Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу защитника Бахтиева Т.Ш., действующего на основании доверенности в интересах администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, на вступившие в законную силу постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Ишимбайского межрайонного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан от 24 января 2022 года N 02021/22/26435, решение судьи Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 1 ноября 2022года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 19декабря 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан,
УСТАНОВИЛА:
постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава Ишимбайского межрайонного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан от 24 января 2022 года N 02021/22/26435 администрация муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан (далее - администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 23 марта 2022 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Верховного суда Республики Башкортостан от 16 мая 2022 года решение судьи Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 23 марта 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
По результатам нового рассмотрения дела решением судьи Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 2 августа 2022года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 19сентября 2022 года решение судьи Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 2 августа 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела решением судьи Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 1 ноября 2022 года постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Ишимбайского межрайонного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан от 24 января 2022 года N 02021/22/26435 оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 19декабря 2022 года постановление должностного лица и решение судьи районного суда оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Бахтиев Т.Ш. выражает несогласие с состоявшимися в отношении администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан постановлением должностного лица и решением судьи Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 1 ноября 2022года, решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 19декабря 2022 года, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения вынесенных по делу постановления должностного лица и судебных решений не имеется.
Согласно части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, по возбужденному постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя Ишимбайского межрайонного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан исполнительному производству от 17 марта 2021 года N 19279/21/02021-ИП администрацией не исполнена в установленный срок после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора содержащаяся в исполнительном документе обязанность по обеспечению Диниева С.И. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда на территории Ишимбайского района Республики Башкортостан, отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.
Постановление о возбуждении исполнительного производства получено администрацией 19 марта 2021 года, в установленный в постановлении пятидневный срок не исполнено.
29 марта 2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере 50000 рублей, которое вручено администрации в этот же день.
28 октября 2021 года судебным приставом-исполнителем установлен новый срок для исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе - до 18 ноября 2021 года. Указанное требование получено администрацией 19 октября 2021 года.
Сведений об исполнении требований исполнительного документа в установленный срок в адрес Ишимбайского межрайонного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан не поступило.
Отсрочка исполнения судебного акта не предоставлялась.
17 января 2022 года должностным лицом административного органа в отношении администрации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с последующим привлечением к административной ответственности.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили надлежащую юридическую оценку нижестоящих судебных инстанций в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия администрации квалифицированы по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, регулирующего исполнительное производство.
Доводы жалобы заявителя о том, что администрация обращалась с заявлениями в Правительство Республики Башкортостан, Министерство Финансов Республики Башкортостан и Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан по вопросу увеличения финансирования и выделении дополнительных денежных средств для исполнения законодательства о социальных гарантиях детей-сирот по обеспечению их жилыми помещения, своевременно проводились аукционы, жилые помещения предоставлялись по ранее вступившим в силу решениям суда не свидетельствуют о том, что приняты все зависящие от муниципального органа меры для исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе.
В силу положений статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Полномочия по распределению субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан возложены на Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан.
Вместе с тем, как следует из разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11, содержащихся в пункте 48, не являются основаниями, оправдывающими нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Должностное лицо отдела судебных приставов и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что администрацией не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры (в том числе, связанные с получением необходимого финансирования) к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и соблюдению норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Оснований для применения части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
Недостаточное финансирование не является основанием, исключающим административную ответственность администрации в совершении вмененного административного правонарушения. Возложенная на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий.
Вопреки доводам жалобы уважительными причинами неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок являются чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П).
Такие уважительные причины при рассмотрении дела не усматриваются.
Факт неисполнения должником соответствующих требований после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора установлен должностным лицом и судебными инстанциями на основании исследования совокупности перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, признанных достаточными для его подтверждения и согласующимися между собой.
Доводы жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах дела, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и не ставят под сомнение наличие в бездействии администрации объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено администрации с учетом характера совершенного правонарушения в пределах санкции части 1 статьи17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является соразмерным содеянному и отвечает принципам справедливости
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Ишимбайского межрайонного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан от 24 января 2022 года N 02021/22/26435, решение судьи Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 1 ноября 2022года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 19декабря 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, оставить без изменения, а жалобу защитника Бахтиева Т.Ш, действующего в интересах администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.