Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Струковой А.А, судей Артамоновой Т.А, Сумбаевой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Базаровой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело УИД N 23OS0000-01-2022-001064-42 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сочи Транс Ойл" об оспаривании отдельных положений нормативных правовых актов, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Сочи Транс Ойл" на решение Краснодарского краевого суда от 7 декабря 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Артамоновой Т.А, пояснения представителя административного истца Чуйкова А.Г, поддержавшего апелляционную жалобу, заключение прокурора третьего отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Сочи) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края N 2368 от 1 ноября 2018 года утверждены результаты определения кадастровой стоимости зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, земельных участков из состава земель лесного фонда, земельных участков из состава земель водного фонда, согласно пункту 3502606 которого установлена по состоянию на 1 января 2018 года кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 3 868 218, 64 рубля (далее также - приказ N 2368 от 1 ноября 2018 года), и в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее также - Закон N 237-ФЗ) применяется в период с 1 января 2019 года до 1 января 2022 года для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Данный приказ размещен на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://admkrai.krasnodar.ru) 2 ноября 2018 года.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края N 2259 от 9 сентября 2021 года утверждены результаты определения кадастровой стоимости зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Краснодарского края, согласно пункту 2564941 которого установлена по состоянию на 1 января 2021 года кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 16 544 326, 33 рубля (далее также - приказ N 2259 от 9 сентября 2021 года), и в соответствии со статьей 18 Закона N 237-ФЗ) применяется в период с 1 января 2022 года до 22 июня 2022 года для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Данный приказ размещен на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://admkrai.krasnodar.ru) 10 сентября 2021 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Сочи Транс Ойл" (далее также - ООО "Сочи Транс Ойл", общество), являющееся собственником объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N, площадью 360 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", обратилось в Краснодарский краевой суд с административным иском о признании не действующими приведенных пунктов приказов, обосновывая требования тем, что при постановке данного объекта на кадастровый учет в 2013 году была допущена техническая ошибка: объект поставлен на учет как нежилое здание, в то время как он является сооружением, что повлекло в последующем неверный расчет кадастровой стоимости объекта. Согласно ответу Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 23 июня 2022 года, данная техническая ошибка исправлена в части указания вида объекта "здание" на "сооружение", исключена информация о материале наружных стен из сведений ЕГРН. Однако исправление данной ошибки не привело к полному ее исправлению и восстановлению прав общества как плательщика налога на имущество организаций, поскольку возлагает на общество обязанность по оплате повышенных налоговых платежей за спорное имущество. Административный истец считает, что при таких обстоятельствах необходимо исключить сведения о размере кадастровой стоимости объекта недвижимости из указанных приказов.
Решением Краснодарского краевого суда от 7 декабря 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ООО "Сочи Транс Ойл" просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, которым удовлетворить требования административного истца в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что в соответствии с подпунктом 3а пункта 2 статьи 18 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее также - Федеральный закон N 237-ФЗ) кадастровая стоимость в случае исправления технической ошибки должна применяться со дня начала применения этой кадастровой стоимости, то есть, в сведения ЕГРН о пересчитанной ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" кадастровой стоимости в размере 338 150, 2 кв.м, определенной по состоянию на 1 января 2019 года в связи с исправление технической ошибки в сведениях о виде объекта недвижимости, необходимо внести изменения о дате начала применения кадастровой стоимости для целей налогообложения, указав дату применения с 1 января 2020 года. Для реализации данного права необходимо признать недействующими указанные приказы. Судом сделан неверный вывод о том, что недостоверные сведения при утверждении результатов государственной кадастровой оценки административным ответчиком не использовались, в отчетах, составленных по результатам выполнения работ по государственной кадастровой оценке технические ошибки не допущены, что противоречит материалам дела и установленным обстоятельствам. Характеристики о виде объекта, с которым объект был включен в перечень оцениваемых объектов, и которые учитывались при определении величины его кадастровой стоимости, являются недостоверными. Следовательно, применение в оспариваемых актах недостоверных сведений при утверждении результатов государственной кадастровой оценки противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Участвовавшим в деле прокурором поданы письменные возражения на апелляционную жалобу.
При подготовке к разбирательству в суде апелляционной инстанции определением от 28 февраля 2023 года произведена в порядке статьи 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) процессуальная замена ФГБУ "ФКП Росреестра" на правопреемника ППК "Роскадастр".
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, извещенные своевременно и надлежащим образом в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ, в судебное заседание не явились. Сведения о дате и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции также размещены на официальном сайте Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в сети "Интернет".
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции на основании пунктов 3 и 4 части 2, пункта 3 части 3 статьи 310 КАС РФ ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильного истолкования закона.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72, части 2, части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), регулировавшим вопросы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно статье 24.11 Закона об оценочной деятельности под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который в этом случае признается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (абзацы первый и второй статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3, частью 1 статьи 6 Федерального закона N 237-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости - полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение) (часть 2 статьи 6 Федерального закона N 237-ФЗ).
Проанализировав приведенные нормы федерального законодательства, Положение о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденное постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 года N 345, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты компетентным органом - департаментом имущественных отношений Краснодарского края в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие и по этим основаниям не оспариваются.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые акты не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, основаны на сведениях ЕГРН об объекте недвижимости, и не нарушают права административного истца.
С указанным выводом суд апелляционной инстанции не может согласиться, поскольку выводы суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении административного искового являются ошибочными.
Проверяя соответствие содержания приказов департамента имущественных отношений Краснодарского края N 2368 от 1 ноября 2018 года и N 2259 от 9 сентября 2021 года в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Сочи Транс Ойл" на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года серии N является собственником объекта недвижимости - автозаправочной станции, назначение нежилое, площадью 360 кв.м, по адресу: "адрес".
По информации филиала ППК "Роскадастр" по Краснодарскому краю данный объект недвижимости с кадастровым номером N был поставлен на кадастровый учет 23 августа 2013 года с видом "здание", назначением "нежилое здание", с наименованием "заправочная станция". При переходе с 15 июля 2020 года на промышленную эксплуатацию в ФГИС ведения ЕГРН в автоматизированном режиме была осуществлена корректировка сведений о назначении спорного объекта с "нежилое здание" на "нежилое".
Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости на территории Краснодарского края в 2018 году проведена на основании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 21 сентября 2017 года N 2197, исполнителем работ являлось ГБУ КК "Крайтехинвентаризация" (далее также - бюджетное учреждение).
Перечень объектов оценки от 19 февраля 2018 года, включающий, в том числе 1 759 672 зданий, был сформирован Управлением Росреестра по Краснодарскому краю по состоянию объектов недвижимости на 1 января 2018 года. В данный перечень включен объект недвижимости с кадастровым номером N с указанием вида объекта - "здание", наименования - "заправочная станция", содержавшихся в ЕГРН.
Об итогах государственной кадастровой оценки зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Краснодарского края по состоянию на 1 января 2018 года подготовлен Отчет N N, который в соответствии с пунктом 25 статьи 14 Федерального закона N 237-ФЗ прошел проверку Росреестра, о чем составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ года N N, и направлено 1 октября 2018 года уведомление в адрес департамента имущественных отношений Краснодарского края.
В соответствии с Отчетом N N (раздел 3 "Описание процесса оценки в рамках применения затратного подхода") расчет кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N осуществлен методом моделирования в рамках затратного подхода для ОКС, отнесенных к 10 группе "Сооружения", с использованием справочников укрупненных показателей стоимости строительства КО-ИНВЕСТ, с подбором 25 аналогов и расчетом средневзвешенного значения для группы 10 "Сооружения". Затем оценщиком осуществлен выбор объектов-аналогов для подгруппы 1009 "Навесы" из сборника КО-ИНВЕСТ "Сооружения городской инфраструктуры", 2014 год, с классом качества Econom, с классом конструктивной системы КС-12, КС-1, КС-3, КС-6, КС-13, этажностью 1-3 этажа, без этажа. Для объекта без КС принималось средневзвешенное значение в группе.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года составила 3 868 218, 64 рубля, УПКС - 10 745, 05 руб/кв.м.
В 2021 году на территории Краснодарского края проведена очередная государственная кадастровая оценка зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на основании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 марта 2020 года N 488, исполнителем работ являлось ГБУ КК "Крайтехинвентаризация".
Перечень объектов недвижимости от 5 февраля 2021 года (с исправлениями от 25 февраля 2021 года) был сформирован филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю по состоянию на 1 января 2021 года. В данный перечень включен объект недвижимости с кадастровым номером N с указанием вида объекта - "здание", наименования - "заправочная станция", содержавшихся в ЕГРН.
Об итогах государственной кадастровой оценки зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Краснодарского края по состоянию на 1 января 2021 года подготовлен проект Отчета N N, который в соответствии с пунктом 29 статьи 14 Федерального закона N 237-ФЗ прошел проверку Росреестра, о чем составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ года N N, и направлено ДД.ММ.ГГГГ года уведомление в адрес департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Впоследствии, в соответствии с пунктом 28 статьи 14 Федерального закона N 237-ФЗ Росреестром проведена проверка обновленной версии проекта отчета об итогах государственной кадастровой оценки, о чем составлен ДД.ММ.ГГГГ года акт N N и направлено ДД.ММ.ГГГГ года уведомление в адрес департамента имущественных отношений Краснодарского края.
В соответствии с Отчетом N N (раздел 3.7 "Затратный подход") расчет кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N осуществлено методом моделирования в рамках затратного подхода для ОКС, отнесенных к 4 группе "Объекты коммерческого назначения, предназначенные для оказания услуг населению, включая многофункционального назначения", подгруппе 0406 "Автозаправочные станции (АЗС), газонаполнительные станции, автогазозаправочные станции (АГЗС)" с подбором объекта-аналога из справочника укрупненных показателей стоимости строительства УПСС "Общественные здания", 2020 год, с классом конструктивной системы КС-3.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2021 года составила 16 544 326, 33 рубля, УПКС - 45 956, 46 руб/кв.м.
Расчет кадастровой стоимости спорного объекта оценки произведен в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке" (далее - Методические указания).
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости Краснодарского края утверждены выше поименованными приказами департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Таким образом, все этапы государственной кадастровой оценки осуществлены уполномоченными на то лицами в соответствии с требованиями действующего законодательства и с соблюдением установленной процедуры.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с Законом об оценочной деятельности под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - перечень), формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в порядке и в соответствии с требованиями к содержанию запроса, которые установлены уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости (статья 24.13 Закона об оценочной деятельности).
Согласно статье 24.15 Закона об оценочной деятельности определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями данного Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.
Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года N 508 утвержден Федеральный стандарт оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", согласно пунктам 1 и 2 которого данный стандарт оценки разработан с учетом международных стандартов оценки и федеральных стандартов оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", содержит требования к определению кадастровой стоимости объектов недвижимости и является обязательным к применению при определении кадастровой стоимости.
Пунктом 6 ФСО N 4 предусмотрено, что под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.
При определении кадастровой стоимости оценщик использует данные, включенные в фонд данных государственной кадастровой оценки, а также государственный кадастр недвижимости, фонд данных землеустроительной документации, фонды данных и базы данных, имеющиеся в распоряжении организаций и учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. Допускается использование информации из иных источников, содержащих сведения доказательного значения (пункт 14 ФСО N 4).
При определении кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки все объекты оценки, содержащиеся в перечне для целей проведения государственной кадастровой оценки, разбиваются на группы объектов оценки на основании анализа информации о рынке объектов оценки, обоснования модели оценки кадастровой стоимости, состава ценообразующих факторов и сведений о значениях ценообразующих факторов объектов оценки для каждого исследуемого вида объектов оценки. В набор ценообразующих факторов должны быть включены только те факторы, которые оказывают существенное влияние на стоимость объектов оценки и могут быть достоверно определены и объективно измерены (пункт 16 ФСО N 4).
Аналогичные положения содержатся в пунктах 1.1, 1.2, 1.3, 5-7 Методических указаний, которые определяют правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости и предназначены для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ООО "Сочи Транс Ойл" обратилось в бюджетное учреждение с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N.
Решением ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" от ДД.ММ.ГГГГ N N заявление общества удовлетворено, поскольку установлено, что при определении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости в 2021 году были использованы некорректные значения ценообразующего фактора - год ввода в эксплуатацию, а именно, на момент проведения расчетов в сформированном филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю Перечне по состоянию на 1 января 2021 года сведения относительно года ввода в эксплуатацию отсутствовали, а в представленном обществом техническом паспорте по состоянию на 6 июня 2006 года указан год ввода в эксплуатацию/завершения строительства - 1996 год.
В связи с принятием решения об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением осуществлен такой пересчет, в результате которого кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2021 года не изменилась и составила 16 544 326, 33 рубля, УПКС - 45 956, 46 руб/кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ года общество, приложив технический паспорт N N, составленный Сочинским БТИ 17 марта 2003 года, обратилось в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением N N об изменении вида объекта недвижимости с кадастровым номером N указав на допущенную в ЕГРН техническую ошибку в материале стен "прочие", что повлекло указание на вид объекта - "здание", хотя по документам технического учета и фактическим обстоятельствам оно является сооружением.
По результатам рассмотрения заявления общества в сведениях ЕГРН обеспечено 22 июня 2022 года исправление технической ошибки о виде объекта недвижимости с "здание" на "сооружение". В связи с исправлением технической ошибки кадастровая стоимость данного объекта была пересчитана 21 июля 2022 года бюджетным учреждением в соответствии со статьей 16 Федерального закона N 237-ФЗ и составила 338 150, 2 рубля.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ года N N ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" в удовлетворении заявления общества от 21 июля 2022 года об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости в отношении спорного объекта недвижимости в части вида объекта недвижимости, отказано.
Таким образом, органом регистрации и кадастра установлен на основании технической документации, составленной Сочинским БТИ 17 марта 2003 года, факт технической ошибки в отношении спорного объекта недвижимости, исправление которой повлекло изменение вида данного объекта, и, соответственно, пересчет кадастровой стоимости бюджетным учреждением. Учитывая изложенное, избранный административным истцом в настоящем деле способ защиты своих прав является надлежащим, право на пересмотр кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в связи с выявлением технической ошибки в сведениях об объекте, использованных при утверждении его кадастровой стоимости, обществом реализовано посредством пересчета кадастровой стоимости актом ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" с учетом исправленного вида объекта.
Исходя из установленных обстоятельств административного дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что применение в оспариваемых актах недостоверных сведений о виде объекта при утверждении результатов государственной кадастровой оценки противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и привело к нарушению прав административного истца, которые не могут быть восстановлены иным способом судебной защиты, отличным от избранного истцом по настоящему делу.
Как неоднократно указывалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет особый, а именно публично-правовой (а не частно-правовой) характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти. Налоги, обеспечивая финансовую основу деятельности государства, являются необходимым условием его существования. Соответственно, налоговое обязательство налогоплательщика следует не из договора, а из закона, и налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну; соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы. Иначе нарушались бы воплощенный в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно защищаемый публичный интерес и связанные с ним права и законные интересы налогоплательщиков, публично-правовых образований, государства в целом (Постановления от 17 декабря 1996 года N 20-П и от 14 июля 2005 года N 9-П, Определения от 27 декабря 2005 года N 503-О и от 7 ноября 2008 года N 1049-О-О).
Использование недостоверных сведений при утверждении государственным органом кадастровой стоимости свидетельствует об объективном искажении налоговой базы по налогу на имущество организации.
Такая кадастровая стоимость вопреки пункту 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации не является надлежащей (основанной на объективных и экономически обусловленных показателях) стоимостной характеристикой объекта недвижимости, подлежащего налогообложению.
Принимая во внимание, что административным истцом реализовано в порядке главы 25 КАС РФ право на пересмотр кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с выявлением недостоверности сведений, использованных при утверждении их кадастровой стоимости, учитывая, что настоящий спор направлен не на установление новых условий налогообложения и не на исправление ошибок (искажений), допущенных по результатам проведенной государственной кадастровой оценки, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности заявленных требований ввиду противоречия отдельных положений оспариваемых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что имеющие значение обстоятельства дела установлены, сбор дополнительных доказательств не требуется, обоснованность доводов административного истца нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и принятию по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований ООО "Сочи Транс Ойл".
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, в соответствии со статьей 215 КАС РФ и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", судебная коллегия, исходя из необходимости восстановления нарушенных прав административного истца, полагает, что для достижения указанной цели нормативные правовые акты подлежат признанию недействующими в оспариваемой части с даты их принятия.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 7 декабря 2022 года отменить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сочи Транс Ойл" удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края N 2368 от 1 ноября 2018 года "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, земельных участков из состава земель лесного фонда, земельных участков из состава земель водного фонда" в части утверждения пунктом 3502606 которого установлена по состоянию на 1 января 2018 года кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 3 868 218, 64 рубля.
Признать недействующим со дня принятия приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 9 сентября 2021 года N 2259 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Краснодарского края" в части утверждения пунктом 2564941 кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 16 544 326, 33 рубля.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению на официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение составлено 28 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.