Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Струковой А.А, судей Брянцевой Н.В. и Сумбаевой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Туйчиевой Т.С, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело УИД N23OS0000-01-2022-001108-07 (3а-1314/2022) по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к департаменту имущественных отношений Краснодарского края об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта (в части)
по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 12 декабря 2022 г, заслушав доклад судьи Сумбаевой А.В, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры ФИО5, судебная коллегия
установила:
приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 г. N 3321 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Данный перечень утвержден на 2022 год (далее по тексту - Перечень на 2022 год).
Административный истец ИП ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими: пунктов 2857, 2923 названного нормативного правового акта в части включения в Перечень объектов недвижимого имущества на 2022 год следующих объектов недвижимости:
- нежилого здания кадастровым номером N:68, площадью 455, 1 кв.м, распложенного по адресу: "адрес";
- нежилого здания с кадастровым номером N:121, площадью 325, 6 кв.м, распложенного по адресу: "адрес"
Решением Краснодарского краевого суда от 12 декабря 2022 г. административное исковое заиление удовлетворено в полном объеме; признаны недействующими со дня принятия пункты 2857, 2923 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 г. N 3321 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость"; на департамент имущественных отношений Краснодарского края возложена обязанность опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты департамента имущественных отношений Краснодарского края, а также разместить на сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края, а также о сообщении суду и административному истцу в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу о его исполнении либо о наличии уважительных причин невозможности исполнения в срок.
Не согласившись с названным решением, департамент имущественных отношений Краснодарского края подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права.
В апелляционной жалобе приведены доводы о том, что:
- здание с кадастровым номером N:68 включено в Перечень на 2022 год на основании вида разрешенного использования земельного участка "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" и сведений Единого государственного реестра недвижимости о назначении и наименовании объекта "нежилое, административное здание", что соответствует пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации;
- здание с кадастровым номером N:121 включено в Перечень на 2022 год на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о назначении и наименовании объекта "нежилое, административное здание с пристройкой, подвалом и входом в подвал", что соответствует пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Фактическое обследование проведено в отношении здания с кадастровым номером N:121, по результатам которого составлен акт от 22 сентября 2021 г. о том, что здание не используется.
Данные обстоятельства, по мнению департамента имущественных отношений Краснодарского края, являются основанием для включения спорных объектов в Перечень на 2022 г.
Выступившая с заключением прокурор ФИО5 полагала решение подлежащим отмене в части признания недействующим пункта 2857 Перечня на 2022 год, поскольку более 20% указанного здания предназначено для размещения офисных помещений АО "Российский сельскохозяйственный банк".
Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении дела извещены своевременно и надлежащим образом.
До начала судебного заседания от представителя административного истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца и его представителя.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, проверив материалы дела в совокупности и взаимосвязи, заслушав заключение прокурора ФИО5, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Указанные обстоятельства доводами административного искового заявления не были, решение суда в данной части не обжалуется.
Проверяя соответствие содержания Перечня на 2022 г. (в части включения объекта недвижимости с кадастровым номером N:121) в его оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности включения соответствующего здания в оспариваемый Перечень.
Позиция суда первой инстанции основана на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, соответствует материалам дела.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, названы в пункте 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации: административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них.
При этом федеральный законодатель установил, что в целях названной статьи отдельно стоящее нежилое здание, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается административно-деловым или торговым центром при наличии одного из условий, определенных в пунктах 3 и 4 названной статьи, соответственно.
В силу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также НК РФ) административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно материалам дела, принимая Перечень на 2022 г, административный ответчик при включении в него здания с кадастровым номером N:121 руководствовался сведениями Единого государственного реестра недвижимости о назначении и наименовании объекта "административное здание с пристройкой, подвалом и входом в подвал", отнес данный объект к административно-деловому центру (пункт 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Не соглашаясь с приведенной позицией, суд первой инстанции правильно указал, что документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается размещение в здании торговых, офисных объектов, а также объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а имеющийся в материалах дела акт фактического обследования от 22 сентября 2021 г. свидетельствует о том, что здание не используется.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, "предпринимательство" не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции, верно применив нормы материального права, установив юридически значимые по делу обстоятельства, а также фактические обстоятельства дела, пришел к обоснованному выводу о признании недействующим пункта 2923 Перечня на 2022 год в отношении здания с кадастровым номером N:121.
Вместе с тем, судебная коллегия признает ошибочными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для признания недействующим пункта 2857 Перечня на 2022 год в отношении нежилого здания с кадастровым номером N:68, исходя из следующего.
Критерии для включения здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, указаны выше.
Законодатель прямо предусмотрел, что в отношении отдельных видов коммерческой недвижимости налоговая база подлежит исчислению по кадастровой стоимости этого имущества.
Установление указанных особенностей налогообложения, начиная с 01 января 2014 г, имело своей целью переход к более справедливому распределению налоговой нагрузки за счет использования кадастровой стоимости при расчете налоговой базы, увеличение уровня налоговой нагрузки на объекты коммерческой недвижимости, в том числе офисно-делового и торгового назначения, при условии введения региональных льгот для объектов промышленного производства. Устанавливая телеологический смысл соответствующего регулирования, Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что законодатель исходил из следующего: в подобных зданиях, включаемых в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, как правило, осуществляют хозяйственную деятельность или деятельность по сдаче помещений в аренду именно организации-собственники (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. N 2596-О).
Из выводов Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 12 ноября 2020 г. N 46-П, следует, что в обычной деловой обстановке офисно-торговую недвижимость с высокой вероятностью можно использовать как доходный объект, особенно в местах ее концентрации - в административно-деловых и (или) торговых центрах (комплексах). Эта возможность объективно образует предпосылку относительно высокой стоимости такого имущества в сравнении с другими видами недвижимости и учитывается в основаниях законодательных решений, касающихся повышенного налогообложения таких помещений, даже когда их используют по иному назначению, чем торговля и размещение (сдача в аренду) офисов, поскольку они входят в состав соответствующих центров (комплексов), концентрирующих потенциально доходную недвижимость.
При этом значимой с точки зрения налогообложения является концентрация потенциально доходной недвижимости, когда назначение, разрешенное использование или наименование помещений, составляющих не менее 20 процентов общей площади здания (строения, сооружения), предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, что определяет распространение по этому признаку повышенной налоговой нагрузки на все помещения соответствующего центра (комплекса) (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 2021 г. N 374-О).
При рассмотрении настоящего дела судебной коллегий установлено, что в нежилом здании с кадастровым номером N:68, общей площадью 455, 1 кв.м, расположенном по адресу: "адрес", размещены внутренние структурные подразделения АО "Российский Сельскохозяйственный Банк". Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости в отношении объекта с кадастровым номером N:68, поступившим от административного истца договором аренды нежилого помещения от 21 февраля 2017 г. N РСХБ-27-188-2017 и дополнительными соглашениями к нему.
Согласно договору аренды от 21 февраля 2017 г. N РСХБ-27-188-2017 во временное пользование АО "Российский Сельскохозяйственный Банк" передано 274, 3 кв.м, что соответствует 60, 28% от общей площади здания. Согласно пункту 2.1 договора аренды арендуемое помещение предназначено для размещения в нем дополнительного офиса Краснодарского регионального филиала АО "Российский Сельскохозяйственный Банк" в целях осуществления банковской деятельности.
Дополнительным соглашением от 15 декабря 2017 г. N 1 к договору аренды от 21 февраля 2017 г. N РСХБ-27-188-2017 предусмотрено, что переданное в аренду нежилое помещение имеет следующие характеристики: чз1 - 1 этаж нежилое помещение 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37.
Из имеющегося в материалах дела технического паспорта на здание с кадастровым номером 23:04:0404004:68 следует, что помещения с номерами 2-4, 7-10, 14-16, 30, 33, 35 имеют назначение "кабинет", помещения с номерами 6, 11, 13, 36, 37 имеют назначение "помещение", помещения с номерами 12, 31, 32, 34 имеют назначение "коридор", помещение с номером 5 имеет назначение "зал".
При таком положении отдельные помещения в нежилом здании с назначением "кабинет", "помещение", "зал" должны рассматриваться для целей налогообложения в качестве офисных, поскольку кредитная организация осуществляет хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, направленную на извлечение прибыли, посредством использования офисных помещений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. N 46-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. N 2596-О, определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2017 г. N 9-АПГ17-2, от 23 марта 2017 г. N 57-АПГ17-1).
Таким образом, из материалов дела усматривается, что фактически спорное здание более чем на 20% от общей площади используется для размещения офисов в целях ведения банком его коммерческой деятельности. Подход судебной коллегии согласуется с позицией, выраженной в определении Верховного суда Российской Федерации от 09 марта 2023 г. N 305-ЭС22-23165.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что оспариваемый судебный акт суда первой инстанции подлежат отмене на основании пунктов 1 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края удовлетворить частично.
Отменить решение Краснодарского краевого суда от 12 декабря 2022 г. в части признания недействующим пункта 2857 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 г. N 3321 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость"; принять в указанной части новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя Литвиновой Надежды Григорьевны о признании недействующим пункта 2857 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 г. N 3321 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" отказать.
В остальной части решение Краснодарского краевого суда от 12 декабря 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 КАС РФ в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение в полном объеме изготовлено 13 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.