Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Струковой А.А, судей Брянцевой Н.В, Сумбаевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бобиной Д.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-381/2022 по коллективному административному исковому заявлению Аветисяна Р.А, Гарибджаняна А.Ш. и других (всего - 21 лица) к Правительству Ставропольского края об оспаривании в части постановления Правительства Ставропольского края от 19 мая 2022 года N 270-п "Об утверждении Порядка погашения требований граждан-участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований"
по апелляционным жалобам уполномоченных представителей группы административных истцов на решение Ставропольского краевого суда от 12 декабря 2022 года об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Струковой А.А, объяснения с применением систем видеоконференц-связи уполномоченных представителей административных истцов - Исаева А.В. и Сбитневой И.Н, поддержавших апелляционную жалобу, возражения представителей Губернатора и Правительства Ставропольского края - Чаловой Е.В, Правительства и Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края - Вертелецкой А.А, Министерства финансов Ставропольского края - Толстовой С.И, Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края - Квиткиной Н.Н, полагавших решение подлежащим оставлению без изменения, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В. об отсутствии оснований к отмене решения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Правительства Ставропольского края от 19 мая 2022 года N 270-п утвержден Порядок погашения требований граждан-участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований.
Пунктом 3 названного Порядка предусмотрено, что погашение требований граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований осуществляется путем предоставления таким гражданам денежной выплаты в размере, установленном пунктом 4 настоящего Порядка (далее - денежная выплата).
Согласно пункту 4 Порядка денежная выплата предоставляется гражданам - участникам строительства в размере:
требований о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, определенных подпунктом 3.1 пункта 1 статьи 201.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", включенных в реестр требований участников строительства (далее - требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений);
денежных требований, включенных в реестр требований участников строительства и подлежащих удовлетворению в порядке, установленном абзацем вторым подпункта 3 пункта 1 статьи 201.9 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - денежное требование);
денежных средств, уплаченных гражданином - участником строительства по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, машино-места и нежилого помещения (далее - договор), в случае наличия вступившего в законную силу судебного акта, предусмотренного пунктом 2 части 2 статьи 3 Закона Ставропольского края.
Денежная выплата предоставляется гражданам - участникам строительства в отношении каждого жилого помещения, машино-места и нежилого помещения и (или) каждого денежного требования, приобретенного такими гражданами по договорам за счет собственных денежных средств, а также заемных средств, в случае если договор содержит условие о залоге права требования гражданина - участника строительства.
Указанное постановление Правительства Ставропольского края от 19 мая 2022 года N 270-п опубликовано на сайте www.pravo.stavregion.ru 20 мая 2022 года, а на сайте www.pravo.gov.ru - 25 мая 2022 года и вступило в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.
Аветисян Р.А, Гарибджанян А.Ш, Гнездилов В.Ю, Грицаюк Н.Г, Гюльмагомедов С.С, Козикова М.Л, Литвинов Ю.В, Масюков А.И, Мусихина И.М, Петросян Э.Ш, Призова Н.В, Сенькина Е.П, Солгалова С.В, Ткачев П.Г, Ягелло Н.Ф. обратились в Ставропольский краевой суд 21 июля 2022 года с административным исковым заявлением к Правительству Ставропольского края об оспаривании изложенных выше пунктов 3 и 4 Порядка.
Определением от 1 сентября 2022 года удовлетворены заявления Дегтяревой Т.М, Захарченко В.В, Иващенко А.Ю, Сизякина С.В, Шагиной О.М. о вступлении в административное дело в качестве административных соистцов (части 4, 6 статьи 41 КАС РФ).
Определением от 8 сентября 2022 года принято к производству коллективное административное исковое заявление, поданное названными 20 гражданами, которыми ведение дела поручено Исаеву А.В. и Сбитневой И.Н, отвечающим требованиям части 1 статьи 55 КАС РФ.
Этим же определением постановлено рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьей 42 КАС РФ.
Определением от 28 сентября 2022 года с согласия Султаналиева А.Р. административное дело по его административному исковому заявлению соединено в одно производство с административным делом по коллективному административному исковому заявлению.
Уточнив заявленные требования, административные истцы просили признать не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу приведенные выше пункты 3, 4 в части порядка погашения требований граждан-участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, а также возложить на Правительство Ставропольского края обязанность принять соответствующий статье 1 и части 1 статьи 3 Закона Ставропольского края N 8-кз от 7 февраля 2022 года "О порядке погашения требований граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машиномест и нежилых помещений или денежных требований" новый нормативный правовой акт о внесении изменений в оспариваемые пункты 3 и 4 Порядка, в котором определить размер выплат возмещения гражданам, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, в размере рыночной стоимости имущества на первичном рынке, но не менее уплаченной цены договора на дату, которая не может быть более чем на шесть месяцев ранее даты принятия решения о выплате такого возмещения, и установить методику определения размера таких выплат, направленных на восстановление прав граждан - участников долевого строительства на жилые помещения.
Административные исковые требования обоснованы тем, что решением Арбитражного суда Ставропольского края от 6 марта 2017 года по делу N N ООО "АртСтройТехно" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура конкурсного производства. На основании определений арбитражного суда в рамках дела о банкротстве ООО "АртСтройТехно" требования каждого из административных истцов внесены в реестр требований участников долевого строительства с требованием о передаче жилых помещений в многоквартирных жилых домах в "адрес".
Объекты многоквартирного жилищного строительства на ул "адрес" (позиции 6, 7) и ул. "адрес" (позиция 1) в г.Ставрополе не возведены.
Осуществление выплат в счет возмещения гражданам - участникам долевого строительства в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов... ", статьей 13 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий... " фактически не представляется возможным вследствие непринятия Фондом положительного решения о финансировании соответствующих мероприятий, указанных в пункте 5 части 2 статьи 13.1 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ.
Применительно к мерам региональной поддержки Закон Ставропольского края N 8-кз от 7 февраля 2022 года "О порядке погашения требований граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машиномест и нежилых помещений или денежных требований" содержит в статье 1 указание на определение порядка погашения требований граждан - участников строительства в целях реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантии защиты прав и законных интересов граждан - участников строительства и восстановления их прав, при этом в части 1 статьи 3 названного Закона края относит полномочия по определению Порядка погашения требований граждан - участников строительства и размера денежной выплаты к компетенции Правительства Ставропольского края.
В то же время, Правительство края, утвердив постановлением от 19 мая 2022 года N 270-п Порядок погашения требований граждан-участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований, в оспариваемых пунктах 3 и 4 не определило размер денежных выплат гражданам - участникам строительства исходя из рыночной стоимости жилья в пределах шести месяцев до даты выплаты в отличие от правового регулирования, установленного в отношении сходных правоотношений статьей 13 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий... ", и не предусмотрело методику расчета размера возмещения гражданам - участникам строительства исходя из рыночной стоимости жилых помещений по аналогии с положениями постановления Правительства РФ от 7 октября 2017 года N 1233 "Об утверждении правил выплаты публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений".
В ходе реализации оспариваемых пунктов 3, 4 Порядка погашения требований граждан-участников строительства, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 19 мая 2022 года N 270-п, Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края производятся выплаты в размере денежных средств, уплаченных гражданами - участниками строительства по заключенным около семи лет договорам о долевом строительстве без учета изменения рыночных цен на объекты недвижимости.
С учетом изложенного, по мнению административных истцов, оспариваемые пункты 3, 4 Порядка не направлены на реальное восстановление прав граждан - участников строительства и противоречат в части порядка погашения требований граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений названным нормам федерального законодательства и статьи 1, 3 Закона Ставропольского края N 8-кз от 7 февраля 2022 года "О порядке погашения требований граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований".
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Губернатор Ставропольского края, Министерство строительства и архитектуры, а также Министерство финансов Ставропольского края.
Решением Ставропольского краевого суда от 12 декабря 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционных жалобах уполномоченных представителей группы административных истцов Исаева А.В. и Сбитневой И.Н. ставится вопрос об отмене решения и вынесении нового решения об удовлетворении административного иска. В целом позиция сводится к тому, что Правительство Ставропольского края, предусматривая осуществление денежной выплаты гражданам - участникам строительства, имело достаточные основания применить по аналогии закона федеральные нормы, которыми в сходных обстоятельствах размер соответствующей выплаты установлен исходя из рыночной стоимости жилого помещения по состоянию не более чем за шесть месяцев до даты выплаты, но не менее уплаченной цены договора либо размера уплаченных паевых взносов из расчета площади жилого помещения не более 120 кв.м.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 307 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что определением Арбитражного суда Ставропольского края от 20 октября 2015 года по заявлению ПАО Сбербанк возбуждено производство по делу N N о несостоятельности (банкротстве) ООО "АртСтройТехно", после чего в рамках дела о банкротстве определениями арбитражного суда в 2016-2017 годах постановлено включить требования каждого из административных истцов в реестр требований о передаче жилых помещений, определенных в соответствии с пунктом 1 статьи 201.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ, решением Арбитражного суда Ставропольского края от 6 марта 2017 года ООО "АртСтройТехно" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура конкурсного производства, возможность строительства многоквартирных домов на ул. "адрес" (позиции 6, 7) в г..Ставрополе к настоящему времени утрачена вследствие возведения иных объектов на не подлежащем разделу земельном участке, возведение объекта жилищного строительства на ул. "адрес" (позиция 1) в г..Ставрополе фактически не допускается, по результатам рассмотрения обращения Губернатора Ставропольского края о восстановлении прав участников строительства названных объектов с применением механизма Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства за счет имущества Фонда, сформированного из имущественных взносов Российской Федерации и Ставропольского края, наблюдательным советом Фонда положительное решение не принято, данные объекты строительства (наряду с иными подобными проблемными объектами, всего - 7 объектов, завершение строительства которых не предусматривается) включены в план-график "дорожную карту" Ставропольского края по осуществлению мер по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, с предоставлением денежной выплаты за счет средств бюджета Ставропольского края на общую сумму 260 миллионов рублей из расчета средств, уплаченных гражданами - участниками
строительства по заключенным с застройщиками предварительным договорам участия в долевом строительстве и беспроцентного займа, договорам об инвестировании строительства многоквартирного жилого дома, а также отдельным зарегистрированным в установленном порядке договорам участия в долевом строительстве.
Частью 2 статьи 3 Закона Ставропольского края от 7 февраля 2022 года N 8-КЗ определено, что денежная выплата предоставляется гражданам - участникам строительства:
1) при одновременном соблюдении на 31 декабря 2021 года следующих условий:
а) наличие сведений о гражданах - участниках строительства и (или) многоквартирных домах, для строительства которых привлечены денежные средства таких граждан (далее также - многоквартирный дом):
в реестре требований участников строительства;
в реестре пострадавших граждан либо едином реестре проблемных объектов;
в плане-графике ("дорожной карте") по осуществлению мер по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, расположенных на территории Ставропольского края, включенных в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона N 214, утверждаемом Губернатором Ставропольского края
б) соответствие многоквартирных домов одному из следующих условий:
отсутствие разрешения на строительство, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации;
отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) многоквартирный дом;
частичное погашение требований граждан - участников строительства юридическими лицами, акции которых находятся в государственной собственности Ставропольского края.
При вышеописанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административные истцы соответствуют критериям, установленным частью 2 статьи 3 Закона Ставропольского края от 7 февраля 2022 года N 8-кз "О порядке погашения требований граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований" для применения мер региональной поддержки, и, следовательно, являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым в части нормативным правовым актом.
Проверив согласно пункту 2 части 8 статьи 213 КАС РФ соблюдение компетенции при принятии оспариваемого нормативного правового акта, а также правил его официального опубликования и введения в действие, суд первой инстанции, проанализировав положения части 1 статьи 3 названного Закона края от 7 февраля 2022 года N 8-кз, статей 1, 2, 23 Закона ставропольского края от 6 ноября 1997 года N 32-кз "О Правительстве Ставропольского края", а также Закона Ставропольского края от 18 июня 2012 года N 56-кз "О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края", пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление принято Правительством Ставропольского края в пределах его компетенции, официально опубликовано и введено в действие в соответствии с установленной процедурой.
На основании пункта 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
На основании части 3 статьи 23.2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2021 года N 436-ФЗ) выплата возмещения гражданам - участникам долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве, предусматривающим передачу жилых помещений, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ выплата возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, включенные в реестр требований участников строительства, осуществляется на основании принятого публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" решения о финансировании указанных в пункте 5 части 2 статьи 13.1 данного Федерального закона мероприятий за счет его имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если застройщик признан арбитражным судом банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство; такая выплата осуществляется до даты завершения процедуры конкурсного производства застройщика.
Предусмотренная настоящей статьей выплата возмещения осуществляется Фондом также в случае, если жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений в объекте строительства после завершения его строительства при погашении требований участников строительства путем передачи им жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений либо урегулирования обязательств застройщика перед участниками строительства в соответствии со статьями 201.11 и 201.15-1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не будет достаточно для удовлетворения требований всех участников строительства, включенных в реестр требований участников строительства, в том числе при наличии требований нескольких участников строительства о передаче одних и тех же жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений в указанном объекте строительства (часть 4 статьи 13 Федерального закона N 218-ФЗ).
Предусмотренная настоящей статьей выплата возмещения Фондом также осуществляется гражданам - участникам строительства, имеющим денежные требования, включенные в реестр требований участников строительства и подлежащие удовлетворению в порядке, установленном абзацем вторым подпункта 3 пункта 1 статьи 201.9 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (часть 4 статьи 13 Федерального закона N 218-ФЗ).
Согласно части 2 этой же статьи выплата возмещения гражданину - участнику строительства, имеющему требование о передаче жилого помещения (жилых помещений), осуществляется в размере стоимости указанного помещения (указанных помещений), определяемой как произведение общей площади жилого помещения в многоквартирном доме и (или) доме блокированной застройки (всех жилых помещений в одном многоквартирном доме и (или) домах блокированной застройки (в случае, если количество таких домов составляет три и более), подлежащего передаче гражданину - участнику строительства, но не более ста двадцати квадратных метров, и рыночной стоимости одного квадратного метра равнозначного жилого помещения (равнозначных жилых помещений) на первичном рынке, но не менее уплаченной цены договора либо размера уплаченных паевых взносов, рассчитываемых исходя из общей площади такого жилого помещения (таких жилых помещений), не превышающей ста двадцати квадратных метров. Предусмотренная настоящей частью рыночная стоимость определяется в соответствии с отчетом оценщика, привлеченного Фондом, на дату, которая не может быть более чем на шесть месяцев ранее даты принятия Фондом решения в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Порядок расчета размера выплаты возмещения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2017 года N 1233 утверждены Правила выплаты публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, в размере, предусмотренном частью 2 статьи 13 Закона, исходя из рыночной стоимости 1 кв. метра равнозначного жилого помещения на первичном рынке.
В пункте 10 Правил принятия решения публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Федерального закона "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий", утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2019 года N 1192, установлено, что принятие Фондом решения о финансировании возможно, если:
а) истек предусмотренный пунктом 4 статьи 201.4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" срок включения требований участников строительства в реестр требований участников строительства и определены совокупный размер требований участников строительства о передаче жилых помещений, размер требований участников строительства о передаче машино-мест и нежилых помещений и совокупный размер денежных требований участников строительства, включенных в реестр требований участников строительства;
б) конкурсным управляющим в соответствии с пунктом 2 статьи 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" проведена инвентаризация имущества застройщика;
в) конкурсным управляющим определена стоимость земельных участков (прав на земельные участки), предназначенных для размещения объектов незавершенного строительства, неотделимых улучшений на таких земельных участках (включая объекты незавершенного строительства);
г) Фондом определены степень готовности объектов незавершенного строительства, объектов инфраструктуры, сроки, необходимые для завершения строительства, размер финансирования, необходимого для завершения строительства указанных объектов, предельный объем финансирования, необходимого для завершения строительства объектов незавершенного строительства, определенный в соответствии с пунктом 10(1) настоящих Правил, и предельный объем финансирования, необходимого для завершения строительства (строительства) объектов инфраструктуры, определенный в соответствии с пунктом 10(2) настоящих Правил;
д) конкурсным управляющим определен размер денежных средств, необходимых для погашения требований по текущим платежам, требований кредиторов первой и второй очереди, требований кредиторов, не являющихся участниками строительства, по обязательствам, обеспеченным залогом прав застройщика на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями, включенных в реестр требований кредиторов, денежных средств, подлежащих перечислению в соответствии с пунктом 3 статьи 201.15-1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а также в целях обеспечения в соответствии со статьями 201.11 и 201.15-1 указанного Федерального закона возможности передачи участникам строительства жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строительство которых завершено, или передачи Фонду или фонду субъекта Российской Федерации прав на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями;
е) Фондом определена рыночная стоимость 1 кв. метра равнозначного жилого помещения (равнозначных жилых помещений) на первичном рынке во всех многоквартирных домах и (или) жилых домах блокированной застройки, состоящих из 3 и более блоков, входящих в состав жилого комплекса, на основании отчета оценщика, привлеченного Фондом;
ж) Фондом определен размер предполагаемого возмещения гражданам - участникам строительства, выплата которого предусмотрена статьей 13 Закона.
Согласно пункту 4 Порядка решение о нецелесообразности финансирования принимается наблюдательным советом Фонда при наличии хотя бы одного из предусмотренных частью 3.3 статьи 13.1 Закона условий принятия решения о нецелесообразности финансирования, если решением Правительства Российской Федерации не установлено иное.
Из приведенных положений законодательства следует, что размер возмещения гражданам - участникам долевого строительства, имеющим требования о передаче жилого помещения, определяется исходя из рыночной стоимости 1 кв.м равнозначного жилого помещения только в том случае, если публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" принято решение о финансировании соответствующих мероприятий за счет его имущества при условии определения, помимо прочего, сроков и размера финансирования, необходимых для завершения строительства объектов, включенных в единый реестр проблемных объектов в соответствии с частью 1 статьи 23.1 Федерального закона от 30 декабря 2014 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов... ".
В части 1.4 статьи 23.1 Федерального закона N 214-ФЗ содержится исчерпывающий перечень оснований исключения проблемных объектов из единого реестра проблемных объектов, который включает в себя, помимо прочих, ввод соответствующего объекта в эксплуатацию, а также погашение субъектом Российской Федерации требований всех граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.
При этом Федеральный закон N 214-ФЗ не содержит положений, обязывающих субъекты Российской Федерации предоставлять за счет регионального бюджета меры финансовой поддержки гражданам, денежные средства которых привлечены для строительства многоквартирных жилых домов и права которых нарушены, в ситуации, когда к правоотношениям с участием таких лиц не применимы положения Федерального закона N 218-ФЗ, в том числе, в случае принятия наблюдательным советом Фонда решения о нецелесообразности финансирования мероприятий, указанных в пункте 5 части 2 статьи 13.1 Федерального закона N 218-ФЗ.
Отсюда следует, что уполномоченные органы субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять условия оказания помощи таким гражданам - участникам долевого строительства, имея в виду, что в соответствии с частью 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (действовавших в период принятия оспариваемого нормативного правового акта) и в настоящее время указанных в частях 1 и 5 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
При этом в силу части 2 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Принимая во внимание, что нормами федерального законодательства не установлена обязанность субъекта Российской Федерации предоставлять за счет средств соответствующего бюджета гражданам - участникам долевого строительства компенсационные выплаты в случаях невозможности применения механизмов, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий"... ", оспариваемые пункты 3, 4 Порядка погашения требований граждан-участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 19 мая 2022 года N 270-п, в части погашения требований граждан - участников долевого строительства по передаче жилых помещений исходя из размера денежных средств, уплаченных по договорам, предусматривающим передачу жилых помещений, при наличии условий, предусмотренных статьей 3 Закона Ставропольского края от 7 февраля 2022 года N 8-кз "О порядке погашения требований граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований", не противоречат нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой.
Применительно к аналогичному (то есть исходя из размера денежных средств, уплаченных по договорам о долевом участии в строительстве) размеру возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требование о передаче машино-мест и (или) нежилых помещений, судебная коллегия дополнительно к вышеизложенному отмечает, что частью 2.1 статьи 13 Федерального закона от 29 июля 2017 N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий"... " также, как и оспариваемыми нормами законодательства Ставропольского края, предусмотрено, что выплата возмещения гражданину - участнику строительства, имеющему требование о передаче машино-мест и (или) нежилых помещений, осуществляется в размере уплаченной цены договоров либо в размере уплаченных гражданином - членом кооператива паевых взносов в отношении одного машино-места и (или) нежилого помещения в объекте незавершенного строительства.
Иного правового регулирования относительно размера выплаты возмещения гражданину - участнику долевого строительства, имеющему требование о передаче машино-мест и (или) нежилых помещений, не установлено ни федеральным, ни региональным законодательством.
Поскольку нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, а нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ставропольского краевого суда от 12 декабря 2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Определение в окончательной форме изготовлено 17 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.