Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Раужина Е.Н, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-238/2022; УИД: 54RS0003-01-2021-004177-10 по иску Громовой Натальи Валентиновны к Государственному автономному учреждению социального обслуживания Новосибирской области "Новосибирский областной геронтологический центр" о признании незаконным дополнительного соглашения к трудовому договору, обязании произвести перерасчет заработной платы, по кассационной жалобе представителя Громовой Натальи Валентиновны - Нахабиной Г.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 13 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения представителя Государственного автономного учреждения социального обслуживания Новосибирской области "Новосибирский областной геронтологический центр" Новоселовой Ю.Н, поддержавшей доводы возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Громова Н.В. обратилось в суд с уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иском к Государственному автономному учреждению социального обслуживания Новосибирской области "Новосибирский областной геронтологический центр" (далее по тексту также ГАУСО НСО НОГЦ) о признании незаконным дополнительного соглашения от 1 июня 2021 г. к трудовому договору от 29 декабря 2018 г. N между ГАУСО НСО НОГЦ и истицей; обязании ГАУСО НСО НОГЦ произвести перерасчет заработной платы Громовой Н.В. за период с 1 июня 2021 г. по 14 сентября 2021 г. включительно, исходя из оклада в размере 19540 рублей, ссылаясь на то, что приказом ГАУСО НСО НОГЦ от 29 декабря 2018 г. она была принята на работу, на должность директора филиала "Геронтопсихиатрического стационара "Мочище" с установлением ей оклада в размере 14065 рублей. С ней заключен трудовой договор от 29 декабря 2018 г. на данных условиях.
1 июня 2021 г. работодатель направил Громовой Н.В. для подписи дополнительное соглашение N к трудовому договору, согласно которому в трудовой договор внесены изменения, а именно: пункт 1.1 трудового договора
изменен, в части наименования должности, которую занимает Громова Н.В, указана, как "Начальник филиала в структурном подразделении Работодателя административно - управленческий персонал филиал; "Геронтопсихиатрический стационар "Мочише"; часть 2 раздела 5 изложен в новой редакции: "Должностной оклад (оклад), ставка заработной платы устанавливается работнику в размере 13220 рублей 00 копеек, согласно отраслевому соглашению по учреждениям социального обслуживания Новосибирской области установленным требованиям к квалификации". В остальной части трудовой договор оставлен без изменения.
Истец подписала дополнительное соглашение лишь под условием продолжения работы в новых условиях до разрешения судебного дела, после чего считает, что трудовой договор должен быть приведен в соответствие с принятым судом решением.
Подписанию дополнительного соглашения предшествовало уведомление работодателем истца от 18 марта 2021 г, которым ответчик предупреждал истицу о намерении внести изменения в трудовой договор, подчеркнув, что трудовая функция останется без изменения. При этом, в уведомлении ответчик предупредил истца о том, что в случае несогласия работы в новых условиях оплаты труда ей будет предложена нижестоящая должность или нижеоплачиваемая работа, при отсутствии которых либо при отказе от них трудовой договор с ней будет прекращен. Тем самым истица поставлена работодателем в положение, которое вынуждает ее (до принятия судебного решения) продолжить работу на крайне невыгодных условиях, опасаясь потерять единственный источник дохода.
С изменением условий оплаты труда истец не согласна, поскольку установление ей оклада в размере ниже того, который был ей установлен в 2018 году при приеме на работу, существенно ухудшает ее права как работника.
По настоящему делу отсутствуют условия, позволяющие в силу трудового законодательства, изменить по инициативе работодателя условия трудового договора в части размера оклада истицы, ее квалификация осталась на прежнем уровне, ее трудовая функция осталась прежней, ни организационные, ни технологические условия труда не изменились.
При этом, изменение условий трудового договора в части понижения оклада до 13220 рублей, вопреки закону, существенно ухудшило положение работника по сравнению с условиями трудового договора, которым ей установлен оклад в размере 14065 рублей, и дополнительным соглашением к трудовому договору от 1 октября 2019 г, которым оклад истца установлен в размере 19540 рублей.
Истец обращает внимание суда на то, что локальные нормативные акты об установлении данного оклада не были отменены. Отсутствуют какие-либо решения суда о признании таких актов недействительными, как отсутствует и вступивший в законную силу приговор суда, в котором была бы установлена вина истца в незаконном установлении этого оклада. А потому суд должен исходить из действительности локальных актов, устанавливающих этот оклад, а истец просит произвести пересчет заработной платы именно относительно оклада 19540 рублей.
Помимо оклада заработная плата Громовой Н.В. состоит из множества надбавок и стимулирующих выплат, которые рассчитываются в процентном соотношении от оклада, а потому понижение оклада влечет значительное снижение размера заработной платы. Следовательно, в период с момента вступления в силу дополнительного соглашения 1 июня 2021 г. заработная плата выплачивается истцу в меньшем размере.
Вместе с тем, с учетом перевода истицы 15 сентября 2021 г. к другому работодателю - ГАУ НСО ССО "Новосибирский дом ветеранов", истец считает, что ответчик обязан произвести перерасчет заработной платы за период с 1 июня 2021 г. по 14 сентября 2021 г. включительно.
Решением Заельцовского районного суда города Новосибирска от 19 мая 2022 г. исковые требования Громовой Н.В. удовлетворены частично.
Признано незаконным дополнительное соглашение от 1 июня 2021г. к трудовому договору от 29 декабря 2018 г. N, заключенное между Громовой Н.В. и Государственным автономным учреждением социального обслуживания Новосибирской области "Новосибирский областной геронтологический центр".
Суд обязал Государственное автономное учреждение социального обслуживания Новосибирской области "Новосибирский областной геронтологический центр" произвести перерасчет заработной платы Громовой Н.В. за период с 1 июня 2021 г. по 14 сентября 2021 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 13 декабря 2022г. постановлено:
Решение Заельцовского районного суда города Новосибирска от 19 мая 2022 г. изменить.
Признать незаконным дополнительное соглашение от 1 июня 2021 г. к трудовому договору от 29 декабря 2018 г. N, заключенное между Громовой Натальей Валентиновной и Государственным автономным учреждением социального обслуживания Новосибирской области "Новосибирский областной геронтологический центр" в части установления размера оклада.
Обязать Государственное автономное учреждение социального обслуживания Новосибирской области "Новосибирский областной геронтологический центр" произвести перерасчет заработной платы Громовой Натальи Валентиновны за период с 1 июня 2021 г. по 14 сентября 2021 г, исходя из размера оклада 14065, 06 рублей.
В кассационной жалобе представитель Громовой Н.В. - Нахабина Г.Н. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 13 декабря 2022 г, как незаконное и необоснованное, оставить в силе решение Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 19 мая 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы Министерством труда и социального развития Новосибирской области и Государственным автономным учреждением социального обслуживания Новосибирской области "Новосибирский областной геронтологический центр" принесены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (по сведениям Почты России судебное извещение истцом не получено, возвращено в суд по истечении срока хранения, представитель истца Нахабина Г.Н. получила судебное извещение 23 марта 2023 г, Министерство труда и социального развития Новосибирской области получило судебное извещение 21 марта 2023 г.), не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, заслушав пояснения представителя Государственного автономного учреждения социального обслуживания Новосибирской области "Новосибирский областной геронтологический центр" Новоселовой Ю.Н, поддержавшей доводы возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не усматривается ввиду следующего.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 16 мая 2018 г. истец Громова Н.В. была трудоустроена в Государственном автономном учреждение социального обслуживания Новосибирской области "Новосибирский областной геронтологический центр" на должность заместителя директора, трудовым договором N от 16 мая 2018 г. установлен должностной оклад в размере 1406 рублей 06 копеек.
Приказом Государственного автономного учреждения социального обслуживания Новосибирской области "Новосибирский областной геронтологический центр" от 29 декабря 2018 г. N истец была принята на работу на должность директора филиала "Геронтопсихиатрического стационара "Мочище" (далее по тексту также ФГС "Мочище") по совместительству с 9 января 2019 г. с установлением ей оклада в размере 14065 рублей 06 копеек.
29 декабря 2018 г. между Государственным автономным учреждением социального обслуживания Новосибирской области "Новосибирский областной геронтологический центр" и Громовой Н.В. заключен трудовой договор N, в соответствии с которым истец была принята на работу на должность директора филиала "Геронтопсихиатрического стационара "Мочище" по совместительству.
Согласно разделу 5 указанного трудового договора заработная плата работника состоит из должностного оклада (оклада), выплат компенсационного и (или) стимулирующего характера с начислением районного коэффициента. Должностной оклад (оклад), ставка заработной платы устанавливаются работнику в размере 14065 рублей 06 копеек, согласно отраслевому соглашению по учреждениям социального обслуживания Новосибирской области и установленным требованиям к квалификации.
16 июля 2019 г. согласно приказу N трудовой договор N от 16 мая 2018 г. расторгнут по инициативе работника Громовой Н.В. (пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации).
17 июля 2019 г. между Громовой Н.В. и ГАУСО НСО НОГЦ заключено дополнительное соглашение к трудовому договору N от 29 декабря 2018 г, по условиям которого в пункте 2.3 раздела 2 указано, что трудовой договор является договором по основному месту работы, внесены изменения в раздел 4 трудового договора в части режима работы, предоставления дополнительного отпуска. ГАУСО НСО НОГЦ издан соответствующий приказ от 17 июля 2019 г. N, в котором указано на установление истцу тарифной ставки (оклада) в размере 14065руб. 06коп. по занимаемой должности директора ФГС "Мочище".
18 июля 2019 г. приказом Министерства труда и социального развития Новосибирской области N Громова Н.В. назначена исполняющей обязанности директора Государственного автономного учреждения социального обслуживания Новосибирской области "Новосибирский областной геронтологический центр".
1 октября 2019 г. между Государственным автономным учреждением социального обслуживания Новосибирской области "Новосибирский областной геронтологический центр" и Громовой Н.В. заключено дополнительное соглашение трудовому договору от 16 мая 2018 г. N, согласно которому раздел 5 "Оплата труда, социальные гарантии и компенсации" трудового договора изложен в следующей редакции: работнику устанавливается должностной оклад 19540 рублей.
Согласно акту N проверки государственного автономного учреждения социального обслуживания Новосибирской области "Новосибирский областной геронтологический центр" от 10 июля 2020 г. при выборочной проверке правильности установления должностных окладов работникам учреждения установлено, что должностные оклады установлены без учета требований приказа Министерства труда и социального развития Новосибирской области от 13 июня 2019г. N "Об утверждении размеров должностных окладов по общеотраслевым должностям руководителей, специалистов и служащих, окладов по общеотраслевым профессиям рабочих, должностных окладов по должностям, трудовые функции, квалификационные требования и наименование по которым установлены в соответствии с профессиональными стандартами" (далее приказ N), профессиональных стандартов. Так в завышенном размере установлены должностные оклады: по должности "директор" филиала, Громовой Н.В. должностной оклад установлен по 1 группе оплаты труда для руководителя 19540, 00 руб, а, следовало установить в соответствие с приказом N по 3 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы "Общеотраслевые должности служащих четвертого уровня" "Директор (начальник, заведующий) филиала, другого обособленного структурного подразделения" 13220, 00 руб. Переплата за апрель-июнь 2020 г. с учетом стимулирующих и компенсационных выплат составила 120451, 77 руб.
Поскольку актом проверки N от 10 июля 2020 г. ГАУСО НСО НОГЦ Министерством труда и социального развития Новосибирской области установлен факт нарушения порядка начисления и выплаты заработной платы в размере 19540, 00 рублей, истцу было направлено уведомление N от 18 марта 2021 г, в котором указывалось, что с 1 июня 2021 г. размер тарифной ставки (оклада) по должности "Директор филиала" будет 13220, 00 рублей, а также должность "Директор филиала" будет переименована на "Начальник филиала" (без изменения трудовой функции).
1 июня 2021 г. работодатель направил Громовой Н.В. для подписи дополнительное соглашение N к трудовому договору, согласно которому в трудовой договор внесены изменения, а именно: пункт 1.1 трудового договора изменен в части наименования должности, которую занимает Громова Н.В. Должность переименована и звучит как "Начальник филиала в структурном подразделении работодателя административно управленческий персонал филиала "Геронтопсихиатрический стационар "Мочише"; часть 2 раздела 5 изложена в новой редакции: "Должностной оклад (оклад), ставка заработной платы устанавливается работнику в размере 13220 рублей 00 копеек, согласно отраслевому соглашению по учреждениям социального обслуживания Новосибирской области и установленным требованиям к квалификации". В остальной части трудовой договор оставлен без изменения.
Из заявления истца от 13 мая 2021 г. и дополнительного соглашения от 1 июня 2021г. к трудовому договору от 29 декабря 2018 г. N следует, что сторонами заключено дополнительное соглашение об изменении условий трудового договора.
Подписанию дополнительного соглашения предшествовало уведомление ответчиком истца от 18 марта 2021г, которым ответчик предупредил истицу о намерении внести изменения в трудовой договор, указав, что трудовая функция останется без изменения, и, в случае несогласия работать в новых условиях оплаты труда ей будет предложена нижестоящая должность или нижеоплачиваемая работа, при отсутствии которых либо при отказе от них трудовой договор с ней будет прекращен.
Дополнительное соглашение от 1 июня 2021 г. к трудовому договору от 29 декабря 2018 г. N о внесении изменений истицей подписано с оговоркой о несогласии с его условиями в том числе, по заработной плате, поскольку установление ей оклада в размере ниже того, который был ей установлен в 2019 году при приеме на работу, существенно ухудшает ее права как работника. Истец подписала дополнительное соглашение с оговоркой продолжения работы в новых условиях до разрешения гражданского дела, после чего полагала что трудовой договор должен быть приведен в соответствие с принятым судом решением.
14 сентября 2021г. на основании приказа Министерства труда и социального развития Новосибирской области от 30 июня 2021 г. N "О передаче стационара ФГС "Мочище" передано от ГАУСО НСО НОГЦ в ГАУ НСО ССО "Новосибирский дом ветеранов".
На основании данного приказа и приглашения на работу от ГАУ НСО ССО "Новосибирский дом ветеранов" от 27 августа 2021 г. N, истица с письменного согласия переведена на работу к другому работодателю, трудовой договор N от 29 декабря 2018 г. прекращен по пункту 5 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Издан приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора с работником N от 14 сентября 2021 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации, и установив, что введение в действие оспариваемым дополнительным соглашением положения об установлении должностного оклада в размере 13220 рублей ухудшает положение работника по сравнению с прежними условиями трудового договора, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований - признании незаконным дополнительного соглашения от 1 июня 2021 г. к трудовому договору от 29 декабря 2018 г. N, возложении обязанности на работодателя произвести перерасчет заработной платы истицы за период с 1 июня 2021 г. по 14 сентября 2021 г.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части установления размера оклада по дополнительному соглашению от 1 июня 2021 г. к трудовому договору от 29 декабря 2018 г. N, заключенному между Громовой Н.В. и Государственным автономным учреждением социального обслуживания Новосибирской области "Новосибирский областной геронтологический центр", в связи с чем изменил решение суда в указанной части, и обязал Государственное автономное учреждение социального обслуживания Новосибирской области "Новосибирский областной геронтологический центр" произвести перерасчет заработной платы Громовой Натальи Валентиновны за период с 1 июня 2021 г. по 14 сентября 2021 г, исходя из размера оклада 14065, 06 рублей.
Выводы суда апелляционной инстанции требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит в том числе свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
Согласно статье 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации приведены требования к содержанию трудового договора, в котором, в частности, указываются: фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор, место и дата заключения трудового договора. Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: место работы; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы); дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с данным кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте, условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы); условия труда на рабочем месте; условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено названным кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя (часть первая статьи 61 Трудового кодекса Российской Федерации).
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (часть первая статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 72 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных этим кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
В отступление от общего правила об изменении определенных сторонами условий трудового договора только по соглашению сторон частью 1 статьи 74 данного кодекса предусмотрена возможность одностороннего изменения таких условий работодателем.
В силу части 1 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
Частью 2 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено данным кодексом.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 77 названного кодекса (части 3 и 4 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", разрешая дела о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми был прекращен по пункту 7 части 1 статьи 77 Кодекса (отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора), либо о признании незаконным изменения определенных сторонами условий трудового договора при продолжении работником работы без изменения трудовой функции (статья 74 Трудового кодекса Российской Федерации), необходимо учитывать, что исходя из статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации работодатель обязан, в частности, представить доказательства, подтверждающие, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда, например изменений в технике и технологии производства, совершенствования рабочих мест на основе их аттестации, структурной реорганизации производства, и не ухудшало положения работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения. При отсутствии таких доказательств прекращение трудового договора по пункту 7 части 1 статьи 77 Кодекса или изменение определенных сторонами условий трудового договора не может быть признано законным.
Из приведенных нормативных положений Трудового кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что работодатели в целях осуществления эффективной экономической деятельности, рационального управления имуществом и управления трудовой деятельностью вправе принимать локальные нормативные акты, в том числе в части, касающейся изменения системы оплаты труда. Нормы таких локальных нормативных актов не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, иначе они не подлежат применению, и отношения сторон трудового договора в этом случае регулируются трудовым законодательством, коллективным договором и соглашениями.
Работодатель также имеет право по своей инициативе изменять определенные сторонами условия трудового договора (за исключением изменения трудовой функции работника) в случае изменения организационных и технологических условий труда и невозможности в связи с этим сохранения прежних условий трудового договора. Вводимые работодателем изменения не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями, а при их отсутствии - по сравнению с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2).
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
В силу части 5 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2018 г.) (далее - Единые рекомендации), определено, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях формируются на основе, в том числе, принципов недопущения снижения и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; обеспечения равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, а также результатами деятельности учреждений.
Пунктом 6 Единых рекомендаций предусмотрено, что системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
а) в федеральных государственных учреждениях - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в) в муниципальных учреждениях - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 7 указанных Единых рекомендаций установление и изменение (совершенствование) систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляются в том числе, с учетом:
а) обеспечения в 2019 году уровня заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в размерах не ниже уровня, достигнутого в 2018 году при реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
б) создания условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом, в повышении качества оказываемых услуг;
в) обеспечения достигнутого уровня оплаты труда, в том числе по отдельным категориям работников (определяется на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики);
г) обеспечения государственных гарантий по оплате труда.
В соответствии с подпунктами "б" и "ж" пункта 37 Единых рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных учреждений здравоохранения при формировании систем оплаты труда работников необходимо учитывать, что в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских учреждениях, снижения внутрирегиональной дифференциации в оплате труда рекомендуется продолжить работу по совершенствованию систем оплаты труда работников в части увеличения доли выплат по окладам в структуре заработной платы, сбалансировав ее таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями 55 - 60 процентов заработной платы направлялось на выплаты по окладам, 30 процентов структуры заработной платы составляли стимулирующие выплаты преимущественно за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, повышение квалификации, 10 - 15 процентов структуры заработной платы составляли выплаты компенсационного характера в зависимости от условий труда работников.
Повышение оплаты труда работников учреждений, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится по результатам специальной оценки условий труда в размере не менее 4% оклада (должностного оклада), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышенной оплаты труда работникам устанавливаются работодателем в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
В силу пунктов 2 - 5, 13, 20 - 22 Положения о системе оплаты труда работников, условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и размерах предельного уровня соотношений среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников государственных учреждений Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 26 июня 2018 г..N 272-п (далее по тексту также Положение о системе оплаты труда работников государственных учреждений Новосибирской области), системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются по отраслям или по подведомственности учреждений в целях наиболее полного учета отраслевых факторов сложности труда и отраслевых особенностей условий труда при оплате труда работника. Система оплаты труда включает размеры окладов (должностных окладов, тарифных ставок), перечень, размеры и условия осуществления компенсационных и стимулирующих выплат работникам. Система оплаты труда работников учреждений соответствующей отрасли устанавливается в отраслевом тарифном соглашении, являющемся приложением к региональному отраслевому соглашению, заключаемому между отраслевыми профсоюзами, соответствующими объединениями работодателей и (или) работодателями отрасли и соответствующим областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области (далее отраслевое тарифное соглашение), а при отсутствии отраслевых профсоюзов - в положении об оплате труда работников подведомственных учреждений, согласованном с министерством труда и социального развития Новосибирской области, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением.
Система оплаты труда работников учреждения устанавливается положением об оплате труда работников учреждения, которое утверждается приказом руководителя учреждения с учетом мнения представительного органа работников или является приложением к коллективному договору в случае его заключения. Система оплаты труда работников учреждения устанавливается в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области, а также в соответствии с настоящим Положением, на основании отраслевого тарифного соглашения или, в случае его отсутствия, положения об оплате труда работников подведомственных учреждений. Работникам учреждений могут быть установлены выплаты компенсационного характера, в том числе доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры компенсационных выплат, установленные в отраслевом тарифном соглашении, в положении об оплате труда работников подведомственных учреждений, коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте учреждения не могут быть ниже, а условия их осуществления не должны быть ухудшены по сравнению с размерами и условиями, установленными федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области. При определении размеров компенсационных выплат работникам учреждения и условий их осуществления учитывается мнение выборного профсоюзного или иного представительного органа работников учреждения.
В соответствии с требованиями статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Порядок финансирования деятельности государственных учреждении, понимаемой как оказание услуг (выполнение работ), регламентирован главой 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту также БК РФ). Для бюджетных учреждений под финансированием понимается предоставление субсидий, в том числе на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием услуг (выполнением работ) в рамках государственных (муниципальных) заданий.
Согласно статье 2, части 2 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее по тексту также Закон о некоммерческих организациях) объем бюджетного финансирования зависит от объема средств, поступающих в учреждение от платной и иной приносящей доход деятельности. Некоммерческой является организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Пунктом 6 Положения о системе оплаты труда работников государственных учреждений Новосибирской области установлено, что фонд оплаты труда работников государственного автономного и бюджетного учреждения здравоохранения формируется в пределах объема субсидий из бюджета Новосибирской области на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам, средств, поступающих от приносящей доход деятельности, и средств системы обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 5 постановления Правительства Новосибирской области от 26 июня 2018г. N 272-п "Об установлении системы оплаты труда работников, условий оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и размеров предельного уровня соотношений среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы государственных учреждений Новосибирской области" финансовое обеспечение расходных обязательств Новосибирской области, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на обеспечение выполнения функций государственных казенных учреждений Новосибирской области, а также на предоставление государственным автономным и бюджетным учреждениям Новосибирской области субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам.
Приказом Министра труда и социального развития Новосибирской области N 620 от 13 июня 2019 г. в соответствии с пунктом 15 Положения о системе оплаты труда работников, условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и размерах предельного уровня соотношений среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников государственных учреждений Новосибирской области, прилагаемого к постановлению Правительства Новосибирской области от 26 июня 2018 г. N 272-п утверждены размеры должностных окладов по профессиональным квалификационным группам общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 247н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих. Согласно профессиональной квалификационной группе "Общеотраслевые должности служащих четвертого уровня": директор (начальник, заведующий) филиала, другого обособленного структурного подразделения относится к третьему квалификационному уровню и размер должностного оклад, составляет 13220 рублей.
Как указано выше, из совокупности исследованных доказательств судебными инстанциями установлено, что 16 мая 2018г. по трудовому договору N Громова Н.В. была трудоустроена в ГАУСО НСО НОГЦ на должность заместителя директора.
29 декабря 2018г. с ней заключен трудовой договор N, по условиям которого Громова Н.В. была принята по совместительству на 0, 5 ставки на должность директора филиала "Геронтопсихиатрический стационар "Мочище".
Филиал "Геронтопсихиатрический стационар "Мочище" являлся структурным подразделением ГАУСО НСО НОГЦ.
17 июля 2019 г. дополнительным соглашением к трудовому договору N от 29 декабря 2018г. в трудовой договор внесены изменения, и работа в должности директора ФГС "Мочище" становится для Громовой Н.В. основным местом работы.
Должностной оклад по должности директор филиала (заместитель директора по стационару) согласно штатному расписанию, утвержденному приказом N от 29 октября 2018г. "Об изменении штатного расписания", составлял 14065, 06 руб.
16 июля 2019 г. согласно приказу N трудовой договор N от 16 мая 2018 г. расторгнут по инициативе работника Громовой Н.В. (пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации).
18 июля 2019 г. приказом Министерства труда и социального развития Новосибирской области N Громова Н.В. назначена исполняющей обязанности директора Государственного автономного учреждения социального обслуживания Новосибирской области "Новосибирский областной геронтологический центр".
1 октября 2019 г. между Государственным автономным учреждением социального обслуживания Новосибирской области "Новосибирский областной геронтологический центр" (в лице Громовой Н.В.) и Громовой Н.В. заключено дополнительное соглашение трудовому договору от 16 мая 2018 г. N, согласно которому раздел 5 "Оплата труда, социальные гарантии и компенсации" трудового договора изложен в следующей редакции: работнику устанавливается должностной оклад 19540 рублей.
10 января 2020г. и 3 февраля 2020г. между ГАУСО НСО НОГЦ и Громовой Н.В. заключены дополнительные соглашения к трудовому договору от 16 мая 2018г. N, об изменении надбавок за качественные показатели эффективности деятельности, а 2 декабря 2020г. к трудовому договору от 29 декабря 2018г. N которыми изменялся раздел 5 трудового договора "Оплата труда, социальные гарантии и компенсации" в части, касающейся надбавок за качественные показатели эффективности деятельности по результатам выполнения качественных показателей эффективности деятельности учреждения в рамках имеющегося фонда оплаты труда.
1 июня 2021 г. между ГАУСО НСО НОГЦ и Громовой Н.В. заключено оспариваемое дополнительное соглашение к трудовому договору от 29 декабря 2018 г. N, которым внесены изменения в трудовой договор в раздел 5 "Оплата труда, социальные гарантии и компенсации", должностной оклад установлен работнику в размере 13220 рублей согласно отраслевому соглашению по учреждениям социального обслуживания Новосибирской области и установленным требованиям квалификации.
Из представленного ГАУСО НСО НОГЦ расчета заработной платы от 8 декабря 2022 г. за период с 1 июня 2021 г. по 14 сентября 2021 г. следует, что, исходя из размера оклада 13220 руб, общий доход Громовой Н.В. за июнь 2021 года составил: 61597, 75 рублей + премия 1902 рубля; за июль 2021 года - 30376, 69 рублей; за август 2021 года - 59298, 53 рублей; за сентябрь 2021 года - с учетом выплат при увольнении - 337470, 89 рублей. Исходя из размера оклада 14065, 06 рублей доход составил бы за июнь - 65261, 69 рублей; за июль - 31745, 91 рублей; за август - 61407, 22 рублей; за сентябрь - 354700, 05 рублей, что свидетельствует о нарушении трудовых прав истицы.
Исходя из того, что дополнительное соглашение от 1 июня 2021 г. заключено на основании постановления Правительства Новосибирской области от 26 июня 2018 г. N 272-п и приказа Министра труда и социального развито Новосибирской области N620 от 13 июня 2019г, суд апелляционной инстанции правомерно признал данное соглашение незаконным только в части установления размера оклада истицы, поскольку соглашение не отвечает положениям статьи 74 Трудового кодекса Российское Федерации в совокупности с руководящими разъяснениями постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Трудового кодекса Российской Федерации", запрещающим ухудшать положение работника по сравнению с условиями трудового договора.
Вместе с тем, отклоняя выводы суда первой инстанции о необходимости перерасчета заработной платы, исходя из оклада в размере 19540 руб, установленного дополнительным соглашением от 1 октября 2019г. к трудовому договору N от 16 мая 2018г, суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что указанное соглашение заключено в период действия Приказа Министерства труда и социального развития Новосибирской области от 13 июня 2019 г. N 620 "Об утверждении размеров должностных окладов по общеотраслевым должностям руководителей, специалистов и служащих, окладов по общеотраслевым профессиям рабочих, должностных окладов по должностям, трудовые функции, квалификационные требования и наименование по которым установлены в соответствии с профессиональными стандартами" (далее также приказ N 620), в соответствии с которым, должностной оклад Громовой Н.В. должен был быть оставлен на прежнем уровне.
При этом судом апелляционной инстанции принято во внимание, что дополнительное соглашение от 1 октября 2019г. заключено к трудовому договору N от 16 мая 2018 г, прекращенному по соглашению сторон 18 июля 2019г, в связи чем, утверждение заявителя о том, что соглашение не оспаривалось и не было признано недействительным, противоречит отраслевому приказу Министерства труда и социального развития Новосибирской области от 13 июня 2019 г. N 620.
Кроме того, судом установлено и следует из материалов дела, что в отношении Громовой Н.В. рассматривается уголовное дело по обвинению в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации - присвоение, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, в крупном размере, составляющего разницу между суммами заработной платы начисленной к выплате Громовой Н.В. в период с 2 декабря 2020 г. по 31 мая 2021 г. согласно расчетным листкам филиала и суммами заработной платы, подлежащей к выплате Громовой Н.В, рассчитанной при условии, что должностной оклад Громовой Н.В. составляет 13220 рублей, согласно приказу Министерства труда и социального развития Новосибирской области от 13 июня 2019 г. N 620 "Об утверждении размеров должностных окладов по общеотраслевым должностям руководителей, специалистов и служащих, окладов по общеотраслевым профессиям рабочих, должностных окладов по должностям, трудовые функции, квалификационные требования и наименования по которому установлены в соответствии с профессиональными стандартами".
Выводы суда апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом судебном постановлении, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанций неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, являются несостоятельными, поскольку из материалов дела усматривается, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные сторонами по делу доказательства, дал им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в обжалуемом судебном акте.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судом апелляционной инстанции, верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, кассационная жалоба не содержит.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы суда не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, в связи с чем не являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 13 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Громовой Натальи Валентиновны - Нахабиной Г.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.