Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Бибеевой С.Е, Курчевской С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вокина Дмитрия Михайловича к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N2 по г.Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет и выплату (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 02-3844/2022)
по кассационной жалобе Вокина Дмитрия Михайловича на решение Кунцевского районного суда г.Москвы от 29 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 7 декабря 2022 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Вокин Д.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N2 по г.Москве и Московской области (далее - ГУ ПФР N2 по г.Москве и Московской области), в котором просил обязать ГУ ПФР N2 по г.Москве и Московской области произвести ежемесячные выплаты как неработавшему трудоспособному лицу, осуществлявшему уход за ребенком-инвалидом, в соответствии с Указами Президента Российской Федерации N1455 от 26.12.2006 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", N774 от 13.05.2008 "О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами", N175 от 26.02.2013 N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-1 инвалидами и инвалидами с детства I группы".
В обоснование заявленных требований истец указал, что 24.10.2006 сыну истца, Вокину Геннадию Дмитриевичу, 22.12.2004 г.р. впервые филиалом N 76 Главного бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве присвоен статус ребенка-инвалида, впервые установлена инвалидность. С 1.11.2006 Вокину Г.Д. назначена и выплачивается по настоящее время социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Однако ни при назначении пенсии ребенку, ни в последствии при ежегодном продлении выплат в связи с ежегодным переосвидетельствованием Вокина Г.Д, возможность оформления ежемесячной компенсации лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом истцу ответчиком не разъяснялась. Считая свои права нарушенными по приведенным в иске доводам, истец обратился в суд с указанным иском.
Решением Кунцевского районного суда г. Москвы от 29 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 7 декабря 2022 года, в удовлетворении исковых требований Вокина Дмитрия Михайловича к ГУ-ГУ ПФР N2 по Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет и выплату отказано.
В кассационной жалобе Вокин Д.М. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает на невыполнение пенсионным органом обязанности по разъяснению Вокину Д.М. его права на получение ежемесячной выплаты и порядка его реализации привело к неполучению им как неработающим трудоспособным лицом, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, на протяжении длительного периода времени гарантированных государством мер социальной поддержки в полном объеме.
Между тем, пенсионный орган должен разъяснить гражданину права ребёнка-инвалида, связанные с его пенсионным обеспечением, а также право лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом, на получение ежемесячной выплаты, предусмотренной для неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, производимой к установленной ребенку-инвалиду пенсии, и необходимость подачи заявления в пенсионный орган для назначения ежемесячной выплаты в целях своевременной реализации права на нее.
При этом невыполнение пенсионным органом обязанности по разъяснению права на получение ежемесячной компенсационной выплаты и порядка его реализации привело к неполучению как неработающим трудоспособным лицом, осуществляющим уход за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет, на протяжении длительного периода времени гарантированных государством мер социальной поддержки в полном объёме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.11.2006 Вокину Геннадию Дмитриевичу, 22.12.2004 года рождения, назначена и выплачивается пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166 - ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
С 15.02.2007 Вокин Дмитрий Михайлович, 25.03.1983 года рождения является лицом, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом.
С 01.10.2017 решением пенсионного органа N 0001 по заявлению от 18.10.2017, Вокину Д.М. была установлена ежемесячная компенсационная выплата в соответствии с Указом Президента РФ от 26.02.2013 N 175, как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом (инвалидом с детства I группы).
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-I (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 288, Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 1997 г. N 77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), положениями указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы", постановления Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 г. N 397.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в связи с несоблюдением заявительного порядка обращения за назначением ежемесячной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком - инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства 1 группы в период с февраля 2007 года по сентябрь 2017 года, право у истца на данную выплату не возникло, незаконных действий ГУ ПФР N2 по г.Москве и Московской области, связанных с отказом в выплатах не установлено, поскольку заявление о выплаты истец не подавал, в связи с чем отсутствуют законные основания для перерасчета и выплаты компенсации как лицу, осуществляющему уход за ребенком - инвалидом.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что решение суда и апелляционное определение нельзя признать законными, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
При вынесении судебных постановлений судами не было учтено следующее.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" с 1 января 2007 г. установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, к категории которых были отнесены в том числе дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
С 1 января 2013 г. ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, устанавливаются на основании Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175), о чем внесены соответствующие изменения в Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами".
Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 предусмотрено, что ежемесячные выплаты производятся к установленной ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы пенсии в период осуществления ухода за ним (п. 3 Указа). Ежемесячные выплаты устанавливаются на основании документов, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы (пункт 5 Указа).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 г. N 397 в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы (далее также - Правила от 2 мая 2013 г. N 397).Пунктами 2, 3, 4 и 9 Правил от 2 мая 2013 г. N 397 определено, что ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, независимо от совместного проживания с ним, органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет, и производится к установленной ребенку-инвалиду пенсии в порядке, установленном для выплаты пенсии. Ежемесячная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с заявлением и всеми необходимыми для представления документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату.
В п. 5 Правил от 2 мая 2013 г. N 397 перечислены документы, на основании которых устанавливается ежемесячная выплата. Документы, предусмотренные п. 5 данных правил, представляются в случае их отсутствия в распоряжении органа, осуществляющего выплату пенсии (п. 6 данных правил в редакции, действующей до 10 марта 2021 г.).
Пунктом 16 Правил от 2 мая 2013 г. N 397 установлено, что суммы назначенной ежемесячной выплаты, не выплаченные своевременно по вине органа, осуществляющего выплату пенсии, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведенных нормативных положений следует, что ежемесячная выплата неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, является мерой социальной поддержки, направленной на усиление социальной защищенности детей-инвалидов, на обеспечение полноценного ухода за ними, создание условий, позволяющих в максимальной степени компенсировать ограничения их жизнедеятельности, вызванные значительно выраженными стойкими нарушениями функций организма, а также на восполнение материальных потерь для лиц, способных к труду, но оставивших работу ввиду необходимости ухода за ребенком-инвалидом.
По общему правилу, ежемесячная выплата назначается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, на основании заявления лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также необходимых документов, представляемых этим лицом в случае их отсутствия в распоряжении органа, осуществляющего выплату пенсии ребенку-инвалиду. Ежемесячная выплата производится к пенсии, установленной ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет.
В силу п. 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2288, Федерального закона от 5 мая 1997 г. N 77-ФЗ), Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых государством через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина с заявлением о назначении пенсии ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет должен разъяснить гражданину права ребенка-инвалида, связанные с его пенсионным обеспечением, а также право лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом, на получение ежемесячной выплаты, предусмотренной для неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, производимой к установленной ребенку-инвалиду пенсии, и необходимость подачи заявления в пенсионный орган для назначения ежемесячной выплаты в целях своевременной реализации права на нее.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению неработающего трудоспособного лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, в пенсионный орган с заявлением о назначении ежемесячной выплаты, данное лицо применительно к п. 16 Правил от 2 мая 2013 г. N 397 имеет право на выплату неполученных сумм ежемесячной выплаты за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будет нарушено установленное Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455, а впоследствии Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 право неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, на ежемесячную выплату.
Суды первой и апелляционной инстанций нормативные положения, регулирующие деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации, и правила социального обеспечения отдельных категорий граждан в их взаимосвязи к спорным отношениям не применили.
Обращаясь в суд, истец ссылался на то, что с 31.07.2006 он не работал и с февраля 2007 года по сентябрь 2017 года включительно осуществлял уход за ребенком-инвалидом, однако не получал ежемесячную компенсационную выплату как лицо, осуществляющее уход за ребенком-инвалидом, предусмотренную Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", Указом Президента Российской Федерации от 26.02.2013 N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы".
При этом ни при назначении пенсии ребенку, ни в последствии при ежегодном продлении выплат в связи с ежегодным переосвидетельствованием Вокина Г.Д. родителям Вокина Г.Д, Государственным учреждением - Главным Управлением Пенсионного Фонда России N 2 по г. Москве и Московской области не разъяснялось о возможности оформления ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом по Указам Президента Российской Федерации от 26.12.2006 N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", от 26.02.2013 N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы" на лицо, осуществляющее уход за ребенком-инвалидом.
Между тем, с 31.07.2006 истец не работал и с февраля 2007 года по сентябрь 2017 года включительно осуществлял уход за ребенком-инвалидом, однако не получал ежемесячную компенсационную выплату как лицо, осуществляющее уход за ребенком-инвалидом, предусмотренную Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", Указом Президента Российской Федерации от 26.02.2013 N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы".
Только с октября 2017 года пенсионным органом истцу как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, по заявлению была установлена и выплачивалась до декабря 2019 года включительно ежемесячная компенсационная выплата в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.02.2013 N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидам и инвалидами с детства I группы".
Судебные инстанции в результате неправильного применения норм материального права, подлежащих применению по данному делу, не приняли во внимание, что Вокин Д.М. в пенсионный орган с заявлением о назначении ей ежемесячной выплаты как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом сыном в возрасте до 18 лет, обратился только в 2017 г. (спустя 10 лет после возникновения у нее права на ежемесячную выплату с февраля 2007 г. - даты, с которой он не работает и осуществляет уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет). При этом в ходе рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций ответчик (пенсионный орган) не представил данных о том, что при обращении Вокина Д.М. с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности ребенку-инвалиду Вокину Г.Д. он выполнил обязанность по информированию Вокина Д.М. о праве неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, на получение ежемесячной выплаты, производимой к установленной ребенку-инвалиду пенсии, для реализации которого следует обратиться в пенсионный орган с соответствующим заявлением.
В связи с этим вывод судебных инстанций о том, что пенсионным органом права Вокина Д.М. не нарушены, нельзя признать обосновнаным, поскольку невыполнение пенсионным органом обязанности по разъяснению Вокина Д.М. его права на получение ежемесячной выплаты и порядка его реализации привело к неполучению ею как неработающим трудоспособным лицом, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, на протяжении длительного периода времени гарантированных государством мер социальной поддержки в полном объеме.
При таких обстоятельствах решение суда и апелляционное определение нельзя признать законными, что в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кунцевского районного суда г.Москвы от 29 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 7 декабря 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Кунцевский районный суд г.Москвы.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.