Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Губаревой С.А, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Евтушекно В.А. к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности включить периоды трудовой деятельности, назначить досрочную страховую пенсию с момента обращения, произвести выплаты денежных средств, по кассационной жалобе Евтушекно В.А, поступившей с делом 19 декабря 2022 г, на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 30 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 6 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Евтушенко В.А. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым указав, что решением ответчика от 10 ноября 2020 г..ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с тем, что специальный стаж работы истца составил 9 лет 10 месяцев 27 дней (смешанный стаж), 8 лет 10 месяцев 26 дней (в сельской местности).
Уточнив исковые требования, Евтешенко В.А. просил суд: признать незаконным и отменить решение ответчика от 11 декабря 2020 г..N 257258/20/1 об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости в части указания об отсутствии специального стажа работы по пункту 20 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, отсутствия страхового стажа 42 года, по части 1.2 статьи 8 Закона N 400-ФЗ; включить все периоды трудовой деятельности, обозначенные в трудовой книжке, (страховые и иные, включаемые в страховой стаж), для определения права на назначение (получение) досрочной страховой пенсии по старости (по достижению 60 лет и страхового стажа 42 года), в том числе, неучтенные ОПФР Республики Крым: с 1 сентября 1977 г..по 17 ноября 1979 г, с 18 ноября 1981 г..по 28 июня 1985 г..- учеба в Крымском ордена трудового Красного Знамени медицинском институте; с 18 ноября 1979 г..по 17 ноября 1981 г..- служба в Вооруженных Силах СССР; с 6 февраля 1996 г..по 24 февраля 1996 г, с 2 января 2001 г..по 15 февраля 2001 г..- курсы повышения квалификации; с 1 января 2013 г..по 31 декабря 2014 г..- осуществление предпринимательской деятельности в Украине; включить в специальный трудовой стаж периоды трудовой деятельности для определения права на назначение (получение) досрочной страховой пенсии по старости согласно пункту 20 части 1.1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ периоды: с 18 ноября 1979 г..по 17 ноября 1981 г..- служба в Вооруженных Силах СССР; с 6 февраля 1996 г..по 24 февраля 1996 г, с 2 января 2001 г..по 15 февраля 2001 г..- курсы повышения квалификации; с 22 ноября 1989 г..по 11 декабря 1990 г..- работа гинекологом в Экспериментальном медицинском Центре Молодежного Сервисного Центра ГК ЛКСМ; с 26 ноября 1990 г..по 28 декабря 1995 г..- работа гинекологом в МНВП "БИНОЭЛ"; с 17 августа 2001 г..по 4 июля 2005 г..- работа
врачом-гинекологом в Поликлиническом отделении ФЗ Медицинского Центра Фирмы "БИЗНЕС-КОНТРАКТ"; с 16 апреля 2007 г..по 12 июня 2014 г..- работа врачом-консультантом в Медицинском Центре предприятия объединения граждан "ИНВА-ЛАЙН"; с 20 мая 2015 г..по 6 мая 2020 г..- осуществление предпринимательской деятельности; определить право на назначение досрочной страховой пенсии, с момента первичного обращения - 7 мая 2020 г, согласно части 1.2 статьи 8 Закона N 400-ФЗ, согласно пункту 20 части 1.1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ; определить право на назначение страховой пенсии по старости с 5 ноября 2021 г..по достижению возраста 61 год 6 месяцев, согласно части 1 статьи 8 Закона N 400-ФЗ; обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию с момента обращения 7 мая 2020 г..; внести соответствующие корректировки в индивидуальный лицевой счет страхового и специального стажа и ИПК; произвести все назначенные выплаты за истекший период.
Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 30 мая 2022 г. в удовлетворении исковых требований Евтушенко В.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 6 сентября 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит изменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права. В обоснование доводов указывает, что согласно абзацам 13 и 14 пункта 109 Положения "О порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, при назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте "и", засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к"; положение 1959 года, утратившее силу с 1 октября 1993 г, на заявленный период (с 18 ноября 1979 г. по 17 ноября 1981 г.) распространяло действие, в связи с чем данный период прохождения истцом военной службы подлежал включению (в календарном исчислении) в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ N 4468-1, подтверждаются военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и (или) сведениями о трудовой деятельности, а также другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы (пункт 21 Правил).
Суд не принял в качестве доказательств прохождения службы на медицинских должностях, дополнительно предоставленные в суд первой инстанции документы: служебная характеристика на Евтушенко В.А. начальника мед. службы войсковой части по месту службы в СА, партийный билет и учетная карточка, с указанием места службы в медицинской должности, в звании старшина медицинского состава вооруженных сил, фотоматериалы, поскольку в военном билете, выданном после окончания ВУЗа не отражены в полном объеме данные о срочной службе, а дело, содержащее соответствующие данные и предыдущий военный билет в военкомате не сохранились.
Учитывая, что истец походил срочную службу Вооруженных Силах с 18 ноября 1979 г. по 17 ноября 1981 г, то учеба в Крымском ордена трудового Красного Знамени медицинском институте по периодам: с 1 сентября 1977 г. по 17 ноября 1979 г, непосредственно предшествовала службе в Армии; с 18 ноября 1981 г. по 28 июня 1985 г. продолжалась сразу же после увольнения со службы; последующая работа в должности врача государственного лечебного учреждения (согласно записи в трудовой книжке), о чем свидетельствуют диплом врача и военный билет.
Соответственно, курсы повышения квалификации с 6 февраля 1996 г. по 24 февраля 1996 г. и с 2 января 2001 г. по 15 февраля 2001 г. также не включены в специальный стаж. Однако профильное обучение проводилось в период работы в государственном лечебном учреждении с сохранением заработной платы и соответствующими отчислениями в социальные фонды.
Полагает, что представленным истцом доказательствами: трудовой книжкой, дипломом врача, справками и удостоверением подтверждается факт осуществления Евтушенко В.А. лечебной деятеьности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судом при разрешении настоящего дела не допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Евтушенко В.А, 5 мая 1960 года рождения, обратился к ответчику 7 мая 2020 г. за назначением досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В связи с тем, что специальный стаж работы истца составил 9 лет 10 месяцев 27 дней (смешанный стаж), 8 лет 10 месяцев 26 дней (работы в сельской местности), 10 ноября 2020 г. вынесено решение об отказе в назначении Евтушенко В.А. досрочной страховой пенсии по старости.
11 декабря 2020 г. решением ответчика N 257258/20/1 отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости, а также страховой пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ и части 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ.
В специальный стаж работы истца, согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, включено 9 лет 10 месяцев 3 дня (смешанный стаж) и 8 лет 10 месяцев 2 дня (работы в сельской местности), что свидетельствует об отсутствии права на установление пенсии в связи с отсутствием специального стажа 30 лет.
Периоды работы истца с 22 ноября 1989 г. по 11 декабря 1990 г. гинекологом в Экспериментальном медицинском Центре Молодежного Сервисного Центра ГК ЛКСМ; с 26 ноября 1990 г. по 28 декабря 1995 г. гинекологом в МНВП "БИНОЭЛ"; с 17 августа 2001 г. по 4 июля 2005 г. врачом-гинекологом в Поликлиническом отделении Медицинского Центра Фирмы "БИЗНЕС-КОНТРАКТ"; с 16 апреля 2007 г. по 12 июня 2014 г. врачом-консультантом Медицинского Центра предприятия объединения граждан "ИНВА-ЛАЙН"; с 20 мая 2015 г. по 6 мая 2020 г. - осуществление предпринимательской деятельности, подтверждаются записями в трудовой книжке и включены ответчиком в общий страховой стаж.
В записи 6 трудовой книжки истца указано, что Евтушенко В.А. принят на работу заведующим экспериментальным медицинским центром Молодежного Сервисного Центра ГК ЛКСМ, в котором, согласно справке, работал в должности врача-гинеколога совместителя на 0, 5 ставки с 22 ноября 1989 г. по 11 декабря 1990 г. Приказ о принятии на должность врача-гинеколога совместителя не предоставлен.
В записи 8 трудовой книжки истца указано, что он принят на работу директором Малого научно-внедренческого предприятия "Биноэл", в котором, согласно справке, работал в должности врача-гинеколога совместителя на 0, 5 ставки с 26 ноября 1990 г. по 28 декабря 1995 г. Предоставлен приказ от 23 ноября 1990 г. о принятии на должность врача-гинеколога по совместительству.
С 17 августа 2001 г. по 4 июля 2005 г. истец работал врачом-гинекологом в Поликлиническом отделении Медицинского Центра Фирмы "БИЗНЕС-КОНТРАКТ". Наименование организационной формы учреждения не поименовано Списком N 781. Доказательств наличия в учреждении структурных подразделений из числа предусмотренных пунктом Правил N 781, не представлено.
С 11 июля 2005 г. по 12 июня 2014 г. истец занимал должность директора предприятия объединения граждан "Инва-Лайн" Крымского республиканского объединения инвалидных организаций союза организаций инвалидов Украины (с 16 апреля 2007 г. врач-консультант по совместительству). Представлен в материалы дела приказ N 1МЦ/07 от 16 апреля 2007 г. о разрешении совместительства в должности врача- консультанта с 16 апреля 2007 г, а также штатное расписание, в соответствии с которым истец принят на 0, 5 ставки. Списком N 781 наименование учреждения и должности не поименованы.
С 1 января 2013 г. по 31 декабря 2014 г. истец осуществлял предпринимательскую деятельность. Согласно протоколу N 6 заседания Комиссии по реализации пенсионных прав от 11 ноября 2020 г, указанный период включен в общий стаж работы. Решение комиссии не обжаловано и не отменено.
С 5 февраля 2015 г. по 6 мая 2020 г. Евтушенко В.А. осуществлял предпринимательскую деятельность, согласно выписке ИЛС.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Евтушенко В.А, суд первой инстанции исходил из того, что справки, подтверждающие осуществление истцом в спорные периоды времени лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения полный рабочий день в Экспериментальном медицинском Центре Молодежного Сервисного Центра ГК ЛКСМ; МНВП "БИНОЭЛ"; Поликлиническом отделении Медицинского Центра Фирмы "БИЗНЕС-КОНТРАКТ"; Медицинском Центре предприятия объединения граждан "ИНВА-ЛАЙН"; в период осуществления предпринимательской деятельности, не предоставлено.
Соответствующими списками наименование организаций, перечисленных выше, а также должности не поименованы.
С данным выводом суда согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на правильном толковании и применении к спорным отношениям норм материального права.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (далее ? Федеральный закон N 400-ФЗ) имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ). Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
В целях реализации статей 30 и 31 Закона от 28 декабря 2013 г. принято Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (Постановление от 16 июля 2014 г. N 665).
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления от 16 июля 2014 г. N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), пункт 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Список от 29 октября 2002 г. N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Правила от 29 октября 2002 г. N781);
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (Список от 22 сентября 1999 г. N 1066 и Правила от 22 сентября 1999 г. N 1066), - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвёртого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (Список от 6 сентября 1991 г. N464).
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учёта периодов педагогической и лечебной деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Поскольку Списком от 6 сентября 1999 г. N 464 конкретно не приведён перечень должностей, то при исчислении до 1 ноября 1999 г. специального стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утверждённая приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. N 377, вступившим в силу с 26 ноября 1999 г. (Номенклатура от 15 октября 1999 г. N 377).
Пунктом 1 постановления N 1066, вступившего в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.
В соответствии с пунктом 3 постановления N 1066, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В пункте 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
При отнесении учреждений к числу лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения за период работы до 1 ноября 1999 г, используется Номенклатура учреждений здравоохранения, утверждённая приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. N395 (с изменениями и дополнениями, внесёнными приказом Минздрава России от 28 февраля 2000 г. N 73), вступившим в действие с 3 декабря 1999 г. (Номенклатура от 3 ноября 1999 г. N 395).
В силу пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
В соответствии с пунктом 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица учитываются в соответствии со сведениями индивидуального лицевого счёта застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования.
В соответствии с пунктом 43 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, все периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные пунктом 2 указанных Правил, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемых в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Из приведенных правовых норм не следует, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с любой деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Данное право зависит от специфики и характера труда лиц, работающих в одних и тех же учреждениях, но на должностях с различными функциональными обязанностями. Определение списка соответствующих должностей в зависимости от степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов делегировано Правительству Российской Федерации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") (аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе подтверждения осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.
Пунктом 4 порядка предусмотрено, что в случае, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, характер работы до регистрации работника в системе пенсионного страхования подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке в виде справок, уточняющих льготный характер работы, а после регистрации в системе пенсионного страхования - на основании выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
При отсутствии сведений о льготном характере в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, истец вправе представить иные письменный доказательства в порядке статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по иску Евтушенко В.А. положения приведенных нормативно-правовых актов учел в полном объеме, применил к спорным отношениям закон, подлежащий применению и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Евтушенко В.А.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 3 июня 2004 г. N 11-П, а также в определении от 4 марта 2004 г. N 81-0, закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 3 июня 2004 г. N 11-П действительно указал, что форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям; то обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр, само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Однако, в названном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации указано на недопустимость ограничения пенсионных прав лиц, работающих в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, в зависимости от формы собственности такого учреждения (государственная, муниципальная или частная), т.е. речь идет не о любых организационно-правовых формах юридических лиц, а лишь о виде собственности учреждения здравоохранения, в то время как в ходе рассмотрения дела установлено и истцом не оспаривается, что в спорные периоды он работал не в учреждении здравоохранения, а в коммерческих организациях.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 1920-0).
Поскольку законодатель связывает право на досрочную страховую пенсию медицинским работникам с такой организационно-правовой формой юридического лица как учреждение (государственное, муниципальное, частное), у истца, работавшего в спорные периоды в Экспериментальном медицинском Центре Молодежного Сервисного Центра ГК ЛКСМ, МНВП "БИНОЭЛ", Поликлиническом отделении Медицинского Центра Фирмы "БИЗНЕС-КОНТРАКТ", Медицинском Центре предприятия объединения граждан "ИНВА-ЛАИН", осуществление предпринимательской деятельности в форме индивидуального предпринимателя, оказывающего медицинские услуги, имеющие иную организационно-правовую форму, не возникло права на включение рассматриваемых спорных периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию.
Период работы с 9 января 1996 г. по 15 августа 2001 г. в должности врача-фтизиогинеколога ГБУЗ РК "КРКЦФиП" включен в общий стаж работы, т.к. работа осуществлялась на неполную ставку, ставка составила 0, 5, что следует из Акта от 3 ноября 2020 г. N 1045, а также приказа от 9 января 1996 г. N 3. Соответственно, курсы повышения квалификации с 6 февраля 1996 г. по 24 февраля 1996 г. и с 2 января 2001 г. по 15 февраля 2001 г. также не включены в специальный стаж.
Согласно абзацам 13 и 14 пункта 109 Положения "О порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, при назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте "и", засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к" (служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Пребывание военнослужащего в плену засчитывается в стаж работы в установленном порядке).
Таким образом, указанным пунктом не предусмотрена безусловная обязанность включения в подсчет специального стажа рабочего либо служащего периода его обучения.
Периоду обучения истца в Крымском ордена трудового Красного Знамени медицинском институте в целом (с 1 сентября 1977 г. по 17 ноября 1979 г. и с 18 ноября 1981 г. по 28 июня 1985 г.) не предшествовал период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 18 ноября 1979 г. по 17 ноября 1981 г, соответственно, период обучения истца в высшем учебном заведении не включен в подсчет его страхового стажа.
Вопрос о включении в стаж профессиональной (педагогической, лечебной) деятельности, предоставляющей право на досрочную трудовую пенсию по старости, периодов прохождения гражданами военной службы в рядах Советской армии был регламентирован ранее Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам освещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
В силу подпункта "г" пункта 1 Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Действующим после этой даты пенсионным законодательством Российской Федерации, в том числе, введенным в действие с 1 января 2002 г. Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", как и Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, Правилами исчисления этих периодов, утвержденными постановлениями Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 и от 29 октября 2002 г. N 781, включение периода военной службы в профессиональный стаж в целях назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской и педагогической деятельности не предусматривается.
Между тем, Положение 1959 года, утратившее силу с 1 октября 1993 г, на заявленный период (с 18 ноября 1979 г. по 17 ноября 1981 г.) распространяло действие, в связи с чем данный период прохождения истцом военной службы подлежал включению (в календарном исчислении) в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 постановления Совета Министров СССР от 19 декабря 1959 г. N 1397 "Об утверждении Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения", в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Пунктом 4 вышеназванного Положения определено, что период службы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
В абзаце 2 пункта 4 данного Положения указано, что служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных сил СССР засчитывается в стаж работы по специальности независимо от наличия стажа по специальности продолжительностью более 20 лет (2/3).
Однако, поскольку 20 лет профессиональной деятельности истцом, на момент обращения с соответствующим заявлением в пенсионный орган, не выработаны (медицинский стаж составил 9 лет 10 месяцев 3 дня (смешанный стаж) и 8 лет 10 месяцев 2 дня (работа в сельской местности), соответственно, не имеется оснований для включения в специальный стаж периода военной службы.
В соответствии с указанным Постановлением, в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.
Пункт 3.6 Инструктивного письма "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" от 30 июня 1986 г. разъясняет, что под службой медицинских работников по специальности в составе Вооруженных сил СССР подразумевается служба в медицинских должностях независимо от наличия медицинского образования и характера работы до службы.
Согласно военному билету, истец проходил службу в Вооруженных силах Союза ССР с 18 ноября 1979 г. по 17 ноября 1981 г. на должностях рядового и сержантского состава, иных доказательств прохождения службы на медицинских должностях не предоставлено. Учетная карточка члена КПСС, представленные фотографии не подтверждают факт прохождения службы в Вооруженных силах Союза ССР на медицинских должностях.
Таким образом, оснований для определения права Евтушенко В.А. на назначение досрочной страховой пенсии с момента первичного обращения - 7 мая 2020 г, не имеется.
Согласно пункту 1.2 статьи 8 Закона, лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины) - страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Из расчета страхового стажа работы, для определения права по части 1.2 статьи 8 Закона N 400-ФЗ исключены периоды: с 1 сентября 1977 г. по 17 ноября 1979 г, с 18 ноября 1981 г. по 28 июня 1985 г. - учеба в Крымском ордена трудового Красного Знамени медицинском институте. Включено в общий стаж работы: с 18 ноября 1979 г. по 17 ноября 1981 г. - служба в Вооруженных Силах СССР; с 6 февраля 1996 г. по 24 февраля 1996 г, с 2 января 2001 г. по 15 февраля 2001 г. - курсы повышения квалификации.
По предварительному расчету ответчика, по состоянию на 7 мая 2020 г, в целях установления права на пенсию в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Закона N 400-ФЗ, страховой стаж истца составил 35 лет 10 месяцев 28 дней.
Частью 1 статьи 1 1 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено включение в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (часть 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Таким образом, законодатель в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", которая введена Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ предусмотрел для лиц, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также в части 9 статьи 13 данного Федерального закона закрепил особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа. В целях определения их права на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом не страховые периоды (за исключением периодов получения пособий по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности) в продолжительность такого страхового стажа не засчитываются.
За период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР, а также при учебе в Крымском ордена трудового Красного Знамени медицинском институте страховые взносы не уплачивались, к периодам получения пособия по обязательному социальному страхованию военная служба и период обучения не относится.
Право на установление страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом статьи 35 Закона N 400-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом N350-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии" имеют мужчины, достигшие в 2021 году возраста 61 год 6 месяцев, при наличии страхового стажа не менее 12 лет и минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов в размере 21. На момент обращения Евтушенко В.А. с заявлением 7 мая 2020 г. о назначении пенсии истец не достиг возраста 61 год 6 месяцев, о чем указано в решении N 257258/20/1 от 11 декабря 2020 г.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Евтушенко В.А. обратился 28 апреля 2022 г. к ответчику с заявлением о назначении пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ. Однако, на момент рассмотрения дела суду не предоставлены сведения о результатах рассмотрения заявления от 28 апреля 2022 г, в связи с чем, пенсионные права истца не могут считаться нарушенными, т.к. на момент подачи заявления от 7 мая 2020 г, вынесения спорного решения N 257258/20/1 от 11 декабря 2020 г. истец не достиг возраста 61 год 6 месяцев, а заявление от 28 апреля 2022 г. ответчиком не рассмотрено. Требований о признании незаконными действий ответчика в связи с не рассмотрением заявления от 28 апреля 2022 г. истцом не заявлено.
Требование истца об определении права на назначение страховой пенсии по старости с 5 ноября 2021 г, по достижению истцом возраста 61 год 6 месяцев, согласно части 1 статьи 8 Закона N 400-ФЗ, является преждевременным.
В случае несогласия истца с результатами рассмотрения его заявления от 28 апреля 2022 г, Евтушенко В.А. вправе их обжаловать в установленном законом порядке.
Оснований не согласиться с приведенными выводами судов первой и апелляционной инстанции у судебной коллегии не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 30 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 6 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Евтушекно В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи С.А. Губарева
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.