Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Сапрыгиной Л.Ю, Ладейщиковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Челябинской области Габриеляна К.К. на решение Советского районного суда города Челябинска от 15 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 20 декабря 2022 года по административному делу N 2а-2888/2022 по административному исковому заявлению прокурора города Челябинска о признании недействующим постановления Главы города Челябинска от 25 октября 2021 года N 362-п "Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки территории с проектом межевания территории) в границах ул. Братьев Кашириных, береговой полосы реки Миасс, ул. Российской, ул. Чкалова, местного проезда, ул. Свободы, ул. Труда, ул. Кирова, ул. Береговой в Калининском и Центральном районах города Челябинска".
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, поддержавших доводы кассационного представления представителя прокуратуры Трошкиной А.В, представителя заинтересованного лица Данилова Д.В, действующего на основании доверенности от Усенко В.И, возражения на доводы кассационного представления представителя Администрации города Челябинска, Управления по архитектурно-градостроительному проектированию города Челябинска Москаленко М.Ю, представителя заинтересованного лица ООО "Специализированный застройщик "Трест Апартаменты" Нурмухаметова Р.Ф, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Главы города Челябинска от 25 октября 2021 года N 362-п утверждена документация по планировке территории (проект планировки территории с проектом межевания территории) в границах ул. Братьев Кашириных, береговой полосы реки Миасс, ул. Российской, ул. Чкалова, местного проезда, ул. Свободы, ул. Труда, ул. Кирова, ул. Береговой в Калининском и Центральном районах города Челябинска, которая признана основанием для дальнейшего архитектурно-строительного проектирования отдельных объектов капитального строительства (пункты 1, 2); признана утратившей силу документация по планировке территории, утвержденная постановлением администрации города Челябинска от 17 июля 2018 года N 304-п (пункт 3) (далее - постановление от 25 октября 2021 года N 362-п).
Прокурор города Челябинска обратился в суд с административным иском о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановления от 25 октября 2021 года N 362-п, мотивировав требования тем, что публичные слушания по проекту планировки и межевания территории, назначенные на 16 сентября 2021 года с использованием программно-аппаратных комплексов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не проводились, чем были нарушены права неопределенного круга лиц.
Решением Советского районного суда города Челябинска от 15 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллеги по административным делам Челябинского областного суда от 20 декабря 2022 года, административный иск оставлен без удовлетворения.
В поданном 17 февраля 2023 года кассационном представлении прокурор Челябинской области, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просить отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Заинтересованное лицо Егорова Е.А. в письменном заявлении поддержала доводы представления прокурора.
Заинтересованное лицо Челябинская городская Дума представило письменные возражения на доводы кассационного представления, просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Письменные возражения на доводы кассационного представления представили заинтересованное лицо ООО "Специализированный застройщик "Трест Апартаменты", административный ответчик администрация города Челябинска.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационного представления извещены надлежащим образом и заблаговременно, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела до начала судебного заседания, не представили, поэтому судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационного представления в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему административному делу не имеется.
При рассмотрении настоящего дела суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019", распоряжение Правительства Челябинской области от 18 марта 2020 года N 146-рп "О введении режима повышенной готовности", Положение об организации и проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки города Челябинска, утвержденное решением Челябинской городской Думы от 27 августа 2013 года N 44/17, пришли к выводу о том, что порядок принятия постановления от 25 октября 2021 года N 362-п соблюден, право заинтересованных лиц на участие в обсуждении проекта нормативного правового акта не нарушено.
Судебная коллегия по административным делам кассационного суда поводов не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не усматривает.
Из положений статьи 41 ГрК РФ следует, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1); видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (часть 4).
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории регламентирован нормами главы 5 ГрК РФ, в частности, положениями статьи 46.
Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа (глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа) утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2-4.2, 5.2 статьи 45 ГрК РФ, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 статьи 45 ГрК РФ (часть 5 статьи 45, часть 13 статьи 46 ГрК РФ).
Документация по планировке территории подлежит обязательному опубликованию, что предусмотрено частью 1 статьи 45 ГрК РФ.
Проект планировки территории, проект межевания территории подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (статья 5.1, части 4 и 6 статьи 46 ГрК РФ).
Как установлено при рассмотрении дела, 05 октября 2020 года администрацией города Челябинска издано распоряжение N 9696 "О подготовке документации по планировке территории (проект планировки территории с проектом межевания территории в границах ул. Братьев Кашириных, береговой полосы реки Миасс, ул. Российской, ул. Чкалова, местного проезда, ул. Свободы, ул. Труда, ул. Кирова, ул. Береговой в Калининском и Центральном районах города Челябинска", опубликованное в установленном порядке 07 октября 2020 года.
Постановлением Главы города Челябинска от 16 августа 2021 года N 274-п, опубликованным 18 августа 2021 года, назначено проведение публичных слушаний по рассмотрению вышеуказанной документации по планировке территории.
Этим постановлением разработчику проекта предписано организовать открытие экспозиции проекта 25 августа 2021 года в 13 часов в Доме архитектора по адресу: г. Челябинск, проспект Ленина, д. 41 а, установлен график работы экспозиции проекта и консультаций посетителей экспозиции (пункт 3); Управлению по архитектурно-градостроительному проектированию города Челябинска при условии продления режима повышенной готовности Правительством Челябинской области в связи с угрозой распространения в Челябинской области коронавирусной инфекции (2019-nCoV) поручено обеспечить проведение собрания участников публичных слушаний 16 сентября 2021 года с использованием программно-аппаратных комплексов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; обеспечить прием предложений и замечаний от участников публичных слушаний, прошедших идентификацию, по электронной почте komissiyapziz@arch74.ru (пункт 4).
Публичные слушания в заочной форме проведены в период с 16 августа по 16 сентября 2021 года посредством очного приема письменных предложений и замечаний проекту по адресу: г. Челябинск, ул. Воровского, д. 2 каб. 210 и 211, в день проведения собрания участников публичных слушаний - по адресу: г. Челябинск, проспект Ленина, д. 41 а, также предложения и замечания принимались в электронном виде по адресу электронной почты (komissiyapziz@arch74.ru).
По результатам публичных слушаний оформлены протоколы от 16 августа 2021 года, от 24 сентября 2021 года, в которых отражены поступившие замечания и предложения по проекту, в том числе от заинтересованных лиц Усенко В.И, Усенко О.А, Егоровой Е.А.; публичные слушания признаны состоявшимися.
05 октября 2021 года Комиссией подготовлено положительное заключение о результатах публичных слушаний, обсуждаемые проекты рекомендованы к утверждению. Заключение опубликовано в установленном порядке 08 октября 2021 года.
18 октября 2021 года документация по планировке территории согласована Управлением по архитектурно-градостроительному проектированию города Челябинска.
25 октября 2021 года документация по планировке территории (проект планировки территории с проектом межевания территории) в границах ул. Братьев Кашириных, береговой полосы реки Миасс, ул. Российской, ул. Чкалова, местного проезда, ул. Свободы, ул. Труда, ул. Кирова, ул. Береговой в Калининском и Центральном районах города Челябинска утверждена постановлением Главы города N 362-п, которое опубликовано 27 октября 2021 года в установленном порядке.
Разрешая настоящее административное дело, судебные инстанции исходили из того, что в данной конкретной ситуации, связанной с введением режима повышенной готовности на территории Челябинской области, отсутствием доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствовавших заинтересованным лицам принять участие в слушаниях по проекту планировки и межевания путем направления письменных предложений и замечаний, оснований для вывода о нарушении порядка принятия постановления от 25 октября 2021 года N 362-п, в том числе в связи с непроведением 16 сентября 2021 года очных обсуждений по проекту, не имеется.
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам планировки территории, проектам межевания территории в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 1 статьи 5.1 ГрК РФ).
Процедура проведения публичных слушаний приведена в части 5 статьи 5.1 ГрК РФ и включает в себя этапы оповещения о начале публичных слушаний; размещения проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; подготовка и оформление протокола публичных слушаний; подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
В соответствии с частью 24 статьи 5.1 ГрК РФ уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений данного кодекса определяются, в том числе порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, организатор и срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
В силу части 2 статьи 16 Устава города Челябинска, порядок организации и проведения публичных слушаний определяется решением Челябинской городской Думы.
Решением Челябинской городской Думы от 27 августа 2013 года N 44/17 утверждено Положение об организации и проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки города Челябинска, которое распространяется на правоотношения по реализации прав жителей города Челябинска на участие в процессе принятия органами местного самоуправления муниципальных правовых актов по вопросам землепользования и застройки города Челябинска путем их публичного обсуждения.
Пунктом 5 раздела I данного Положения предусмотрено, что при введении режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации или в иных случаях, относящихся к обстоятельствам непреодолимой силы, собрания участников публичных слушаний могут проводиться с использованием программно-аппаратных комплексов, в том числе в режиме видео-конференц-связи с видеотрансляцией в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При таких обстоятельствах судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что орган местного самоуправления, реализуя дискреционные полномочия в условиях действия мер, направленных на предотвращение угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Челябинской области, с целью обеспечения комфортных и благоприятных условий проживания жителей муниципального образования, комплексного учета потребностей населения и устойчивого развития территорий, а также для согласования государственных, общественных и частных интересов в градостроительной деятельности, создал необходимые условия обеспечения участия в их обсуждении наиболее широких слоев населения муниципального образования для выявления коллективного мнения, возможность участвовать в его обсуждении для получения общественной оценки принимаемого правового акта.
С учетом собранных по делу доказательств судебная коллегия кассационного суда соглашается с выводом судов первой и апелляционной инстанций о том, что процедура проведения публичных слушаний по проекту постановления от 25 октября 2021 года N 362-п административным ответчиком была соблюдена.
При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что сами по себе некоторые недочеты при проведении отдельных процедур принятия нормативного правового акта, на которые ссылается административный истец, не являются в данной правоприменительной ситуации существенным нарушением порядка принятия и утверждения постановления от 25 октября 2021 года N 362-п, повлиявшим на законность принятия оспариваемого нормативного правового акта, влекущим его отмену.
Анализ норм ГрК РФ позволяет сделать вывод о том, что публичные слушания являются лишь составной частью порядка принятия оспариваемого решения. Публичные слушания, по своей сути, представляют форму волеизъявления заинтересованных лиц в отношении выносимого на обсуждение проекта документации по планировке территории. При этом результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер, они учитываются при принятии соответствующего решения, но не являются обязательными.
В данном случае судебными инстанциями установлено, что цель публичных слушаний была достигнута.
Ссылки в кассационном представлении на положения Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", нормы статьи 44.1 Жилищного кодекса Российской Федерации состоятельными признаны быть не могут, поскольку названные положения не подлежат применению к спорным правоотношениям, не опровергают выводы судебных инстанций о достижении цели публичных слушаний.
Доводы заинтересованных лиц Усенко В.И, Усенко О.А, Егоровой Е.А. о нарушении их прав на участие в публичных слушаниях фактически сводятся к несогласию с конкретными градостроительными решениями в утверждённом проекте планировки и межевания, а потому не ставят под сомнение выводы судебных инстанций.
Принятые по делу судебные акты отвечают предъявляемым к ним требованиям (статьи 180, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), выводы, изложенные в решении суда и апелляционном определении, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Несогласие Егоровой Е.А. с разрешением судом первой инстанции ее ходатайств, на что указано в ее письменном заявлении по доводам представления, о существенном нарушении процессуальных требований не свидетельствует, достаточным основанием для отмены судебных актов не является.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Челябинска от 15 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 20 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Челябинской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 14 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.