Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев протест прокурора Ленинградской области ФИО3 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Ленинградской области на судебном участке N54 от 04.07.2022 N5-119/2022, решение судьи Лужского городского суда Ленинградской области от 24.10.2022 N12-409/2022, состоявшиеся в отношении ООО "Медицинский центр "Медиор" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи Ленинградской области на судебном участке N54 от 04.07.2022 N5-119/2022, оставленным без изменения решением судьи Лужского городского суда Ленинградской области от 24.10.2022 N12-409/2022, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Медицинский центр "Медиор" прекращено на основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В протесте от 01.02.2023 N86-18-2023, принесенном в Третий кассационный суд общей юрисдикции, прокурор Ленинградской области ФИО3 просит отменить приведенные судебные акты, возвратить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для прекращения производства по делу.
ООО "Медицинский центр "Медиор", уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о принесении прокурором протеста на указанные выше судебные акты, возражений в установленный срок не направило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов протеста, позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 4 статьи 12 приведенного Закона, статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 статьи 12 Федеральным законом от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции", с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 статьи 12 названного Закона, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 12 Федеральным законом от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Из материалов дела следует, что 24.09.2021 по адресу: Ленинградская область, г.Луга, пр.Урицкого, д.49 ООО "Медицинский центр "Медиор" в нарушение требований статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции" не сообщило о заключении 13.09.2021 трудового договора N с ФИО4, ранее замещавшей должность старшего казначея Управления Федерального казначейства по Ленинградской области, включенную в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Федерального казначейства и его территориальных органах, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом Федерального казначейства от 21.01.2021 N8н.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 03.03.2022 Лужским городским прокурором в отношении ООО "Медицинский центр "Медиор" дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассматривая дело об административном правонарушении, мировой судья и согласившаяся с ним вышестоящая судебная инстанция пришли к выводу, что имеются основания для применения положений части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей случаи, при которых закон имеет обратную силу, и части 5 статьи 4.4 названного кодекса (введена Федеральным законом от 26.03.2022 N70-ФЗ), приняв во внимание, что директор ООО "Медицинский центр "Медиор" ФИО5 привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за аналогичное нарушение.
Между тем, указанные выводы нельзя признать обоснованными в силу следующего.
Федеральным законом от 26.03.2022 N70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу 06.04.2022, статья 4.4 названного Кодекса дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Из материалов дела следует, по результатам проверки Лужской городской прокуратурой установлено, что в нарушение требований части 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" ООО "Медицинский центр "Медиор" не выполнена обязанность по сообщению представителю нанимателя (работодателю) государственного гражданского служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в десятидневный срок о заключении трудового договора с ФИО4
По данному факту Лужским городским прокурором в отношении ООО "Медицинский центр "Медиор" и директора ООО "Медицинский центр "Медиор" ФИО5 возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вступившим в законную силу 01.07.2022 постановлением мирового судьи Ленинградской области на судебном участке N54 от 20.06.2022 N5-120/2022 директор ООО "Медицинский центр "Медиор" ФИО5 привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Прекращая производство по настоящему делу, мировой судья пришел к выводу, что с учетом приведенного постановления, обществу должно быть назначено административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
С указанным выводом согласиться нельзя, поскольку постановление мирового судьи Ленинградской области на судебном участке N54 от 20.06.2022 N5-120/2022 вынесено в отношении иного субъекта - должностного лица общества. При этом материалы дела не содержат сведений о то, что в отношении общества в рамках прокурорской проверки были возбуждены иные дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 N248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора не относятся к государственному, муниципальному контролю (надзору).
Исходя из толкования части 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение к административной ответственности по статье 19.29 указанного Кодекса должностного лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, равно как и назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо.
Соответствующая правовая позиция выражена в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017 N46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Таким образом, разрешение данного дела мировым судьей и согласившимся с его выводами судьей городского суда не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Следовательно, состоявшиеся по данному делу об административном правонарушении в отношении ООО "Медицинский центр "Медиор" постановление мирового судьи Ленинградской области на судебном участке N54 от 04.07.2022 N5-119/2022, решение судьи Лужского городского суда Ленинградской области от 24.10.2022 N12-409/2022, законными и обоснованными признать нельзя.
С учетом того, что на момент рассмотрения протеста прокурора Ленинградской области ФИО3 в Третьем кассационном суде общей юрисдикции срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел, не истек, настоящее дело в соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса подлежит направлению мировому судье Ленинградской области на судебном участке N54 на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
протест прокурора Ленинградской области ФИО3 удовлетворить.
Постановление мирового судьи Ленинградской области на судебном участке N54 от 04.07.2022 N5-119/2022, решение судьи Лужского городского суда Ленинградской области от 24.10.2022 N12-409/2022, состоявшиеся в отношении ООО "Медицинский центр "Медиор" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить мировому судье Ленинградской области на судебном участке N54 на новое рассмотрение.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.