Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2734/2021 по иску Рябоконя Виктора Николаевича к муниципальному предприятию Нефтеюганское районное муниципальное унитарное "Торгово-транспортное предприятие" о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Рябоконя Виктора Николаевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Рябоконь В.Н. обратился в суд с иском к муниципальному предприятию Нефтеюганское районное муниципальное унитарное "Торгово-транспортное предприятие" о перерасчете заработной платы с 01 января по 31 июля 2021 года, взыскании недополученной заработной платы в размере 601 585 рублей 41 копейки, компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей, возмещении судебных расходов.
В обоснование исковых требований указал, что с 11 мая 2018 года работает в муниципальном предприятии Нефтеюганское районное муниципальное унитарное "Торгово-транспортное предприятие" в должности водителя. С 01 января по 31 июля 2021 года заработная плата выплачивалась в размере, не соответствующем пункту 3.2 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2020-2022 годы, которым предусмотрено, что размеры минимальных гарантий по заработной плате работников автомобильного и городского пассажирского транспорта устанавливаются в кратности к величине прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта Российской Федерации. Размер минимальных гарантий истца по заработной плате составляет 23 025 рублей 91 копеек (оклад), что меньше предусмотренного Отраслевым соглашением.
Решением Нефтеюганского районного суда от 09 декабря 2021 года исковые требования Рябоконя В.Н. удовлетворены частично. На муниципальное предприятие Нефтеюганское районное муниципальное унитарное "Торгово-транспортное предприятие" возложена обязанность произвести перерасчет заработной платы Рябоконя В.Н. с 1 января по 31 июля 2021 года и выплатить недоплаченную заработную плату в сумме 533 159 рублей 63 копейки (без учета налога на доходы физических лиц 13% и профсоюзного взноса 1%). С муниципального предприятия Нефтеюганское районное муниципальное унитарное "Торгово-транспортное предприятие" в пользу Рябоконя В.Н. взыскана компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей, в возмещение судебных расходов - 335 рублей 87 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований Рябоконю В.Н. отказано. С муниципального предприятия Нефтеюганское районное муниципальное унитарное "Торгово-транспортное предприятие" в доход бюджета города Нефтеюганск взыскана государственная пошлина в размере 8 831 рублей 60 копеек.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 мая 2022 года решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09 декабря 2021 года изменено в части подлежащей взысканию с муниципального предприятия Нефтеюганское районное муниципальное унитарное "Торгово-транспортное предприятие" в пользу Рябоконя В.Н. заработной платы, ее размер снижен с 533 159 рублей до 144 318 рублей 03 копеек; уменьшена подлежащая взысканию с муниципального предприятия Нефтеюганское районное муниципальное унитарное "Торгово-транспортное предприятие" государственная пошлина до 4 386 рублей.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18 октября 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 мая 2022 года отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Отменяя апелляционное определение, судом кассационной инстанции указано на неустановление юридически значимых обстоятельств, к которым относится: система оплаты труда истца; составные части заработной платы; режим рабочего времени; механизм расчета выплат, входящих в состав заработной платы; произведенные работодателем выплаты в счет заработной платы в спорный период. Кроме того, суд апелляционной инстанции, взыскивая задолженность по заработной плате в размере 144 318 руб. 03 коп, не привел в апелляционном определении механизм расчета заработной платы истца, нормы закона или иного нормативного правового акта, на котором основал свое утверждение о размере задолженности по заработной плате.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 декабря 2022 года решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09 декабря 2021 года изменено в части подлежащей взысканию с муниципального предприятия Нефтеюганское районное муниципальное унитарное "Торгово-транспортное предприятие" в пользу Рябоконя В.Н. заработной платы, ее размер снижен с 533 159 рублей до 317 499 рублей 66 копеек; уменьшена подлежащая взысканию с муниципального предприятия Нефтеюганское районное муниципальное унитарное "Торгово-транспортное предприятие" государственная пошлина до 6 675 рублей.
В кассационной жалобе Рябоконь В.Н. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 декабря 2022 года, как незаконного, с вынесением нового решения.
В доводах кассационной жалобы указывает на ошибочность довода ответчика, с расчетом которого согласился суд апелляционной инстанции, о том, что в прожиточный минимум путем дифференциации уже заложена северная надбавка и районный коэффициент и соответственно при расчете заработной платы в соответствии с пунктом 3.2 Отраслевого соглашения происходит многократное его увеличение. Также указывает, что ни одна из правовых норм не предусматривает установление величины прожиточного минимума с учетом процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Считает, что при проверке расчетов ответчика, судом не учтено, что ответчик рассчитав тарифную ставку в соответствии с таблицей 1 пункта 3.2 Отраслевого соглашения исходя из отработанных часов, не производит на них начисление северной надбавки и районного коэффициента. После этого вычитает из данного значения фактически выплаченную заработную плату, рассчитанную с учетом северной надбавки и районного коэффициента, что приводит к существенному снижению заработной платы и нарушению трудовых прав.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 11 мая 2018 года между муниципальным предприятием Нефтеюганское районное муниципальное унитарное "Торгово-транспортное предприятие" и Рябоконем В.Н. заключен трудовой договор, в соответствии с которым истец принят на работу водителем 1 класса автомобилей различного типа грузоподъемности и вместимости на неопределенный срок.
По условиям трудового договора (пункт 4.1.1) за выполнение обязанностей, предусмотренных трудовым договором, истцу выплачивается часовая тарифная ставка (должностной оклад) в размере 73 рубля 36 копеек, а также процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - 50% и районный коэффициент - 70%.
Дополнительным соглашением от 30 декабря 2020 года к трудовому договору стороны определили, что с 01 января 2021 года истцу за выполнение обязанностей, предусмотренных трудовым договором установлены часовые тарифные ставки в размерах: на автобусах до 7 метров - 124 рублей 55 копеек; на автобусах от 7 метров до 12 метров - 140 рублей 12 копеек.
24 декабря 2019 года Федеральной службой по труду и занятости зарегистрировано Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы (далее по тексту - Отраслевое соглашение). Данное отраслевое соглашение вступило в силу с 01 января 2020 года и действует по 31 декабря 2022 года.
Из пункта 1.7. Отраслевого соглашения следует, что региональные (территориальные) отраслевые и иные соглашения, коллективные договоры и индивидуальные трудовые договоры в организациях, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, не могут ухудшать социально-экономическое положение работников по сравнению с положениями Отраслевого соглашения. Условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством и Отраслевым соглашением, являются недействительными.
Согласно пункту 3.1. Отраслевого соглашения, базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 01 января 2020 года в размере не ниже минимального размера оплаты труда, принятого в Российской Федерации.
В регионе, где не заключено региональное отраслевое соглашение, минимальная тарифная ставка основных рабочих 1 разряда не может быть ниже базовой ставки, указанной в пункте 3.1. Отраслевого соглашения.
Пунктом 3.2. Отраслевого соглашения определено, что среднемесячная заработная плата работников по предприятию должна быть на уровне не менее трехкратного прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Размеры минимальных гарантий по заработной плате работников автомобильного и городского пассажирского транспорта устанавливаются в кратности к величине прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта Российской Федерации в соответствии с таблицей 1 с примечанием, согласно которой коэффициент заработной платы водителя автобуса большого класса к прожиточному минимуму трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации составляет 3, 83, при этом, минимальный гарантированный размер месячной заработной платы работника не включает в себя компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
При заключении контракта в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 мая 2019 года N 158 "Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" размер месячной заработной платы водителя автобуса, трамвая, троллейбуса, ремонтного рабочего, кондуктора, отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, не должен быть ниже, чем размер минимальных гарантий по заработной плате, определённый в настоящем пункте (таблица 1).
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05 февраля 2021 года N 29-п "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2021 год" прожиточный минимум для трудоспособного населения установлен в размере 17 500 рублей.
Приказом муниципального предприятия Нефтеюганское районное муниципальное унитарное "Торгово-транспортное предприятие" от 30 декабря 2020 года N 618 установлена базовая (минимальная) тарифная ставка водителей автомобилей всех типов грузоподъемности и вместимости и трактористов в размере 12 792 рублей в месяц.
Приложением N 4 к вышеуказанному приказу с 01 января 2021 года для водителей автобусов до 7 метров (4 разряд) установлена месячная тарифная ставка (оклад) в размере 20 467 рублей 20 копеек, часовая тарифная ставка - 124 рублей 55 копеек, для водителей автобусов от 7 до 12 метров (5 разряд) месячная тарифная ставка (оклад) установлена в размере 23 025 рублей 60 копеек, часовая тарифная ставка - 140 рублей 12 копеек.
В соответствии с локальными нормативными актами Торгово-транспортного предприятия (Положение об оплате труда, утвержденное 30 октября 2020 года и Коллективный договор на 2021-2023 годы, утвержденный 29 апреля 2021 года) в 2021 году Рябоконю В.Н. установлены: часовая тарифная ставка на автобусах от 7 до 12 метров в размере 140 руб. 12 коп, процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего севера 50%, районный коэффициент к заработной плате 70%, доплата за вредные условия труда в размере 4% от часовой тарифной ставки, надбавка за работу по графику с разделением смены на части в размере 30% от часовой тарифной ставки, доплата за работу в ночное время в размере 40% от часовой тарифной ставки, оплата сверхурочной работы и за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в двойном размере часовой тарифной ставки.
В соответствии с пунктом 3.5 Коллективного договора на 2021-2023 годы Рябоконю В.Н. установлены рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику и суммированный учет рабочего времени с учетным периодом 1 месяц.
В период с 01 января 2021 года по 31 июля 2021 года Рябоконь В.Н. работал на автобусе большого класса.
Обращаясь с иском в суд, Рябоконь В.Н. указывал, что за период с 01 января 2021 года по 31 июля 2021 года в результате неприменения работодателем положений пункта 3.2 Федерального отраслевого соглашения о размере минимальных гарантий по заработной плате водителя автобуса большого класса образовалась задолженность по заработной плате в размере 639 505 руб. 13 руб.
Повторно рассматривая спор и частично удовлетворяя требование Рябоконя В.Н. о перерасчете и выплате ему недополученной заработной платы за период с 01 января по 31 июля 2021 года, суд апелляционной инстанции исходил из того, что размер заработной платы истца в спорный период не соответствовал условиям пункта 3.2 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы.
Проверяя расчет задолженности по заработной плате, выполненный судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что при определении подлежащей взысканию задолженности по заработной плате судом первой инстанции не учтено количество фактически отработанного истцом времени в каждом из месяцев заявленного периода, заработная плата истца судом рассчитана только на основании таблицы N 1 Федерального отраслевого соглашения. Суд фактически установилмесячный оклад истцу в размере 67 025 рублей без учета принятой у работодателя системы оплаты труда, а также установленной часовой тарифной ставки водителям автобусов в зависимости от разрядности в соответствии с длиной автобусов.
Установив, что Рябоконем В.Н. в январе 2021 года отработано 179, 03 часа, в феврале 2021 года - 153, 56 часов, в марте 2021 года - 194, 41 час, в апреле 2021 года - 167, 6 часов, в мае 2021 года - 203, 81 час, в июне 2021 года - 207, 09 часов, в июле 2021 года - 79, 06 часов, судом апелляционной инстанции с учетом приведенных выше обстоятельств определен размер задолженности ответчика перед истцом за период с 01 января 2021 года по 31 июля 2021 года, который с учетом положений Федерального отраслевого соглашения составляет 144 318 руб. 03 коп, из которых доплата за январь 2021 года составляет 44 806 руб. 90 коп, за февраль 2021 года - 20 823 руб. 65 коп, за март 2021 года - 14 105 руб. 61 коп, за апрель 2021 года - 12 525 руб. 69 коп, за май 2021 года - 27 042 руб. 75 коп, за июнь 2021 года - 19 277 руб. 18 коп, за июль 2021 года - 5 736 руб. 25 коп. С учетом положений статьи 148 Трудового кодекса Российской Федерации после применения процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, 50% и районного коэффициента к заработной плате 70%, судом апелляционной инстанции определена сумма задолженности по заработной плате, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца, в размере 317 499 руб. 66 коп.
Указанное явилось основанием для изменения решение суда первой инстанции в части размера взысканной в пользу истца суммы задолженности по заработной плате.
Судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из доводов кассационной жалобы не усматривает. Доводы кассационной жалобы Рябоконя В.Н. основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с частью 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В соответствии со статьей 1331 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2020 года N 473-ФЗ с 01 января 2021 года на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда 12 792 руб.
В соответствии с Трехсторонним соглашением между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Объединением работодателей Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Союзом "Объединение организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" на 2020-2022 годы от 10 декабря 2019 года минимальный размер заработной платы в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре с 01 января 2020 года составляет не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, с последующим начислением на нее районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то есть 12 792 руб.
Таким образом, в соответствии с приведенными нормами Трудового кодекса Российской Федерации минимальная заработная плата истца, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не могла быть ниже минимального размера оплаты труда 12 792 руб. с начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 3.1 Отраслевого соглашения базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже минимального размера оплаты труда, принятого в Российской Федерации. В регионах, где не заключено региональное соглашение, минимальная тарифная ставка основных рабочих первого разряда не может быть ниже базовой ставки, указанной в пункте 3.1 настоящего Соглашения.
Приказом муниципального предприятия Нефтеюганское районное муниципальное унитарное "Торгово-транспортное предприятие" от 30 декабря 2020 года N 618 установлена базовая (минимальная) тарифная ставка водителей автомобилей всех типов грузоподъемности и вместимости и трактористов в размере 12 792 рублей в месяц. Приложением N 4 к вышеуказанному приказу с 01 января 2021 года для водителей автобусов до 7 метров (4 разряд) установлена месячная тарифная ставка (оклад) в размере 20 467 рублей 20 копеек, часовая тарифная ставка - 124 рублей 55 копеек, для водителей автобусов от 7 до 12 метров (5 разряд) месячная тарифная ставка (оклад) установлена в размере 23 025 рублей 60 копеек, часовая тарифная ставка - 140 рублей 12 копеек. Размер указанных базовых (минимальных) тарифных ставок превышает базовую (минимальную) тарифную ставку, установленную пунктом 3.1 Отраслевого соглашения.
Пунктом 3.6 Отраслевого соглашения предусмотрены минимальные размеры надбавок и доплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (доплата за работу по графику с разделением смены, за сверхурочную работу, за работу в ночное время, за работу во вредных условиях и т.п.), которые подлежат исчислению от тарифной ставки работника.
В соответствии пунктом 3.2 Отраслевого соглашения в редакции от 19 ноября 2019 года среднемесячная заработная плата работников по предприятию должна быть на уровне не менее трехкратного прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Размеры минимальных гарантий по заработной плате работников автомобильного и городского пассажирского транспорта устанавливаются в кратности к величине прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта Российской Федерации в соответствии с таблицей 1 с примечанием.
В соответствии с таблицей N 1 Отраслевого соглашения для водителей автобусов особо малого класса установлен коэффициент 2, 33, для водителей автобусов малого класса - 2, 44, для водителей автобусов среднего класса - 3, 26, для водителей автобусов большого класса - 3, 83, для водителей автобусов особо большого класса - 4, 07.
В соответствии с примечанием к таблице N 1 минимальный гарантированный размер месячной заработной платы работника не включает в себя компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского округа-Югры от 05 февраля 2021 года N 29-П установлен прожиточный минимум для трудоспособного населения на 2021 год в размере 17 500 руб.
Таким образом, в соответствии с пунктом 3.2 с учетом таблицы N 1 Отраслевого соглашения минимальный гарантированный размер месячной заработной платы водителя с учетом класса автобуса установлен от 40 775 руб. (17 500 руб. х 2, 33) до 71 225 руб. (17 500 руб. х 4, 07) руб.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ прожиточным минимумом признается минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина.
В соответствии с частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год устанавливается до 1 июля текущего года Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 указанного Федерального закона прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ; оказания необходимой государственной социальной помощи и предоставления мер социальной поддержки малоимущим гражданам; формирования бюджетов субъектов Российской Федерации; других установленных федеральным законом целей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" от 19 июня 2000 года N 89-ФЗ минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается федеральным законом в текущем году и исчисляется исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, за предыдущий год.
Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается (статья 3 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 89-ФЗ).
Таким образом, минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум по своей правовой природе различны как по методу их определения, так и по назначению.
Поскольку минимальный гарантированный размер месячной заработной платы работника, предусмотренный Отраслевым соглашением, подлежит исчислению исходя из прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Ханты - Мансийском автономном округе-Югре с учетом уровня жизни населения именно данного субъекта Российской Федерации, при этом величина прожиточного минимума подлежит увеличению многократно, то оснований полагать, что минимальный гарантированный размер месячной заработной платы аналогичен по своей природе минимальному размеру оплаты труда, в связи с чем на него также подлежат начислению районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не имеется.
Отраслевое соглашение предусматривает понятие базовой (минимальной) месячной тарифной ставки и понятие минимального гарантированного размера заработной платы работника. При этом надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, подлежат исчислению именно от тарифной ставки. В минимальный же гарантированный размер заработной платы работника, в соответствии с примечанием к таблице N 1 Отраслевого соглашения, не включаются компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
Из буквального толкования положений Отраслевого соглашения следует, что заработная плата работника, исчисленная исходя из тарифной ставки с начислением на нее различных надбавок и доплат, не должна быть ниже минимальной гарантированной заработной платы.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с расчетом задолженности, произведенным ответчиком и признанным судом апелляционной инстанции верным, по существу сводятся к субъективному толкованию приведенных норм материального права, которое не может являться основанием для отмены оспариваемого судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Рябоконя Виктора Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.