Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Власенко И.Г, судей Калиниченко Т.В, Аноприенко К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нумонова С.С. к государственному учреждению-Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю о признании решения об отказе в перерасчете пенсии незаконным, о возложении обязанности включить периоды в общий стаж (страховой) и произвести перерасчет пенсии, возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии, по кассационной жалобе Нумонова С.С. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 8 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Калиниченко Т.В, выслушав объяснения Нумонова С.С, судебная коллегия
установила:
Нумонов С.С. обратился в суд к Отделению Пенсионного фонда России по Приморскому краю (далее ОПФР по Приморскому краю) в обоснование указав, что является получателем трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. При назначении пенсии пенсионным органом не включен в трудовой стаж и не учитывался при определении размера пенсии период работы водителем "Душанбинского пассажирского автопредприятия международных перевозок" за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ он предоставил в пенсионный орган справку о данном периоде работы, однако решением от 22 марта 2018 года ему отказано в перерасчете пенсии по тем же причинам, что и при назначении пенсии - в связи с отсутствием ответа из архива на запрос пенсионного органа. В ДД.ММ.ГГГГ он вновь представил архивную справку, подтверждающую трудовой стаж и работу в данный период, однако его права не были восстановлены. Просил признать решение ГУ-ОПФ РФ по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете размера пенсии по старости Нумонова С.С. незаконным, возложить обязанность на ГУ-ОПФ РФ по Приморскому краю включить в страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в качестве "данные изъяты" в Душанбинском пассажирском автопредприятии междугородных перевозок и произвести перерасчет с учетом указанных периодов, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 14 июня 2022 года исковые требования Нумонова С.С. удовлетворены частично. Решение Управления Пенсионного Фонда РФ по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в перерасчете размера страховой пенсии признано незаконным. На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю возложена обязанность произвести перерасчет страховой пенсии по старости Нумонова С.С. с момента назначения, с ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 8 ноября 2022 года решение суда отменено в удовлетворенной части. В указанной части принято новое решение, которым в удовлетворении требований Нумонова С.С. о признании решения УПФ РФ по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ незаконным отказано. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" в Душанбинском пассажирском автопредприятии международных перевозок включен в стаж работы Нумонова С.С, на ГУ-ОПФ РФ по Приморскому краю возложена обязанность произвести перерасчет страховой пенсии по старости Нумонову С.С. с ДД.ММ.ГГГГ.
В кассационной жалобе Нумонов С.С. ставит вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного, указывая на нарушение судами норм процессуального и материального права, указывает на возникновение права на перерасчет размера пенсии с даты обращения за пенсией, поскольку к заявлению о назначении пенсии он приложил все необходимые документы, однако ему не было разъяснено, какие документы он должен представить дополнительно.
Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда кассационной инстанции Нумонов С.С. на доводах жалобы настаивал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежаще, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такие нарушения судом апелляционной инстанции были допущены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Нумонову С.С. с ДД.ММ.ГГГГ назначена трудовая пенсия по старости на основании действовавшего на дату обращения за назначением пенсии Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно записям 4-11 в трудовой книжке, представленной в пенсионный орган, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Нумонов С.С. работал "данные изъяты" Душанбинского пассажирского автопредприятия международных перевозок.
Данный период работы Нумонова С.С. подтвержден справкой Центрального государственного архива Республики Таджикистан от ДД.ММ.ГГГГ N, а также справкой Центрального государственного архива Республики Таджикистан от этой же даты для начисления пенсии из заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, представленной в пенсионный орган.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ-ОПФ по Приморскому краю с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии, предоставив справку от ДД.ММ.ГГГГ о заработной плате и о стаже работы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ГУ-ОПФ по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ Нумонову С.С. отказано в перерасчете пенсии, поскольку из Республики Таджикистан не получен ответ на запрос пенсионного органа с целью подтверждения информации, представленной пенсионером.
Согласно отзыву ГУ ОПФ по Приморскому краю по настоящему делу, на дату рассмотрения дела учтен стаж Нумонова С.С. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в качестве "данные изъяты" в Душанбинском пассажирском автопредприятии междугородных перевозок.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования в части признания решения пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, суд первой инстанции руководствовался Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения, подписанного 13 марта 1992 года, Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555, Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях, организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года N 162, Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях, организациях, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 69, и исходил из того, что ответчиком зачтен стаж с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, однако перерасчет пенсии с учетом включенного стажа не был произведен и обязал пенсионный орган произвести перерасчет пенсии истцу с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отменяя решение суда в части, исходил из того, что пенсионным органом при назначении пенсии учтен стаж работы Нумонова С.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период трудовой деятельности Нумонова С.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подтвержденный записями в трудовой книжке, архивной справкой, справкой о начисленной заработной плате пенсионным органом не был учтен при назначении пенсии и подлежит включению в общий стаж. Изменяя решение суда в части обязанности пенсионного органа произвести перерасчет, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", установив, что на дату обращения за назначением трудовой пенсии по старости Нумоновым С.С. не были представлены все необходимые документы, исходил из заявительного характера перерасчета страховой пенсии по старости, пришел к выводу о возложении на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
С выводами суда апелляционной инстанции о возникновении у Нумонова С.С. права на получение страховой пенсии по старости в полном размере с момента обращения за перерасчетом и предоставления архивных справок о стаже работы и о размере заработной платы в Республике Таджикистан согласиться нельзя.
Российская Федерация и Республика Таджикистан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года).
Как следует из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 года, правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Таким образом, при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР как за период до 13 марта 1992 года, так и после.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, включаются в страховой стаж.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 названного Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 17/19пб были утверждены Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее Правила).
Эти Правила действовали до 1 января 2015 г. и были признаны утратившими силу в связи с изданием приказа от 11 декабря 2014 г. Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 1027н, Пенсионного фонда Российской Федерации N 494п "О признании утратившими силу некоторых нормативных актов Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации".
При приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления; истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перевода с одной пенсии на другую и выплаты пенсии (подпункты 4, 5 пункта 11 Правил).
Пунктом 12 Правил было определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.
С 1 января 2015 года основания и порядок реализации прав граждан на страховые пенсии по стрости, стал регламентироваться Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривающем в части 1 статьи 14, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, документом, подтверждающем периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях" заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого расчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного закона.
Аналогичный порядок перерасчета размера пенсии был предусмотрен статьей 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 N173-Ф3.
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н, действовали до 1 января 2022 года).
Пунктом 22 Правил N 884н установлено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Пунктом 23 Правил N 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из приведенных нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшей к несвоевременному обращению пенсионера по стрости в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии, указанное лицо применительно к пункту 2 статьи 23 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеет право на выплату недополученных сумм пенсии за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будет нарушено установленное Конституцией Российской Федерации право на социальное обеспечение в размере, определенном законом.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 этого же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
На основании части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Рассмотрение дела в апелляционном порядке предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции, в том числе проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (статьи 327.1, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 1, пункт 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Установив в ходе судебного разбирательства, что предоставленные Нумоновым С.С. в ДД.ММ.ГГГГ записями в трудовой книжке сведения о трудовом стаже в Республике Таджикистан влияют на размер его трудовой пенсии по старости, при наличии правовых оснований у пенсионного органа самостоятельно запросить эти сведения, а также обязанности пенсионного органа разъяснить лицу, обратившемуся за назначением пенсии, необходимость предоставления дополнительных документов в пенсионный орган при назначении пенсии, суд апелляционной инстанции, не выяснил, по какой причине справка о периоде работы Нумонова С.С. и сведения о размере его заработной платы не были представлены истцом ранее, не принял во внимание, что сведения об указанном периоде работы содержатся в трудовой книжке истца, которую он предоставил в пенсионный орган, а также не проверил, разъяснялась ли Нумонову С.С. при назначении пенсии по старости в ДД.ММ.ГГГГ необходимость предоставления справок о заработке за указанный период работы и о трудовом стаже с тем, чтобы учесть этот заработок и период работы при расчете пенсии, в то время как сам Нумонов С.С. объясняет не предоставление им названых справок именно неполучением соответствующих разъяснений пенсионного органа, отсутствием препятствий для получения таких документов в Республике Таджикистан с даты обращения за назначением пенсии.
Суд кассационной инстанции, принимая во внимание необходимость исследования и оценки всей совокупности представленных в дело доказательств и выяснения дополнительных значимых для дела обстоятельств, необходимости истребования выплатного дела истца, учитывая характер полномочий, предоставленных суду апелляционной инстанции, полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 8 ноября 2022 года и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть вышеизложенное, устранить допущенные по делу нарушения, исследовать и оценить имеющиеся в деле доказательства об обстоятельствах, при которых назначалась пенсия, и принять по делу решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 8 ноября 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.