Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Козловой Е.В, Шлопак С.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГУФССП России по Санкт-Петербургу, ФССП России на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 11 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 3 ноября 2022 г. по гражданскому делу N 2-1900/2022 по исковому заявлению ФИО1 к ФССП России, ГУ ФССП России по Санкт-Петербургу об обязании назначить пенсию, включении в стаж периода службы, взыскании единовременного пособия, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г, объяснения истца ФИО1, представителя ГУФССП России по Санкт-Петербургу - ФИО7
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФССП России, ГУФССП России по Санкт-Петербургу, в котором просил обязать ФССП России назначить пенсию с момента обращения с 16 декабря 2021 г, включить в стаж (выслугу лет) 07 лет 09 месяцев 29 дней, произвести выплату денежных средств в размере 2000000 руб. в качестве единовременного пособия в связи с полученным заболеванием в период прохождения службы.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что проходил службу в УФССП России по Санкт-Петербургу с 2 августа 2012г. в качестве государственного служащего на должности судебного пристава по ОУПДС. После принятия 1 октября 2019 г. Федерального закона N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации" продолжил службу как государственный служащий в ГУФССП России по Санкт-Петербургу на должности "старший смены на объекте - судебный пристав по ОУПДС" по 10 декабря 2021 г. В период службы проявилось заболевание мягких тканей - паховая грыжа, в 2013 и 2015 г.г. оперирован по поводу данного заболевания. В сентябре 2021 г. после прохождения ежегодного профосмотра была обнаружена паховая грыжа, в связи с чем, он был направлен на прохождение военно-врачебной комиссии для определения пригодности прохождения службы в органах принудительного исполнения. После прохождения ВВК на базе Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова МО РФ 16 ноября 2021 г. установлена категория годности "Д"- не годен к службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации. 27 января 2022 г. истец обратился в ФССП России с письменным заявлением о назначении пенсии, однако 24 февраля 2022 г. получил ответ, с указанием на отсутствие права на пенсию в соответствии с п. "б" ст. 13 Закона Российской Федерации N 4468-1 от 12 февраля 1993 г, а также указано, что выслуга истца на день увольнения, с учетом прохождения военной службы, составила 9 лет 3 месяца 9 дней, с чем истец не согласен, полагал, что из выслуги лет необоснованно исключено 7 лет 9 месяца 29 дней, кроме того, не выплачено единовременное пособие в связи с получением в период службы заболевания, явившегося основанием для увольнения.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 11 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 3 ноября 2022 г, исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
ФССП России обязано включить в расчет общего трудового стажа для назначения пенсии по пункту "б" ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" службу ФИО1 на должности федеральной государственной службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности федеральных судов за период со 2 августа 2012 г. по 31 мая 2020г, который в календарном выражении составляет 7 лет 9 месяцев 29 дней.
За ФИО1 признано право на пенсию за выслугу лет на основании п. "б" ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и ФССП России обязан назначить пенсию по данному основанию с 16 декабря 2021 г.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе ГУФССП России по Санкт-Петербургу, ФССП России ставится вопрос об отмене судебных постановлений в части удовлетворенных исковых требований.
В судебном заседании кассационного суда общей юрисдикции представитель ответчика ГУФССП России по Санкт-Петербургу - Будникова Ю.Ф. доводы кассационной жалобы поддержал и просил ее удовлетворить. Истец возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, в связи с чем, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судами не допущено существенного нарушения норм материального и процессуального права.
При рассмотрении спора судами установлено, что ФИО1 2 августа 2012 г. принят на федеральную государственную гражданскую службу и назначен на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности федеральных судов.
31 мая 2020 г. ФИО1 освобожден от замещаемой должности федеральной гражданской службы и уволен с федеральной гражданской службы в связи с переводом гражданских служащих по их просьбе на государственную службу иного вида.
Из выписки из приказа N 418-лс от 20 мая 2020 г. следует, что с 1 июня 2020 г. ФИО1 назначен в Специализированный отдел судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности федеральных судов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по г. Санкт-Петербургу с присвоением специального звания - старший лейтенант внутренней службы.
Заключением военно-врачебной комиссии Военно-медицинской академии им. С.М.Кирова N 205/2161 (Ц) от 16 ноября 2021 г. ФИО1 признан негодным к службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Согласно выписке из приказа от 29 ноября 2021 г. N 7742-лс, срочный контракт с ФИО1 прекращен и он уволен со службы в органах принудительного исполнения с 10 декабря 2021 г. в связи с болезнью. Выслуга лет по состоянию на 10 декабря 2021 г. составляет в календарном исчислении 17 лет 03 месяца 19 дней.
По состоянию на 10 декабря 2021 г. общий трудовой стаж ФИО1 составляет 30 лет 8 месяцев 9 дней.
16 декабря 2021 г. ФИО1 обратился в ГУ ФССП России по Санкт-Петербургу с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет с учетом трудового стажа.
Из ответа ГУФССП России по Санкт-Петербургу N 78909/21/128541 от 23 декабря 2021 г. следует, что выслуга лет в органах принудительного исполнения Российской Федерации на день увольнения с учетом военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и органах принудительного исполнения Российской Федерации составляет 09 лет 05 месяцев 20 дней, в связи с чем права на пенсию за выслугу лет, с учетом трудового стажа, в соответствии с п. "б" ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" ФИО1 не имеет.
27 января 2022 г. ФИО1 обратился в ФССП России с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет с учетом трудового стажа.
В ответ на указанное заявление ФССП России дан ответ, аналогичный ответу ГУ ФССП России по Санкт-Петербургу, в котором указано, что выслуга лет в органах принудительного исполнения Российской Федерации (с учетом прохождения военной службы) на день увольнения составляет 9 лет 3 месяца 9 дней.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с учетом положений Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565, пришел к выводу, что поскольку истцом не предоставлено заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи между заболеванием и выполнением служебных обязанностей, заявленное ФИО1 требование об обязании ФССП России произвести выплату единовременного пособия в размере 2000000 руб. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 27 июля 2004г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", Приказа Министерства юстиции Российской Федерации N 305 от 24 декабря 2019 г. "Об утверждении перечней должностей, замещаемых лицами младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации, и соответствующих им специальных званий", суд первой инстанции пришел к выводу, что истцу необоснованно не включен в стаж, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, период прохождения им службы в должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению деятельности судов Специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности федеральных судов, а именно период со 2 августа 2012 г. по 31 мая 2020 г, что составляет 7 лет 9 месяцев 29 дней, в связи с чем, требование истца об обязании ФССП России включить в стаж (выслугу лет) 07 лет 09 месяцев 29 дней подлежит удовлетворению, кроме того, на ФССП России подлежит возложению обязанность назначить ФИО1 пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 с 16 декабря 2021 г. (с момента обращения за назначением пенсии).
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, суд апелляционной инстанции, проверяя доводы апелляционной жалобы ответчика и признавая их несостоятельными, отметил, что истец со 2 августа 2012 г. по 31 мая 2020 г, то есть в период до 1 июля 2020 г, замещал должность федеральной государственной гражданской службы - судебный пристав по обеспечению деятельности судов Специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности федеральных судов в УФССП по Санкт-Петербургу, которое является территориальным органом Федеральной службы судебных приставов (ФССП России). В свою очередь ФССП России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также уполномоченным на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее государственный реестр), и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр (Положение о Федеральной службе судебных приставов, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1316).
Суд апелляционной инстанции также признал верным и обоснованным вывод суда первой инстанции о необходимости возложения на ФССП России обязанности назначить ФИО1 пенсию за выслугу лет в соответствии с п. "б" ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 с даты обращения за назначением пенсии, а именно с 16 декабря 2021 г, поскольку истец уволен со службы по состоянию здоровья, достиг возраста 45 лет, общий трудовой стаж составляет более 25 лет (30 лет 08 месяцев 09 дней), из которых 17 лет 3 месяца 19 дней (период с 01.08.1987 г. по 12.07.1995 г. (служба по контракту в Вооруженных Силах СССР) и с 2.08.2012 г. по 10.12.2021 г.) составляла служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанции следует признать соответствующими обстоятельствам дела и постановленными при правильном применении норм материального права.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права, в частности, статьи 13 Закона Российской Федерации N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", статей 36, 68, 92, 135 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку до 1 июня 2020 года истец замещал должности в федеральном органе исполнительной власти, был принят на службу в органы принудительного исполнения, следовательно, приобрел новый статус, правовое регулирование которого определяется Федеральным законом от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ, регламентирующим особенности поступления на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождения и прекращения, а также определяющим правовое положение (статуса) сотрудника.
Доводы кассационной жалобы о том, что государственная гражданская служба до поступления на службу в органы принудительного исполнения не подлежит включению в стаж, необходимый для назначения пенсии по выслуге лет в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4468-1 противоречат позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 31 марта 2022 года N 710-0, согласно которой законодатель, определяя правовой статус сотрудника-гражданина, проходящего, в соответствии с Федеральным законом от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания, закрепил за сотрудниками, в том числе право на государственное пенсионное обеспечение, в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для реализации данного права предусмотрел внесение изменений в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (п. 7 ст. 1, п. 17 ч. 1 ст. 11 и ст. 96).
При этом за указанными лицами сохранялась возможность зачета в стаж работы (выслугу лет) отдельных периодов их службы до 1 июля 2020 года, в том числе в должностях судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов, должностях гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах (часть 14 статьи 92).
Понимание указанных норм закона, таким образом, как изложено ответчиками, приведет к тому, что право сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации на пенсию за выслугу лет в соответствии с подпункта "б" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4468-1, исключительно в связи с переходом Федеральной службы судебных приставов на иной вид государственной службы с 1 января 2020 года, возникнет у них не ранее 1 июля 2032 года, что явно нарушит их социальные (пенсионные), гарантированные Конституцией Российской Федерации, права, в том числе право на равенство всех перед законом и поставит в неравное положение с иными категориями лиц, указанными в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судов, которые правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявители не указывают на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела, что не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления.
Признав, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 11 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 3 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ГУФССП России по Санкт-Петербургу, ФССП России - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.