Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А, Тетюева С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Сысертского городского округа на решение Сысертского районного суда Свердловской области от 14 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 16 августа 2022 года по административному делу N2а-578/2022 по административному иску Сысертского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов Вакулинской Натальи Петровны, Вакулинского Сергея Владимировича, Корепанова Алика Александровича, Корепановой Елизаветы Александровны, Сахарчука Андрея Александровича, Сахарчук Алёны Юрьевны, Усовой Светланы Юрьевны, Трущаловой Марины Васильевны, Трущалова Александра Сергеевича, Абдрахманова Ильяса Мансутовича, Абдрахмановой Людмилы Александровны, Трибой Александра Николаевича, Трибой Натальи Александровны, Нуриахметовой Ольги Александровны, Турышева Александра Анатольевича, Турышевой Светланы Александровны, к администрации Сысертского городского округа о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкиной Н.А, возражения по доводам кассационной жалобы прокурора Москвитина Н.Н, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Сысертский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту интересов вышеуказанных лиц к администрации Сысертского городского округа о признании незаконным бездействия в необеспечении земельных участков инфраструктурой (газоснабжением, электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой), возложении обязанности в течении 12 месяцев обеспечить земельные участки указанной инфраструктурой.
Требования мотивированы тем, что указанным гражданам ввиду наличия статуса многодетных семей в 2014 году предоставлены земельные участки для строительства индивидуальных жилых помещений, земельные участки не обеспечены автодорогой, электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, газоснабжением; указанное бездействие административного ответчика и неисполнение им возложенной на них обязанности влечет нарушение прав административных истцов, возлагает на них необоснованные затраты по обеспечению земельных участков необходимой инфраструктурой.
Решением Сысертского районного суда Свердловской области от 14 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 16 августа 2022 года, административный иск удовлетворен частично, признано незаконным бездействие администрации Сысертского городского округа, выразившееся в необеспечении земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" инфраструктурой (газоснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения), на административного ответчика возложена обязанность в срок не позднее 24 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушение прав истцов путем организации обеспечения земельных участков инфраструктурой (газоснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения); в удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (поступила в суд первой инстанции 15 февраля 2023 года) административный ответчик выражает несогласие с решением суда первой инстанции и апелляционным определением, ссылаясь на то, что судами неправильно применены нормы материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение в части удовлетворения требований иска.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку таких нарушений судами не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмены обжалуемых судебных актов.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг". Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, где в статье 39.1 указаны основания возникновения прав на земельный участок, в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (подпункт 1 пункта 1).
Случаи предоставления таких земельных участков в собственность бесплатно установлены статьёй 39.5 поименованного кодекса, которая к таковым в подпункте 6 относит предоставление земельного участка гражданам, имеющим трёх и более детей, в случае и в порядке, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, особенности предоставления предусмотрены в статье 39.19 названного кодекса.
Право граждан, являющихся родителями, воспитывающими трех или более несовершеннолетних детей, и постоянно проживающих на территории Свердловской области на приобретение однократно бесплатно в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, закреплено в пункте 5 части 1 статьи 54.7 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 года N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области".
В соответствии с пунктами 4, 5, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальное образование осуществляет полномочия в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности; организацию в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Как следует из материалов дела, административным истцам в 2014 году в силу отнесения к категории семей, имеющих трех и более детей, в соответствии с приказами Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области предоставлены в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельные участки. Между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее по тексту- МУГИСО) и администрацией Сысертского городского округа от 31 августа 2016 года заключено соглашение N 3/59 о взаимодействии о сотрудничестве в сфере формирования и предоставления семьям, имеющим трех и более детей, земельный участков бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства.
Судами установлено, что вышеуказанные предоставленные земельные участки инфраструктурой не обеспечены.
Разрешая спор, суды, руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, указав на то, что обязанность органа местного самоуправления по организации на территории городского округа вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, установлена законодателем; однако такая обязанность административным ответчиком не исполнена, предоставленные административным истцам земельные участки инженерной инфраструктурой (газоснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения) не обеспечены, пришли к заключению о наличии оснований для удовлетворения требований в вышеуказанной части. При этом суд первой инстанции, установив, что указанные земельные участки подключены к сети энергоснабжения, пришел к заключению об отсутствии оснований для удовлетворения в данной части административных исковых требований.
Позиция судов основана на правильном толковании и применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам административного дела.
Доводы кассационной жалобы, сведенные к тому, что к полномочиям администрации не относится обеспечение объектами инфраструктуры вышеуказанных земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства льготной категории граждан (многодетных семей), являлись предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций.
Так, льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает произвольного формирования перечня земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно.
При решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства, с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры, что получило свое отражение в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372; подпункты 3 и 4 пункта 17).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 09 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливая в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), определяет и нормативную основу компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения и их дифференциацию по видам муниципальных образований.
Таким образом, проанализировав положения вышеприведенного действующего законодательства, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, суды правильно исходили из того, что обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению многодетным семьям в качестве меры социальной поддержки, имеющее своей целью улучшение жилищных условий многодетных семей, отнесено федеральным законодательством к вопросам местного значения органа местного самоуправления.
Суды, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, установили, что административным ответчиком доказательств исполнения, возложенных на него как на орган местного самоуправления, в чьи полномочия входит организация газо-, водоснабжения населения, водоотведения, автомобильной дорогой местного значения, не представлено; доказательств, объективно препятствующих обеспечению многодетных семей земельными участками с необходимой инфраструктурой, также не представлено.
Доводы жалобы о том, что на основании постановления администрации от 08 июля 2021 года N 1384 определена гарантирующая организация на территории поселка Бобровский Сысертского района, обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции, как не свидетельствующие о выполнении административным ответчиком требований, возложенных федеральным законодательством.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, правовая позиция администрации об отсутствии незаконного бездействия, приведенная в суде первой и апелляционной инстанциях, правомерно отклонена судами, как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречащая представленным в материалы дела и исследованным доказательствам.
Ссылки в жалобе на то, что земельные участки подключены к электроснабжению, выводы судов не опровергают.
Приведенные доводы в кассационной жалобе не содержат фактов, которые влияли на обоснованность и законность оспариваемых судебных актов, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Сысертского районного суда Свердловской области от 14 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 16 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Сысертского городского округа - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 13 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.