Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Богатых О.П, Капункина Ю.Б, с участием прокурора Стрелковского С.Н.
рассмотрела путем использования систем видео-конференц-связи кассационную жалобу Медведевского В.А, кассационное представление исполняющего обязанности прокурора Волгоградской области на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 10 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 24 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Медведевского В.А. к администрации г. Волгограда об оспаривании постановления.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Медведевский В.А. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным постановление администрации г. Волгограда от 11 июня 2004 года N "Об установлении красных линий в Волгограде" (в редакции от 25 июня 2009 года, с изменениями от 14 июня 2011 года) в части утверждения границ красной линии, проходящей по земельному участку, расположенному по адресу: "адрес"
Требования административного иска мотивированы тем, что Медведевский В.А. является собственником объекта недвижимости, расположенного на указанном земельном участке. Прохождение красной линии по принадлежащему ему дому и земельному участку утверждено оспариваемым постановлением администрации г. Волгограда от 11 июня 2004 года N. Таким образом, к территории общего пользования указанным постановлением в нарушение его прав была отнесена часть принадлежащего ему дома и земельного участка, на котором расположено домовладение. Также данное постановление администрации противоречит положениям Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 150, положениям Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 6 апреля 1998 года N 18-30, Правилам землепользования и застройки г. Волгограда.
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 10 августа 2022 года в удовлетворении требований административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 24 ноября 2022 года решение Центрального районного суда г. Волгограда от 10 августа 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 11 января 2023 года, Медведевский В.А. ставит вопрос об отмене судебных актов обеих инстанций как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела. Указывает, что при установлении красной линии не были учтены права землепользователя спорного земельного участка, в связи с чем оспариваемое постановление нарушает права заявителя.
Определением судьи от 31 января 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В кассационном представлении, поступившем в суд кассационной инстанции 21 марта 2023 года, исполняющий обязанности прокурора Волгоградской области ставит вопрос об отмене обжалуемых судебных актов. Указывает, что судами не дана надлежащая правовая оценка тому факту, что красные линии проходят через домовладение N, принадлежащее административному истцу, возведенное в 1957 году. Между тем красные линии, проходящие через домовладение административного истца, установлены без учета прав правообладателя объекта недвижимости.
Определением судьи от 23 марта 2023 года кассационное представление с административным делом передано для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заслушав доклад, объяснения представителя администрации г. Волгограда Цыцулиной М.А, представителя департамента по градостроительству и архитектуре администрации г. Волгограда Балуева С.А, возражавших против удовлетворения жалобы и представления, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником домовладения N, расположенного на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" в "адрес"
Также установлено и не оспаривается сторонами, что красная линия, установленная оспариваемым постановлением, проходит по земельному участку и объекту недвижимости административного истца.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что постановление администрации г. Волгограда от 11 июня 2004 года N (в редакции от 25 июня 2009 года, с изменениями от 14 июня 2011 года) принято в пределах компетенции органа местного самоуправления, с соблюдением установленного порядка, оспариваемое положение не противоречит требованиям нормативных правовых актов, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав административного истца. Также судами отмечено, что в период установления красных линий в г. Волгограде информация о границах земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" (ранее : "данные изъяты") отсутствовала и не могла быть учтена.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с данными выводами судов обеих инстанций.
Выводы судов сделаны без учета положений пункта 11 статьи 1, подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пунктов 2 и 3 части 6 статьи 43, части 13 статьи 46, пункта 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30 "РДС 30-201-98", разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 25 февраля 2016 года N 242-О).
Данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий.
Судами не дана правовая оценка тому факту, что объект недвижимости административного истца возведен в 1957 году, то есть до принятия оспариваемого постановления, в связи с чем в рассматриваемом случае красные линии установлены без учета прав правообладателя домовладения N, расположенного по адресу: "данные изъяты"
При таком положении принятые по делу судебные акты нельзя признать законными.
Согласно пункту 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу части 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
С учетом изложенного оспариваемые судебные акты обеих инстанций подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Волгограда в ином составе суда.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше, установить все обстоятельства по делу и разрешить дело в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 10 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 24 ноября 2022 года отменить, административное дело N 2а-4158/2022 направить на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Волгограда в ином составе суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 20 апреля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.