г. Нижний Новгород 25 апреля 2023 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Рогачёвой Ю.А, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Оганесяна Р.С. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, по частной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 февраля 2023 года о взыскании судебных расходов, которым заявление удовлетворено,
УСТАНОВИЛ:
Оганесян Р.С. обратился в суд с заявлением о взыскании судебных расходов в размере 25 000 рублей за проведение оценки рыночной стоимости объектов недвижимости, понесенных при рассмотрении настоящего административного дела.
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 февраля 2023 года заявление о взыскании судебных расходов удовлетворено.
С Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу Оганесяна Р.С. взысканы судебные расходы по оплате услуг оценщика в размере 25 000 рублей, в пользу экспертной организации "данные изъяты" взысканы расходы по оплате судебной оценочной экспертизы в размере 25 000 рублей.
На указанное определение Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан подана частная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене данного определения как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов.
В обоснование доводов частной жалобы указано, что расходы по оплате судебной экспертизы возникли по инициативе истца, поскольку представленный им отчет о рыночной стоимости объекта не принят судом в качестве надлежащего доказательства. Обращение административного истца в суд с иском об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости связано с реализацией права на уточнение кадастровой стоимости, а не с нарушением его прав административным ответчиком. Расходы должен нести административный истец, поскольку решение суда по делу не может расцениваться как принятое против ответчика.
В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрение частной жалобы осуществляется без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.
Изучив материалы дела, проверив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 113 КАС РФ в случае, если административный истец не поддерживает свои требования вследствие добровольного удовлетворения их административным ответчиком после предъявления административного искового заявления, все понесенные административным истцом по делу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя, по просьбе административного истца взыскиваются с административного ответчика.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 26 постановления от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", при прекращении производства по делу ввиду отказа истца от иска в связи с добровольным удовлетворением его требований ответчиком после обращения истца в суд судебные издержки взыскиваются с ответчика.
При этом следует иметь в виду, что отказ от иска является правом, а не обязанностью истца, поэтому возмещение судебных издержек истцу при указанных обстоятельствах не может быть поставлено в зависимость от заявления им отказа от иска.
Следовательно, в случае добровольного удовлетворения исковых требований ответчиком после обращения истца в суд и до принятия судебного решения по такому делу судебные издержки также подлежат взысканию с ответчика.
Из материалов дела следует, что административный истец является сособственником нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 593, 9 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость объекта недвижимости - помещения с кадастровым номером "данные изъяты", определена в соответствии с Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 12 ноября 2020 года N 1701 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки отдельных объектов недвижимости Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2020 года" в размере 22 042 723, 22 рубля.
Не согласившись с результатами определения кадастровой стоимости, административный истец обратился в суд с требованием об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, ссылаясь на то, что несоответствие кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости его рыночной стоимости ведет к уплате налогов в повышенном размере.
При обращении в суд с иском административный истец представил отчет об оценке оценщика "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рыночная стоимость спорного объекта недвижимости составляет 4 200 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 года. Расходы, понесенные административным истцом по составлению указанного отчета, составили 25 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела судом назначена экспертиза, проведение которой поручено эксперту "данные изъяты", стоимость работ эксперта составила 25 000 рублей, оплата работы эксперта на момент принятия определения о прекращении производства по делу произведена не была.
Как следует из материалов дела, основанием отказа Оганесяна Р.С. от административного иска послужило то обстоятельство, что решением ГБУ Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" от 23 ноября 2022 года N 312Р-ГКО удовлетворено заявление административного истца об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, осуществлен перерасчет кадастровой стоимости нежилого помещения по состоянию на 1 января 2020 года, в результате которого его кадастровая стоимость с 22 042 723, 22 рублей снижена до 2 853 404, 43 рублей.
Таким образом, требования административного истца были удовлетворены после предъявления иска и проведения по делу судебной оценочной экспертизы.
Удовлетворяя заявление административного истца и возлагая обязанность возмещения указанных судебных расходов на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", статей 103, 106 КАС РФ, статьей 113 КАС РФ, исходил из разъяснений, содержащихся в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П.
Судом учтено, что кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости снижена административным ответчиком более чем в 7, 7 раз (87%).
Суд апелляционной инстанции признает, что такое расхождение является существенным и не укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений, что само по себе лишает обязательства, определяемые кадастровой стоимостью, справедливых экономических оснований, что повлекло нарушение прав административного истца как налогоплательщика.
С учетом изложенного и вышеприведенных правовых норм, доводы частной жалобы об отсутствии нарушения прав истца со стороны административных ответчиков, суд апелляционной инстанции признает несостоятельными.
Является правильным вывод суда о том, что судебные расходы, связанные с оспариванием результатов определения их кадастровой стоимости, подлежат взысканию с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, а именно с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Анализируя состав и размер заявленных к взысканию судебных расходов, суд апелляционной инстанции находит верными выводы суда первой инстанции о том, что они были необходимы для реализации права административного истца на обращение в суд и для правильного разрешения настоящего дела в части установления кадастровой стоимости спорного объекта.
Доводы частной жалобы правовых оснований к отмене определения суда не содержат, основаны на неправильном толковании примененных судом норм закона.
Предусмотренные статьей 316 КАС РФ основания для отмены или изменения определения суда в апелляционном порядке отсутствуют. Обжалуемое определение суд апелляционной инстанции находит законным, обоснованным, вынесенным с соблюдение норм процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 февраля 2023 года оставить без изменения, частную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Судья Ю.А. Рогачёва
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.