Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Жидковой О.В, Зеленского А.М.
с участием прокурора Леонтьева С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "ЛСР. Стеновые материалы" на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 1 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 27 октября 2022 года по административному делу N 2а-960/2021 по административному исковому заявлению ООО "ЛСР. Стеновые материалы" к администрации Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области о признании недействующим постановления.
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В, объяснения представителя административного истца ООО "ЛСР. Стеновые материалы" Плахотиной М.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу представителя заинтересованного лица Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области Карповой А.Н, представителя заинтересованного лица АО "ЛОКС" Белякова А.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Леонтьева С.А. об оставлении судебных актов без изменения, судебная коллегия
установила:
постановлением администрации Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области N 77-па от 19 августа 2008 года "Об условиях приёма сточных вод и загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему коммунальной канализации г.Никольское Тосненского района Ленинградской области" утверждены, в частности, Условия приёма загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему коммунальной канализации г.Никольское Тосненского района Ленинградской области (приложение 1, далее - Условия).
Согласно пункту 1.9 Условий все абоненты-потребители услуг по приёму сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации и разделены на две категории:
1.9.1. имеющие в собственности, хозяйственном ведении, в управлении или на ином вещном праве объекты жилищного фонда - исполнители коммунальных услуг;
1.9.2. имеющие в собственности, хозяйственном ведении, в управлении или на ином вещном праве объекты недвижимого имущества, не являющиеся жилищным фондом, - прочие абоненты.
Раздел 3 Условий именуется "Перечень и нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, принимаемых в системы коммунальной канализации".
Пункт 3.4.1 данного раздела содержит таблицу 2, применяемую ко второй категории абонентов. Таблица содержит перечень загрязняющих веществ и нормативы допустимых концентраций (ДК) загрязняющих веществ в сточных водах прочих абонентов бассейна канализования, КОС г.Никольское мг/л.
Постановлением администрации Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 16 июля 2009 год N 77-па в постановление администрации Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области N 77-па от 19 августа 2008 года внесены изменения, пункт 3.4.1 таблицы N 2 приложения N 1 раздела 3 "Перечень и нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, принимаемых в системы коммунальной канализации" изложен в новой редакции.
22 января 2022 года ООО "ЛСР. Стеновые материалы" (далее также - Общество) обратилось в суд с административным иском к администрации Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области (далее - Администрация) о признании недействующим с 1 июля 2020 года постановления администрации Никольского городского поселения N 77-па от 19 августа 2008 года "Об условиях приема сточных вод и загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему коммунальной канализации г. Никольское Тосненского района Ленинградской области" в редакции постановления Администрации N 77-па от 16 июля 2009 года в части таблицы 2 пункта 3.4.1 Приложения N 1 раздела 3 "Перечень и нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, принимаемых в системы коммунальной канализации".
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что относится ко второй категории абонентов, в связи с чем оспариваемые положения напрямую затрагивают права Общества, в отношении которого данный акт был применен. Сослался на то, что Общество является ответчиком по делу N А56-27661/2020, рассмотренному Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области по иску организации водопроводно-коммунального хозяйства АО "ЛОКС", решением которого с Общества взыскано 420 830, 64 руб. в качестве платы за сброс в систему коммунальной канализации сточных вод с превышением загрязняющего вещества "марганец", при этом в качестве норматива применена концентрация, установленная таблицей 2 оспариваемого приложения 1 раздела 3 пункта 3.4.1 Постановления N 77-па.
Незаконность нормативного акта административный истец обосновал отсутствием доказательств опубликования таблицы 2 приложения 1 раздела 3 пункта 3.4.1 указанного нормативного правового акта. Кроме того, указал, что оспариваемый нормативный акт в части установления нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ (таблица 2 приложения 1 раздела 3 пункта 3.4.1) противоречит правовому акту, имеющему большую юридическую силу - Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее также - Правила N 644), в Приложении N 5 к которым предусматривается перечень максимальных допустимых значений нормативных показателей общих сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, в то время как значения, установленные оспариваемым муниципальным правовым актом кратно ниже (по марганцу - в 50 раз), чем значения, установленные Постановлением Правительства N 644, и тем самым устанавливают дополнительные обязанности для абонентов по очистке сточных вод.
Административный истец не оспаривал, что до 1 июля 2020 года согласно письму Минстроя N 36109-АЧ/04 от 9 октября 2017 года одновременно подлежали применению два вида нормативов: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 167 от 12 февраля 1999 года "Об утверждении Правил пользования системами водоснабжения и канализации в Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 167 от 12 февраля 1999 года), а также в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1310 от 31 декабря 1995 года "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее также - Постановление Правительства РФ N 1310 от 31 декабря 1995 года), а кроме того, применялись требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные Приложением N 5 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 644.
В то же время, ссылаясь на то, что постановления Правительства РФ N 167 от 12 февраля 1999 года и N 1310 от 31 декабря 1995 года, на основании которых был принят оспариваемый нормативный акт, утратили силу с 1 июля 2020 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22 мая 2020 года N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", полагал, что с указанной даты постановление Администрации N 77-па не подлежало применению, как противоречащее действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены акционерное общество "Ленинградские областные коммунальные системы" (АО "ЛОКС"), Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области.
Первоначально, решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 20 июля 2021 г. административный иск ООО "ЛСР, Стеновые" был удовлетворен, признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу оспариваемое постановление N 77-па, в части пункта 3.4.1 таблицы 2 раздела 3 "Перечень и нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, принимаемых в системы коммунальной канализации" приложения N 1 "Условия приёма загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему коммунальной канализации г.Никольское Тосненского района Ленинградской области".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 27 января 2022 года вышеуказанное решение отменено по процессуальным основаниям, административное дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение
По итогам нового рассмотрения дела, решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 1 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 27 октября 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через Тосненский городской суд Ленинградской области 16 февраля 2023 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 1 марта 2023 года, ООО "ЛСР" со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит об отмене судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований, на которых настаивает по мотивам, изложенным в административном иске. Указывает, что нормативы состава сточных вод, порядок принятия которых появился в федеральном законодательстве 1 июля 2020 года, были приняты уполномоченным органом только 1 июня 2022 года, что свидетельствует о том, что до указанной даты такие нормативы не были установлены и подменять их концентрациями, установленными в Постановлении N 77-па, неверно. Считает, что у суда первой инстанции не было никаких оснований для изменения правовой позиции при повторном рассмотрении дела.
В возражениях на кассационную жалобу Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области указывает на отсутствие оснований для ее удовлетворения, просит оставить судебные акты без изменения.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 3 марта 2023 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалоб не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167, Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644, действовавшими в период принятия оспариваемого постановления, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", введенного в действие 3 июня 2020 года, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и установив, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в предела предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие, опубликованию, пришел к выводу об отсутствии совокупности условий для признания его недействующим.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые положения муниципального правового акта соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку до 1 июля 2020 года соответствовали пункту 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167, а с 1 июля 2020 года не противоречат разделу XIII Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами суда согласилась и нормам материального и процессуального права выводы судов первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат.
В силу пунктов 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет как вопросы соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, так и соответствие этого акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида (пункт 29).
Пунктом 34 указанного Постановления определено, что, если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что проверка соответствия содержания акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, осуществляется судом лишь в том случае, если оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
В рассматриваемом случае, суды установили, что оспариваемый нормативный правовой акт был принят уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка принятия, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
При этом вопреки доводам административного истца о несоблюдении порядка опубликования оспариваемого нормативного акта, суды установили, что постановление Администрации N 77-па от 16 июля 2009 года вместе с приложением - таблицей 2, устанавливающей нормативы ДК загрязняющих веществ в сточных водах прочих абонентов бассейна канализования КОС Никольское, опубликовано в газете "Тоснеский вестник N 56 от 22 июля 2009 года (л.д. 203, 226 т.1).
Проверяя доводы административного иска о противоречии оспариваемых положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суды таких противоречий также не установили и оснований для иного вывода судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с пунктом 13.1 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" нормативы состава сточных вод - это нормативы, устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации).
Из пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
Согласно подпункту 9.1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", введенному в действие с 1 января 2019 года, установление нормативов состава сточных вод отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях.
На дату принятия нормативного правового акта, отдельные положения которого оспариваются ООО "ЛСР", полномочиями по установлению абонентам нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод исполнялись органами местного самоуправления на основании пункта 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167.
В силу пункта 61 названных Правил, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВКХ) природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; а в редакции, действовавшей до 16 января 2015 года, - также защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
При этом на момент оспаривания ООО "ЛСР" вышеназванного постановления, одновременно действовали и применялись два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов:
- нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167, применяемые для расчета платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года N 1310;
- требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные Приложением N 5 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644, применяемые для расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, взимаемой в соответствии с разделом VII названных Правил.
Приведенные нормы утратили силу с 1 июля 2020 года (пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и пункт 2 Перечня утративших силу актов Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 728).
В соответствии с частью 11 статьи 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с Правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими, в том числе, порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод (пункт 8.1), порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов, порядок уменьшения для абонентов платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в случае реализации абонентами планов снижения сбросов (пункт 8.2).
Приведенные положения введены Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 225-ФЗ (ред. от 3 августа 2018 года) "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и вступили в силу с 1 января 2019 года.
С этой даты утратила силу глава 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" "Обеспечение охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения", вместо которой данный федеральный закон был дополнен главой 5.1 "Регулирование сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации)".
Частью 2 статьи 30.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", введенным в действие 3 июня 2020 года, которым Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644, дополнены разделом XIII "Порядок установления нормативов состава сточных вод, в том числе порядок расчета показателей эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, и особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ".
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 728 органам местного самоуправления городских округов рекомендовано установить нормативы состава сточных вод в соответствии с требованиями данного постановления со сроком начала их действия не позднее 1 июля 2020 года.
Таким образом, действующим федеральным законодательством был установлен переходный период, в течение которого муниципальные нормативные правовые акты об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод должны быть приведены в соответствие с требованиями Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 728), в связи с чем оснований для признания оспариваемых положений постановления администрации Никольского городского поселения N 77-па от 19 августа 2008 года "Об условиях приема сточных вод и загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему коммунальной канализации г. Никольское Тосненского района Ленинградской области" в редакции постановления Администрации N 77-па от 16 июля 2009 года недействующим по мотивам несоответствия данным требованиям у судов не имелось.
При этом судами обоснованно учтено, что с 1 января 2019 года в соответствии со статьей 1 Областного закона Ленинградской области от 29 декабря 2015 года N 153-оз "О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области" (согласно редакции от 29 декабря 2018 года) к полномочиям Правительства Ленинградской области или уполномоченных им органов исполнительной власти Ленинградской области относятся полномочия органов местного самоуправления Тосненского района Ленинградской области в сфере водоснабжения и водоотведения, отнесенные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления, за исключением полномочий по утверждению схем водоснабжения и водоотведения поселений.
После внесения изменений Постановлением Правительства Ленинградской области N 123 от 28 февраля 2022 года в положение о Комитете по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области и наделения Комитета полномочиями по установлению нормативов состава сточных вод, и после поступления в Комитет заявления от АО "ЛОКС" в порядке статей 171-173 новой редакции Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 644 от 29 июля 2013 года, Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области принят 1 июня 2022 года Приказ N 12 "Об утверждении нормативов состава сточных вод для объектов абонентов акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" на территории Тосненского района Ленинградской области" "Об утверждении состава сточных вод".
В соответствии с абз.2 части 4 статьи 17 Федерального закона N 131-Ф3 от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в случае, если в соответствии с федеральным законом или законами субъектов Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления переходят к федеральным органам государственной власти или органам государственной власти субъектов Российской Федерации, правовые акты местных Советов народных депутатов и местных администраций районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов, муниципальные правовые акты, полномочия по принятию которых перешли к федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, до принятия федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и вступления в силу правовых актов Российской Федерации, правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих соответствующие правоотношения. Со дня вступления в силу правовых актов Российской Федерации, правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих соответствующие правоотношения, ранее принятые правовые акты органов исполнительной власти РСФСР, правовые акты федеральных органов исполнительной власти, правовые акты краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов или их исполнительных комитетов, краевых, областных, городских (городов федерального значения) администраций, правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правовые акты местных Советов народных депутатов и местных администраций районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов, муниципальные правовые акты, которыми урегулированы такие правоотношения, не применяются.
Минстрой России в письме N 36109-АЧ/049 от 9 октября 2017 года, разъяснил со ссылкой на Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года N 644, Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167, Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", что поскольку нормативные правовые акты органов местного самоуправления об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод или делегировании права на установление таких нормативов организациям ВКХ и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие порядок исчисления и взимания платы за превышение абонентами указанных нормативов, принимаются во исполнение прямого указания на это в нормативных правовых актах, имеющих большую юридическую силу (Правила N 167, Постановление N 1310), и содержат принятые в развитие положений этих актов нормы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить наличие действующего в любой момент времени на территории соответствующего субъекта Российской Федерации порядка исчисления и взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов в целях предотвращения негативного воздействия на водный объект, а органы местного самоуправления - наличие действующих в любой момент времени на территории соответствующих муниципальных образований нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов или муниципальных правовых актов, делегирующих право на установление таких нормативов организациям ЖКХ.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод или делегировании соответствующего права организациям ЖКХ и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, предусматривающие порядок исчисления и взимания платы за их превышение, не могут быть отменены или признаны утратившими силу без одновременного принятия новых актов, устанавливающих нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов или делегирующих право на их установление организациям ВКХ, а также определяющих порядок исчисления и взимания платы за превышение указанных нормативов. В противном случае будут нарушены права неопределенного круга лиц, предоставленные им нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу - Правилами N 167 и Постановлением N 1310, а у абонентов, сбрасывающих сточные воды в централизованные системы водоотведения на территории соответствующих муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, будут отсутствовать экономические стимулы по сокращению негативного воздействия на водные объекты, что в свою очередь приведет к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что при отсутствии до 1 июня 2022 года данных об изменении нормативов допустимых сбросов и показателей эффективности удаления загрязняющих веществ, отсутствии расчетов показателей эффективности удаления загрязняющих веществ, произведенных в соответствии с пунктом 177 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, оспариваемые положения муниципального правового акта не могут считаться противоречащим действующему законодательству и нарушающими права и интересы административного истца, что влечёт за собой отказ в удовлетворении административного иска.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 1 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 27 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ЛСР. Стеновые материалы" - без удовлетворения.
Решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 1 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 27 октября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 28 апреля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.