Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Лепской К.И, Шлопак С.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Коруца К.А. на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 22 ноября 2023 г. по гражданскому делу N 2-4662/2022 по исковому заявлению Коруца К.А. к ГБОУ СОШ N182 Красногвардейского района Санкт-Петербурга о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г, объяснения истца Коруца К.А, представителя ответчика Майстренко Г.А.
УСТАНОВИЛА:
Коруца К.А. обратился в суд с иском к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N182 Красногвардейского района Санкт-Петербурга о признании незаконным приказ N546 от 16.12.2021г, взыскании заработной платы в размере 128479, 50 руб, компенсации морального вреда в размере 50000 руб.
В обоснование требований истец указал, что с 01.09.2014 г. состоит с ответчиком в трудовых отношениях в должности педагога дополнительного образования, с ним заключен трудовой договор N168. 06.11.2021 г. ответчиком издан приказ N 464 о необходимости пройти вакцинацию против новой коронавирусной инфекции. Приказом N546 от 16.12.2021 г. ответчик отстранил истца от работы без сохранения заработной платы в связи с тем, что истец не представил документы, подтверждающие вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, обстоятельствами для прекращения отстранения является наличие полной вакцинации против COVID-19. Период отстранения истца от работы составил 62 дня с 16.12.2021 г. по настоящее время. Истец полагает, что ответчиком произведено отстранение от работы в отсутствие правовых оснований, что обусловило незаконность отстранения и повлекло нарушение трудовых прав и причинение истцу морального вреда.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 22 ноября 2022 г, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Коруц К.А. просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, правил оценки доказательств.
В суде кассационной истец Коруц К.А. поддержал доводы кассационной жалобы, представитель ответчика Семенова А.С. возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия полагает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по делу не допущено.
Судами установлено, что 01.09.2014 г. истец принят на работу в ГБОУ СОШ N182 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на должность педагога дополнительного образования, с ним заключен трудовой договор N168.
В соответствии с пунктом 11 трудового договора истец обязался, в том числе соблюдать установленные в школе правила внутреннего трудового распорядка и правила охраны труда; исполнять распоряжения, приказы и указания вышестоящих в порядке подчинённости руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий.
Приказом ответчика от 6.11.2021 г. N464, на основании Постановления Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 12.10.2021 г. N3 "О проведении в Санкт-Петербурге профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" и в соответствии с Федеральным законом от 17.09.1998 г. N157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (в редакции от 2.07.2021г.), приказано: всем сотрудникам школы пройти вакцинацию (первым компонентом или однокомпонентной вакциной) против COVID-19 и уведомить руководителя образовательного учреждения до 15 ноября 2021 года, при наличии официального медицинского отвода от прививок также в срок до 15 ноября 2021 года предоставить сведения руководителю лично; 15 ноября 2021 года всем сотрудникам, не имеющим прививки или официального медицинского отвода, предоставить в канцелярию письменный отказ от участия в вакцинации с указанием причин отказа; с 16 ноября 2021 года отстранить от работы в школе работников, не прошедших вакцинацию и не имеющих официальных медицинских отводов от прививки, на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы (то есть до момента вакцинации против COVID- 19); в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработную плату работнику не начислять.
Приказом ответчика от 29.11.2021 г. N509-а, на основании Постановления Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 12.10.2021 г. N3 "О проведении в Санкт-Петербурге профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" и в соответствии с Федеральным законом от 17.09.1998 г. N157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (в редакции от 2.07.2021г.), Трудового кодекса Российской Федерации, приказано: всем сотрудникам школы пройти вакцинацию (вторым компонентом или однокомпонентной вакциной до 15 декабря 2021 года) против COVID-19 и
уведомить руководителя образовательного учреждения лично, при наличии официального медицинского отвода от прививок так же в срок до 15 декабря 2021 года предоставить сведения руководителю лично; 15 лекаря 2021 года всем сотрудникам, не имеющим прививки или официального медицинского отвода, предоставить в канцелярию письменный отказ от участия а вакцинации с указанием причин отказа; с 16 декабря 2021 года отстранить от работы в школе работников, не прошедших полную вакцинацию и не имеющих официальных медицинских отводов от прививок, на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы (то есть до момента вакцинации против COVID-19); в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработную плату не выплачивать; уведомить об этом ГКУ ЦБ администрации Красногвардейского района 16 декабря 2021 года, предоставив списочный состав отстранённых от работы сотрудников образовательного учреждения.
Приказом ответчика от 16.12.2021 г. N546 истец с указанной даты отстранен от работы в школе как работник, не прошедший полную вакцинацию и не имеющий официальных медицинских отводов от прививок на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы (то есть до момента полной вакцинации против COVID-19).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 16, 56, 76, 129, 136, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21.11.2011 г..N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г..N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", Федерального закона от 30.03.1999 г..N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный Приказом Минздрава России от 06.12.2021 г..N 1122н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок", Федерального закона от 17.09.1998 г..N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", постановления Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу 12.10.2021 г..N 3 "О проведении в Санкт-Петербурге профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", обоснованно исходил из того, что трудовая деятельность Коруца К.А. проходила в организации, осуществляющей деятельность в сфере образования, следовательно, является организацией, в которой выполнение работ связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, поскольку в силу постановления Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу 12.10.2021 г..N3 вакцинация либо предоставление медицинского отвода от вакцинации является обязательным для продолжения работы в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции, Коруца К.А. был уведомлен о необходимости прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции, вариантов прохождения
вакцинации или ее замены, а также с последствиями в случае отказа от вакцинации, вместе с тем истец отказался от прохождения вакцинации, документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний для прохождения вакцинации не представили, в связи с чем, признал действия работодателя по отстранению работника от работы обоснованными и соответствующими вышеизложенному законодательству.
С данными выводами согласился суд апелляционной инстанции, отклонив доводы апелляционной жалобы истца, указав, что поскольку Коруца К.А, трудовая деятельность которого осуществлялась в образовательном учреждении, то есть в организации, в которой в силу постановления Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу 12.10.2021 г. N3 вакцинация либо предоставление медицинского отвода от вакцинации является обязательным для продолжения работы в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции, указанную обязанность по выполнению требований санитарного законодательства, не исполнил.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых заявителем судебных актов по доводам его жалобы.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, статья 2 Трудового кодекса относит, в том числе, свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
В силу части 2 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.
В статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, в соответствии с которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом приведённый перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса).
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ, согласно части 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование.
В соответствии со статьёй 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2.04.2020 г. N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок. Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 35 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия, в том числе давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Из пункта 66 СанПиН 3.3686-21 Санитарно-эпидемиологических требований по профилактике инфекционных болезней, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. N 4 (действуют с 1 сентября 2021 г.), следует, что решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учётом складывающейся эпидемиологической ситуации.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 1.12.2004 г. N 715).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, устанавливаются Федеральным законом от 17.09.1998 г. N 157-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17.09.1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9.12.2020 г. N 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ и часть 2 статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 г. N 157-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербурга от 12.10.2021 г. за N 3 "О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" утверждены категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), к которым относятся, в том числе работники, осуществляющие деятельность в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания.
Признавая распоряжение об отстранении истца от работы законным, суды пришли к правильному выводу, что если в отношении отдельных граждан или категорий граждан вынесено постановление Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, такая вакцинация становится для них обязательной.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.11.2013 г. N 1867-О.
Действия работодателя расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определённым категориям работников.
Судами правильно учтено, что отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав работника.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции несостоятельными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов не опровергли.
По существу доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию истца, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, являлись предметом подробного изучения и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в целом они направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут.
При таких обстоятельствах не имеется предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 22 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Коруца К.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.