Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Пархоменко С.Б. - адвоката В.В.Б. на постановление судьи Тверского районного суда Москвы от 08 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ в отношении Пархоменко С.Б.,
УСТАНОВИЛ:
06 июня 2022 г. консультантом отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу в отношении Пархоменко С.Б. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ.
Постановлением судьи Тверского районного суда Москвы 08 июля 2022 года Пархоменко С.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник Пархоменко С.Б. по доверенности просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что вина Пархоменко С.Б. во вмененном правонарушении не доказана, дело рассмотрено судом первой инстанции с нарушением правил территориальной подсудности, мероприятие по проведению контроля проведено недолжным образом, необоснованно допущено вмешательство в свободу выражения мнений, вмененное правонарушение малозначительное.
В судебное заседание Пархоменко С.Б. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил. При таких обстоятельствах дело рассмотрено в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав защитника Пархоменко С.Б. - адвоката В.В.Б, поддержавшего доводы жалобы, представителя Роскомнадзора по ЦФО - М.А.Ю, полагавшую вмененное правонарушение доказанным должным образом, прихожу к следующему выводу.
Частью 1 статьи 19.34.1 КоАП РФ (действовавшего во время совершения административного правонарушения) установлена ответственность за нарушении порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учрежденного им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, либо неисполнение иным лицом, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, установленных законодательством Российской Федерации требований в связи с признанием выполняющим функции иностранного агента.
Для деятельности иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранных агентов и учрежденных ими российских юридических лиц, выполняющих функции иностранных агентов на территории Российской Федерации установлен следующий порядок.
В соответствии с ч. 8, 9 ст. 25.1 Закона РФ "О средствах массовой информации" сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, должны сопровождаться указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены соответственно иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента. Форма указания, предусмотренного частью восьмой настоящей статьи, требования к размещению и порядок размещения такого указания устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Форма указания, а так же требования и порядок размещения такого указания, утверждены приказом Роскомнадзора от 23.09.2020 года N... (действовавшим на момент рассмотрения дела судом первой инстанции) в соответствии с которым сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации (далее - иностранное средство массовой информации), должны сопровождаться следующим указанием: данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента" (далее - Указание).
При распространении сообщений и материалов иностранного средства массовой информации в печатной продукции, аудиовизуальной продукции, а также при распространении иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") Указание должно иметь форму текстового сообщения. Размер шрифта Указания в печатной продукции, на сайтах и (или) страницах сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" должен вдвое превышать размер текста сообщения (материала) иностранного средства массовой информации, созданного и (или) распространенного иностранным средством массовой информации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Пархоменко С.Б. будучи признанным в соответствии с ч.3 ст.6 Закона РФ от 27.12.1991 32124-1 "О средствах массовой информации" иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, 23 мая 2022 года в 15 часов 40 минут, 20 мая 2022 года в 17 часов 30 минут, 04 мая 2022 года в 18 часов 22 минуты, в 14 часов 41 минуту, 12 часов 55 минут по адресу места жительства:.., допустил распространение своих сообщений и материалов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в мессенджере "... " и в видеохостинге "... " без указания на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. Так, посты в мессенджере "... " по адресам в сети "Интернет":
-... (дата и время публикации: 04.05.2022 12:55 мск), -... (дата и время публикации: 04.05.2022 14:41 мск), -... (дата и время публикации: 04.05.2022 18:22 мск), -... (дата и время публикации: 20.05.2022 17:30 мск), -... (дата и время публикации: 23.05.2022 15:40 мск) опубликованы без Указания.
Кроме того, видеоролик (аудиовизуальная продукция) "... 5.05.2022 @... " (дата публикации: 04.05.2022), размещенный по адресу в сети Интернет":... также опубликованы без Указания.
Действия Пархоменко С.Б. квалифицированы по ч.1 ст. 19.34.1 КоАП РФ.
Вина Пархоменко С.Б. во вмененном правонарушении подтверждается собранными по делу относимыми и допустимыми доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении от 06 июня 2022 года, согласно которому Пархоменко С.Б. будучи признанным в соответствии с ч.3 ст.6 Закона РФ от 27.12.1991... "О средствах массовой информации" иностранным средством массовой информации, выполняющим функци иностранного агента, 23 мая 2022 года в 15 часов 40 минут, 20 мая 2022 года в 17 часов 30 минут, 04 мая 2022 года в 18 часов 22 минуты, в 14 часов 41 минуту, 12 часов 55 минут по адресу места жительства:.., допустил распространение своих сообщений и материалов на территории Российской Федерации без указания на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. Так, посты в мессенджере "... " по адресам в сети "Интернет":
-... (дата и время публикации: 04.05.2022 12:55 мск), -... (дата и время публикации: 04.05.2022 14:41 мск), -... (дата и время публикации: 04.05.2022 18:22 мск), -... (дата и время публикации: 20.05.2022 17:30 мск), -... (дата и время публикации: 23.05.2022 15:40 мск) опубликованы без Указания.
Кроме того, видеоролик (аудиовизуальная продукция) "... " (дата публикации: 04.05.2022), размещенный по адресу в сети Интернет":... также опубликованы без Указания;
- актом об изготовлении скриншотов от 24 мая 2022 года, согласно которому начальником отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу М.А.Ю, консультантом отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Т.А.А, в ходе рассмотрения письма Центрального аппарата Роскомнадзора от 12.05.2022... в отношении публикаций физического лица Пархоменко С.Б. в социальных сетях, которые распространены с нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации в части отсутствия маркировки сообщений и материалов лиц, включенных в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, в служебном кабинете N... по адресу:... зафиксированы материалы Пархоменко С.Б. расположенные в сети "... " по адресам: -... ;
-... ;-... ; -... ; -... ;
- скриншотами материалов расположенных в сети "... " по адресам: -... ;
-... ; -... ;
-... ; -... ;
- актом видеофиксации, согласно которому 24 мая 2022 года, начальником отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу М.А.Ю, консультантом отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Т.А.А, в ходе рассмотрения письма Центрального аппарата Роскомнадзора от 12.05.2022... в отношении публикаций физического лица Пархоменко С.Б. в социальных сетях, которые распространены с нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации в части отсутствия маркировки сообщений и материалов лиц, включенных в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, в служебном кабинете N... по адресу:... зафиксирован материал Пархоменко С.Б. расположенный в сети "... " по адресу:... ;
- видеоматериалом;
- реестром иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях Пархоменко С.Б. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ, выражается в нарушении порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учреждённого им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, либо неисполнение иным лицом, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, установленных законодательством Российской Федерации требований в связи с признанием выполняющим функции иностранного агента.
В соответствии с ч.8 ст.25.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 и п.12 приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 23.09.2020 N 124, указание на то, что сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, подлежит размещению в начале каждого сообщения (материала) иностранного средства массовой информации под заголовком либо, в случае отсутствия заголовка, непосредственно перед началом такого сообщения (материала).
Таким образом, из буквального толкования приведённых норм следует, что отсутствие в начале каждого распространённого для неограниченного круга лиц сообщения (материала) иностранного средства массовой информации под заголовком либо, в случае отсутствия заголовка, непосредственно перед началом такого сообщения (материала) указания на то, что сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, образует в действиях указанных лиц состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ.
В целях установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности, сохранения государственного единства и территориальной целостности Российской Федерации, её независимости от внешних факторов, в частности, от факторов, которые могут дестабилизировать внутриполитическую и социальную ситуацию в стране, в целях реализации права граждан на доступ к информации, в том числе в части сведений о лице, её распространившем, принят Федеральный закон от 02 декабря 2019 года N 426-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", п.2 ст.1 которого в Закон РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" введена статья 25.1 "Распространение на территории Российской Федерации сообщений и материалов иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента".
В ч.8 ст.25.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 предусмотрено, что сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, должны сопровождаться указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены соответственно иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
Для установления единообразных требований к названному указанию, его форме, порядку размещения, в целях его беспрепятственного восприятия неограниченным кругом лиц, знакомящихся с печатными, ауди-, аудиовизуальными и иными сообщениями и материалами, распространёнными иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, во исполнение ч.9 ст.25.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций издан приказ от 23.09.2020 N 124 "Об утверждении формы указания на то, что сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, созданы и (или) распространены указанными лицами, а также требований и порядка размещения такого указания", который является действующим и обязательным для выполнения всеми субъектами, деятельность которых он регулирует.
Доводы жалобы о том, что вина Пархоменко С.Б. во вмененном правонарушении не доказана опровергается собранными по делу относимыми и допустимыми доказательствами.
Малозначительным применительно к положениям ст. 2.9 КоАП РФ правонарушение также не является.
Доводы жалобы о том, что дело рассмотрено судом первой инстанции с нарушением правил территориальной подсудности проверялся и своего подтверждения не нашел.
Статьей 47 Конституции Российской Федерации установлено, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В силу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.34.1 данного Кодекса, рассматриваются судьями районных судов.
Согласно правовой позиции, изложенной в п.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица. Адрес места жительства Пархоменко С.Б. -...
Доводы жалобы о том, что мероприятие по проведению контроля проведено недолжным образом, проверялся и своего подтверждения не нашел.
Согласно КоАП РФ возбуждение дела об административном правонарушении возможно по факту его обнаружения.
Доводы жалобы о том, что необоснованно допущено вмешательство в свободу выражения мнений не учитывают приведенные выше нормы действующего законодательства, в связи с чем, сами по себе, иного вывода по делу не влекут.
Заявленное в судебном заседании суда апелляционной инстанции ходатайство защитника - адвоката В.В.Б. о прекращении производства по делу со ссылкой на изменение действующего законодательства, утрату силы в настоящее время ст. 19.34.1 КоАП РФ, положения о действии закона во времени, сами по себе, иного вывода по делу не влекут, поскольку действующая ст.19.34 КоАП РФ (н арушение порядка деятельности иностранного агента) в ч.3 предусматривает ответственность за
н еисполнение иностранным агентом обязанности по сообщению о наличии этого статуса в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об иностранных агентах.
Назначенное административное наказание применительно к изменившемуся законодательству, ч.3 ст. 19.34 КоАП РФ, чрезмерно суровым не является.
Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления судьи районного суда, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьёй районного суда при рассмотрении дела на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным в ст.26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что к выводу о виновности Пархоменко С.Б. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ, судья районного суда пришёл на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу. Достоверность и допустимость всех доказательств судьёй районного суда проверена, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка.
При назначении наказания судья районного суда учёл данные о юридическом лице, а также характер совершённого им административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в области порядка управления.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей назначено Пархоменко С.Б. в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Порядок и срок давности привлечения Пархоменко С.Б. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Тверского районного суда Москвы от 08 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ в отношении Пархоменко С.Б. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Моргасов М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.