Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кетовой Ю. М, ее представителя Кудаева А. Р. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 18 ноября 2022 г. по административному делу N 2а-4176/2022 по административному исковому заявлению Кетовой Ю. М. к Министерству труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики, Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики о признании незаконными действий (бездействия), возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснения представителя административного истца адвоката Кудаева А.Р, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя административного ответчика Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики Лигидова А.К, возражавшего против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кетова Ю.М. обратилась в суд с административным иском к Министерству труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики (далее также - Минтрудсоцзащиты КБР), Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики (далее также - Минфин КБР) о признании незаконными действий (бездействия), возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование своих требований указала, что решением Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 28 декабря 2020 г. N Р-16-12 в связи со смертью ее супруга, действующего судьи Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики Кетова Ю.М. было назначено единовременное пособие из расчета его ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей, при этом в стаж работы судьи Кетова Ю.М, за который была положена выплата единовременного пособия членам его семьи, был включен лишь период работы в Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики с 2007 по 2020 гг, в последующем, в связи с допущенной ошибкой при подсчете специального юридического стажа судьи Кетова Ю.М. Конституционным Судом Кабардино-Балкарской Республики от 19 июля 2021 г. N Р-05-07 принято решение о дополнительной выплате единовременного пособия, однако административными ответчиками указанное решение Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики не исполнено, просила признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в неисполнении решения Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 июля 2021 г. N Р-05-07 о выплате единовременного пособия семье (супруге) умершего судьи Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики Кетова Ю.М, признать (установить) отсутствие у соответчиков полномочий на решение вопроса о начислении единовременного пособия супруге умершего 2 ноября 2020 г. судьи Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики Кетова Ю.М, а также обязать совершить все необходимые действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца по исполнению указанного решения Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 августа 2022 г. административный иск Кетовой Ю.М. удовлетворен. Признано незаконным бездействие административных ответчиков Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики и Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики, выразившееся в неисполнении решения Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 июля 2021 г. N Р-05-07 о выплате единовременного пособия семье (супруге) умершего судьи Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики Кетова Ю.М. Установлено отсутствие у соответчиков полномочий на решение вопроса о начислении единовременного пособия супруге умершего 2 ноября 2020 г. судьи Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики Кетова Ю.М. На административных ответчиков Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики, Министерство труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики возложена обязанность совершить все необходимые действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца по исполнению состоявшегося решения Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 июля 2021 г. N Р-05-07 о выплате единовременного выходного пособия семье (супруге) умершего судьи Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики Кетова Ю.М, как принятого в рамках предоставленных законом полномочий.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 18 ноября 2022 г, решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 августа 2022 г. отменено и по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 17 февраля 2023 г, и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 27 февраля 2023 г, Кетова Ю.М, ее представитель Кудаев А.Р. просят отменить судебный акт суда апелляционной инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение судом норм материального права, норм процессуального права, указывая также на то, что решение Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики о выплате единовременного пособия является обязательным для исполнения административными ответчиками.
Относительно доводов жалобы Минфин КБР поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснения представителя административного истца адвоката Кудаева А.Р, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя административного ответчика Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики Лигидова А.К, возражавшего против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судом апелляционной инстанции не допущены.
Судами установлено, из материалов дела следует, что решением Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 3 ноября 2022 г. N Р-13-11 с 2 ноября 2020 г. прекращены полномочия, назначенного постановлением Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 31 мая 2007 г. N 1122-П-П, заместителя председателя Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики Кетов Ю.М. в связи со смертью.
Решением Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 28 декабря 2020 г. N Р-16-12 его супруге Кетовой Ю.М. назначено единовременное пособие в размере N руб. из расчета его ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей. При этом в стаж работы судьи Кетова Ю.М, за который была положена выплата единовременного пособия членам его семьи, включен период работы в Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики с 2007 по 2020 годы. Указанная сумма выплачена Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики.
Из материалов дела также следует, что по заявлению Кетовой Ю.М. Конституционным Судом Кабардино-Балкарской Республики принято решение от 19 июля 2021 г. N Р-05-07, которым установлено за неучтенные периоды трудового стажа Кетова Ю.М. выплатить супруге последнего дополнительное единовременное пособие в размере N руб. из расчета его ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей.
Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики письмом от 31 августа 2021 г. N 32-11/2829, направленном в адрес Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики, Министерство труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики письмом от 18 марта 2022 г. N 31-01-19/1887 отказали в выплате дополнительного единовременного пособия члену семьи умершего судьи Кетова Ю.М, со ссылкой на отсутствие оснований для перерасчета ранее назначенного Кетовой Ю.М. размера единовременного пособия.
Полагая свои права и законные интересы нарушенными, указывая на обязательность исполнения решения суда, административный истец обратилась с настоящим административным иском в суд.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Кетовой Ю.М. требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что принятие Конституционным Судом Кабардино-Балкарской Республики от 19 июля 2021 г. решения N Р-05-07 о начислении и выплате единовременного пособия в связи со смертью судьи Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики является исключительной компетенцией Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики, а его исполнение, в соответствии с положениями статей 7, 110, 117 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" осуществляется за счет средств республиканского бюджета. При этом возложение соответствующих обязанностей на двух административных ответчиков: на Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики как исполнительного органа государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в бюджетной сфере и выполняющего функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, а также на Министерство труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики, непосредственно обязанного обеспечивать соответствующие выплаты, будет способствовать более быстрому устранению допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Отменяя судебный акт суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики, проанализировав положения норм действующего законодательства, регулирующих данные правоотношения, и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 6 апреля 2006 г. N 3-П, определениях от 7 февраля 2003 г. N 46-0, от 11 июля 2006 г. N 262-0, исходила из того, что конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации не могут влиять на формирование прав и обязанностей в конкретных правоотношениях, решение Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 июля 2021 г. N Р-05-07 в части, касающейся выплаты пособия, не подлежит обязательному исполнению в смысле, придаваемом приведенными в судебном акте положениями в сфере гражданского законодательства, в связи с чем пришел к выводу о необоснованности требований административного истца о признании незаконным бездействия названных министерств, выразившегося в неисполнении решения Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 июля 2021 г. N Р-05-07, и возложении обязанности на них реализовать его, как судебный акт, подлежащий обязательному исполнению.
Суд апелляционной инстанции также указал, что требования Кетовой Ю.М. фактически сводятся к признанию при решении вопроса о выплате единовременного пособия, определенного ее умершему супругу с учетом решения Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 июля 2021 г. N Р-05-07 стажа работы в должностях в Урванском райкоме КПСС, учет которого не предусмотрен положениями нормативных правовых актов, определяющих условия социальной защиты судей и членов их семей.
Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права и норм процессуального права.
Порядок и условия социальной защиты судей и членов их семей регулируются в Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", в пункте 6 статьи 19 которого определено, что в случае прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктом 10 пункта 1 статьи 14 настоящего Закона, его семье выплачивается единовременное пособие из расчета его ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее 12 ежемесячных денежных вознаграждений.
В подпункте 10 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в качестве основания прекращения полномочий судьи указана смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим.
Подпунктом 6 постановления Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г. N 4994-1 "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" установлено, что исчисление размера выходного и единовременного пособия и пожизненного содержания (пункты 3, 5 статьи 15, пункт 6 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации") производится в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" из расчета должностного оклада судьи, доплат за квалификационный класс и выслугу лет, выплат по коэффициентам (районным, за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях), надбавок за работу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями.
При этом в пункте 6 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", минимальный гарантированный размер указанной выплаты должен составлять 12 ежемесячных вознаграждений по последней должности судьи, при этом от стажа работы в должности судьи будет зависеть размер выплачиваемого членам семьи умершего судьи единовременного пособия. При этом стаж работы в качестве судьи влияет не на право получения членами его семьи единовременного пособия, а на его размер, поскольку право на это пособие возникает в силу факта смерти судьи.
В соответствии с пунктом 3.1 Инструкции о порядке выплаты выходного пособия судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ушедшим или удаленным в отставку, единовременного пособия членам их семей, утвержденной приказом Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 10 августа 2015 г. N 670кд/235 (далее - Инструкция) для судей, назначенных (избранных) на должность до 22 октября 2014 г, в стаж работы в должности (качестве) судьи Российской Федерации для назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания включается время работы: судьей со дня зачисления в штат суда в установленном законом порядке по день отчисления из штата суда (по день освобождения от должности судьи); государственным арбитром; в аппаратах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, конституционных (уставных) судов, федеральных арбитражных судов и органов государственного арбитража, в органах юстиции (министерствах юстиции СССР и Российской Федерации, министерствах юстиции республик в составе Российской Федерации, управлениях (отделах) юстиции) на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, стажером судьи или исполняющим обязанности судьи, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката.
Время работы на должностях, перечисленных в пункте 3.1 настоящей Инструкции, включается в стаж работы в качестве судьи, если эта работа предшествовала назначению (избранию) на должность судьи (пункт 3.3).
Исходя из приведенных норм, суд апелляционной инстанции, установив, что Кетов Ю.М. на момент смерти имел стаж работы судьей Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики 13 лет 5 месяцев 2 дня, с учетом нормативных положений пункта 6 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Инструкции сделал правильное заключение, что гарантированный размер единовременного пособия его супруге Кетовой Ю.М. должен составлять количество ежемесячных вознаграждений Кетова Ю.М. по должности судьи Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики из расчета его ежемесячного денежного вознаграждения за каждый полный год судьей.
При таких обстоятельствах судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы суда апелляционной инстанции об отклонении заявленных административным истцом требований правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств.
Ссылка в жалобе на положения постановления Совета судей Российской Федерации от 23 мая 2013 г. N 305 "Об утверждении Положения о порядке и условиях определения выслуги лет судей для установления ежемесячной доплаты за выслугу лет" подлежат отклонению, так как данный перечень периодов работы, службы, военной службы, включаемых в выслугу лет судей, применяется с конкретной целью: для установления ежемесячной доплаты за выслугу лет. Данная доплата является составляющей частью при определении размера ежемесячного пожизненного содержания. Учет стажа работы в должностях в Урванском райкоме КПСС для выплаты единовременного пособия не предусмотрен положениями вышеназванной Инструкции.
Доводы жалобы об обязательности исполнения административными ответчиками решения Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, эти доводы судом апелляционной инстанции проанализированы, мотивированно отклонены и подробно изложены в обжалуемом судебном акте, не согласиться с этими выводами оснований у суда кассационной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает выводы суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств. Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 18 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кетовой Ю. М, ее представителя Кудаева А. Р. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 апреля 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.