сентября 2022 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 7 декабря 2022 г., принятые по административному исковому заявлению "звание" Сыромятникова Дениса Юрьевича об оспаривании действий МО РФ и федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с формированием накоплений для жилищного обеспечения.
Заслушав доклад судьи Лядова В.Л, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд
установил:
решением гарнизонного военного суда удовлетворен административный иск Сыромятникова о признании незаконными действий ФГКУ "Росвоенипотека", связанных с расчётом размера дохода от инвестирования накоплений в размере "данные изъяты". На МО РФ возложена обязанность перечислить в ФГКУ "Росвоенипотека" для учета на индивидуальном накопительном счете (далее - ИНС) административного истца сумму недополученного дохода от инвестирования накоплений за период с 1 августа 2012 г. по 31 декабря 2021 г. в размере "данные изъяты", а на ФГКУ "Росвоенипотека" - учесть указанную сумму на его ИНС.
Апелляционным определением флотского военного суда решение суда первой инстанции изменено в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, в части определения размера дохода от инвестирования накоплений, который уменьшен до "данные изъяты". В остальной части решение гарнизонного военного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 17 февраля 2023 г, представитель МО РФ Мирошникова, просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы она, ссылаясь на отдельные положения нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, и не оспаривая по существу размер установленного судами дохода от инвестирования, выражает несогласие с выводами судов о том, что МО РФ обязано за счет федерального бюджета перечислить на ИНС военнослужащего денежные средства в размере дохода от инвестирования за рассматриваемый период, поскольку, по её мнению, доход от инвестирования накоплений имеет внебюджетную природу, такое начисление на счета участников НИС не учитывает специфику возникших правоотношений и действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено, наносит материальный ущерб Российской Федерации, не входит в компетенцию МО РФ, которым каких-либо прав и законных интересов Сыромятникова не нарушено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в том числе публично, путём размещения информации на официальном сайте суда.
Рассмотрев в пределах доводов кассационной жалобы материалы административного дела, кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно частям 2 и 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций в качестве юридически значимых обстоятельств установлено и сторонами не оспаривалось, что вступившим в законную силу решением Владивостокского гарнизонного военного суда от 17 сентября 2021 г. за Сыромятниковым признано право на учет на его ИНС дохода от инвестирования накоплений за период с 1 августа 2012 г. по 26 октября 2020 г. При этом на ФГКУ "Росвоенипотека" возложена обязанность произвести расчёт суммы этого дохода за оспоренный период и её истребование от МО РФ, которую военное ведомство должно перечислить в ФГКУ "Росвоенипотека" для учёта на ИНС административного истца.
Во исполнение названного решения гарнизонного военного суда ФГКУ "Росвоенипотека" учло на ИНС административного истца доход от инвестирования накоплений за спорный период в сумме "данные изъяты".
Получив в июле 2022 г. сведения о величине дохода от инвестирования накоплений, рассчитанной и учтённой ФГКУ "Росвоенипотека" на ИНС административного истца и полагая её заниженной, Сыромятников обратился в суд 3 августа 2022 г.
Согласно общедоступным сведениям, размещённым в "данные изъяты" на официальном сайте ФГКУ "Росвоенипотека", размер инвестиционного дохода участника НИС, включённого в соответствующий реестр одновременно с Сыромятниковым в августе 2012 г, на 1 января 2022 г. в среднем составляет "данные изъяты".
Согласно справке ФГКУ "Росвоенипотека" от 5 декабря 2022 г, денежные средства Сыромятникову не выплачивались и на его ИНС учтен доход от инвестирования накоплений за период с 1 августа 2012 г. по 31 декабря 2021 г. в сумме "данные изъяты", а 5 марта 2022 г. - учтен инвестиционный доход в размере "данные изъяты".
По результатам судебного разбирательства, установив, что по состоянию на 5 декабря 2022 г. ранее учтенный на ИНС Сыромятникова инвестиционный доход составляет "данные изъяты", а также "данные изъяты". были учтены на его счете в порядке исполнения решения Владивостокского гарнизонного военного суда от 17 сентября 2021 г, суд апелляционной инстанции верно указал, что остаток неучтенного на ИНС административного истца инвестиционного дохода составляет "данные изъяты".
Исходя из установленных обстоятельств дела и основываясь на положениях пунктов 1 и 15 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", части 1 статьи 5, пункта 2 статьи 7 и пункта 1 части 1, части 3 статьи 11 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что действиями МО РФ и ФГКУ "Росвоенипотека", уполномоченных осуществлять учет и начисление денежных средств на ИНС военнослужащего, нарушено право административного истца на учет накоплений на его ИНС в полном размере за период наличия у него законного основания состоять в реестре участников НИС с 1 августа 2012 г. по 26 октября 2020 г.
Указанная позиция также согласуется с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 Обзора практики рассмотрения военными судами споров, связанных с реализацией жилищных прав военнослужащих в 2019 г, утвержденного 17 июня 2020 г. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
Согласно подпункту 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 (далее - Положение), Министр обороны является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 этого Положения МО РФ является юридическим лицом, имеет смету, текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выводы судебных инстанций относительно возложения на МО РФ обязанности по восстановлению нарушенных прав административного истца основаны на целях, задачах и порядке их реализации, определённых в Указе Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449 "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Указ), которым на МО РФ возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, и в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 "О создании федерального государственного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Постановление).
В связи с этим, вопреки доводам автора жалобы, выводы судов первой и апелляционной инстанций относительно порядка осуществления административным ответчиком действий по восстановлению нарушенных прав административного истца основаны на тех целях, задачах и порядке их реализации, которые определены Указом, а также в Порядке реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденном приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 2017 г.
Давая оценку доводу представителя о внебюджетной природе дохода от инвестирования и невозможности его восстановления за счет средств Федерального бюджета кассационный военный суд исходит из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, в том числе, в постановлении от 15 июля 2021 г. N 37-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 3 статьи 158 и пункта 10 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Ю.А. Рейнхиммеля".
Взыскание денежных средств за счёт казны публично-правового образования в рамках его ответственности, в том числе за действия (бездействие) выступающих от его лица государственных органов, предполагает возможность установления специальных правил исполнения такого рода судебных решений.
Из Конституции Российской Федерации вытекает обязанность государства установить эффективный организационно-правовой механизм исполнения судебных решений по искам к публичным образованиям, при котором на основе взаимного согласования интересов личности, общества и государства обеспечивалась бы реальная возможность для взыскателя в разумный срок (без неоправданных задержек) получить все причитающееся ему по судебному решению, а для публичного образования - определить оптимальные источники бюджетного покрытия возникших расходов и минимизировать возможные негативные последствия от перераспределения бюджетных ресурсов (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 октября 2009 г. N 1312-О-О).
Таким образом, принятые гарнизонным военным судом и флотским военным судом судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в кассационной жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Оснований к безусловной отмене судебного акта согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также не выявлено.
Руководствуясь статьями 327, пунктом 1 части 1 статьи 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 1 сентября 2022 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 7 декабря 2022 г. по административному исковому заявлению Сыромятникова Дениса Юрьевича оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации Мирошниковой Светланы Богдановны - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке гл. 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 25 апреля 2023 г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи
Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.