Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Стешовиковой И.Г.
судей Козловой Е.В, Лепской К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4/2021 по иску Петрова Владимира Анатольевича к Федеральной службе судебных приставов России, УФССП России по Псковской области, Митрофанову Владимиру Викторовичу, Колобовниковой Лилии Викторовны о признании незаконным приказа о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и внесении в него изменений, признании незаконным и отмене психофизиологического исследования с использованием полиграфа и заключения по его результатам, заключения о профессиональной пригодности, о признании незаконным увольнения, отказа в приеме на службу в органы принудительного исполнения, о восстановлении на службе, взыскании среднего заработка, компенсации морального вреда, судебных расходов, по кассационным жалобам Петрова Владимира Анатольевича и представителя Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) по доверенности Рогуткиной М.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 8 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Козловой Е.В, заключение прокурора Власовой О.Н. о наличии оснований для удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Петров В.А. обратился в суд с иском к Федеральной службе судебных приставов России, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Псковской области, Митрофанову В.В, Колобовниковой Л.В. о признании незаконными приказа о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и внесении в него изменений, психофизиологического исследования с использованием полиграфа и заключения по его результатам, заключения о профессиональной пригодности, приказа об увольнении, отказа в приеме на службу в органы принудительного исполнения, о восстановлении на службе, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов.
В обоснование иска указал, что с 29 августа 2011 г. состоял на службе в Управлении Федеральной службы судебных приставов России по Псковской области. Приказом директора ФССП России от 22 апреля 2016 г. N764 назначен на должность федеральной государственной гражданской службы заместителя руководителя УФССП России по Псковской области- заместителя главного судебного пристава Псковской области.
10 мая 2016 г. с ним по указанной должности заключен служебный контракт сроком на пять лет.
14 апреля 2020 г. ему вручено уведомление представителя нанимателя об отказе в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
Приказом Директора ФССП России от 29 апреля 2020 г. N 429 служебный контракт с ним расторгнут по основанию, предусмотренному пунктом 8.2 части первой и частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Он освобожден от замещаемой должности и 30апреля 2020 г. уволен с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Полагал отказ в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации незаконным, поскольку оснований для отказа действующему сотруднику в приеме на иной вид службы не имелось.
Оспаривал результаты полиграфического исследования, полагая их незаконными.
Считает, что представителем нанимателя при проведении процедуры сокращения штата сотрудников ему не были предложены все имеющиеся вакантные должности, которые он мог бы замещать.
Решением Псковского районного суда Псковской области от 12 апреля 2021 г. иск удовлетворён частично, признаны незаконными психофизиологическое исследование с использованием полиграфа специалиста - полиграфолога Митрофанова В.В. от 3 февраля 2020 г, Заключение N 23 от 3 февраля 2020 г. по результатам психофизиологического исследования с использованием полиграфа, Заключение специалиста (психолога) Колобовниковой Л.В. о профессиональной пригодности Петрова В.А. от 4 февраля 2020 г. в части результатов психофизиологического исследования и заключения (вывода).
Признаны незаконными решение оперативного штаба ФССП от 31 марта 2020 г. в части отказа в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации Петрова В.А. и отказ директора ФСПП в приеме Петрова В.А. на службу в органы принудительного исполнения РФ на должность руководителя У ФСПП России по Псковской области.
На Федеральную службу судебных приставов России возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Петрова В.А. о приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность заместителя руководителя Управления.
С Федеральной службы судебных приставов России, Митрофанова В.В. в пользу Петрова В.А. взыскана компенсация морального вреда в размере 10000 руб. с каждого, судебные расходы на оплату судебной экспертизы в размере 12 500 руб. с каждого, на оплату услуг эксперта за участие суде в размере 7500 руб. с каждого, проезд эксперта к месту судебного заседания в размере 1500 руб. с каждого, перевод денежных средств эксперту в размере 385 руб. с каждого.
В удовлетворении остальной части иска Петрова В.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 20 июля 2021 г. решение Псковского районного суда Псковской области от 12 апреля 2021 г. в части удовлетворения исковых требований Петрова В.А. отменено, в указанной части вынесено новое решение, резолютивная часть которого изложена в следующей редакции:
Петрову Владимиру Анатольевичу в удовлетворении иска к Федеральной службе судебных приставов России, Управлению федеральной службы судебных приставов России по Псковской области, Митрофанову В.В, Колобовниковой Л.В. о признании незаконными приказа о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и внесении в него изменений, психофизиологического исследования с использованием полиграфа и заключения по его результатам заключения о профессиональной пригодности, приказа об увольнении, отказа в приеме на службу в органы принудительного исполнения, о восстановлении на службе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов - отказать.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 20 июля 2021 г. отменено в части в части отказа Петрову В.А. в иске о признании увольнения незаконным, восстановлении на службе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, признании незаконным приказа о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и внесении в него изменений.
Дело в отменённой части направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 17 мая 2022 г. в отменённой части постановлено об отмене решения суда в части и частичном удовлетворении исковых требований Петрова В.А.
Приказ N429-к от 29 апреля 2020 г. об увольнении Петрова В.А. признан незаконным, он восстановлен на службе в должности заместителя руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов России по Псковской области с 1 мая 2020 г.
С Управления Федеральной службы судебных приставов России по Псковской области в пользу Петрова В.А. взыскано денежное содержание за период вынужденного прогула с 1 мая 2020 г. по 17 мая 2022 г. в размере 2169 79, 34 руб, компенсация морального вреда 50 000 руб.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции апелляционное определение Псковской области от 8 августа 2022 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 17 мая 2022 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 8 ноября 2022 г. решение Псковского районного суда Псковской области от 12 апреля 2021 г. в части признания увольнения незаконным, восстановления на службе, взыскания денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отменено, постановлено в указанной части новое решение.
Исковые требования Петрова Владимира Анатольевича к Федеральной службе судебных приставов России, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Псковской области в части признания увольнения незаконным, восстановления на службе, взыскания денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда удовлетворены.
Приказ N 429-к от 29 апреля 2020 г. об увольнении Петрова Владимира Анатольевича признан незаконным, Петров В.А. восстановлен на службе в должности заместителя руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов России по Псковской области с 1 мая 2020 г.
С Управления Федеральной службы судебных приставов России по Псковской области в пользу Петрова Владимира Анатольевича взыскано денежное содержание за время вынужденного прогула с 1 мая 2020 г. по 8 ноября 2022 г. в сумме 3 127 562 рубля, компенсация морального вреда 50 000 рублей.
Решение суда в части отказа в удовлетворении иска Петрова В.А. о признании незаконным приказа о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и внесении в него изменений оставлено без изменения, Указано, что апелляционное определение в части восстановления Петрова В.А. на службе в прежней должности подлежит немедленному исполнению.
В кассационной жалобе представителя Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) ставится вопрос об отмене апелляционного определения по мотиву его незаконности.
В кассационной жалобе Петрова В.А. ставится вопрос об изменении мотивировочной части апелляционного определения
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) Рогуткина М.Н. доводы кассационной жалобы ответчика поддержала, остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. От истца поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, мотивированное невозможностью прибыть в судебное заседание в связи с заболеванием, однако учитывая содержание справки ФАП, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает ходатайство не подлежащим удовлетворению, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, письменные возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, приказом руководителя ФССП РФ от 1 января 2020 г. N 44 в целях реализации Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 мая 2020 г. утверждены новые структура и штатное расписание УФССП по Псковской области.
С целью реализации положений вышеназванного закона распоряжением ФССП России N76-р от 22 ноября 2019 г. установлено образовать оперативный штаб ФССП, включающий наиболее опытных руководителей и проводить еженедельные совещания.
Согласно указанному приказу в соответствии с положениями Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ занимаемая Петровым В.А. должность заместителя руководителя У ФССП по Псковской области, относившаяся к категории государственных гражданских служащих, с 1 мая 2020 г. сокращена, введена новая должность, относящаяся к категории должностей службы принудительного исполнения, по которой установлено специальное звание "полковник внутренней службы".
Приказом директора ФССП России N764-к от 22 апреля 2016 г. Петров В.А. назначен на должность заместителя руководителя Управления, относящейся к категории "руководители" ведущей группы должностей государственной гражданской службы, заключен служебный контракт сроком на 5 лет - с 26 апреля 2016 г. по 25 апреля 2021 г.
Петрову В.А. вручено уведомление о предстоящем сокращении его должности государственной гражданской службы и разъяснен порядок поступления на службу в органах принудительного исполнения.
Петров В.А. обратился с заявлением о приеме его на должность заместителя руководителя УФССП по Псковской области в органах принудительного исполнения.
Согласно заключению N23 от 3 февраля 2020 г. по результатам психофизиологического исследования с использованием полиграфа специалистом-полиграфологом Митрофановым В.В. выявлен фактор риска: "склонность к злоупотреблению должностными полномочиями, получение подарков, денежных средств и получение услуг стоимостью выше 3 000 руб.".
4 февраля 2020 г. специалистом (психологом) Колобовниковой Л.В. составлено заключение о профессиональной пригодности, согласно которому в ходе проведения исследования выявлен фактор риска - "склонность к злоупотреблению должностными полномочиями, дано заключение (вывод): рекомендуется условно (третья категория профессиональной пригодности)"
В уведомлении от 14 апреля 2020 г. Петрову В.А. сообщено об отказе в приеме на службу в органы принудительного исполнения УФССП России по Псковской области.
Приказом представителя нанимателя N429-к от 29 апреля 2020 г. служебный контракт с Петровым В.А. расторгнут, и он уволен с федеральной государственной гражданской службы 30 апреля 2020 г. в связи с сокращением должностей государственной службы в государственном органе.
Ввиду вступления в силу Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" должности заместителей руководителей территориальных органов ФССП России с 1 мая 2020 г. отнесены к должностям сотрудников органов принудительного исполнения и ввиду отсутствия вакансий таковых не были предложены Петрову В.А.
Из представленной ответчиком справки о наличии вакантных должностей, по состоянию на 1 мая 2020 г, в аппарате Управления Федеральной службы судебных приставов России по Псковской области органов принудительного исполнения имелись вакантные должности иной категории: одна должность специалиста-эксперта (по ведению депозитного счета), одна должность старшего специалиста 2 разряда (по ведению депозитного счета), 2 должности старшего специалиста 2 разряда.
Согласно статье 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового правам распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Регулирование отношений, связанных с государственной гражданской службой, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 апреля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 27 апреля 2004 г. N79-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 апреля 2004 г. N79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Правоотношения, связанные со службой в органах принудительного исполнения регулируются Федеральным законом от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты", вступившим в силу 1 января 2020 г.
В соответствии с Федеральным законом от 1 октября 2019 г. N328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных органах вводятся должности, при назначении на которые предусмотрены соответствующие звания.
Согласно части 3 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N328-ФЗ гражданские служащие, соответствующие требованию, установленному частью первой настоящей статьи, а также прошедшие профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, а в установленных случаях - психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверку уровня физической подготовки, назначаются на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на основании приказа руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя.
Поскольку законодатель не устанавливает конкретные критерии, по которым должна быть произведена оценка гражданских служащих, изъявивших желание поступить на службу в органы принудительного исполнения, то выбор критериев, имеющих значение для работодателя, является именно его прерогативой.
Согласно части четвёртой статьи 9 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N328-ФЗ порядок профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N1909 утверждены Правила профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации (далее - Правила).
Перечень должностей, при замещении которых проводятся психофизиологическое исследование, утвержден Приказом Минюста России от 30 марта 2020 года N 62.
Согласно пункту 2 этого Перечня, к указанным должностям отнесены в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов, в том числе заместитель руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по субъекту (субъектам) Российской Федерации заместитель главного судебного пристава субъекта (субъектов) Российской Федерации;
Порядок проведения психофизиологического тестирования установлен этим же приказом.
В соответствии с уведомлением директора ФССП России от 14 апреля 2020 г. по результатам рассмотрения документов, представленных истцом в связи с изъявлением желания поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность заместителя руководителя УФССП России по Псковской области-заместителя главного судебного пристава Псковской области, с учетом медицинского освидетельствования, результатов проверки уровня физической подготовки, результатов проверочных мероприятий и психофизиологических исследований, тестирования, принято решение об отказе в приеме на службу в органы принудительного исполнения.
Приказом директора ФССП России от 29 апреля 2020 г. N 429-к в соответствии с пунктом 8.2 части первой и частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N79-ФЗ) служебный контракт с Петровым В.А. расторгнут, он освобожден от замещаемой должности федерального государственной гражданской службы и уволен 30 апреля 2020 г. в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Отменяя решение суда первой инстанции в части признания незаконными психофизиологического исследования с использованием полиграфа, проведенного специалистом-полиграфологом Митрофановым В.В, заключения о профессиональной пригодности, составленного по результатам исследования, проведенного специалистом-психологом Колобовниковой Л.В, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что не имеется оснований ставить под сомнение заключение специалистов, проводивших психологический отбор.
С учетом приведенных выше норм материального права, представитель нанимателя имел основания для отказа в приеме истца на службу в органы принудительного исполнения, поскольку законодателем к кандидату на должность заместителя руководителя Управления ФССП России по Псковской области предъявляются высокие требования относительно оценки личных и деловых качеств. При этом критерии указанных качеств и их оценка является прерогативой представителя нанимателя.
Суд кассационной инстанции согласился с выводом суда апелляционной инстанции о законности решения представителя нанимателя об отказе истцу в приеме на службу в органы принудительного исполнения на указанную должность, поскольку данное решение является правом директора ФССП России, а не его обязанностью.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции, содержащийся в апелляционном определении от 20 июля 2021 г. в указанной части соответствует нормам материального права и установленным судом обстоятельствам.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции указал, что доводы кассационной жалобы Петрова А.В. о не соблюдении работодателем процедуры увольнения заслуживают внимания, в связи с чем необходимо проверить выполнение положений, предусмотренных частью пятой статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и положений Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. N 822.
При новом рассмотрении дела суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что увольнение истца является незаконным, он подлежит восстановлению на работе в прежней должности с выплатой ему денежного содержания за весь период вынужденного прогула, поскольку представителем нанимателя при увольнении Петрова В.А. не была соблюдена предусмотренная законом процедура увольнения, а именно, не представлены доказательства выполнения требований части пятой статьи 31 Федерального закона N79-ФЗ.
Повторно отменяя апелляционное определение, суд кассационной инстанции указал, что вывод суда апелляционной инстанции, что такие вакантные должности государственной гражданской службы как: начальник отдела информатизации и обеспечения информационной безопасности, заместитель начальника отдела государственной службы и кадров, противодействия коррупции, вопросов безопасности, защиты "данные изъяты" мобилизационной подготовки и гражданской обороны в УФССП России по Псковской области, а также начальник и заместитель начальника по "данные изъяты" в центральном аппарате ФССП, могли замещаться истцом, но не были предложены ему, ошибочен, поскольку должности подлежали упразднению с 1 мая 2020 г. и с 1 июня 2020 г, соответственно. Данное обстоятельство не позволило бы сохранить трудовые отношения между сторонами.
Однако, поскольку апелляционное определение не мотивировано ссылками на какой-либо локальный правовой акт, вывод об обязанности или отсутствии обязанности работодателя предлагать должности в иной местности, в настоящем случае в центральном аппарате, суд кассационной инстанции отменил апелляционное определение.
При новом рассмотрении дела, проверяя соблюдение представителем нанимателя требований частей пятой и шестой статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
В связи с отказом в приёме Петрова В.А. на службу в органы принудительного исполнения представителем нанимателя составлено уведомление от 28 апреля 2020 г. о наличии вакантных должностей с учетом категории и группы замещаемой им должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работ по специальности в УФССП России по Псковской области с указанием следующих вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы:
-ведущего специалиста-эксперта отдела правового обеспечения и ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности;
-старшего специалиста 2 разряда отдела организационно-контрольной работы документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций;
-старшего специалиста (по ведению депозитного счета) отделения судебных приставов Невельского и Усвятского районов;
-специалиста эксперта (по ведению депозитного счета) счета отделения судебных приставов города Пскова N1.
-специалиста эксперта (по ведению депозитного счета) счета отделения судебных приставов Островского и Пыталовского районов;
-старшего специалиста 2 разряда межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств.
Разъяснено, что в случае отказа от предложенной для замещения иной должности, в том числе и в другом государственном органе, он будет освобожден от занимаемой должности по указанным выше основаниям.
С настоящим уведомлением представитель нанимателя ознакомил Петрова В.А. 30 апреля 2020 г, то есть после принятия решения об увольнении 29 апреля 2020г.
Не получив от последнего письменного отказа от предложенных вакантных должностей государственной гражданской службы, в нарушение требований части 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, представитель нанимателя уволил Петрова В.А. с федеральной государственной гражданской службы.
Поскольку освобождение государственного гражданского служащего от замещаемой им должности государственной гражданской службы в случае сокращения штата или в связи с упразднением государственного органа допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, то увольнение Петрова В.А, который не имел возможности реализовать свое право и продолжить службу на одной из предложенных ему вакантных должностей, признано незаконным по причине нарушения представителем нанимателя предусмотренного законом порядка увольнения.
Кроме того, Отраслевым соглашением по Центральному аппарату и территориальным органам Федеральной службы судебных приставов на 2018 - 2020гг. предусмотрено обеспечение гражданским служащим и работникам, высвобождаемым из организации системы ФССП России приоритетное предоставление рабочих мест в других организациях системы ФССП России (п.3.2.8).
Пунктом 3.2.4 вышеназванного локального акта предусмотрено, что увольнение гражданских служащих в связи с сокращением должностей гражданской службы и работников в связи с сокращением численности или штата производится представителем нанимателя как вынужденная мера, когда исчерпаны все возможности трудоустройства этих гражданских служащих и работников.
Из представленных по делу доказательств следует, что при проведении процедуры сокращения замещаемой Петровым В.А. должности, вакантных должностей государственной гражданской службы в других организациях системы ФССП России, как то предусмотрено действующим в период спорных правоотношений локальным актом, не предлагалось, мер для его трудоустройства в других государственных органах не принималось.
В этой связи суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что увольнение истца произведено с нарушением закона, он подлежит восстановлению на прежней работе со взысканием среднего заработка за все время вынужденного прогула.
При этом судом апелляционной инстанции не было учтено следующее.
Регулирование отношений, связанных с государственной гражданской службой, осуществляется в соответствии с Федеральным законом 79-ФЗ.
В соответствии с пунктом 8.2 части первой статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
При этом отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы регламентируются положениями статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ.
Так, согласно нормам части 1 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе с учетом: уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ).
В силу положений части пятой статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случаях отсутствия таких должностей может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что представителями нанимателя, работодателями в лице директора ФССП России и федеральными государственными гражданскими служащими и работниками ФССП России в лице Профсоюза было заключено Отраслевое соглашение на 2018-2020 гг. (действие продлено до 2023 года).
Подпунктами 2.1 и 2.2 пункта 2 Соглашения определено, что в части государственных гражданских служащих ФССП России порядок расторжения служебного контракта определяется в соответствии с Федеральным законом N 79-ФЗ.
В свою очередь пункт 3 Соглашения содержит ряд положений, направленных на содействие занятости федеральных государственных гражданских служащих и работников ФССП России, в том числе на смягчение последствий, возникающих в связи с их сокращением (подпункт 3.2.4 пункта 3 Соглашения).
В частности, представители нанимателя обеспечивают гражданским служащим, высвобождаемым из организаций системы ФССП России, приоритетное предоставление рабочих мест в других организациях системы ФССП России (подпункт 3.2.8 пункта 3 Соглашения).
При этом, процедура и порядок действий представителя нанимателя в целях выполнения указанных положений Соглашения, данным правовым актом не конкретизирована, что, дает основание полагать, что работодатель применяет меры в части их реализации по своему усмотрению.
Так, руководителем Управления ФССП России по Псковской области письмом от 28 апреля 2020 г. Петрову В. А. были предложены для замещения ряд должностей государственной гражданской службы в том числе в рамках выполнения данного соглашения, в качестве содействия его занятости в структуре ФССП России.
Приведённые положения закона и Соглашения судом апелляционной инстанции применены неверно, кроме того, при разрешении спора не получило оценки то обстоятельство, что контракт с Петровым В.А. был заключён на определенный срок, что необходимо учитывать при разрешении исковых требований о восстановлении в должности.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм материального права (части 1 и 2 статьи 379.7 ГПК РФ) означает, что судебные инстанции в ходе предшествующего разбирательства дела сделали неправильный вывод о правоотношениях сторон, дали неправильную юридическую квалификацию спорных отношений и обстоятельств дела, неправильно определили закон, подлежащий применению, или неправильно его истолковали.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которое привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 ГПК РФ), является основанием для их отмены или изменения судом кассационной инстанции только в том случае, если без устранения этих нарушений невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены судом апелляционной инстанции, в связи с чем апелляционное определение подлежит отменен, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 8 ноября 2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.