Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.М, судей Дурневой С.Н, Ивановой О.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района, обществу с ограниченной ответственностью "Флеш" о признании незаконным разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта капитального типа в эксплуатацию, демонтаже объекта капитального типа по кассационному представлению прокурора края ФИО2 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Яковлева А.М, выслушав старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Руденко М.В, представителя ООО "Флеш" по доверенности ФИО3, представителя ООО "Газпром трансгаз Краснодар" по доверенности ФИО4, судебная коллегия
установила:
Тихорецкий межрайонный прокурор (далее - прокурор) обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации Тихорецкого городского поселения "адрес" (далее - администрация) и ООО "Флэш" (далее - общество), в котором просил:
- признать незаконным разрешение на строительство N-RU N, выданное 18.07.2018, на строительство объекта капитального типа "Автоматическая блочная АЗС";
- признать незаконным разрешение на ввод указанного объекта в эксплуатацию от 16.07.2021 N-RU N;
- провести работы по демонтажу объекта капитального типа "Автоматическая блочная АЗС" на земельном участке по адресу: "адрес".
Решением Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 15.04.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20.10.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационном представлении прокуратура просит отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Податель жалобы указывает, что общество до строительства спорного объекта обладало сведениями о расстоянии от магистрального газопровода до участка, на котором оно возведено (110 м). Администрация и общество, зная о нарушении требований федерального законодательства в сфере газоснабжения, намеренно допустили незаконное строительство спорного объекта. Действующим законодательством установлен запрет на строительство недвижимых объектов на расстоянии ближе, чем на 150 м в обе стороны от оси магистрального газопровода без соответствующего разрешения собственника газопровода или организации его эксплуатирующей. Исключения из указанного правила отсутствуют. Суды не приняли во внимание, что при проведении исследования перед экспертом не ставились вопросы о возможности изменения класса магистрального трубопровода в целях устранения нарушений минимальных расстояний; наличии (отсутствии) угрозы повреждения спорного строения жизни и здоровью граждан в случае возникновения аварийной ситуации на газопроводе; наличии возможности проведения дополнительных работ по укреплению спорного строения. Истец был лишен возможности поставить перед экспертом указанные вопросы.
Определением суда от 01.02.2023 кассационное представление прокуратуры принято к производству.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы жалоб, поступивших возражений и пояснений, выслушав пояснения сторон, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что решение и апелляционное определение следует оставить без изменения с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, администрация 18.07.2018 выдала обществу разрешение N-RU N на строительство объекта капитального типа "Автоматическая блочная АЗС" на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес".
Срок действия указанного разрешения установлен до 18.12.2018; впоследствии срок продлевался до 18.12.2019, а затем до 18.12.2021.
В соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) администрация выдала обществу разрешение N-RU N на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства "Автоматическая блочная АЗС", расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований прокурор указывал на незаконность выданных обществу разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, поскольку возведенная АЗС находится в охранной зоне газопровода "Ленинградская - Павловская - Тихорецк - Кропоткин - Новокубанск" и размещена на расстоянии менее 150 м от диаметра трубы газопровода Ду400.
В силу части 1 статьи 379.6 Кодекса кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Кодекса основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает, что при рассмотрении возникшего спора суды первой и апелляционной инстанций названных нарушений не допустили.
Согласно статье 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого разрешения на строительство, на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности) определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (абзац 2 статьи 1 Закона о промышленной безопасности).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о промышленной безопасности, а также приложению 1 к данному Закону опасными производственными объектами являются газопровод и другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов в состав земель промышленности и иного специального назначения могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Согласно пункту 6 статьи 90 Земельного кодекса границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
В силу статьи 2 Закона о газоснабжении под охранной зоной объектов системы газоснабжения понимается территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 29.04.1992 и постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22.04.1992 N (далее - Правила охраны), других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Соответствующие требования установлены в СНиП 2.05.06-85.
В пункте 3.16 СНиП 2.05.06-85 закреплено, что расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4. Согласно указанным правилам минимальные расстояния от оси магистрального газопровода при его диаметре 400 мм до городов и других населенных пунктов должно составляет не менее 150 м.
СНиП 2.05.06-85 составляют дополнительную часть подлежащей обязательному исполнению нормативной базы, определяющей технические параметры обеспечения нормальных условий строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения, включающие требования о соблюдении минимально допустимых расстояний от оси подземных и наземных (в насыпи) газопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений. Установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловленные взрыво- и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при ее эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 N-О).
На основании части 4 статьи 32 Закона о газоснабжении (действовавшей до 01.01.2022) здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Суд первой инстанции назначил по делу судебную экспертизу, согласно заключению которой требования промышленной безопасности, реализованные применительно к автоматической блочной автозаправочной станции, расположенной по адресу: "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N, соблюдены; отсутствует угроза жизни и здоровью граждан и (или) безопасной эксплуатации магистрального газопровода "Ленинградская - Павловская - Тихорецк - Кропоткин - Новокубанск" (участок Тихорецк-Кропоткин) Ду400, в том числе по соблюдению пожарной безопасности.
04 августа 2018 года вступили в силу введенные Федеральным законом от 03.08.2018 N 339-ФЗ изменения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). Новая редакция закрепляет презумпцию защиты добросовестного создателя самовольного объекта и не относит к самовольным постройкам здание (сооружение), возведенные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
В этой связи по делам о сносе построек, расположенных в границах минимальных расстояний до магистральных и промышленных трубопроводов, с 04.08.2018 необходимо устанавливать, знал и мог ли знать собственник постройки о действии ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка. Если он не знал и не мог знать о действии таких ограничений, постройка может быть снесена, но не как самовольная и только с возмещением убытков ее собственнику. Данный правовой подход приведен в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.09.2020 N-КГ20-4.
Юридически значимым обстоятельством для разрешения вопроса о том, являются ли хозяйственные постройки самовольными постройками в смысле статьи 222 Гражданского кодекса, является осведомленность застройщика о наличии соответствующих ограничений в отношении его земельного участка.
Суды установили, что газопровод "Ленинградская - Павловская - Тихорецк - Кропоткин - Новокубанек", литера "Г", назначение - производственное, диаметр трубы - 400 мм, принадлежит на праве собственности ПАО "Газпром", что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 02.06.2006. На основании лицензии от 30.08.2016 N эксплуатацию указанного газопровода осуществляет ООО "Газпром трансгаз Краснодар".
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", имеет площадь 504 +/-8 кв. м, принадлежит на праве собственности обществу.
Градостроительный план данного земельного участка подготовлен 26.04.2018 начальником управления архитектуры, строительства градостроительной деятельности администрации Тихорецкого городского поселения; согласно градостроительному плану данный участок расположен в территориальной зоне "Зоны инженерной и транспортной инфраструктур", подзона "Размещение объектов автомобильного транспорта Т-1"; установлен градостроительный регламент; в пункте 5 градостроительного плана отражена информация о том, что по сведениям публичной кадастровой карты земельный участок частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории- охранная зона линейно-кабельного сооружения связи волоконно-оптической линии передач "адрес" - "адрес", площадь земельного участка, покрываемого зоной с особыми условиями использования, составляет 111 кв. м (т. 2, л. д. 150 - 163).
В топографическом плане, подготовленном в 2018 году, отражены сведения о нахождении на земельном участке по "адрес" в "адрес" кабеля связи ОАО "Ростелеком"; на топографическом плане не обозначены и фактически отсутствуют сведения о месте нахождения газопровода "Ленинградская - Павловская - Тихорецк - Кропоткин - Новоку банек", диаметр трубы 400 мм, не обозначены и фактически отсутствуют сведения об охранной зоне указанного газопровода (т. 2, л. д. 145).
Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования "адрес", земельный участок с кадастровым номером N размещен в зоне размещения автомобильного транспорта - Т-1, на выкопировке из карты градостроительного зонирования территории "адрес" какие-либо охранные зоны не обозначены (т. 3, л. д. 90 - 97).
Суды также установили, что спорный газопровод проходит по территории Фастовецкого сельского поселения; сведения о нем ООО "Газпром трансгаз Краснодар" представляло в администрацию, однако из содержания данной информации отсутствовала возможность определить расположение охранной зоны газопровода (т. 1, л. д. 29 - 32); сведений о нанесении на карту охранных зон газопровода, не представлено; в суде первой инстанции представитель администрации пояснил, что газопровод был нанесен на карту "адрес" схематично, без фактической привязки, в подтверждение чего в материалы дела представлены соответствующие схемы и копия карты (т. 3, л. д. 204 - 208); администрация также направляла в адрес ООО "Газпром трансгаз Краснодар" письмо о том, что на картах генеральных планов сельских поселений "адрес", охранные зоны магистрального газопровода нанесены ориентировочно, поскольку в адрес органа местного самоуправления никогда не предоставлялись сведения о точном местоположении охранных зон данных объектов (в системе координат, необходимых для внесения в ЕГРН), равно как и не предоставлялись решения уполномоченных органов исполнительной власти об установлении (изменении) или прекращении ЗОУИТ (т. 3, л. д. 195 - 197).
Таким образом, отсутствие согласования места строительства спорной АЗС с газотранспортной организацией явилось следствием действий ООО "Газпром трансгаз Краснодар" при уведомлении им администрации о месте расположения газопровода. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в дело доказательствами, пояснениями администрации. Суды, установив, что информация о местоположении трассы спорного газопровода, его охранной зоне до момента выдачи обществу разрешения на строительство, то есть до 18.07.2018, не была нанесена на карту "адрес", Тихорецкого городского поселения, равно как и не была известна обществу и администрации, суды пришли к верному выводу об отсутствии у органа местного самоуправления оснований для отказа в выдаче застройщику разрешения на строительство АЗС на спорном земельном участке.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что строительство спорного объекта осуществлялось обществом без заведомого нарушения градостроительных, земельных норм и правил безопасности (отсутствует недобросовестное поведение).
Кроме того, суды указали, что Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ) Земельный кодекс дополнен главой XIX "Зоны с особыми условиями использования территорий" (статьи 104 - 107 Земельного кодекса).
Пункт 6 статьи 105 Земельного кодекса к зонам с особыми условиями использования территорий относит охранную зону трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), а пункт 25 - зону минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов. Вопросы установления таких зон регулируются законодательством о промышленной безопасности и о газоснабжении.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий этих аварий (абзац 2 статьи 1).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ, а также приложению 1 к названному Закону опасными производственными объектами являются газопровод и другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ.
На земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов (статья 28 Закона N 69-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 90 Земельного кодекса и частью 6 статьи 28 Закона N 69-ФЗ границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
На основании статьи 8 Закона N 69-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает, в том числе положение об охранных зонах трубопроводов, положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.
Исходя из положений части 16 статьи 26 Закона N 342-ФЗ до утверждения положений об охранных зонах, о зонах минимальных расстояний такие зоны устанавливаются в соответствии с требованиями статьи 106 Земельного кодекса в порядке, определенном Правительством Российской Федерации до 04.08.2018. Правила охраны магистральных газопроводов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 названных Правил охраны магистральных газопроводов охранные зоны объектов магистральных газопроводов устанавливаются вдоль линейной части магистрального газопровода - в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 м от оси магистрального газопровода с каждой стороны.
Согласно пункту 3.15 Свода правил "СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы", утвержденного приказом федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.12.2012 N/ГС, под охранной зоной магистрального трубопровода понимается территория или акватория с особыми условиями использования, установленная вдоль магистрального трубопровода для обеспечения его безопасности.
Для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения магистральных трубопроводов и их объектов вокруг них устанавливаются охранные зоны, размеры которых и порядок производства в них сельскохозяйственных и других работ регламентируются Правилами охраны магистральных трубопроводов (пункт 5.6 СНиП 2.05.06-85*).
В соответствии с Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 29.04.1992 и постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22.04.1992 N (далее - Правила охраны магистральных трубопроводов), которые являются обязательными для исполнения предприятиями трубопроводного транспорта, местными органами власти и управления, а также другими предприятиями, организациями и гражданами, производящими работы или какие-либо действия в районе прохождения трубопроводов (пункт 1.3), для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны, в том числе, вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 м от оси трубопровода с каждой стороны (пункт 4.1).
Наряду с этим в соответствии с пунктом 22 Правил охраны магистральных газопроводов при проектировании, строительстве и реконструкции зданий, строений и сооружений должны соблюдаться минимальные расстояния от указанных объектов до магистрального газопровода, предусмотренные нормативными документами в области технического регулирования.
В соответствии с пунктом 10 статьи 106 Земельного кодекса обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории, а также к решению об изменении зоны с особыми условиями использования территории, предусматривающему изменение границ данной зоны, являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Форма графического описания местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В пункте 20 статьи 106 Земельного кодекса указано, что орган государственной власти, орган местного самоуправления муниципального района не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения об установлении, изменении, о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, орган государственной власти, орган местного самоуправления, подготовившие сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории в случаях, предусмотренных пунктом 19 данной статьи, направляют (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) копию указанного решения или сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории в орган местного самоуправления городского округа, поселения, применительно к территориям которых, установлена зона с особыми условиями использования территории.
Согласно пункту 21 статьи 106 Земельного кодекса правообладатели земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в границах зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены органом регистрации прав о внесении сведений о зоне с особыми условиями использования территории в Единый государственный реестр недвижимости или об изменении таких сведений в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Границы зоны с особыми условиями использования территории в случае, если это предусмотрено положением о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида, и (или) местоположение объекта, в связи с размещением которого устанавливается зона с особыми условиями использования территории, должны быть обозначены на местности специальными знаками, за исключением случаев, если правообладателем земельного участка не обеспечен доступ на земельный участок для размещения таких знаков. Обозначение на местности границ подзон в случае их выделения в границах зоны с особыми условиями использования территории не требуется, если иное не предусмотрено федеральным законом, положением о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида.
Согласно части 19 статьи 26 Закона N 342-ФЗ до 01.06.2019 собственники магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), в целях предупреждения негативного воздействия которых до дня официального опубликования настоящего Федерального закона установлены минимальные расстояния до данных трубопроводов, если в отношении данных трубопроводов не установлены зоны минимальных расстояний в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса, обеспечивают подготовку графического описания местоположения границ указанных минимальных расстояний, устанавливаемых исходя из наибольшего из минимальных расстояний до соответствующего трубопровода, ближе которых не допускается размещать объекты капитального строительства различного назначения, и границ территорий в пределах таких минимальных расстояний, в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков, перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, и направляют эти описание и перечень координат в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Данный федеральный орган исполнительной власти проверяет соответствие описания и перечня координат характерных точек границ указанных минимальных расстояний и границ территорий установленным к таким расстояниям и территориям требованиям, утверждает указанные описание и перечень координат и направляет их в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, для внесения сведений о границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) в Единый государственный реестр недвижимости в целях обеспечения внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости в срок не позднее 01.09.2019.
Согласно части 20 статьи 26 Закона N 342-ФЗ в отношении магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), указанных в части 19 данной статьи, решения об установлении зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса и с утвержденным Правительством Российской Федерации положением о такой зоне должны быть приняты не позднее 01.01.2022.
В соответствии с частью 38 статьи 26 Закона N 342-ФЗ до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), если в отношении таких трубопроводов не установлены зоны минимальных расстояний в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (за исключением зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольных построек либо решение о сносе самовольных построек или об их приведении в соответствие с установленными требованиями) сносу и (или) приведению в соответствие с установленными ограничениями использования земельных участков в связи с нахождением в пределах указанных минимальных расстояний не подлежат.
При этом в соответствии с частью 39 статьи 26 Закона N 342-ФЗ здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, расположенные в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, подлежат сносу или их параметры и (или) разрешенное использование (назначение) подлежат приведению в соответствие с установленными ограничениями использования земельных участков. Из материалов дела не следует, что в отношении спорного газопровода установлены зоны минимальных расстояний в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса и соответствующие сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Суды установили, что в выписке из ЕГРН в отношении принадлежащего обществу земельного участка указанные сведения отсутствуют. Выписка не содержит сведений о наличии каких-либо ограничений и обременений в отношении земельного участка, принадлежащего общества.
Из пунктов 5, 7 и 9 Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.06.2021, следует, что не является самовольной постройка, возведенная в охранной зоне трубопровода или в пределах минимальных расстояний до магистрального или промышленного трубопровода, если лицо не знало и не могло знать о действии ограничений в использовании земельного участка, в частности, если не был обеспечен публичный доступ к сведениям о зоне с особыми условиями использования территории и о границах такой зоны; объекты недвижимости, находящиеся в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, сведения о которых не внесены в ЕГРН, сносу не подлежат; не подлежат сносу объекты, расположенные в границах минимальных расстояний до магистральных и промышленных трубопроводов, сведения о которых внесены в ЕГРН, если возможно приведение этих объектов в соответствие с ограничениями использования участка.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание изложенное, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает выводы судов обоснованными, основанными на правильно установленных обстоятельствах дела, верном толковании норм материального права, а также всесторонней оценке судами доказательств по делу.
Выводы судов нижестоящих инстанций требованиям действующего законодательства не противоречат и доводами кассационного представления не опровергаются.
Заключение экспертизы соответствует законодательству Российской Федерации и принципам ее проведения, в заключении экспертизы, прилагаемых к нему документах и материалах содержатся достоверные сведения, оказавшие влияние на выводы экспертизы; к заключению приложены документы и материалы, послужившие основания для выводов эксперта, приведены методики, расчеты, использованные нормативные акты и литература. Квалификация эксперта подтверждена, выводы эксперта в экспертизе, подготовленной в рамках рассмотрения дела, не оспорены, согласуются с совокупностью представленных в дело доказательств, документально не опровергнуты. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации. Материалы дела не содержат доводов и доказательств, которые позволили бы усомниться в правильности и обоснованности таких выводов. Заключение эксперта, подготовленное по поручению суда первой инстанции, соответствует требованиям, предъявляемым к данному виду доказательств процессуальным законом (статьи 59, 60, 86 Кодекса).
Как усматривается из материалов дела, суды в полном объеме и всесторонне оценили все представленные доказательства, в том числе заключение судебной экспертизы, установили все юридически значимые обстоятельства и сделали обоснованные выводы из них. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 67 Кодекса. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 379.6 Кодекса).
Доводы прокураторы повторяют позицию истца по делу, сводятся к несогласию с оценкой судами доказательств и установленных по делу обстоятельств, в том числе выводов экспертного заключения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судами обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Кодекса кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо был отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Вопреки доводам кассационного представления позиция судов, изложенная в судебных актах, является правильной, поскольку основана на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, учитывает характер этих правоотношений, а также конкретные обстоятельства дела; выводы судов основаны на всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, не противоречат требованиям действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 379.7 Кодекса), не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 октября 2022 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора края ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий А.М. Яковлев
Судьи С.Н. Дурнева
О.Н. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.