Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу и дополнительные жалобы Марченко Р.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 11 августа 2022 года и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 17 октября 2022 года, вынесенные в отношении Марченко Р.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
постановлением судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 11 августа 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 17 октября 2022 года, Марченко Р.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 527611, 84 рублей.
В жалобе и дополнительных жалобах, поданных в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Марченко Р.В. выражает несогласие с судебными решениями, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, ненадлежащую оценку судебными инстанциями имеющихся в деле доказательств, неправильное применение судебными инстанциями норм материального права и допущенные процессуальные нарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, которое влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо иных случаях, установленных в соответствии ТК ЕАЭС.
Декларирование является обязательным условием перемещения товаров через таможенную границу и заключается в заявлении таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (подп. 35 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).
Согласно определению, данному в п.п. 50 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС, транспортные средства для личного пользования являются категорией товаров для личного пользования, включающей в себя, в том числе, водное судно вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, принадлежащие на праве владения, пользования и (или) распоряжения физическому лицу, перемещающему эти транспортные средства через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - Союз) в личных целях, а не для перевозки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой перевозки товаров за вознаграждение или бесплатно, в том числе транспортные средства, зарегистрированные на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные нa территориях государств - членов Союза и перемещаемые физическими лицами между территориями свободных экономических зон и остальной частью таможенной территории Союза через территории государств, не шляющихся членами Союза, рассматриваются таможенным органом места убытия и таможенным органом места прибытия как товары Союза и не подлежат таможенному декларированию при наличии документов, подтверждающих такую регистрацию и не содержащих отметки об ограничениях по пользованию и (или) распоряжению такими транспортными средствами (пункт 34 статьи 455 ТК ЕАЭС).
В соответствий с п. 1 ст. 201 ТК ЕАЭС, свободная таможенная зона - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и транспортных средств и товаров ЕАЭС, в соответствии с которой такие товары размещаются и используются в пределах территории свободной экономической зоны или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2016 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в пределах грани территории Калининградской области и примыкающих к территории Калининградской области внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации создана, функционирует Особая экономическая зона (далее - ОЭЗ) и применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны (далее - СТЗ).
В соответствии с п. 7 ст. 201 ТК ЕАЭС иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров.
Из п. 22 ст. 455 ТК ЕАЭС транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории ОЭЗ в Калининградской области, могут быть временно вывезены физическим лицом с территории такой ОЭЗ СТЗ на территорию государства, не являющегося членом ЕАЭС, без завершения действия таможенной процедуры СТЗ и без ограничения срока вывоза.
В соответствии с п. 35 ст. 455 ТК ЕАЭС допускается временный вывоз физическими лицами на срок не более 2 месяцев с территории ОЭЗ, пределы которой полностью совпадают с участками таможенной границы Союза, для ввоза на остальную часть таможенной территории Союза транспортных средств для личного пользования, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории такой ОЭЗ и зарегистрированных на территории единицы административно-территориального устройства, на территории которой создана такая ОЭЗ, при условии их таможенного декларирования в месте убытия с территории такой ОЭЗ и в месте прибытия на остальную часть таможенной территории Союза. При этом в отношении таких транспортных средств для личного пользования таможенному органу места убытия предоставляется обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере, установленном в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территориях государств, не являющихся членами Союза, и ввозимых на таможенную территорию Союза физическими лицами государств-членов, в порядке, предусмотренном статьей 271 настоящего Кодекса, с учетом абзаца второго настоящего пункта.
В случае временного вывоза транспортного средства для личного пользования, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории такой ОЭЗ и зарегистрированного на территории единицы административно-территориального устройства, на территории которой создана такая ОЭЗ, на остальную часть таможенной территории Союза физическим лицом, являющимся собственником этого транспортного средства в течение более чем 6 месяцев и не имеющим на день обращения в таможенный орган не исполненных в установленные сроки требований по уплате таможенных платежей (доверенным лицом такого физического лица с правом временного вывоза транспортного средства для личного пользования), и при отсутствии фактов привлечения данного лица к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого создана такая ОЭЗ, обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов не предоставляется, за исключением случая временного вывоза второго и последующего транспортных средств для личного пользования до обратного ввоза на территорию такой ОЭЗ ранее вывезенного им транспортного средства для личного пользования.
При выполнении физическим лицом условий, предусмотренных абзацами первым и вторым настоящего пункта, уполномоченное должностное лицо таможенного органа проставляет в пассажирской таможенной декларации отметку "Вывоз на остальную часть ТТ Евразийского экономического союза разрешен", которая заверяется оттиском личной номерной печати и подписью такого лица.
Транспортные средства для личного пользования, указанные в абзацах первом и втором настоящего пункта, не подлежат ввозу на остальную часть таможенной территории Союза в случае, если у лица, осуществляющего их ввоз, отсутствует пассажирская таможенная декларация с отметкой, предусмотренной абзацем третьим настоящего пункта.
Пунктом 9 ст. 109 ТК ЕАЭС установлено, что подача пассажирской таможенной декларации сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения. Перечень документов, подтверждающих сведения, заявленные в ПТД, определен пунктом 1 статьи 261 ТК ЕАЭС.
Исходя из положений п. 3 ст. 260 ТК ЕАЭС, таможенное декларирование товаров для личного пользования (в том числе транспортных средств для личного пользования) производится с использованием пассажирской таможенной декларации, форма и порядок заполнения которой утверждены решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23.07.2019 N124 "О таможенном декларировании товаров для личного пользования".
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 09 июня 2021 года в пункт пропуска форт Константин, находящийся в зоне деятельности Кронштадтского таможенного поста Балтийской таможни, расположенный по адресу: 197760, Санкт-Петербург, г..Кронштадт, территория "Форт Константин", литер. А. прибыло транспортное средство для личного пользования: яхта "Mira". При прохождении таможенного контроля Марченко Р.В. сообщил об отсутствии товаров, подлежащих таможенному декларированию, пересек линию таможенных операций 9 июня 2021 года в 13 час. 14 мин. В ходе таможенного контроля капитаном и собственником яхты "Mira" представлены документы: генеральная декларация с судовой ролью от 09.06.2021, судовой билет N N от 17.07.2018, паспорт гражданина РФ N N, заграничный паспорт N, удостоверение капитана АВ N N, договор купли-продажи N от 15.07.2018, заключенный с ООО "Логистик+" (ИНН 3917506932), ДТ N N. Согласно сведениям, заявленным в ДТ N: - отправитель: Hans Hacberg Karloada Charter, Швеция); - получатель товара, декларант, лицо, ответственное за финансовое урегулирование: ООО "Логистик +"; - сведения о товаре "парусное судно со вспомогательным стационарным двигателем б/у, изготовитель Contest Yachts Conyplex Alkmaar(TM), 1 шт, классификационный код товара по ДТ ВЭД N, таможенная стоимость 1 775 203 рубля 98 копеек.; - сведения, указанные в графе 1 N N "товар помещен под таможенную процедуру свободная таможенная зона (далее -СТЗ)", в графе А "размещение и использование в пределах территории особой экономической зоны (далее- ЛЭХ); - графа "Д" ДТ: выпуск товаров разрешен ДД.ММ.ГГГГ. Документы (пассажирская таможенная декларация), подтверждающие декларирование транспортного средства (яхты) при выезде с территории СЭЗ Марченко Р.В. не представлены.
При убытии с территории ОЭЗ (т/п Балтийск Калининградской областной таможни) 27.05.2021 Марченко Р.В. в судовой роли в качестве следующего порта захода указал порт Владиславово (Республика Польша), ни Марченко Р.В, ни его представитель пассажирскую таможенную декларацию в таможенный орган не подавал. При проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций в пункте пропуска форт Константин Кронштадтского т/п Балтийской таможни пассажирская таможенная декларация Марченко Р.В. не подавалась. Таким образом, Марченко Р.В. не исполнил требования п. 35 статьи 455 ТК ЕАЭС, а именно: не задекларировал по установленной форме товар, подлежащий таможенному декларированию - парусное судно "MIRA", помещенное под таможенную процедуру СТЗ на территории ОЭЗ в Калининградской области и зарегистрированное на территории Калининградской области в месте убытия с территории СЭЗ (в зоне деятельности таможенного поста Балтийск Калининградской областной таможни), а также в месте прибытия на остальную часть таможенной территории Союза (в зоне деятельности Кронштадтского таможенного поста Балтийской таможни).
Таким образом, Марченко Р.В. не выполнил обязанность по декларированию по установленной форме транспортного средства для личного пользования - парусного судна "MIRA", помещенного под таможенную процедуру СТЗ на территории ОЭЗ в Калининградской области и зарегистрированного на территории Калининградской области, в месте убытия с территории СЭЗ (в зоне деятельности таможенного поста Балтийск Калининградской областной таможни) и в месте прибытия на остальную часть таможенной территории Союза (в зоне деятельности Кронштадтского таможенного поста Балтийской таможни), то есть в его действиях усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
Привлекая Марченко Р.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о недекларировании им при установленных по делу обстоятельствах товара, подлежащего таможенному декларированию.
По настоящему делу не установлено обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для отмены вступивших в законную силу судебных актов по делу об административном правонарушении в соответствии с положениями части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие Марченко Р.В. с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено Марченко Р.В. в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенных процессуальных нарушений, являющихся основанием для отмены оспариваемых судебных актов, не установлено.
Жалоба не содержит доводов, которые могли бы послужить основанием для отмены либо изменения вступивших в законную силу судебных актов.
Доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе рассмотрения жалобы на постановление должностного лица, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Марченко Р.В. объективной стороны состава вмененного административного правонарушения.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 11 августа 2022 года и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 17 октября 2022 года, вынесенные в отношении Марченко Р.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу и дополнительные жалобы Марченко Р.В. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.