Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В., судей адресВ., фио, при секретаре Курочкиной Е.С., при прокуроре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи адресВ. административное дело по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 21 октября 2022 года, которым постановлено: В удовлетворении административного иска Иванова Владислава Владимировича к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес, Московской городской избирательной комиссии, Центральной избирательной комиссии России об отмене решения об итогах голосования - отказать в полном объеме,
УСТАНОВИЛА:
Иванов В.В. обратился в суд административным иском к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес, Московской городской избирательной комиссии, Центральной избирательной комиссии России об отмене решения об итогах голосования, указав, что решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 25.07.2022 N 9/1 он был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес в адрес по многомандатному избирательному округу N 2. Итоги голосования подведены на основании результатов, полученных из нижестоящих избирательных комиссий и дистанционного электронного голосования по государственной информационной системе Система дистанционного электронного голосования. Положения Постановления ЦИК о требованиях к ДЭГ не обеспечивают права, защищаемые путем применения п. 1 ст. 77 Федерального закона N 67-ФЗ, поскольку данное постановление не содержит требований к системе ДЭГ, позволяющих с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Система ДЭГ, организованная Постановлением ЦИК о требованиях к ДЭГ, не исключает возникновение негативных последствий в процессе волеизъявления избирателей. Так в соответствии с разделами 7-8 Порядка дистанционного электронного голосования роль ИКМО сводилась к формальному документальному оформлению неких данных об итогах ДЭГ, поступивших из МГИК. Члены при составлении протокола об итогах ДЭГ не обладали механизмом для реализации прав, предусмотренных п.п. д п. 23 ст. 29 Федерального закона N 67-ФЗ. Таким образом, при проведении ДЭГ были допущены нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав возражения представителя избирательной комиссии муниципального адрес, прокурора фио, проверив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение районного суда отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Совета депутатов муниципального адрес от 14 июня 2022 года N 9/1, которое было опубликовано в Вестнике московской городской избирательной комиссии (электронное периодическое издание), назначены выборы депутатов в Совет депутатов муниципального адрес на 11 сентября 2022 года,.
Полномочия избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес решением Московской городской избирательной комиссии от 4 сентября 2003 г. N 4/2-1 возложены на территориальную избирательную комиссию адрес.
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 25.07.2022 N 9/1, Иванов В.В, был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес в адрес по многомандатному избирательному округу N 2.
Московской городской избирательной комиссией 24 июня 2022 года принято решение N 11/1 "О проведении голосования на выборах в течение нескольких дней подряд" о проведении голосования на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес в единый день голосования 11 сентября 2022 года в течение нескольких дней подряд - 9, 10 и 11 сентября 2022 года; 21 июля 2022 года принято решение N 15/2 "О дистанционном электронном голосовании на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес, назначенных на 11 сентября 2022 года", согласно пунктам 2, 3 и 4 которого определено: дистанционное электронное голосование проводится с 8.00 9 сентября 2022 года до 20.00 11 сентября 2022 года; для проведения дистанционного электронного голосования используется государственная информационная система "Система дистанционного электронного голосования"; принять участие в дистанционном электронном голосовании имеет право гражданин Российской Федерации, зарегистрированный по месту жительства на территории адрес, обладающий активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес, назначенных на 11 сентября 2022 года, на которых проводится дистанционное электронное голосование, являющийся пользователем государственной информационной системы "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) адрес" с действующей полной учетной записью в этой системе, данные которого сопоставлены с данными Регистра избирателей, участников референдума ГАС "Выборы" по состоянию на 30 августа 2022 года;
28 июля 2022 года принято решение N 17/8 "О порядке дистанционного электронного голосования на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес, назначенных на 11 сентября 2022 года", которым утвержден порядок дистанционного электронного голосования на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес, назначенных на 11 сентября 2022 года.
Решения размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Московской городской избирательной комиссии и в электронном периодическом издании "Вестник Московской городской избирательной комиссии".
Порядок дистанционного электронного голосования на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес, назначенных на 11 сентября 2022 г, утвержден Решением Московской городской избирательной комиссии от 28 июля 2022 года N 17/8.
Протоколом Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 11 сентября 2022 г. установлены итоги дистанционного электронного голосования по многомандатному избирательному округу N 2.
Данные указанного Протокола включены в сводную таблицу о результатах выборов отдельной графой с наименованием "Дистанционное электронное голосование" и учтены в протоколе о результатах выборов.
Протоколом избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 12 сентября 2022 г. установлены результаты выборов по многомандатному избирательному округу N 2.
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес N 21/1 "Об определении результатов выборов депутатов Совета депутатов муниципального адрес в адрес" от 12 сентября 2022 года выборы признаны состоявшимися и действительными.
Иванов В.В, являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 2, обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене решения об итогах голосования, ссылаясь на то, что итоги голосования подведены на основании результатов, полученных из нижестоящих избирательных комиссий и дистанционного электронного голосования по государственной информационной системе Система дистанционного электронного голосования. Положения Постановления ЦИК о требованиях к ДЭГ не обеспечивают права, защищаемые путем применения п. 1 ст. 77 Федерального закона N 67-ФЗ, поскольку данное постановление не содержит требований к системе ДЭГ, позволяющих с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Система ДЭГ, организованная Постановлением ЦИК о требованиях к ДЭГ, не исключает возникновение негативных последствий в процессе волеизъявления избирателей. В соответствии с разделами 7-8 Порядка дистанционного электронного голосования роль ИКМО сводилась к формальному документальному оформлению неких данных об итогах ДЭГ, поступивших из МГИК. Члены комиссии при составлении протокола об итогах ДЭГ не обладали механизмом для реализации прав, предусмотренных п.п. д п. 23 ст. 29 Федерального закона N 67-ФЗ. При проведении ДЭГ были допущены нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Разрешая заявленные административные исковые требования по существу, суд первой инстанции, исследовав материалы дела, принял решение об отказе в их удовлетворении, исходя при этом из того, что объективных доказательств нарушений избирательного законодательства не имеется, оспариваемое Решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес N 20/1 "Об определении результатов выборов депутатов Совета депутатов муниципального адрес в адрес", которым выборы признаны состоявшимися и действительными, принято Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес в пределах представленных ей полномочий, принятое решение не противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не нарушает активное и пассивное избирательное право административного истца, предусмотренных пунктом 11 статьи 20 Федерального закона N 67-ФЗ и частью 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемых решений административными ответчиками не допущено.
Выводы суда судебная коллегия находит обоснованными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на адрес в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом N 67-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона N 67-ФЗ законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, вышеназванный Федеральный закон, иные федеральные законы, Конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
На территории адрес порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти адрес и выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в адрес, а также иные вопросы проведения выборов в адрес, отнесенные федеральным законодательством к ведению адрес, регулируются Федеральным законом N 67-ФЗ, а также Избирательным кодексом адрес.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона N 67-ФЗ закреплено, что участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
Подпунктами "в", "м" пункта 10 статьи 23 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обеспечивает на территории субъекта Российской Федерации реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции; осуществляет иные полномочия в соответствии с данным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 63.1 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что по решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, голосование на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума и не подлежит пересмотру. Законом может быть предусмотрено, что указанное решение при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.
По решению Московской городской избирательной комиссии голосование на выборах в органы государственной власти адрес, органы местного самоуправления (включая повторное голосование, повторные выборы) может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не подлежит пересмотру (часть 1 статьи 66.1 Избирательного кодекса адрес).
Согласно положениям статьи 64.1 Федерального закона N 67-ФЗ при проведении выборов, референдумов по решению соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума может проводиться дистанционное электронное голосование. Указанным решением должны быть определены сроки проведения дистанционного электронного голосования, государственные информационные системы, используемые для проведения дистанционного электронного голосования, а также условия, при которых избиратель, участник референдума вправе принять участие в дистанционном электронном голосовании (пункт 1). Решение о проведении дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, на референдуме субъекта Российской Федерации принимается избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации (на выборах в органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, на местном референдуме по предложению территориальной избирательной комиссии федеральной территории, избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума) по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (пункт 4). В случае принятия решения о проведении дистанционного электронного голосования с использованием региональной государственной информационной системы, которая ранее применялась на выборах в федеральные органы государственной власти и (или) референдуме Российской Федерации, согласование не требуется, при этом избирательная комиссия соответствующего субъекта Российской Федерации информирует о принятом решении Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (пункт 5).
На выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, на референдуме субъекта Российской Федерации, на выборах в органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, на местном референдуме для проведения дистанционного электронного голосования могут использоваться федеральные и (или) региональные государственные информационные системы (пункт 8). При проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума с использованием региональных государственных информационных систем указанный в пункте 9 данной статьи порядок с учетом требований, предусмотренных пунктом 13 данной статьи, утверждается избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 12).
При проведении выборов в органы государственной власти адрес, органы местного самоуправления может проводиться дистанционное электронное голосование. Порядок и условия проведения дистанционного электронного голосования определяются статьей 64.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (статья 68.1. Избирательного кодекса адрес).
В соответствии с пунктами 3 и 36 части 2 статьи 7 Закона адрес N 23 Московская городская избирательная комиссия обеспечивает на территории адрес реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом адрес и законами адрес, а также постановлениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Судом первой инстанции верно отмечено, что согласно Порядку дистанционного электронного голосования на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес, назначенных на 11 сентября 2022 года, утвержденного решением Московской городской избирательной комиссии от 28 июля 2022 года N 17/8, тайна голосования обеспечивается анонимизацией - процедурой, которая посредством программно-технических решений и организационных мер, применяемых в специальном программном обеспечении ГИС ДЭГ, обеспечивает невозможность установления связи между персональными данными избирателя и сохраняемым результатом его волеизъявления (пункт 1.5 Порядка).
Разделом 6 указанного Порядка установлена процедура идентификации личности избирателя и осуществления дистанционного электронного голосования с соблюдением принципа тайны голосования.
Данным Порядком установлено, что для участия в дистанционном электронном голосовании избиратель обращается на Портал Москвы, и проходит процедуры идентификации и аутентификации, после чего получает доступ к дистанционному электронному голосованию. После перехода на экранную форму для участия в дистанционном электронном голосовании участнику ДЭГ необходимо подтвердить свою личность с использованием кода подтверждения. Код подтверждения формируется по запросу участника ДЭГ средствами СПО ДЭГ Москвы и направляется посредством смс-сообщения на указанный в подсистеме "Личный кабинет" Портала Москвы номер мобильного телефона. Длина кода должна быть не менее пяти цифр. Полученный код подтверждения участнику ДЭГ следует ввести в соответствующее поле экранной формы. В случае ввода участником ДЭГ некорректного кода подтверждения или истечения времени, установленного для ввода кода, СПО ДЭГ Москвы предоставляет ему код подтверждения повторно (не чаще одного раза в минуту). Количество попыток ввода кода подтверждения ограничивается временем завершения дистанционного электронного голосования - 20.00 11 сентября 2022 года. После корректного ввода кода подтверждения запускается процедура анонимизации, по завершении которой осуществляется переход к электронному бюллетеню, по которому участнику ДЭГ отображается порядок заполнения электронного бюллетеня и предоставляется возможность после ознакомления с информацией о кандидатах осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки (отметок) в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам), в пользу которого (которых) сделан выбор. Волеизъявление осуществляется участником ДЭГ только на том устройстве, на котором он получил доступ к электронному бюллетеню.
Зашифрованная информация об анонимизированном волеизъявлении участника ДЭГ после принятия голоса участника ДЭГ распечатывается на бумажном носителе в помещении соответствующей ИКМО и отображается в электронном виде средствами отображения информации СПО ДЭГ Москвы (пункты 6.3, 6.6, 6.8, 6.9, 6.12 Порядка).
Граждане Российской Федерации могут осуществлять наблюдение за дистанционным электронным голосованием с использованием специального сервиса в сети Интернет. В Общественном штабе по наблюдению за выборами в адрес предоставляется доступ к отдельному узлу (ноде) распределенной базы данных СПО ДЭГ Москвы. Регламент использования функций ноды, в том числе на запись проверочных транзакций определяется Московской городской избирательной комиссией (пункты 10.2, 10.3 Порядка).
Разделы 3, 5, 7, 8 Порядка содержат положения, предусматривающие процедуру составления списка лиц, принявших участие в дистанционном электронном голосовании, контроля за подсчетом голосов участников дистанционного электронного голосования, составления данных об итогах дистанционного электронного голосования и учета этих данных при определении результатов выборов.
Порядком предусмотрена процедура точной идентификации личности избирателя, надлежащая система, обеспечивающая тайну, безопасность голосования и волеизъявления избирателей; предусмотрена четкая и ясная процедура составления списка лиц, принявших участие в дистанционном электронном голосовании, контроль за подсчетом голосов участников дистанционного электронного голосования, составления данных об итогах дистанционного электронного голосования, учета этих данных при определении результатов выборов.
Разделом 10 Порядка предусмотрены положения об обеспечении наблюдения за дистанционным электронным голосованием в соответствии с положениями Федерального закона N 67-ФЗ и Избирательного кодекса адрес.
Порядок соответствует положениям Федерального закона N 67-ФЗ, предусматривающим дистанционное электронное голосование, а также требованиям к проведению дистанционного электронного голосования, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 8 июня 2022 года N 86/715-8, и содержание Порядка не имеет положений, которые бы противоречили названным актам.
В соответствии с пунктом 1.8 Требований к ДЭГ для проведения дистанционного электронного голосования могут использоваться федеральные и региональные государственные информационные системы, прошедшие сертификацию и соответствующие требованиям:
- к защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах первого класса защищенности;
- к защите персональных данных при их обработке в государственных информационных системах по третьему или выше уровню защищенности.
Определение класса защищенности государственной информационной системы осуществляется в соответствии Требованиями о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденными приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации от 11 февраля 2013 г. N 17.
Требованиями к ДЭГ предусмотрены требования к защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах первого класса защищенности. Во-вторых, требования третьего и выше класса защищенности относятся только к обработке персональных данных в рамках ДЭГ.
В соответствии с пунктом 1.8 Требований к ДЭГ, СПО ГИС ДЭГ получила сертификаты ФСТЭК России от 20 августа 2021 г. N 4441 и N 4442, о чем в Государственном реестре сертифицированных средств защиты информации имеются соответствующие записи. Указанный реестр опубликован и доступен для ознакомления на сайте ФСТЭК России по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": https://fstec.ru/tekhnicheskaya-zashchita-informatsii/dokumenty-po-sertifikatsii/153-sistema-sertifikatsii/591-gosudarstvennyj-reestr-sertifitsirovannykh-sredstv-zashchity-informatsii-n-ross-ru-0001-01bi00, а также получило аттестат соответствия требованиям по защите информации от 8 сентября 2022 г. N 0535.00115.2022.
Разделом 10 Порядка ДЭГ установлены основные возможности наблюдения за дистанционным электронным голосованием, в связи с чем ссылки административного истца на якобы имевшее место нарушение пункта 5 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ не имеют оснований.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 10 статьи 24 Федерального закона N 67-ФЗ, ИКМО устанавливает итоги голосования и определяет результаты выборов в органы местного самоуправления, публикует итоги голосования и результаты выборов. При этом в соответствии с пунктом 1.9 Требований к ДЭГ для обеспечения проведения дистанционного электронного голосования ЦИК России (избирательная комиссия субъекта Российской Федерации по согласованию с ЦИК России) вправе сформировать одну или несколько территориальных комиссий дистанционного электронного голосования (далее - ТИК ДЭГ). В случае если ТИК ДЭГ не формируется, полномочия по обеспечению проведения дистанционного электронного голосования устанавливаются в соответствии с порядком дистанционного электронного голосования. В соответствии с пунктом 1.4 Порядка ДЭГ при проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес, назначенных на 11 сентября 2022 г, формирование территориальной комиссии дистанционного электронного голосования не производится. В целях обеспечения проведения дистанционного электронного голосования соответствующие полномочия осуществлял Мосгоризбирком. Утверждение о нарушении пункта 7 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ и о вмешательстве в деятельность избирательных комиссий "неких, нигде не фигурирующих лиц, которые прав членов избирательной комиссии не получали и даже не известны" ничем не подтверждено.
В решении Московской городской избирательной комиссии от 28 июля 2022 года N 17/8, которым утвержден Порядок дистанционного голосования на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес, назначенных на 11 сентября 2022 г, не содержит положений, позволяющих вмешательство посторонних лиц в подсчет голосов избирателей. Напротив, порядком предусмотрены нормы для исключения такого вмешательства: использование специального программного обеспечения для формирования ключей зашифрования и расшифрования результатов волеизъявления избирателей, а также разделение ключа расшифрования на заданное количество частей и последующей сборки ключа расшифрования из предоставленных частей.
Из решения Московской городской избирательной комиссии от 06 сентября 2022 г. N 25/3 следует, что формирование ключей зашифрования и расшифрования результатов волеизъявления участников дистанционного электронного голосования, разделения ключа расшифрования на части было осуществлено Московской городской избирательной комиссией 8 сентября 2022 года. Ключ расшифрования был разделен на 5 частей и эти части были переданы на хранение лицам, указанным в решении. После загрузки в специальное программное обеспечение государственной информационной системы "Дистанционное электронное голосование" ключ зашифрования, записанный на внешний носитель информации (USB-накопитель), подлежит хранению в Московской городской избирательной комиссии.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе аналогичны тем, что указаны в административном исковом заявлении, и повторяют правовую позицию истца, выраженную им при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в ввиду чего признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, они не могут служить основанием для отмены решения суда.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ удовлетворение заявленных требований об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, допускается при установлении того, что оспариваемое решение, действие (бездействия) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и свободы административного истца; такая необходимая совокупность по настоящему делу отсутствует, оснований полагать оспариваемое решение незаконным и нарушающим права административного истца не имеется.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 21 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации.
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 16 марта 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.