Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 15 марта 2023 года кассационную жалобу Кашфуллина У.Ф. на решение Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 22 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 января 2023 года по административному делу N 2а-905/2022 по административному исковому заявлению Кашфуллина У.Ф. к администрации сельского поселения Еремеевский сельсовет муниципального района Чишминский район Республике Башкортостан (далее - Администрация) об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кашфуллин У.Ф. является одним из собственников земельного участка с кадастровым номером N, площадью 217 142 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для возделывания сельскохозяйственных культур", поставленного на кадастровый учет 10 декабря 2015 года (далее - земельный участок, л.д. 9, 10, том 1).
22 апреля 2022 года, 25 мая 2022 года Кашфуллин У.Ф. обращался к административному ответчику с заявлениями о внесении изменений в документацию по планировке территории, в частности Правила землепользования и застройки, изменив вид разрешенного использования земельного участка с "для возделывания сельскохозяйственных культур" на "ведение садоводства" (л.д. 12, 15, том 1).
В ответе Администрации от 5 июля 2021 года в удовлетворении заявления Кашфуллина У.Ф. об изменении вида разрешенного использования земельного участка отказано (л.д. 118, том 1).
Усматривая незаконное бездействие административного ответчика по ненадлежащему рассмотрению его обращений, Кашфуллин У.Ф. оспорил его в судебном порядке, одновременно заявляя требование об изменении вида разрешенного использования земельного участка в судебном порядке.
Решением Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 22 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 января 2023 года, заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие Администрации, выразившееся в нерассмотрении обращений Кашфуллина У.Ф. от 22 апреля 2022 года и 25 мая 2022 года, на административного ответчика возложена обязанность дать ответ на указанные обращения.
В кассационной жалобе Кашфуллин У.Ф. просит об отмене судебных актов, указывая на нарушение норм материального права, приводя доводы о необходимости удовлетворения требований в полном объеме, с принятием решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "для возделывания сельскохозяйственных культур" на "ведение садоводства".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (абзац первый).
Согласно статье 77 того же кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (пункт 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ).
Согласно части 2 названной статьи в случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.
Указанные решения принимаются на основе мотивированного заявления заинтересованного лица о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, направляемого в орган местного самоуправления муниципального образования, на территориях которого находится населенный пункт, с приложением физическим лицом кадастрового паспорта земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, копий документов, удостоверяющих личность заявителя, правоустанавливающих документов на земельный участок, включаемый в границы населенного пункта (часть 4 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований Кашфуллина У.Ф, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что изменение вида разрешенного использования земельного участка на землях сельскохозяйственного назначения невозможно без включения таких земель в границы населенного пункта, и Администрация сельского поселения Еремеевский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан не вправе принимать решение о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта, поскольку решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или либо отказе в принятии решения согласно части 18 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ, принимает исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Кроме того, согласно пункту 6 статьи 79 Земельный кодекс Российской Федерации сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
В кассационной жалобе Кашфуллин У.Ф. приводит доводы о недопустимости применения вышеназванных положений, поскольку в соответствии с пунктом 31 статьи 31 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (введенным Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 312-ФЗ) положения пункта 6 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации не распространяются на земельные участки, в отношении которых до 1 января 2019 года в предусмотренном в соответствии с законом или иными нормативными правовыми актами порядке был установлен вид разрешенного использования, предусматривающий возможность ведения гражданами садоводства для собственных нужд.
Указанные аргументы Кашфуллин У.Ф. подлежат отклонению, поскольку земельный участок с кадастровым номером N, поставленный на кадастровый учет 10 декабря 2015 года, не предусматривает вид разрешенного использования "ведение садоводства для собственных нужд" (л.д. 9, том 1).
Другие доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку. Кроме того, аргументы кассационной жалобы выражают несогласие с данной судами оценкой доказательств по делу и установленными обстоятельствами. Между тем суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств по делу, отличных от ранее установленных судами.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 22 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кашфуллина У.Ф. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 5 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.