Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Жогина О.В, Макаровой Е.В, с участием прокурора Руденко М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Керчи Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного крута лиц к администрации г. Керчи Республики Крым, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Керчи Республики Крым "Школа N 9 имени Героя Советского Союза С.А. Борзенко" о понуждении устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму по кассационной жалобе представителя администрации г. Керчи Республики Крым по доверенности ФИО8 на решение Керченского городского суда Республики Крым от 19 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 13 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения прокурора Руденко М.В, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Керчи Республики Крым обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации г. Керчи Республики Крым, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Керчи Республики Крым "Школа N 9 имени Героя Советского Союза С.А. Борзенко" (далее - МБОУ "Школа N 9"), в котором, уточнив исковые требования, просил понудить ответчиков устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму путём возложения обязанности на администрацию города Керчи Республики Крым в течение одного финансового года со дня вступления решения суда в законную силу провести финансирование МБОУ "Школа N 9" для обеспечения антитеррористической защищенности путём оснащения охранной сигнализацией, обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудования на первом этаже здания школы помещения для охраны; возложения обязанности на МБОУ "Школа N 9" в течение одного финансового года со дня поступления финансирования обеспечить антитеррористическую защищенность путем оснащения охранной сигнализацией; обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственный охраны; оборудования на первом этаже здания школы помещения для охраны.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 19 мая 2022 года исковые требования удовлетворены. На администрацию города Керчи Республики Крым возложена обязанность в течение одного финансового года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МБОУ "Школа N 9" для обеспечения антитеррористической безопасности путём оснащения здания школы охранной сигнализацией, обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственный охраны; оборудования на 1-м этаже помещения для охраны. На МБОУ "Школа N 9" возложена обязанность в течение одного финансового года со дня поступления финансирования обеспечить антитеррористическую защищенность путём оснащения здания школы, расположенного по адресу: "адрес" охранной сигнализацией, обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственный охраны; оборудования на первом этаже помещения для охраны.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 13 сентября 2022 года решение Керченского городского суда Республики Крым от 19 мая 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчика администрации г. Керчи Республики Крым по доверенности ФИО8 просит отменить судебные постановления, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований, в связи с тем, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указано, что администрацией нарушения законодательства не допущены, перечень расходов, связанных с обеспечением государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования, самостоятельно определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральное законодательство, законы субъекта Российской Федерации и акты муниципального образования не содержат обязанности финансировать мероприятия, предусматривающие охрану здоровья обучающихся, в том числе обеспечение безопасности во время пребывания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явилась прокурор Руденко М.В.
Представитель МБОУ города Керчи Республики Крым "Школа N 9 имени Героя Советского Союза С.А. Борзенко" в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, от директора ФИО9 поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте его рассмотрения в суд не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учётом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения прокурора Руденко М.В, высказавшей мнение о законности и обоснованности состоявшихся по делу судебных актов, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Базовым нормативным актом, регулирующим правоотношения в сфере образования является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с частью 7 статьи 28 которого образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников, образовательной организации. Охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательном учреждении (пункт 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Согласно пункту "д" статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В части 13 статьи 30 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ, закреплено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Постановления Правительства РФ N 1006 от 2 августа 2019 года утверждены Требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищённости указанных объектов, в соответствии с пунктом 24 которых в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта; обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии; оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта; периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений; проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий); исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий); размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения; организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
В пункте 25 Требований закреплено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование на первом этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что 19 сентября 2019 года комиссией, созданной на основании постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 года N 1006, приказа Управления образования администрации города Керчи Республики Крым N 249 от 2 сентября 2019 года и приказа МБОУ "Школа N 9" N 509 от 10 сентября 2019 года, произведено обследование МБОУ "Школа N 9", расположенного по адресу: "адрес", на предмет соответствия требованиям постановления постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 года N 1006 "Об утверждении требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства Просвещения РФ", по результатам составлен акт обследования и категорирования объекта, утвержденного председателем комиссии 1 октября 2019 года, в соответствии с которым установлено, что учреждение МБОУ "Школа N 9" МБОУ "Школа N 9" установлена третья категория в соответствии пунктом 13 раздела 2 вышеуказанного постановления; рекомендовано оснастить МБОУ "Школа N 9" охранной сигнализацией, обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудовать на 1-м этаже помещение для охраны. Сроки осуществления указанных мероприятий, с учётом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий, определены на два финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
В 2021 году прокуратурой города Керчи Республики Крым проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму, об образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений администрации города Керчи Республики Крым, по результатам которой установлено, что в МБОУ "Школа N 9" не выполнены требования по антитеррористической защищенности объектов образования.
18 октября 2021 года прокурором города Керчи Республики Крым в адрес главы администрации г. Керчи Республики Крым вынесено представление N 3173-4 "Об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, об образовании".
Указанное представление, по сообщению администрации города Керчи от 26 ноября 2021 года, рассмотрено 23 ноября 2011 года, за указанные в нем нарушения руководители учебных учреждений города Керчи привлечены к дисциплинарной ответственности.
Из ответа администрации города Керчи Республики Крым на представление прокурора от 18 октября 2021 года следует, что оснастить образовательные учреждения средствами комплексной антитеррористической защищенности в настоящее время не представляется возможным ввиду отсутствия денежных средств.
Функции и полномочия учредителя образовательного учреждения осуществляет администрация города Керчи Республики Крым. Управление образования администрации города Керчи Республики Крым является отраслевым органом, осуществляет координацию действий и управление организацией в сфере образования.
В августе 2021 года разработана и направлена в адрес Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, а также Совета министров Республики Крым "Дорожная карта" по устранению нарушений требований антитеррористической защищенности объектов образования, подведомственных управлению образования администрации города Керчи на 2022-2023 года.
18 октября 2021 года прокурором города Керчи Республики Крым Главе администрации города Керчи Республики Крым направлено представление об устранении выявленных нарушений и принятии мер по устранению выявленных нарушений закона в сфере антитеррористической безопасности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 года N 1006, обоснованно исходил из того, что ограничившись привлечением к дисциплинарной ответственности руководителей образовательных учреждений, администрация города Керчи Республики Крым до настоящего времени не предприняла реальных мер по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях, в том числе, в МБОУ "Школа N 9". Установление испрошенной системы в образовательном учреждении является обязательным мероприятием антитеррористической направленности и мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников, работников и посетителей этого учреждения.
Суд при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признала выводы суда первой инстанции сделанными с правильным применением норм материального права, нарушений норм процессуального права установлено не было.
Доводы кассационной жалобы были предметом апелляционного рассмотрения, мотивированно отклонены со ссылками на нормы права, подлежащие применению.
Так, отклоняя доводы ответчика, аналогичные заявленным в кассационной жалобе, суд апелляционной инстанции указал на то, что главный распорядитель бюджетных средств не лишен возможности запросить дополнительное финансирование на выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственного образовательного учреждения в рамках бюджетных полномочий.
Согласно пунктам 4 и 5 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Приказом Федерального агентства по образованию от 11 ноября 2009 года N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Отсутствие финансирования не может являться основанием для неисполнения органом местного самоуправления требований законодательства об антитеррористической защищенности. Более того, вопросы выделения бюджетного финансирования на соответствующие цели относятся к процедуре исполнения решения суда и не могут свидетельствовать о его незаконности и неисполнимости.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Суды нижестоящих инстанций верно определили предмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 19 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 13 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации г. Керчи Республики Крым по доверенности ФИО8 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.