Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3647/2022 по иску Бескровного Александра Владимировича к Государственному автономному учреждению здравоохранения "Городская больница город Асбест" о взыскании выплат стимулирующего характера, социальной выплаты, компенсации морального вреда
по кассационным жалобам Бескровного Александра Владимировича, Государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская больница город Асбест" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 26 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационных жалоб, выслушав объяснения истца Бескровного А.В, поддержавшего доводы своей кассационной жалобы и возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы ответчика Государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская больница город Асбест", судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бескровный А.В. обратился в суд с иском к Государственному автономному учреждению здравоохранения "Городская больница город Асбест" (далее - ГАУЗ Свердловской области "Городская больница город Асбест") о взыскании выплат стимулирующего характера, социальной выплаты, единовременной страховой выплаты, компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что с декабря 2019 года он работает в должности врача-рентгенолога на 1, 75 ставки. В трудовые обязанности входит проведение рентгенологических исследований (в том числе компьютерных томографических). В начале апреля 2020 года, в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции один из аппаратов МСКТ в больнице был определен для больных и имеющих признаки заболевания COVID-19, второй аппарат для пациентов с другими заболеваниями. Истец одновременно работал на двух аппаратах, в том числе оказывал специализированную медицинскую помощь пациентам с COVID-19, а также осуществлял диагностику пациентам, нуждающимся в экстренной диагностике, не связанной с COVID-19. В начале пандемии коронавируса количество пациентов, направленных на исследование МСКТ органов грудной клетки в сутки составляло 80-100 человек (при нормативе в сутки 32 человека). Также в больнице, где работал истец, блок интенсивной терапии и реанимации инфекционного отделения был перепрофилирован для больных COVID-19, которые находились там в стационарных условиях, кроме того, со всех близлежащих округов направлялись больные из организованных ковидариев для проведения обследования. Поскольку отдельного аппарата для пациентов, находящихся в стационаре, не было, обследование они проходили на общих аппаратах, соответственно зона приема и обследования пациентов была особо инфекционной. Постановлениями Правительства Российской Федерации были предусмотрены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим специализированную медицинскую помощь пациентам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
По мнению истца, рентгенолог является врачом, оказывающим специализированную помощь в стационаре и первичную медико-санитарную помощь, соответственно относится к числу лиц, которым положены выплаты стимулирующего характера. В нарушении постановлений Правительства ни одной стимулирующей выплаты истцу начислено и выплачено не было.
С учетом изложенного, просил суд взыскать с ГАУЗ "Городская больница город Асбест":
1) выплату стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415, в размере 504 938 руб. 28 коп, за период с 01 апреля 2020 года по 30 октября 2020 года;
2) выплату стимулирующего характера, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484, в размере 1 127 000 руб, за период с 01 апреля 2020 года по 30 октября 2020 года;
3) специальную социальную выплату, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762, в размере 351 382 руб. 50 коп, за период с 01 ноября 2020 года по сентябрь 2021 года;
4) стимулирующую выплату в соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ, в размере 1 408 750 руб, за период с 15 марта 2020 года по сентябрь 2021 года;
5) компенсацию морального вреда в размере 400 000 руб.
Определением судьи от 07 апреля 2022 года исковые требования о взыскании единовременной страховой выплаты с ГУ Свердловское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в размере 68 811 руб. выделены в отдельное гражданское дело.
Решением Калининского районного суда города Тюмени от 04 мая 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 26 сентября 2022 года, с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 17 октября 2022 года об исправлении арифметической ошибки, решение Калининского районного суда города Тюмени от 04 мая 2022 года, в части отказа в удовлетворении исковых требований Бескровного Александра Владимировича о взыскании выплат стимулирующего характера в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02 февраля 2020 года N 415, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762, Указом Губернатора Свердловской области от 07 июля 2020 года N 162-УГ, взыскании компенсации морального вреда отменено, в указанной части принято новое решение, которым исковые требования Бескровного Александра Владимировича к Государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области "Городская больница город Асбест" удовлетворены частично: с Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская больница город Асбест" в пользу Бескровного Александра Владимировича взысканы:
- стимулирующая выплата в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией" в сумме 426 909 руб. 40 коп.;
- стимулирующая выплата в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в сумме 301 739 руб. 97 коп.;
- стимулирующая выплата в соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ "О предоставлении грантов в форме субсидий на дополнительные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией" в сумме 287 124 руб. 37 коп.;
- компенсация морального вреда в размере - 20 000 руб.;
С Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская больница город Асбест" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 13 279 руб.
В остальной части решение Калининского районного суда города Тюмени от 04 мая 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Бескровный А.В. ставит вопрос об изменении апелляционного определения, ссылаясь на его незаконность и просит взыскать стимулирующие выплаты, предусмотренные подпунктом 3 пункта 5 Указа Губернатора Свердловской области сумму в размере 1 408 750 рублей и постановлением Правительства Российской Федерации N 484 в сумме 1 127 000 рублей, в остальной части апелляционное определение просит оставить без изменения.
В кассационной жалобе ГАУЗ Свердловской области "Городская больница город Асбест" ставит вопрос об отмене апелляционного определения в той части, которой удовлетворены исковые требования, ссылаясь на его незаконность.
Представители ответчиков ГАУЗ Свердловской области "Городская больница город Асбест", Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области в судебное заседание кассационной инстанции, начатое 13 апреля 2023 года и продолженное после перерыва 20 апреля 2023 года, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Истец Бескровный А.В. в судебном заседании кассационной инстанции на доводах своей жалобы настаивал, против жалобы ответчика возражал.
Представители ответчика ГАУЗ Свердловской области "Городская больница город Асбест" Агапочкина М.А, Иванова Н.И. ранее в судебном заседании в кассационной инстанции на удовлетворении своей кассационной жалобе настаивали, против доводов жалобы истца возражали.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационных жалоб сторон, обсудив доводы кассационных жалоб и дополнения к кассационной жалобе ответчика, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что имеются основания для отмены апелляционного определения в той части, которой было отменено решение суда первой инстанции по следующим основаниям.
В связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в 2020 году были установлены дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским и иным работникам медицинских учреждений в виде выплат стимулирующего характера.
Правительством Российской Федерации были приняты постановления:
- от 02 апреля 2020 N 415 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415). Это постановление утратило силу с 01 ноября 2020 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762;
- от 12 апреля 2020 года N 484 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484);
- от 30 октября 2020 года N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020-2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762);
Губернатором Свердловской области был издан Указ от 07 апреля 2020 N 162-УГ "О предоставлении грантов в форме субсидий на дополнительные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией" (далее - Указ Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ), утратил силу на основании Указа Губернатора Свердловской области от 26 февраля 2021 года N 103-УГ "О признании утратившими силу отдельных Указов Губернатора Свердловской области".
Судами установлено и следует из материалов дела, что с 05 декабря 2019 года Бескровный А.В. работает в ГАУЗ Свердловской области "Городская больница город Асбест" в должности врача - рентгенолога.
Как следует из должностной инструкции врача - рентгенолога рентгеновского отделения стационара, с которой Бескровный А.В. ознакомлен под роспись 05 декабря 2019 года, врач-рентгенолог отделения стационара обязан оказывать квалифицированную медицинскую помощь, используя при этом современные методы диагностики, профилактики, лечения и последующей реабилитации пациента; участвовать в постановке диагноза; организовывать или самостоятельно проводить необходимые рентгенологические исследования, в зависимости от состояния пациента определять необходимость дополнительных методов обследования.
Приказом N 376 от 18 апреля 2020 года "Об организации обследования методом компьютерной томографии пациентов с диагнозом Внебольничная пневмония": 1) заведующему рентгеновским отделением приказано организовать работу рентгеновского отделения в условиях распространения новой коронавирусной инфекции в соответствии с санитарными нормами и правилами с разделением потоков пациентов: обеспечить проведение диагностических исследований методом компьютерной томографии пациентов с разделением потоков, с этой целью кабинеты N 125-126 выделить для исследования пациентов "чистых", КТ кабинет N 127 для пациентов с диагнозами внебольничная пневмония и COVID-19; обеспечить доступ пациентов в кабинет N 127 через дополнительный вход с улицы; организовать соблюдение строгого противоэпидемического режима в кабинетах компьютерной томографии при обследовании пациентов с диагнозами "Пневмония" и "COVID-19", с этой целью: увеличить кратность уборок, потоки пациентов с подтвержденным и неподтвержденным COVID-19 и разделить графиком; обеспечить ежедневную термометрию сотрудников в начале и в конце рабочей смены; допускать к работе в "грязной зоне" специалистов только в средствах индивидуальной защиты, необходимой в условиях контакта с микроорганизмами I-II класса патогенности; организовать рабочее место врача-рентгенолога для чтения компьютерных томограмм в кабинете N 125 "чистая зона"; использовать в работе дистанционный метод передачи снимков из "грязной зоны" в "чистую" во избежание контакта врачей-рентгенологов с инфицированными; исключить вход и выход персонала за пределы "грязной зоны" в загрязненной одежде либо пребывание в "грязной зоне" без средств защиты. 2) Начальнику хозяйственной службы оборудовать в КТ - кабинете N 127 входную группу для пациентов с респираторными диагнозами, исключающую контакт с "чистой зоной": установить шлюзы с целью разграничения "чистой" и "грязной" зон в коридоре блока В; отделить зону ожидания КТ кабинета N 127 от больничного лифта герметичной
перегородкой.
Приказом N 446 от 30 апреля 2020 года на территории больницы выделены "чистая" (зеленая) и "заразная" (красная) зоны, в состав красной зоны внесены: приемный покой инфекционного отделения; 1-й, 3-й и 4-й посты инфекционного отделения; блок интенсивной терапии и реанимации, кабинет КТ (N 127) с зоной ожидания. Утвержден перечень должностей работников, допущенных к работе в "заразной" (красной) зоне. Установлен запрет медицинскому и прочему персоналу, не упомянутому в Перечне должностей, допущенных к работе в "заразной" (красной) зоне, заходить и находится в "заразной" (красной) зоне.
Как следует из перечня должностей работников, допущенных к работе в "заразной" (красной) зоне, в данный перечень включены рентгенолаборант и уборщик служебных помещений (из рентгеновского отделения).
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415 в ГБУЗ Свердловской области "Городская больница г. Асбест" издан приказ N 447 от 30 апреля 2020 года, которым определен порядок выплат стимулирующего характера работникам в ГБУЗ Свердловской области "Городская больница г. Асбест" за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, или контактирующим в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19. Выплаты осуществляются следующим категориям медицинских работников: в рентгеновском отделении - средний медицинский персонал, контактирующий в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19. Должность врача-рентгенолога в данный перечень не включена.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 в ГБУЗ Свердловской области "Городская больница г. Асбест" издан приказ N 447 от 25 ноября 2020 года, которым определен порядок выплат стимулирующего характера работникам в ГБУЗ Свердловской области "Городская больница г. Асбест" в целях оказания государственной социальной поддержки медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Выплаты осуществляются следующим категориям медицинских работников: в рентгеновском отделении - средний медицинский персонал, контактирующий в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19. Должность врача-рентгенолога в данный перечень не включена.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484 в ГБУЗ Свердловской области "Городская больница г. Асбест" издан приказ N 573 от 03 июня 2020 года, согласно которому с 01 апреля 2020 года производятся выплаты стимулирующего характера медицинским работникам ГБУЗ Свердловской области "Городская больница г. Асбест", непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам в стационарах, развернутых для лечения новой коронавирусной инфекции COVID-19, за выполнение особо важных работ. Данным приказом не предусмотрена выплата стимулирующего характера медицинским работникам рентгеновского отделения.
Во исполнение Указа Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ в ГБУЗ Свердловской области "Городская больница г. Асбест" издан приказ N 1076 от 27 октября 2020 года, согласно которому с 16 марта 2020 года принято решение осуществлять выплаты стимулирующего характера работникам ГБУЗ Свердловской области "Городская больница г. Асбест" за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией. Для рентгеновского отделения предусмотрено, что право на установление выплат стимулирующего характера имеют лишь рентгенолаборанты. Должность врача-рентгенолога в данный перечень не включена.
Из ответа прокуратуры Свердловской области от 28 мая 2021 года по результатам проверки, проведенной по заявлению Бескровного А.В. установлено, что в ГАУЗ Свердловской области "Городская больница город Асбест" нарушаются санитарно-эпидемиологические нормы, выразившиеся в непроведении в кабинете врача-рентгенолога влажной уборки, оборудования, подоконников с установленной периодичностью не менее 2 раз в сутки. Также установлены нарушения правил заполнения направлений на КТ-исследование, поскольку данные документы заполняются не в полном объеме.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о взыскании выплат стимулирующего характера, суд первой инстанции исходил из того, что истец работает врачом-рентгенологом, его рабочее место находится в "чистой" (зеленой) зоне, при этом проход в красную зону истцу запрещен, снимки, сделанные рентген-лаборантами, передавались истцу дистанционным способом, допустимых и относимых доказательств наличия контакта с пациентами в том числе, имеющими предварительный и подтвержденный диагноз COVID-19, суду не представлено.
Отклоняя доводы истца о том, что он периодически собирал анамнез у пациентов, перед проведением рентгенологического исследования, суд первой инстанции исходил из того, что данные доводы доказательствами не подтверждены, поскольку согласно должностной инструкции врача рентгенолога, врач не должен находится в непосредственном контакте с пациентом, так как анализ результатов рентгенологических исследований производится врачом с использованием телемедицинских технологий при направлении медицинских изображений в другой медицинский кабинет, находящийся удаленно от пациентов, для уточнения жалоб и анамнеза пациентов врач имеет возможность с использованием телефонной связи связаться непосредственно с лечащим врачом, либо с пациентом, находящимся в кабинете компьютерной диагностики.
Отказывая в удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из того, что данное требование является производным от основных в удовлетворении которых судом отказано, а потому удовлетворению также не подлежит.
Ходатайство представителя ответчика о применении к заявленным требованиям срока на обращение в суд, установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции оставил без удовлетворения, поскольку правоотношения между сторонами носят длящийся характер, а потому срок обращения в суд истцом не пропущен.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции об отказе во взыскании выплат стимулирующего характера по постановлению Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484, отметив, что истец не оказывал непосредственно специализированную медицинскую помощь в стационарных подразделениях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и не работал в специализированных бригадах скорой помощи, в связи с чем право на данную выплату не имеет.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции в части отказа во взыскании остальных выплат стимулирующего характера по постановлению Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415, постановлению Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 и Указу Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ, отменяя решение суда в данной части и взыскивая указанные выплаты стимулирующего характера, суд апелляционной инстанции исходил из того, что право на спорные выплаты по постановлению Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415, постановлению Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762, Указу Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162 - УГ с учетом разъяснений Минздрава Российской Федерации имеют медицинские работники, контактирующие в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19. Из выкопировок из журналов учета исследования КТ (кабинет N 127) ГАУЗ Свердловской области "Городская больница город Асбест" за период с апреля 2020 года по сентябрь 2021 года следует, что врач-рентгенолог Бескровный А.В. осуществлял прием пациентов, в том числе с подтвержденным диагнозом COVID-19, неограниченный поток пациентов в круглосуточном режиме обследовался в рентгеновском отделении без разделения на "амбулаторных" и "стационарных".
Установив, что истец работает врачом-рентгенологом, его рабочее место в период времени с апреля 2020 года по сентябрь 2021 года находилось рядом с "красной зоной", истец имеет контакт с рентген-лаборантами, периодический контакт с пациентами, имеющими предварительный и подтвержденный диагноз, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания стимулирующих выплат в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762, Указом Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ.
Суд апелляционной инстанции указал, что бремя доказывания отсутствия контакта с пациентами, имеющими предварительный и подтвержденный диагноз COVID-19, лежит на работодателе ГАУЗ Свердловской области "Городская больница город Асбест". В свою очередь, ответчиком ГАУЗ Свердловской области "Городская больница город Асбест" не представлено суду доказательств отсутствия нарушений со стороны работодателя санитарно - эпидемиологических норм и правил охраны труда в отношении врача-рентгенолога Бескровного А.В. в период с апреля 2020 года по сентябрь 2021 года.
При расчете выплат истцу в период с апреля 2020 года по сентябрь 2021 года суд апелляционной инстанции указал на то, что подлежат применению положения локальных актов работодателя относительно вышеуказанных спорных выплат, как работнику, осуществляющему первичную медико-санитарную помощь.
Определяя размер стимулирующих выплат в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415 за период с 01 апреля 2020 года по 30 октября 2020 года, суд апелляционной инстанции исходил из фактически отработанного времени и произвел расчет:
35 843 руб. х 5 мес. х 1, 15% х 1, 75 = 360 670 руб. 19 коп. (апрель, май, июнь, июль, октябрь 2020 года);
16 187 руб. 16 коп. х 1, 15% х 1, 75 = 32 576 руб. 66 коп. (август 2020 года);
16 726 руб. 73 коп. х 1, 15% х 1, 75 - 33 662 руб. 55 коп. (сентябрь 2020 года).
Определяя размер стимулирующих выплат в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 за период с 01 ноября 2020 года по 31 августа 2021 года, суд апелляционной инстанции исходил из нормо-часов, представленных в расчете истца, и табелей учета рабочего времени и привел расчет:
33 950 руб./ мес. х 1, 15% х 4 мес. = 156 170 руб. (декабрь 2020 года, февраль, март, апрель 2021 года);
370 руб. х 1, 15% = 23 425 руб. 50 коп. (ноябрь 2020 года);
18 671 руб. 74 коп. х 1, 15% = 21 410 руб. 4 коп. (январь 2021 года);
29 569 руб. 35 коп. х 1, 15% = 34 004 руб. 75 коп. (май 2021 года);
11 316 руб. 67 коп. х 1, 15% = 11 314 руб. 17 коп. (июнь 2021 года);
29 569 руб. 35 коп. х 1, 15% = 34 004 руб. 75 коп. (июль 2021 года);
18 617 руб. 74 коп. х 1, 15% = 21 410 руб. 4 коп. (август 2021 года).
Определяя размер стимулирующих выплат в соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ за период с 16 марта 2020 года по 26 февраля 2021 года, суд апелляционной инстанции исходил из фактически отработанного времени:
15 000 руб. х 6 мес. х 1, 15% х 1, 75 = 181 125 руб. (апрель, май, июнь, июль, октябрь, декабрь 2020 года);
7 741 руб. 93 коп. х 1, 15% х 1, 75 = 15 580 руб. 64 коп. (март 2020 года);
6 774 руб. 19 коп. х 1, 15% х 1, 75 = 13 633 руб. 05 коп. (август 2020 года);
7 000 руб. х 1, 15% х 1, 75 - 14 087 руб. 50 коп. (сентябрь 2020 года);
9 000 руб. х 1, 15% х 1, 75 = 18 112 руб. 5 коп. (ноябрь 2020 года);
8 225 руб. 80 коп. х 1, 15% х 1, 75 = 16 554 руб. 43 коп. (январь 2021 года);
13 928 руб. 57 коп. х 1, 15% х 1, 75 = 28 031 руб. 25 коп. (февраль 2021 года).
Установив факт нарушения трудовых прав в связи нарушением права истца на безопасные условия труда, несоблюдением работодателем санитарно-эпидемиологических норм при организации труда истца, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, с учетом объема и характера причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, длительности сложившейся спорной ситуации между сторонами, а также требований разумности и справедливости, пришел к выводу о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 20 000 руб.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов об отсутствии оснований для взыскания выплат стимулирующего характера в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484.
Довод кассационной жалобы истца о наличии оснований для взыскания выплат стимулирующего характера по постановлению Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484, является несостоятельным.
Согласно пункту 11 постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484, выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, раз в месяц в полном размере:
а) оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 50 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинской помощи - 25 тыс. рублей в месяц;
б) оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 80 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу - 50 тыс. рублей в месяц, младшему медицинскому персоналу - 25 тыс. рублей в месяц.
Согласно разъяснениям, изложенным в письме Минздрава Российской Федерации от 21 мая 2020 года N 16 - 3/И/1-6965, стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484 полагаются медицинским работникам стационарных подразделений, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19, а также медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе транспортных организаций, работающих в указанных бригадах для оказания (участия в оказании) медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
Таким образом, выплаты в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484 полагаются медицинским работникам стационарных подразделений, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19, а также медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе транспортных организаций, работающих в указанных бригадах для оказания (участия в оказании) медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
Поскольку как правильно установлено судами истец не оказывал непосредственно специализированную медицинскую помощь в стационарных подразделениях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19; не работал в специализированных выездных бригадах скорой медицинской помощи для оказания медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, то выплаты по постановлению Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484 ему не полагаются.
Однако суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции о взыскании выплат стимулирующего характера в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762, Указом Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ, поскольку они сделаны с нарушением норм материального и процессуального права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415, врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием подразделений, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (в том числе врачам-инфекционистам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам-педиатрам, врачам-педиатрам участковым, врачам-терапевтам, врачам-терапевтам участковым, врачам-пульмонологам), подлежит выплата стимулирующего характера в размере 80 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.
Из разъяснений, изложенных в письме Минздрава Российской Федерации от 21 мая 2020 года N 16 - 3/И/1-6965, следует, что выплаты стимулирующего характера за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415 получают медицинские работники, оказывающие медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс (COVID-19) в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 373, а также медицинские работники, контактирующие в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19, и работа которых связана с биоматериалом, зараженным COVID-19, в том числе врачи-рентгенологи.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) право на получение специальной выплаты имеют следующие категории работников:
а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19): врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, - 2430 рублей, 1215 рублей и 600 рублей соответственно за одну нормативную смену;
б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, - 2430 рублей, 1215 рублей, 600 рублей соответственно за одну нормативную смену.
В соответствии с пунктом 2 Правил осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020-2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), специальная социальная выплата производится территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации работникам, указанным в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762.
Пунктом 3 данных Правил установлено, что специальная социальная выплата производится за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена).
Специальная социальная выплата производится ежемесячно.
Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.
Размер специальной социальной выплаты определяется с учетом размеров районных коэффициентов, коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициентов за работу в высокогорных районах.
В соответствии с пунктом 1 Указа Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ, предоставить гранты в форме субсидий на дополнительные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее - гранты).
Согласно подпункту 2 пункта 5 Указа Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ, выплаты устанавливаются врачам подразделений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, - 15 000 руб.
Пунктом 5-1 Указа Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ предусмотрено, что действие подпунктов первого и второго пункта 5 настоящего Указа распространяется на работников медицинских организаций муниципального образования "город Екатеринбург" и областных государственных учреждений здравоохранения, осуществляющих оказание первичной медико-санитарной помощи по территориально-участковому принципу и скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, при оказании медицинской помощи гражданам вне зависимости от выявления новой коронавирусной инфекции или отнесения к группе риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
На выплаты, предусмотренные настоящим Указом, начисляется районный коэффициент за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент к заработной плате) (пункт 6 Указа).
Из изложенных норм материального права следует, что право на выплаты стимулирующего характера в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762, Указом Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ имеют медицинские работники, контактирующие в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о том, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762, Указом Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ право на выплаты стимулирующего характера имеют медицинские работники, контактирующие в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19, является правильным.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09 июня 2020 года N 560н утверждены Правила проведения рентгенологических исследований (далее - Правила).
Согласно пунктам 3, 4 Правил рентгенологические исследования включают в себя в том числе рентгеновское компьютерно-томографическое исследование. Рентгенологические исследования проводятся при наличии медицинских показаний при оказании в том числе первичной медико-санитарной помощи.
Рентгенологические исследования проводятся при оказании медицинской помощи в следующих условиях: амбулаторно, в том числе в передвижных медицинских комплексах, в дневном стационаре, стационарно, вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации) (пункт 5 Правил).
Рентгенологические исследования проводятся врачом-рентгенологом или рентгенолаборантом. Анализ результатов рентгенологических исследований проводится врачом-рентгенологом. Анализ результатов рентгенологических исследований может проводиться в том числе с применением телемедицинских технологий при направлении медицинских изображений в другую медицинскую организацию, при условии наличия у такой медицинской организации лицензии на медицинскую деятельность с указанием рентгенологии в качестве составляющей части лицензируемого вида деятельности (пункт 10 Правил).
По результатам рентгенологического исследования в течение 24 часов составляется протокол по форме согласно приложению N 34 к настоящим Правилам. Протокол оформляется в виде документа на бумажном носителе, заполняется разборчиво от руки или в печатном виде, заверяется личной подписью врача-рентгенолога, проводившего анализ результатов рентгенологического исследования, и (или) с согласия пациента или его законного представителя оформляется в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи врача-рентгенолога, проводившего рентгенологическое исследование (пункт 16 Правил).
В соответствии с пунктами 2, 3, 7 приложения N 13 "Правила организации деятельности кабинета рентгеновской компьютерной томографии" к названным выше Правилам, кабинет создается в качестве структурного подразделения медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность, либо в качестве структурного подразделения рентгеновского отделения или центра лучевой диагностики медицинской организации. Руководство деятельностью Кабинета осуществляет врач-рентгенолог, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем медицинской организации, в составе которой он создан. Основными функциями кабинета являются в том числе проведение рентгеновских компьютерно-томографических исследований различных органов и систем с учетом медицинских показаний; анализ результатов рентгеновских компьютерно-томографических исследований и оформление протокола рентгеновского компьютерно-томографического исследования (при наличии должности врача-рентгенолога).
Из изложенных норм права следует, что рентгеновские компьютерно- томографические исследования проводятся врачом-рентгенологом без контакта с пациентом во время проведения исследования. Анализ результатов рентгенологических исследований проводится врачом-рентгенологом, в результате которого врачом-рентгенологом составляется протокол исследований в течение 24 часов.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, переоценив тот же объем доказательств, пришел к обратному выводу о том, что представленные в материалы дела доказательства подтверждают непосредственный контакт с пациентом во время проведения исследования.
Так, приходя к выводу о наличии у истца права на получение стимулирующих выплат в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415, от 30 октября 2020 года N 1762, Указом Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ, суд апелляционной инстанции исходил из того, что истец в силу профессиональной деятельности имел периодический контакт с пациентами, имеющими предварительный и подтвержденный диагноз коронавирусной инфекции, ссылаясь в основание такого вывода на копии журналов учета исследования КТ (кабинет N 127) ГАУЗ Свердловской области "Городская больница город Асбест" за период с апреля 2020 года по сентябрь 2021 года.
Вместе с тем вывод суда апелляционной инстанции о том, что журналом учета исследования - КТ (кабинет N 127) ГАУЗ Свердловской области "Городская больница город Асбест" подтверждается периодический контакт истца с пациентами, имеющими предварительный и подтвержденный диагноз ковидной инфекции, сделан без проведения оценки содержания журнала (том 3 л.д.14).
Давая правовую оценку копии журналов учета исследования - КТ, суд апелляционной инстанции не учел и оставил без правовой оценки объяснения представителя ответчика о порядке ведения и заполнения журналов исследования - КТ.
Суд апелляционной инстанции оставил без надлежащей правовой оценки, приводимые в суде первой и апелляционной инстанций объяснения представителя ответчика о том, что врач - рентгенолог не работает в "красной зоне", дистанционно осуществляет функции по прочтению результатов компьютерной томографии, находясь в "зеленой зоне". Передача снимков лаборантом из "красной зоны" (заразной) в "зеленую" (чистую) врачу-рентгенологу осуществляется дистанционным способом при помощи телекоммуникационных технологий. Контакт врачей-рентгенологов ГАУЗ СО "ГБ г. Асбест" с пациентами, проходящими КТ - исследования исключен.
В основание своего вывода о том, что истец имел периодический контакт с пациентами, имеющими предварительный и подтвержденный диагноз новая коронавирусная инфекция, суд апелляционной инстанции, сославшись на ответ прокуратуры Свердловской области от 28 мая 2021 года по результатам проверки, проведенной по заявлению Бескровного А.В, из которого следует, что достоверно установить непосредственный контакт врачей-рентгенологов с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции, и пациентами с подозрением на эту инфекцию не представляется возможным, в связи с этим оснований для принятия иных мер прокурорского реагирования не имеется (том 1 л.д. 242), тем самым произвольно применил правила оценки доказательств и нарушил нормы процессуального закона.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что вывод суда апелляционной инстанции о том, что истец имел периодический контакт с пациентами, имеющими предварительный и подтвержденный диагноз коронавирусной инфекции, сделан с нарушением норм процессуального права.
В силу части второй статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части первой статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле (пункты 1 - 2 части четвертой статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Приведенные выше требования процессуального закона в силу абзаца второго части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
В соответствии с пунктами 5 и 7 части второй статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления.
Эти требования процессуального закона, как усматривается из содержания апелляционного определения, судом апелляционной инстанции при разрешении спора по иску Бескровного А.В. выполнены не были, а также не учтено, что при рассмотрении дела суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства с учетом доводов и возражений сторон спора и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы.
С учетом требований истца, возражений ответчика и приведенных норм материального права юридически значимыми обстоятельствами являлись: какой объем и виды должностных обязанностей выполнял истец в период действия нормативных правовых актов, регулирующих право на получение социальных выплат; возможно ли в спорный период выполнение истцом обязанностей врача-рентгенолога, связанных с постановкой диагноза без непосредственного контакта с пациентом; имелась ли возможность использовать в работе дистанционный метод передачи снимков; в какой зоне ("красной" или "зеленой") работал истец, номер кабинета, в котором работал истец (согласно экспликации поэтажного плана объекта (том 2 л.д.110, 111).
Данные юридически значимые обстоятельства судом апелляционной инстанции не установлены, оставлены в нарушение положений статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации без правовой оценки.
С учетом изложенного, выводы суда апелляционной инстанции о наличии у истца права на получение выплат стимулирующего характера в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762, Указом Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ в силу того, что истец имел периодический контакт с пациентами, имеющими предварительный и подтвержденный диагноз новая коронавирусная инфекция, нельзя признать законными, поскольку они сделаны с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Кроме того, судебная коллегия полагает, что суд апелляционной инстанции, удовлетворяя исковые требования, расчет выплат стимулирующего характера произвёл без учета положений постановления Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415, исходя из размера выплат за оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, Указа Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ, исходя из размера выплат врачам подразделений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, а также постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762, исходя из размера выплат за оказание первичной медико-санитарной помощи, т.е. определив размер выплаты с учетом работы в стационарных условиях как врачу, оказывающему специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, взяв 100 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности. Кроме того, приводя в судебном постановлении расчет взыскиваемых выплат, суд апелляционной инстанции не указал составные части заработной платы, которые включил при определении размера выплат, не учел, что специальные социальные выплаты, предусмотренные постановлением N 1762, осуществлялись Фондом социального страхования Российской Федерации и не подлежат взысканию с работодателя.
С учетом изложенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда в части, которой отменено решение суда первой инстанции, нельзя признать законным.
Довод кассационной жалобы истца о том, что при определении размера выплат в соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ суд исходил из размера выплат, установленных врачам подразделений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, тогда как истцу должна быть выплачена выплата в размере как врачу, оказывающему медико-санитарную помощь в стационарных условиях, является несостоятельным, поскольку истец работал врачом-рентгенологом в рентгеновском отделении, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, истец не оказывал медико-санитарную помощь в стационарных условиях.
Доводы кассационной жалобы представителя ответчика о том, что выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415 и Указом Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ должны начисляться с даты появления пациента, заболевшего коронавирусной инфекцией, то есть не ранее, чем с 22 апреля 2020 года, являются несостоятельными.
Выплаты стимулирующего характера согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415 с учетом разъяснений Минздрава Российской Федерации, изложенных в письме от 21 мая 2020 года N 16 - 3/И/1-6965, устанавливается на каждый месяц с даты формирования отделения (бригады скорой медицинской помощи). Кроме того, в пункте 2 данного постановления N 415 указано, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 30 января 2020 года.
В соответствии с пунктом 9 Указа Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ, срок выплат устанавливается с 16 марта 2020 года, а не с даты появления первичного пациента как ошибочно указал представитель ответчика.
На основании изложенного, апелляционное определение суда апелляционной инстанции в той части, которой отменено решение суда первой инстанции в части отказа во взыскании выплат стимулирующего характера в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762, Указом Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ и принято новое решение об удовлетворении данных требований, в части разрешения производных требований о взыскании компенсации морального вреда и государственной пошлины является незаконным, поскольку принято с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в апелляционном определении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в этой связи апелляционное определение в указанной части подлежит отмене с направлением дела в отмененной части на новое апелляционное определение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить требования в отмененной части в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 26 сентября 2022 года, с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 17 октября 2022 года об исправлении арифметической ошибки, в той части, которой отменено решение Калининского районного суда города Тюмени от 04 мая 2022 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Бескровного Александра Владимировича о взыскании выплат стимулирующего характера в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762, Указом Губернатора Свердловской области от 07 июля 2020 года N 162-УГ, взыскании компенсации морального вреда, а также в части взыскания с Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская больница город Асбест" государственной пошлины - отменить.
В отмененной части дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Тюменский областной суд.
В остальной части решение Калининского районного суда города Тюмени от 04 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 26 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бескровного Александра Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.