N 88-6381/2023
г. Кемерово 31 марта 2023 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Андугановой О.С.
рассмотрел гражданское дело N 2-2504/2022 (УИД: 22MS0134-01-2022-003197-98) по иску Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" к Березенцевой Надежде Викторовне о взыскании денежных средств, по кассационной жалобе Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" на решение мирового судьи судебного участка N 6 Индустриального района города Барнаула от 19 сентября 2022 г, апелляционное определение Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 12 декабря 2022 г.
установил:
Краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" (далее - ГКУ УСЗН по г. Барнаулу, истец) обратилось в суд с иском к Березенцевой Надежде Викторовне (далее - Березенцева Н.В, ответчик) о взыскании денежных средств.
Требования мотивированы тем, что 7 февраля 2022 г. издан приказ о признании ответчика, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным с 21 января 2022 г. и назначении пособия по безработице в размере 75% средней зарплаты гражданина (58217 руб. 33 коп.) - 43663 руб. 00 коп, но не выше 14710 руб. 80 коп. с 21 января 2022 г. по 20 апреля 2022 г, в размере 60% средней зарплаты гражданина (58217 руб. 33 коп.) - 34930 руб. 40 коп, но не выше 5 750 руб. 00 коп. с 21 апреля 2022 г. по 20 июля 2022 г.
8 февраля 2022 г. ответчик обратился в центр занятости населения по городу Барнаулу с заявлением о направлении на обучение по специальности.
9 февраля 2022 г. между истцом и ответчиком заключен договор на профессиональное обучение N, в соответствии с которым центр занятости населения оплачивает учебному заведению стоимость обучения в сумме 4 945 руб. 62 коп. 9 февраля 2022 г. выдано уведомление о зачислении ответчика на обучение. 1 марта 2022 г. издан приказ об отчислении из состава группы в связи с успешной сдачей итоговой работы.
На основании сведений Федеральной налоговой службы установлено, что с 23 декабря 2021 г. ответчик являлась налогоплательщиком налога на профессиональный доход, следовательно, не имела права на получение пособия по безработице с момента регистрации, о чем составлен акт от 4 мая 2022 г. N.
28 апреля 2022 г. КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" вынесен приказ о снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы в качестве безработного Березенцеву Н.В. с 21 января 2022 г. в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.
За период с 21 января 2022 г. по 25 апреля 2022 г. Березенцевой Н.В. незаконно получено 37 093 руб. 35 коп, а также 4 945 руб. 62 коп. в виде оплаты за обучение.
17 мая 2022 г. в адрес ответчика направлена претензия N о возврате незаконно полученных денежных средств, однако долг ответчиком не погашен.
Решением мирового судьи судебного участка N 6 Индустриального района города Барнаула от 19 сентября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 12 декабря 2022 г, исковые требования КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" к Березенцевой Н.В. о взыскании суммы задолженности в виде необоснованно выплаченного пособия по безработице оставлены без удовлетворения.
КГКУ УСЗН по г. Барнаулу на решение мирового судьи судебного участка N 6 Индустриального района города Барнаула от 19 сентября 2022 г, апелляционное определение Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 12 декабря 2022 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных.
На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящая кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных постановлений в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением КГКУ УСЗН по г. Барнаулу от 7 февраля 2022 г. N Березенцева Н.В. признана безработной с 21 января 2022 г. в соответствии со статьями 30, 31, 33, 34, 34.1, 34.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
С 21 января 2022 г. по 20 апреля 2022 г. Березенцевой Н.В. установлен размер пособия по безработице в размере 75% средней заработной платы гражданина (58 217 руб. 33 коп.), что составило 43 663 руб. 00 коп, но не выше 14 710 руб. 80 коп. С 21 апреля 2022 г. по 20 июля 2022 г. - в размере 60% средней заработной платы гражданина (58 217 руб. 33 коп.) - 34 930 руб. 40 коп, но не выше 5 750 руб. 00 коп.
Согласно справке N от 12 мая 2022 г. сумма выплаченного пособия по безработице Березенцевой Н.В. составляет 37 093 рублей 35 коп.
В соответствии с актом N от 4 мая 2022 г. об установлении факта незаконного получения пособия Березенцевой Н.В. за период с 21 января 2022г. по 5 апреля 2022 г. получено пособие по безработице в размере 37 093 руб. 35 коп.
17 мая 2022 г. в адрес Березенцевой Н.В. КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" направлена претензия о возврате незаконно полученных денежных средств.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что основанием для получения пособия по безработице является заявление гражданина, следовательно, принятие соответствующего решения руководителем КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" подразумевает проверку заявления и документов на предмет наличия или отсутствия у гражданина, не обладающего специальными познаниями, права на получение того или иного вида пособия и доплат. Надлежащая проверка заявления и представленных Березенцевой Н.В. документов о назначении ей пособия по безработице на внутриведомственном уровне позволила бы избежать заявленной переплаты.
При этом мировой судья исходил из того, что при обращении в орган социальной защиты населения ответчику не разъяснялась необходимость представления сведений о регистрации в качестве плательщика налога на профессиональный доход, а при заполнении анкеты возможность указать период учета в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход не предусмотрена. Кроме того, судом установлено, что согласно справке Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N14 по Алтайскому краю N от 19 сентября 2022г. Березенцева Н.В. дохода, облагаемого налогом на профессиональный доход за 2021 год не получала; согласно справке Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N по Алтайскому краю N от 19 сентября 2022 г. Березенцева Н.В. дохода, облагаемого налогом на профессиональный доход за период с января по апрель 2022 года не получала.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что каких-либо доказательств того, что выплата денежных сумм в спорный период произошла в результате недобросовестных действий ответчика, истцом не представлено.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции решение мирового судьи судебного участка N 6 Индустриального района города Барнаула от 19 сентября 2022 г. оставил без изменения.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального и процессуального права к спорным правоотношениям, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций.
В силу части 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно части 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности истцом совокупности условий (основания возмещения убытков): противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, причинная связь между противоправными действиями (бездействием) и убытками, наличие и размер понесенных расходов.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возмещению в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего месячного заработка за период трудоустройства и(или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. (абзац первый пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 31 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2021г. N1901 утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы (далее - Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы).
В соответствии с пунктом 1 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, настоящие правила регулируют порядок регистрации граждан, обратившихся в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) за содействием в поиске подходящей работы (далее - граждане, обратившиеся в центр занятости населения).
Гражданину, обратившемуся в центр занятости населения, центром занятости населения направляются уведомления о ходе постановки на регистрационный учет, ведения регистрационного учета и снятия с регистрационного учета, а также иные предусмотренные настоящими Правилами уведомления. Указанные уведомления осуществляются:
а) в случае направления заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы (далее - заявление) с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее - единая цифровая платформа) - путем автоматизированного формирования и передачи текстовых сообщений на адрес электронной почты гражданина, указанный в заявлении;
б) в случае направления заявления с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) - через единый портал;
в) в случае направления заявления с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг (далее - региональный портал) через региональный портал.
Постановка на регистрационный учет осуществляется центрами занятости населения на основании заявления гражданина, обратившегося в центр занятости населения, в форме электронного документа, направленного с использованием единой цифровой платформы, единого портала или регионального портала. (п. п. 3, 4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы)
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане: указавшие в заявлении, что не претендуют на признание себя безработными, - независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации;
указавшие в заявлении, что претендуют на признание себя безработными, - по месту жительства. (п. 6 Правил).
Согласно пункту 19 Правил не позднее следующего рабочего дня со дня постановки гражданина, обратившегося в центр занятости населения, на регистрационный учет, центр занятости населения запрашивает сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, по перечню согласно приложению, в том числе путем направления межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Суды, установив, что при обращении 20 января 2022 г. в электронном виде через портал Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) с заявлением на предоставление государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы Березенцева Н.В. снята с учета (14 января 2022 года) в качестве плательщика налога на профессиональный доход, кроме того, начиная с 21 января 2022 года истцом возложенных законом действий по выявлению факта регистрации ответчика в качестве самозанятого, а также в последующий период на протяжении последующих трех месяцев получения пособия по безработице до 26 апреля 2022 года, не предпринималось, пришли к выводу об отсутствии недобросовестности поведения со стороны ответчика и ненадлежащем выполнении сотрудниками истца своих полномочий по установлению факта ведения ответчиком приносящей доход деятельности в спорный период.
Добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего выплаты, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Доводы жалобы о том, что судами неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, суд кассационной инстанции находит необоснованными, поскольку они не нашли своего подтверждения в материалах дела.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы кассатора в суде апелляционной инстанции, были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела.
Поскольку при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, основания для отмены судебных постановлений в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 6 Индустриального района города Барнаула от 19 сентября 2022 г, апелляционное определение Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 12 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" без удовлетворения.
Судья О.С. Андуганова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.