Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Лавник М.В, судей: Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-2262/2022 (38RS0030-01-2022-003121-29) по иску Яцик И.В. к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области о понуждении к перерасчету выслуги лет
по кассационной жалобе представителя Яцик И.В. - Мищенко П.Н. на решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 18 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 10 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, пояснения участвующей в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи представителя Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации и Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Ри Лилии Евгеньевны, возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Яцик И.В. (далее - Яцик И.В, истец) обратилась в суд с иском к Федеральной службе судебных приставов (далее - ФССП РФ, ФССП, ответчик), Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области (далее - УФССП РФ по Иркутской области, ответчик) о понуждении к перерасчету выслуги лет.
В обоснование требований истец указала, что 11 февраля 2009 г. она поступила на службу в Усть-Илимский районный отдел судебных приставов на должность судебного пристава-исполнителя, 4 июня 2009 г. уволена. 12 ноября 2009 г. она была вновь принята на должность судебного пристава-исполнителя в Усть-Илимский районный отдел судебных приставов. 1 июня 2020 г. Яцик И.В. прошла переаттестацию и осталась работать в том же отделе в должности судебного пристава-исполнителя.
Истец ссылается на то, что в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 3 января 1983 г. N, Усть-Илимский район относится к местности, приравненной к Крайнему Северу.
20 июля 2022 г. в связи с увольнением из Федеральной службы судебных приставов, истец ознакомлена с выпиской из приказа об увольнении N-лс от 11 июля 2022 г, где указан расчет выслуги лет по состоянию на 20 июля 2022 г. в календарном исчислении - 13 лет 00 месяцев 02 дня, в льготном исчислении - 14 лет 00 месяцев 26 дней. С данным расчетом выслуги лет она не согласна, так при расчете выслуги лет периоды службы в ФССП по 31 мая 2020 г. рассчитаны только в календарном исчислении и не включены в льготное исчисление, что противоречит действующему законодательству Российской Федерации, так как место службы относится к районам, приравненным к Крайнему Северу.
Истец Яцик И.В. просила обязать ответчика произвести перерасчет выслуги лет в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца службы в органах ФССП за период с 11 февраля 2009 г. по 4 июня 2009 г, с 12 ноября 2009 г. по 20 июля 2022 г.
Решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 18 октября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 10 января 2023 г, исковые требования оставлены без удовлетворения.
Представителем Яцик И.В. - Мищенко П.Н, действующим на основании доверенности от 9 июля 2022 г, на решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 18 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 10 января 2023 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Яцик И.В, ее представитель Мищенко П.Н, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В кассационной жалобе заявлено ходатайство о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации для проверки положений подпункта "г" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N в части исчисления северного стажа только с 1 июня 2020 г, так как имеются признаки нарушения прав и свобод Яцик И.В. в результате применения указанной нормы в данном деле, рассмотренном с участием заявителя.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усмотрела оснований для удовлетворения заявленного ходатайства, поскольку закон связывает возможность обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с обнаружением неопределенности в вопросе о соответствии закона или иного нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, тогда как какая-либо неопределенность в вопросе применения норм права, на которые указывает заявитель в данном конкретном гражданском деле, отсутствует (статья 125 Конституции Российской Федерации, статья 84 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации и Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Ри Л.Е, действующей на основании доверенностей от 15 февраля 2023 г. NД-38907/23/723 и от 5 октября 2022 г. NД-38907/22/638 соответственно, возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Яцик И.В. принята на должность федеральной гражданской службы судебного пристава-исполнителя Усть-Илимского районного отдела судебных приставов УФССП по Иркутской области с 11 февраля 2009 г. по 4 июня 2009 г.
С 12 ноября 2009 г. Яцик И.В. вновь принята на должность государственной гражданской службы Российской Федерации судебного пристава-исполнителя Усть-Илимского отдела судебных приставов УФФСП по Иркутской области.
Согласно приказу ФССП России от 20 мая 2020 г. N-лс, Яцик И.В. 1 июня 2020 г. назначена на должность судебного пристава-исполнителя с присвоением специального звания - младший лейтенант внутренней службы.
Приказом ФССП России от 11 июля 2022 г. N-лс контракт с Яцик И.В. прекращен по инициативе работника с 20 июля 2022 г. Выслуга лет по состоянию на 20 июля 2022 г. составила в календарном исчислении -13 лет 00 месяцев 02 дня, в льготном исчислении - 14 лет 00 месяцев 26 дней.
Согласно справке от 22 июня 2022 г. в период службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения в соответствии с частью 14 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ включены следующие периоды: с 11 февраля 2009 г. по 4 июня 2009 г. - судебный пристав-исполнитель Усть-Илимского районного отдела судебных приставов УФССП России по Иркутской области; с 12 ноября 2009 г. по 31 мая 2020 г. - судебный пристав-исполнитель Усть-Илимского районного отдела судебных приставов УФССП России по Иркутской области; с 1 июня 2020 г. по 20 июня 2022 г. - судебный пристав-исполнитель Усть-Илимского районного отдела судебных приставов УФССП России по Иркутской области. Выслуга лет в календарном исчислении на 20 июня 2022 г. - 12 лет 11 месяцев 04 дня; выслуга лет в льготном исчислении на 20 июня 2022 г. - 13 лет 11 месяцев 14 дней. Расчет выслуги в льготном исчислении: выслуга лет в органах принудительного исполнения (исчисляемая один месяц службы за полтора месяца в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N941 от 22 сентября 1993 г. - 03 года 01 месяц 00 дней; выслуга лет в органах принудительного исполнения в календарном исчислении (без льготных периодов) - 02 года 00 месяцев 20 дней; обучение по очной форме: исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы - 00 лет 00 месяцев 00 дней.
Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями статей 2, 3 Федерального закона от 21 июля 1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", статьи 54 Федерального закона от 27 июля 2004 г..N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", статьи 19 Федерального закона от 15 декабря 2001 г..N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статей 1, 2, 36, 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г..N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статей 1, 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г..N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", Постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 г..N 570 "О порядке включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации", Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2011 г..N1648н, исходя из того, что истец в спорные периоды работала судебным приставом-исполнителем в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, однако право на
льготное исчисление периодов прохождения сотрудником службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, из расчета один месяц службы за полтора возникло у истца с момента зачисления на службу в органы принудительного исполнения - с 1 июня 2020 г, оснований для исчисления периодов работы до 1 июня 2020 г..в льготном порядке не имеется, поскольку стаж работы истца как государственного гражданского служащего до указанной даты, независимо от местности, где она проходила службу, исчисляется в календарном порядке, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судебных инстанций соответствующими требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (в редакции действовавшей до 1 января 2020 г.) судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, данным федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе (пункт 2 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона).
Приказом Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2011 г. N1648н утвержден Порядок подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, согласно пункта 4 которого исчисление стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет производится в календарном порядке, за исключением периодов, которые включаются в стаж государственной службы в порядке, установленном пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих". В случае совпадения по времени нескольких периодов, засчитываемых в указанный стаж, учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за пенсией за выслугу лет.
Частью 3 статьи 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N328-ФЗ) предусмотрено, что в стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения в льготном исчислении засчитываются, в том числе периоды прохождения сотрудником службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно части 14 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N328-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды замещения не позднее 1 июля 2020 года должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года N1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.
Согласно подпункту "г" пункта 3 Порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства от 22 сентября 1993 года N941, в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации засчитываются на льготных условиях периоды службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, согласно приложению N2 (1) (раздел I) - с 1 января 2020 года.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что возможность исчисления периодов прохождения сотрудником службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за полтора месяца, возникла с вступлением в силу Федерального закона от 1 октября 2019 г. N328-ФЗ, в соответствии с которым Федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы - органы принудительного исполнения, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу о том, что право на исчисление выслуги лет в льготном исчислении возникло у Яцик И.В. с момента зачисления на службу в органы принудительного исполнения, то есть с 1 июня 2020 г, так как до этой даты истец являлась государственным гражданским служащим, выслуга лет которого исчислялась только в календарном порядке независимо от местности несения службы.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел, установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в его статье 1 категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной или иной службы.
Закрепляя право на получение пенсии за выслугу лет для лиц, у которых имеется необходимая выслуга на соответствующей службе, федеральный законодатель в статье 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-I установилправило о том, что время прохождения ими службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этого предписания Совет Министров - Правительство Российской Федерации Постановлением от 22 сентября 1993 г. N941 утвердило порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям, определив обычный (пункты 1, 1.2 - 1.5) и льготный (пункты 2, 3, 6 и 7) порядок исчисления выслуги лет.
Таким образом, нормами специального законодательства, установлены особенности исчисления выслуги лет на льготных условиях сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации в период службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, - возможность такого исчисления с 1 января 2020 г.
Правовые отношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника, регулируются Федеральным законом от 1 октября 2019 года N328-ФЗ, которым внесены в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N118-ФЗ "О судебных приставах" изменения, предусматривающие изложение в новой редакции наименования Федерального закона, признание утратившей силу главы I, дополнение главой I.1, содержащей общие положения. В частности, статьи 6.1, 6.5 этого закона определяют систему принудительного исполнения Российской Федерации, задачи органов принудительного исполнения, в статье 6.4 раскрывается содержание понятия "работник органов принудительно исполнения".
Сотрудники, ранее замещавшие должности в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем наряду с прочим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, и поступившие на службу в органы принудительного исполнения, приобрели новый статус, правовое регулирование которого определяется Законом о службе в органах принудительного исполнения, регламентирующим особенности поступления на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождения и прекращения, а также определяющим правовое положение (статуса) сотрудника (глава 3), и другими федеральными законами.
Доводы кассатора, изложенные в кассационной жалобе о не направлении судом запроса в Конституционный Суд Российской Федерации не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку в силу положений статьи 101 Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года N1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" обращение с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации является правом, но не обязанностью суда.
Поскольку при разрешении и рассмотрении настоящего гражданского дела сомнений в соответствии вышеуказанных положений нормативных актов Конституции Российской Федерации у судебных инстанций не возникло, то предусмотренных законом оснований для направления такого запроса в Конституционный Суд Российской Федерации не имеется.
Настаивая на направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации, истец фактически выражает несогласие с правильностью выбора и применения судами первой и апелляционной инстанций примененных в данном гражданском деле правовых норм, а также вынесенными по результатам рассмотрения судебными постановлениями.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат указание на обстоятельства, которые имели бы юридическое значение для вынесения обжалуемых судебных актов, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы суда.
Вопреки доводам стороны истца при разрешении спора судами установлены все юридически значимые обстоятельства, выводы судов мотивированы и соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела. Все представленные доказательства оценены судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений требований процессуального законодательства при оценке доказательств, судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
В решении суда и апелляционном определении в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приведены выводы суда, вытекающие из установленных им фактических обстоятельств дела, а также доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения в обжалованной части.
Само по себе несогласие кассатора с выводами судебных инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судебных инстанций основанными на правильном применении положений норм материального права, регулирующих спорные отношения.
При таких обстоятельствах судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 18 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 10 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Яцик И.В. - Мищенко П.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.