Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Стешовиковой И.Г, судей Косицыной -Камаловой И.Р, Лепской К.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Л.А.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 ноября 2022 года по делу N 2-2985/2022 по исковому заявлению Л.А.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, о включении периодов в специальный стаж работы, назначении страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Лепской К.И.
установила:
Истец Л.А.А. обратился в суд с иском к Государственному отделению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ОПФР по Санкт- Петербургу и Ленинградской области) о включении в специальный стаж по списку N 2 периодов работы с 1 января 1992 г. по 31 января 1994 г. и с 1 февраля 1994 г. по 9 июня 1996 г, назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента подачи заявления 19 мая 2021 г.
В обоснование заявленных требований истец указал, что решением пенсионного органа от 25 мая 2021 г. в назначении пенсии ему было отказано, в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа работы с тяжелыми условиями труда, при этом в специальный стаж не были включены спорные периоды работа в должности мастера строительного участка продолжительностью 2 года 01 месяц 01 день и в должности старшего производителя работ строительного участка продолжительностью 2 года 04 месяца 09 дней. Выражая несогласие с решением пенсионного органа, указывая, что в спорные периоды он работал в должностях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, полагая свои пенсионные права нарушенными, истец обратился в суд с настоящим иском.
Решением Выборгского районного суда города Санкт-Петербурга от 31 мая 2022 г. на ответчика возложена обязанность включить истцу в специальный стаж по Списку N2 периоды работы с 1 января 1992 г. по 31 января 1994 г. и с 1 февраля 1994 г. по 9 июня 1996 г. и назначить страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента подачи заявления.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 ноября 2022 года решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 31 мая 2022 г. отменено, в удовлетворении исковых требований Л.А.А. отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе истец Л.А.А. просит об отмене апелляционного определения, ссылаясь на нарушения норм процессуального и материального права, правил оценки доказательств. Просит оставить без изменения решение Выборгского районного суда г. Санкт-Петербурга от31 мая 2022 года.
В обоснование кассационной жалобы указал, что суд апелляционной инстанции в нарушении норм процессуального права неправильно определилобстоятельства, важные для разрешения и рассмотрения настоящего спора. Неправильное определение обстоятельств привело к тому, что коллегия формально подошла к разрешению настоящего спора, отказав только по причине несоответствия должности "мастер строительного участка" должности "мастер строительных и монтажных работ". При вынесении апелляционного определения коллегия не учла специфику работы истца, проанализировав должностные обязанности просто мастера участка, а не мастера строительного участка стройгруппы. При этом истец был занят именно в капительном строительстве, а не на иных участках Депо. Кроме того, полагает, что то обстоятельство, что должность "старший прораб" не предусмотрена Списком N2, само по себе не может служить основанием для отказа во включении в льготный стаж периодов его работы в данной должности, поскольку фактически он выполнял трудовую функцию именно на участке капитального строительства в должности прораба, которая предусмотрена Списком N2.
В соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" произошла реорганизация Пенсионного фонда РФ в форме присоединения с Фондом социального страхования РФ в Фонд пенсионного и социального страхования РФ.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 24 апреля 2023 г. произведена замена Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт- Петербургу и Ленинградской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт- Петербургу и Ленинградской области.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции явился представитель ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Роговенко С.К, действующий по доверенности от 20 января 2023 г, диплом ВСБ 0427316.
Остальные участники процесса, извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.
С учетом части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствии не явившихся участников процесса (их представителей).
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного акта в пределах доводов кассационной жалобы согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представитель ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Роговенко С.К, возражавшего против удовлетворения доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта нижестоящего суда.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как усматривается из материалов дела, 19 мая 2021 г. Л.А.А, 26 ноября 1963 года рождения, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 25 мая 2021 г. истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости досрочно, в связи с отсутствием требуемого стажа работы с тяжелыми условиями труда не менее 7 лет 06 месяцев. При этом в специальный стаж истца пенсионным органом не были включены, в том числе, следующие периоды:
с 1 января 1992 г. по 31 января 1994 г. работа в должности мастера строительного участка стройгруппы Локомотивного депо ст. Пенза-3 Куйбышевской железной дороги (не представлено документов, подтверждающих полную занятость в условиях, дающих право на досрочное назначение пенсии)
с 01 февраля 1994 г. по 9 июня 1996 г. работа в должности старшего производителя строительного участка стройгруппы Локомотивного депо ст. Пенза-3 Куйбышевской железной дороги (должность старший производителя не предусмотрена позицией 2290000а-24441 раздела ХХVII Список N2 "Производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда... ").
Обоснованность не включения в специальный стаж иных периодов работы истцом не оспаривается.
Продолжительность специального стажа, включенного пенсионным органом по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, составляет 6 лет 00 месяцев 08 дней при требуемой продолжительности не менее 7 лет 6 месяцев.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинетов Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, суд первой инстанции, указав, что в период с 13 сентября 1990 г. по 31 января 1994 г. истец работал в должности мастера строительного участка локомотивного депо Куйбышевской железной дороги ст. Пенза, в структурном подразделении "стройгруппа", период с 13 сентября 1990 г. по 31 декабря 1991 г. был учтен пенсионным органом, при этом после 31 декабря 1991 г. характер работы истца не изменился, сведений о том, что истцом в спорный период времени работа выполнялась не полный рабочий день не представлено, третье лицо ОАО "РЖД" возражений в отношении позиции истца не выразило, суд первой инстанции посчитал обоснованными требования истца о включении спорного периода в специальный стаж работы.
Установив, что с 1 февраля 1994 г. по 9 июня 1996 г. истец был переведен на должность "старшего производителя работ стройгруппы", руководствуясь разъяснениями, изложенными в Постановлении Минтруда Российской Федерации от 21 августа 1998 г. N 37 о том, что применение должностного наименования "старший" не изменяет значение должности, суд первой инстанции пришел к выводу, что занимаемая истцом в спорный период должность старшего производителя работ предполагает выполнение работником, в том числе, и обязанностей производителя работ, должность которого включена в Список N 2, в связи с чем, посчитал подлежащими удовлетворению требования истца о включении спорного периода в специальный стаж.
С учетом включенных периодов, суд первой инстанции так же пришел к выводу о наличии у истца специального стажа требуемой продолжительности, в связи с чем, удовлетворил также требования о назначении истцу страховой пенсии по старости досрочно.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда не согласилась с выводами суда первой инстанции и указала на то, что они основаны на неправильном применении норм материального права.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями ст. 39 Конституции РФ, Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и пришел к выводу о том, что юридически значимым при рассмотрении настоящего спора является установление того, осуществлял ли истец в спорные периоды работы в должности, предусмотренной соответствующим Списком, и в организации, осуществляющей строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, реставрацию и ремонт зданий, сооружений и других объектов.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
На основании пп. 2 п. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего закона, для мужчин на один год за каждые два года и 6 месяцев такой работы.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3 Закона о страховых пенсиях).
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В статье 12 Закона о страховых пенсиях приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Пунктом 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда: Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 г.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, к спорным периодам работы истца с 1 января 1992 г. по 31 января 1994 г. и с 1 февраля 1994 г. по 9 июня 1996 г. подлежит применению Список N 2 от 1991 г, которым в разделе XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" предусмотрены должности с правом на льготное пенсионное обеспечение - "мастера строительных и монтажных работ" (позиция 22900006-23419) и "производители работ" (позиция 22900006-24441).
Тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым должностям служащих, утвержденными Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 10 ноября 1992 г. N 30 (утратившим силу в связи с изданием приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 665), была предусмотрена должность "мастер участка", в должностные обязанности которого входит, в том числе: обеспечение производства участком продукции; подготовка производства, обеспечение расстановки рабочих и бригад, контроль за соблюдением технологических процессов; участие в разработке новых и совершенствовании действующих технологических процессов и режимов производства; проверка качества выпускаемой продукции или выполняемых работ; участие в приемке законченных работ и реконструкции участка, ремонту технологического оборудования, механизации и автоматизации производственных процессов и ручных работ; формирование бригад; доведение производственных заданий бригадам и отдельным рабочим; производственный инструктаж рабочих; проведение мероприятий по выполнению правил охраны труда, техники безопасности.
Однако, указанные тарифно-квалификационные характеристики были разработаны по общеотраслевым должностям, в то время, как правом на досрочное пенсионное обеспечением в соответствии с Разделом XXVII Списка N 2 от 1991 г. пользуются только лица, осуществляющие работу на предусмотренных должностях в сфере строительства, реконструкции, технического перевооружения, реставрации и ремонта зданий, сооружений и других объектов.
При этом, Квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих строительных организаций были разработаны и утверждены действующим в период работы истца Постановлением Госстроя СССР от 3 июля 1987 г. N 131.
Указанным нормативным актом была предусмотрена должность "мастер строительных и монтажных работ", в должностные обязанности которого входило, в том числе: обеспечение выполнение плана строительно-монтажных работ на участке мастера в соответствии с рабочими чертежами, проектом производства работ, производственным планом и нормативными документами; контроль за соблюдением технологической последовательности производства работ и обеспечением их надлежащего качества; проведение разбивочных работ, геодезического контроля; организация приемки материалов, конструкций, изделий, их складирование, учет и отчетность; рациональное использование на участке (объекте) строительных машин, механизмов, транспортных средств, экономное расходование материалов; расстановку бригад и не входящих в их состав звеньев и отдельных рабочих; выдача нарядов, приемка законченных работ; оформление документов по учету рабочего времени, выработке, простоев; организация оперативного учета ежедневного выполнения производственных заданий и поступления строительных материалов, конструкций, изделий; проведение работы по внедрению научной организации труда, бригадного и коллективного подряда; внесение предложений по присвоению разрядов рабочим, комплектованию количественного и профессионально-квалификационного состава бригад; обеспечение бригад и рабочих инструментом, приспособлениями, средствами малой механизации, транспортом, одеждой, защитными средствами; участие в работе комиссии по аттестации рабочих мест; контроль соблюдения норм переноски тяжести, обеспечения рабочих мест знаками безопасности, предупредительными надписями и плакатами; ежедневная до начала работ проверка состояния техники безопасности и принятие мер к устранению выявленных недостатков; анализ хозяйственной деятельности участка, контроль за расходованием фонда заработной платы.
Судом апелляционной инстанции был произведен сравнительный анализ вышеуказанных должностных обязанностей по должностям "мастер участка" и "мастер строительных и монтажных работ" и сделан обоснованный вывод о том, что это две разные должности, с различными полномочиями, обязанностями и сферой производственной деятельности, при этом, мастер строительных и монтажных работ должен знать методические и нормативные материалы, касающиеся деятельности строительных участков, технологию и организацию строительного производства, проектно-сметную документацию на строящиеся объекты, строительные нормы и правила, технические условия на производство и приемку строительно-монтажных работ.
Принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции подробно исследовал имеющиеся в деле доказательства, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для включения в стаж работы Л.А.А, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, проработавшим на работах с тяжелыми условиями труда вышеуказанных спорных периодов.
Учитывая, что в спорный период с 1 января 1992 г. по 31 января 1994 г. истец занимал должность мастера строительного участка, при этом Списком N 2 от 1991 г. предусмотрена должность мастера строительных и монтажных работ, оснований для включения спорного периода в специальный стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем, суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда первой инстанции с вынесением нового судебного акта об отказе в иске.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит несостоятельными доводы кассационной жалобы истца о том, что он фактически исполнял обязанности по должности, предусмотренной Списком N 2, поскольку из материалов дела следует, что в период с 1 января 1992 г. по 31 января 1994 г. истец работал в должности мастера строительного участка стройгруппы Локомотивного депо ст. Пенза- 3 Куйбышевской железной дороги, то есть в должности, не предусмотренной Списком N 2 от 1991 г, поскольку указанным Списком предусмотрена должность "мастера строительных и монтажных работ", а не "мастера строительного участка", в должности которого работал истец.
Оснований для включения в специальный стаж истца периода работы с 1 февраля 1994 г. по 9 июня 1996 г. в должности "старший производитель работ", суд апелляционной инстанции так же не усмотрел, сославшись на то, что действующим в спорный период Постановлением Госстроя СССР от 3 июля 1987 г. N 131 были утверждены Квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих строительных организаций, которыми были отдельно предусмотрены должности "мастер строительных и монтажных работ", "производитель работ" и "старший производитель работ (начальник участка)".
Согласно Постановлению Госстроя СССР от 3 июля 1987 г. N 131, в должностные обязанности "производителя работ" было включено, в том числе: руководство производственно-хозяйственной деятельностью участка; обеспечение выполнение плана по вводу объектов в эксплуатацию в установленные сроки и выполнению строительно-монтажных и пусконаладочных работ по всем количественным и качественным показателям; организация производства строительно-монтажных работ в соответствии с проектной документацией, строительными нормами и правилами, техническими условиями; соблюдение технологической последовательности производства строительно-монтажных работ на участке;
осуществление мероприятий по повышению уровня комплексной механизации работ, внедрению новой техники; работа по внедрению бригадного и коллективного подряда, распространению передовых приемов и методов труда; получение технической документации на строительство объектов и ее хранение; составление заявки на строительные машины, транспорт, средства механизации, материалы, конструкции, детали, инструмент, инвентарь и обеспечение их эффективного использования; обеспечение выполнения работ с соблюдением проектов производства работ; оформление актов на скрытые работы, ведение исполнительной технической документации; участие в сдаче заказчикам законченных строительством объектов, отдельных этапов и комплексов работ по возводимым объектам; подготовка фронта работ для субподрядных (специализированных) организаций; установление мастерам производственных заданий; организация приобъектного складского хозяйства и охраны материальных ценностей; ежедневная проверка состояния техники безопасности.
Согласно Постановлению Госстроя СССР от 3 июля 1987 г. N 131, в должностные обязанности "старшего производителя работ (начальника участка)" было включено, в том числе: руководство производственно хозяйственной деятельностью участка; обеспечение своевременного ввода в эксплуатацию объектов, ритмичного хода строительного производства, выполнения плана строительно-монтажных и пусконаладочных работ по всем количественным и качественным показателям; проведение работы по комплексной механизации строительно-монтажных работ, внедрению научной организации труда и новой техники; планирование, учет и составление отчетности производственной деятельности участка; составление набора работ для формирования плана строительного участка; организация диспетчерской службы; составление заявок на строительные машины, транспорт, средства механизации, материалы, конструкции, детали, инструмент, инвентарь; руководство производителями работы; сдача заказчикам законченных этапов и комплексов работ; участие в сдаче объектов в эксплуатацию; контроль за расходованием фонда заработной платы; контроль расходов на механизацию, транспорт, материалы и другие затраты; подбор работников участка, их расстановка; организация участкового складского и инструментального хозяйства; организация выполнения предписаний контролирующих органов по технике безопасности; систематический специальный осмотр участка.
Проанализировав вышеназванные акты, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что должности "производитель работ" и "старший производитель работ (начальник участка)" имеют различную компетенцию, обязанности и сферу деятельности, в связи с чем "старший производитель работ (начальник участка" представляет собой самостоятельную должность, без включения дополнительных функций по иным должностям, при этом такая должность "старший производитель работ (начальник участка)" Списком N 2 от 1991 г. в качестве должности, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, не предусмотрена.
Выводы суда апелляционной инстанций об отсутствии основания для включения вышеуказанных спорных периодов в стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения (статьям 8, 14, 30, 31, 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительством Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", а также Списку N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, Порядку подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н), разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в Постановлении Пленума от 11.12.2012 г..N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые
пенсии" и обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы Л.А.А. о наличии оснований для удовлетворения иска, приводились истцом ранее, являлись предметом оценки суда апелляционной инстанций, обосновано были отклонены по мотивам, изложенным в обжалуемом судебном постановлении. Оценка доказательств, исследованных судом апелляционной инстанции, произведена по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их допустимости, относимости, достоверности и достаточности.
Кассационный суд общей юрисдикции полагает, что доводы кассационной жалобы истца получили надлежащую правовую оценку, при этом выводов судов апелляционной инстанции не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителя, что не может служить основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта в кассационном порядке.
Поскольку истцом необходимой совокупности достоверных доказательств, подтверждающих факт работы в должностях и организациях, работа в которых дает право на досрочную страховую пенсию по старости, перечисленных в Списке N 2 от 1991 года не было представлено, то с учетом установленного правового регулирования, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Изложенные в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования, данным доводам в судебном постановлении дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом не приняты, оснований не согласиться с которыми не имеется, не нуждающиеся в дополнительной аргументации.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке, судом апелляционной инстанции не допущено.
Признав, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 199, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Л.А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.