Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Сокуровой Ю.А.
судей Полозовой Д.В. и Жерненко Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи гражданское дело N 2-849/2022 по иску Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области, ООО "Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области" (далее - ООО "Вода Смоленска") о признании незаконным бездействия, понуждении совершить определённые действия
по кассационной жалобе администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области на решение Вяземского районного суда Смоленской области суда от 19.07.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 13.12.2022
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Полозовой Д.В, объяснения прокурора Гаврилова Д.А, полагавшего доводы кассационной жалобы необоснованными,
УСТАНОВИЛА:
Вяземским межрайонным прокурором Смоленской области предъявлены требования к ответчикам о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении полномочий по осуществлению контроля за соблюдением ООО "Вода Смоленска" условий концессионного соглашения от 30.11.2018, в том числе, обязательств по созданию объекта соглашения, осуществлению концессионной деятельности, достижению плановых значений показателей деятельности концессионера в период 2019-2021 годов, и понуждении ООО "Вода Смоленска" в срок до 31.12.2022 провести инвестиционные мероприятия по развитию систем водоснабжения и водоотведения города Вязьмы в рамках концессионного соглашения от 30.11.2018, не выполненные в 2019-2021 годы, а именно: разработка проектно-сметной документации по строительству трубопроводов, не менее 5 км; перевод отдельных абонентов от питания с водозаборов (скважин) с неудовлетворительным качеством воды на питание от Бознянского водозабора; разработка проектно-сметной документации, проведение строительно-монтажных работ по реконструкции ОС Бознянского водозабора и станции обезжелезивания Юбилейной (создание сооружений для обезвоживания осадка и утилизация); разработка проектно-сметной документации по реконструкции главной КНС; проведение проектно-изыскательских работ, разработка проектно-сметной документации по реконструкции канализационных сетей; оснащение лаборатории приборами и оборудованием; проведение проектно-изыскательских работ, разработка проектно-сметной документации по созданию новых объектов на головных сооружениях очистки сточных вод; проведение проектно-изыскательских работ, разработка проектно-сметной документации по реконструкции очистных сооружений, мкр. Юбилейный.
Требования мотивированы тем, что Вяземской межрайонной прокуратурой Смоленской области проведена проверка исполнения концессионного соглашения, заключенного 30.11.2018 администрацией муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области, ООО "Вода Смоленска" и администрацией Смоленской области сроком действия до 31.12.2050, а также постановления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 26.03.2019 N 28, которым утверждена инвестиционная - программа ООО "Вода Смоленска" по развитию систем водоснабжения водоотведения города Вязьмы на 2019-2023 годы, разработанная на основании технического задания на разработку инвестиционной программы, утвержденного постановлением администрации муниципального образования "Вяземский район Смоленской области от 26.12.2018 N 2556. В ходе проведения проверки установлено, что необходимый объем финансирования на 2019-2021 годы для реализации мероприятий инвестиционной программы равен 177 892, 06 тыс. рублей, объем освоенных средств составил 102 778, 62 тыс. рублей, что на 75 113, 44 тыс. рублей меньше плановых назначений. Таким образом, концессионером ООО "Вода Смоленска" не обеспечено своевременное проведение инвестиционных мероприятий на общую сумму 75 113, 44 тыс. руб. В ходе проверки также установлено, что концедентом контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения, в том числе обязательств по созданию объекта соглашения, осуществлению концессионной деятельности, достижению плановых значений показателей деятельности концессионера в период 2019-2021 годов выполнен ненадлежащим образом. Администрацией муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области в ходе проверки не предоставлены согласованные графики проведения плановых осмотров объекта и иного имущества концессионного соглашения от 30.11.2018 и акты осмотров.
Контроль исполнения условий концессионного соглашения от 30.11.2018 концедентом производится лишь посредством анализа отчетов о выполнении мероприятий инвестиционной программы за отчетный период, предоставленных ООО "Вода Смоленска". Неисполнение ответчиком ООО "Вода Смоленска" своих обязанностей по исполнению концессионного соглашения от 30.11.2018 и мероприятий инвестиционной программы по развитию систем водоснабжения и водоотведения города Вязьмы на 2019-2023 годы, а также отсутствие контроля со стороны администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области создает угрозу нарушения прав граждан на бесперебойное водоснабжение, а также не позволяет обеспечить высокий уровень безаварийной эксплуатации систем водоснабжения г..Вязьма.
Решением Вяземского районного суда Смоленской области суда от 19.07.2022 иск удовлетворен, признано незаконным бездействие администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области, выразившееся в неисполнении полномочий по осуществлению контроля за соблюдением ООО "Вода Смоленска" условий концессионного соглашения от 30.11.2018, в том числе обязательств по созданию объекта соглашения, осуществлению концессионной деятельности, достижению плановых значений показателей деятельности концессионера в период 2019-2021 годов; на ООО "Вода Смоленска" возложена обязанность в срок до 31.12.2022 провести инвестиционные мероприятия по развитию систем водоснабжения и водоотведении города Вязьмы в рамках концессионного соглашения от 30.11.2018, не выполненные в 2019-2021 годах.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 13.12.2022 решение Вяземского районного суда Смоленской области суда от 19.07.2022 в части возложения на ООО "Вода Смоленска" обязанности по проведению инвестиционных мероприятий по развитию систем водоснабжения и водоотведения города Вязьмы изменено, резолютивная часть решения суда изложена в следующей редакции:
"Обязать ООО "Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области" в срок до 1 мая 2023 года провести инвестиционные мероприятия по развитию систем водоснабжения и водоотведения города Вязьмы в рамках концессионного соглашения от 30.11.2018, не выполненные в 2019-2021 годы, а именно:
разработать проектно-сметную документации по строительству трубопроводов протяжённостью не менее 966 м;
- провести проектно-изыскательские работы и разработку проектно-сметной документации по переводу отдельных абонентов от питания с водозаборов (скважин) с неудовлетворительным качеством воды на питание от Бознянского водозабора;
- разработать проектно-сметную документацию, провести строительно-монтажные работы по реконструкции ОС Бознянского водозабора и станции обезжелезивания Юбилейной (создание сооружений для обезвоживания осадка и утилизация);
- разработать проектно-сметную документацию по реконструкции главной КНС;
- оснастить лабораторию приборами и оборудованием;
- провести проектно-изыскательские работы, разработку проектно-сметной документации по реконструкции очистных сооружений, мкр. Юбилейный.
В удовлетворении требований Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области о возложении на ООО "Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области" обязанности по проведению проектно-изыскательских работ, разработки проектно-сметной документации по реконструкции канализационных сетей; по проведению проектно-изыскательских работ по созданию новых объектов на головных сооружениях очистки сточных вод - отказать.".
Решение Вяземского районного суда Смоленской области от 19 июля 2022 года в части возложения на ООО "Вода Смоленска" обязанности по разработке проектно-сметной документации по созданию новых объектов на головных сооружениях очистки сточных вод постановлено считать исполненным.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые судебные акты первой и апелляционной инстанций, полагая, что отсутствует незаконное бездействие администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области по осуществлению контроля за исполнением концессионером концессионного соглашения.
В судебное заседание с использованием систем видеоконференц-связи, организованное на базе Вяземского районного суда Смоленской области, представитель администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, не прибыл, в связи с чем, дело рассмотрено с участием прокурора.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены решения (в редакции апелляционного определения) и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 30.11.2018 администрацией муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области (концедент), ООО "Вода Смоленска" (концессионер) и администрацией Смоленской области заключено концессионное соглашение сроком исполнения до 31.12.2050. Объектом концессионного соглашения является совокупность объектов систем холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно акту приема-передачи от 29.01.2019 администрация муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области передала ООО "Вода Смоленска" имущество, входящее в состав объекта соглашения.
В Приложении 4 к концессионному соглашению от 30.11.2018 содержится задание и основные мероприятия по созданию объекта соглашения. Задание сформировано на основании схем водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Вяземское городское поселение" Вяземского района Смоленской области, утв. постановлением администрации муниципального образования "Вяземское городское поселение" Вяземского района Смоленской области от 13.03.2017 N 428, границ планируемых зон размещения объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, а также на основании данных прогноза потребления питьевой воды, количества и состава сточных вод.
Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 26.03.2019 N 28 утверждена инвестиционная программа ООО "Вода Смоленска" по развитию систем водоснабжения и водоотведения города Вязьмы на 2019-2023 годы, которая разработана на основании Технического задания на разработку инвестиционной программы, утв. постановлением администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области N 2556 от 26.12.2018 (л.д.130-145 том N2).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, на основании положений Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пришел к выводу о ненадлежащем исполнении в 2019-2021 годах ООО "Вода Смоленска" (концедент) условий заключенного с администрацией муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области (концедент) концессионного соглашения от 30.11.2018 и Инвестиционной программы по развитию систем водоснабжения и водоотведения города Вязьмы на 2019-2023 годы, разработанной в соответствии с условиями концессионного соглашения и утверждённой постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 26.03.2019 N 28, в связи с чем, признал незаконным бездействие концедента по осуществлению надлежащего контроля за исполнением концессионного соглашения и возложил на концессионера обязанность исполнить обязательства с наступивши сроком исполнения.
Суд апелляционной инстанции, установив факт выполнения ООО "Вода Смоленска" ряда инвестиционных мероприятий, вмененных к выполнению решением суда первой инстанции, изменил решение суда в данной части, определив итоговый перечень неисполненных мероприятий, предусмотренных концессионным соглашением на 2019-2021 годы, возложив соответствующую обязанность по их выполнению на концессионера, установив исполнимый срок.
Выводы судов первой (в редакции апелляционного определения) и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
Оснований для отмены принятых судебных актов применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Согласно п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в частности: организация водоснабжения населения, в том числе, принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (пункт - 2); согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в ремонт и из эксплуатации (пункт 3); утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов (пункт 4).
Пункт 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ.
Собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны принимать меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ).
Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях").
Порядок осуществления контроля за исполнением концессионного соглашения установлен статьей 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", и предусматривает контроль концедента за исполнением концессионного соглашения и оформление результатов контроля соответствующим актом.
Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" концедент осуществляет контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения, в том числе за исполнением обязательств по соблюдению сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, осуществлению инвестиций в его создание и (или) реконструкцию, обеспечению соответствия технико-экономических показателей объекта концессионного соглашения установленным концессионным соглашением технико-экономическим показателям, осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, использованию (эксплуатации) объекта концессионного соглашения в соответствии с целями, установленными концессионным соглашением, а также результатов соблюдения условий концессионного соглашения по окончании сроков исполнения каждого этапа, установленного в соответствии с пунктом 6.6 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.
С учетом приведенного нормативного регулирования спорных правоотношений и установленных фактических обстоятельств суды правомерно исходили из того, что прокурор избрал верный способ защиты права, предъявив настоящий иск о признании незаконным бездействия и понуждении к исполнению обязанности в натуре.
Разрешая настоящий спор, суд, как этого требует действующее процессуальное законодательство, оценил представленные сторонами доказательства и пришел к обоснованным выводам.
Выводы нижестоящих судебных инстанций (в редакции апелляционного определения) являются правильными, мотивированными и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы жалобы о достаточности действий концедента по надлежащему контролю за исполнением концессионером концессионного соглашения от 30.11.2018 в 2019-2021 годы отклоняются судом кассационной инстанции как противоречащие установленным судами первой и апелляционной инстанции обстоятельствам, в том числе, с учетом положений пунктов 11.39 - 11.41, раздела 19 концессионного соглашения от 30.11.2018, предоставляющих концеденту право потребовать от концессионера устранения любых выявленных недостатков выполнения работ путём направления ему предписания, которое имеет для концессионера обязательную силу, а также начисления штрафных санкций.
Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, рассматривая аналогичный довод администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области, контроль за исполнением концессионного соглашения носил ограниченный и декларативный (формальный) подход, производился посредством анализа отчетов о выполнении мероприятий инвестиционной программы за отчетный период, предоставленных ООО "Вода Смоленска", а также путём непосредственного осмотра объектов концессионного соглашения, о чём были составлены акты о результатах контроля от 23.07.2020, 14.07.2021, 16.06.2022 (т. 3 л.д. 158-161, 188) и протоколы выездных заседаний рабочей группы от 29.05.2020, 15.07.2020, 01.06.2021, 18.08.2021 (т. 3 л.д. 189-196), в которых фиксировалось не выполнение инвестиционной программы и концессионного соглашения в полном объёме, но в качестве мер реагирования на не надлежащее исполнения обязательств со стороны концессионера концедентом принимались решения: "принять к сведению", что не предусмотрено ни Федеральным законом от 21.07.2005 N115-ФЗ "О концессионных соглашениях", ни самим концессионным соглашением.
Вопреки мнению ответчика, самостоятельность публичного субъекта в принятии решений, связанных с надлежащим исполнением требований законодательства, не является произвольной, а должна соответствовать осуществляемым данным органом функций в рамках правовых положений и с учетом публичных интересов. Уклонение от предписываемых в соответствии с действующим законодательством обязанностей не может быть оправдано мотивом финансовой самостоятельности при принятии решений. Прокурор, исходя из предписанных ему законодательством надзорных полномочий и в рамках процессуальных функций, вправе обращаться в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности по устранению нарушений закона вне зависимости от обстоятельств, связанных с финансированием конкретных организационных мероприятий.
Каких-либо иных доводов, не связанных с оценкой доказательств по делу и нуждающихся в проверке, кассационная жалоба не содержит.
Вопреки мнению кассатора, всем имеющим правовое значение для дела доводам и аргументам ответчика дана надлежащая оценка, и они в должной мере нашли свое отражение в содержании судебных актов. Нарушений требований статей 196-198, 329 ГПК РФ судами не допущено.
Доводы жалобы являлись предметом исследования суда кассационной инстанции и отклонены, поскольку основаны на ошибочном толковании подлежащего применению к спорным правоотношениям законодательства, фактических обстоятельств, направлены на переоценку доказательств и не влекут возникновение оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вяземского районного суда Смоленской области суда от 19.07.2022 (в редакции апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 13.12.2022) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 13.12.2022 по гражданскому делу N 2-849/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.