Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Струковой А.А, судей Артамоновой Т.А. и Брянцевой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бобиной Д.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-13/2023 по административному иску Зорина Д.Н. к Правительству и Губернатору Ставропольского края об оспаривании постановления Правительства Ставропольского края от 18 августа 2022 года N 472-п "Об утверждении границы государственного природного заказника краевого значения "Новотроицкий", возложении обязанности по принятию замещающего нормативного правового акта с указанием сведений о местоположении, площади и границах государственного природного заказника регионального значения "Новотроицкий" согласно землеустроительному делу 2001 года, архивный номер 7254, по апелляционной жалобе Зорина Дмитрия Николаевича на решение Ставропольского краевого суда от 19 января 2023 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Струковой А.А, объяснения представителя Зорина Д.Н. - Легкобитова Г.Г, поддержавшего апелляционную жалобу, возражения представителя Правительства и Губернатора Ставропольского края - Демьяновой Н.Е, представителя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края - Лысенко С.А, полагавших решение законным и обоснованным, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В. об отмене решения с вынесением нового решения об удовлетворении административных исковых требований, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Правительства Ставропольского края от 18 августа 2022 года N 472-п утверждены границы государственного природного заказника краевого значения "Новотроицкий".
Согласно пункту 4 постановления оно вступило в силу на следующий день после дня его официального опубликования.
Указанное постановление опубликовано 19 августа 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru и 22 августа 2022 года - на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Зорин Д.Н, являясь жителем Ставропольского края, обратился в Ставропольский краевой суд с административным иском о признании не действующим и не подлежащим применению со дня принятия постановления Правительства Ставропольского края от 18 августа 2022 года N 472-п, которым в нарушение требований пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях... " фактически изменены границы созданного от 30 декабря 2013 года государственного природного заказника регионального значения "Новотроицкий", указанные в землеустроительном деле 2001 года, архивный номер 7254, без согласования изменения границ заказника с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. При этом Зорин Д.Н. указывал на нарушение его права на благоприятную окружающую среду вследствие существенного изменения местоположения границ заказника при том, что территории, фактически исключенные из границ заказника, установленных в 2001 году, лишены режима, установленного для особо охраняемой природной территории.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, ГБУ Ставропольского края "Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края", Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю, администрации Изобильненского и Новоалександровского городских округов Ставропольского края.
Решением Ставропольского краевого суда от 19 января 2023 года административные исковые требования Зорина Д.Н. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Зорин Д.Н. в лице представителя Легкобитова Г.Г. просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, настаивая на неправомерности изменения границ природного заказника регионального значения "Новотроицкий", созданного до вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ, и ссылаясь на ошибочность выводов суда первой инстанции о том, что в период до 30 декабря 2013 года границы заказника краевого значения "Новотроицкий" не устанавливались.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов административными ответчиками, участвовавшим в деле прокурором, а также заинтересованными лицами - Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, ГБУ Ставропольского края "Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края", Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю - представлены возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 307 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Принимая во внимание, что административный истец проживает на территории Ставропольского края, в пределах которого расположен заказник регионального значения "Новотроицкий", и в соответствии со статьями 9, 41, 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду, Зорин Д.Н. обладает законным правом на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Проверив согласно пункту 2 части 8 статьи 213 КАС РФ соблюдение компетенции при принятии оспариваемого нормативного правового акта, а также правил его официального опубликования и введения в действие, суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 8 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (действовавшего в период принятия оспариваемого постановления), статей 1, 22, 23 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", статьи 13 Устава Ставропольского края, статей 1, 23, 24 Закона Ставропольского края от 6 ноября 1997 года N 32-кз "О Правительстве Ставропольского края", статей 2, 8, 11 Закона Ставропольского края от 6 января 1999 года N 2-кз "О Губернаторе Ставропольского края", а также Закона Ставропольского края от 18 июня 2012 года N 56-кз "О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края", пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление принято Правительством Ставропольского края в пределах его компетенции, официально опубликовано и введено в действие в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства.
На основании пункта 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Статьей 22 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено, что государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (пункт 1); объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков (пункт 2); государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения (пункт 3); государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях (подпункт "б" пункта 4).
Согласно пункту 2 статьи 23 настоящего Федерального закона создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что постановлением Губернатора Ставропольского края от 10 ноября 1999 года N 664 "Об образовании государственных природных заказников краевого значения" территория общей площадью 1000 гектаров, находящаяся в пользовании сельскохозяйственного производственного кооператива - колхоз "Путь Ленина", колхоз "Рассвет" в Изобильненском районе, объявлена государственным природным заказником краевого значения "Новотроицкий".
Постановлением Правительства Ставропольского края от 2 ноября 2000 года N 208-п "Об утверждении положений о государственных природных заказниках краевого значения" утверждено, помимо прочих, Положение о государственном природном заказнике краевого значения "Новотроицкий".
Положением установлены местоположение заказника: Изобильненский район, в 3 километрах на запад от хутора Смыкова, площадь заказника: 1000 гектаров, из них водная поверхность - 885 гектаров и 500-метровая охранная береговая зона (суша) - 115 гектаров.
Также Положением определено, что заказник является зоологическим, образован в целях сохранения и воспроизводства редких и ценных видов животного мира, заказник является местом гнездования птиц, а также место отдыха на пути их миграции.
Оспариваемым постановлением Правительства Ставропольского края от 18 августа 2022 года N 472-п утверждены границы государственного природного заказника краевого значения "Новотроицкий" площадью 10 000 0001 +/ - 55 340 кв.м.
В таблице 2 постановления приведены сведения о местоположении границы заказника в системе координат МСК-26 от СК-95.
В пояснительной записке к проекту данного постановления отмечено, что ранее граница заказника не устанавливалась и координаты характерных точек границы заказника установлены по результатам проведения землеустроительных работ относительно фактического местоположения природных комплексов и объектов, для охраны которых был в 1999 году создан заказник.
На основании пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"... " особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Оставляя без удовлетворения заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в период до вступления в силу 30 декабря 2013 года Федерального закона N 406-ФЗ границы природного заказника краевого значения "Новотроицкий" не устанавливались, сведения о границах заказника в Единый государственный реестр недвижимости до принятия оспариваемого постановления от 18 августа 2022 года N 472-п не были внесены, вступившим в законную силу 31 мая 2022 года решением Ленинского районного суда г.Ставрополя от 19 января 2022 года по административному делу N 3а-293/2022 по административному иску прокурора Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц возложена обязанность устранить в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу незаконное бездействие, выразившееся, помимо прочего, в непринятии Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края мер по подготовке документов (графического описания местоположения границ ООПТ в электронной форме), включая заказник "Новотроицкий" для внесения в ЕГРН соответствующих сведений о границах, а землеустроительное дело, выполненное в 2001 году ОАО "СтавропольТИСИЗ", архивный номер 7254, не соответствует действовавшему в тот период времени законодательству и не свидетельствует об установлении в срок до 30 декабря 2013 года границы заказника "Новотроицкий" надлежащим образом.
С такими выводами судебная коллегия не может согласиться.
Так, постановлением Губернатора Ставропольского края от 10 ноября 1999 года N 664 об образовании заказника регионального значения и постановлением Правительства Ставропольского края от 2 ноября 2000 года N 208-п об утверждении Положения о соответствующем заказнике обязанность по осуществлению контроля за соблюдением режима государственных природных заказников и привлечению лиц, виновных в нарушении этого режима, к ответственности в соответствии с федеральным и региональным законодательством была возложена на Государственный комитет по охране окружающей среды Ставропольского края, управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Ставропольского края, комитет природных ресурсов по Ставропольскому краю, комитет по земельным ресурсам и землеустройству Ставропольского края, государственную инспекцию рыбоохраны по Ставропольскому краю.
По запросу суда первой инстанции Управлением Росреестра по Ставропольскому краю представлено землеустроительное дело, подготовленное в 2001 году ОАО "СтавропольТИСИЗ", архивный номер 7254, для служебного пользования, по установлению и закреплению границы государственного природного заказника краевого значения "Новотроицкий" в Изобильненском районе Ставропольского края.
Вопросы организации и порядка проведения землеустройства, согласования и утверждения землеустроительной документации регулировались в данный период времени статьей 69 Земельного кодекса РФ, статьями 15, 17 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ (в первоначальной редакции) "О землеустройстве", а также Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 8 апреля 1996 года.
Согласно статье 17 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно - территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.
Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.
Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы:
определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование;
закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства;
изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
Основные требования к содержанию, точности, порядку выполнения, контроля, приемки и оформления результатов работ по межеванию земель были определены в Инструкции по межеванию, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 8 апреля 1996 года.
В силу пункта 1.4 Инструкции по межеванию земель 1996 года межевание земель выполняют проектно - изыскательские организации Роскомзема, а также граждане и юридические лица, получившие в установленном порядке лицензии на право выполнения этих работ.
ООО "Ставропольский трест инженерно-строительных изысканий" (ОАО "СтавропольТИСИЗ") имело соответствующую лицензию ГКЗ N 00044, выданную 13 сентября 1999 года Государственным Комитетом Российской Федерации по земельной политике.
Согласно разделу 2 Инструкции межевание земель включает:
- подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов;
- полевое обследование и оценку состояния пунктов государственной геодезической сети (ГГС) и опорной межевой сети (ОМС) - опорных межевых знаков (ОМЗ);
- полевое обследование границ размежевываемого земельного участка с оценкой состояния межевых знаков;
- составление технического проекта (задания) межевания земель;
- уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ;
- согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков;
- сдачу пунктов ОМС на наблюдение за сохранностью;
- определение координат пунктов ОМС и межевых знаков;
- определение площади земельного участка;
- составление чертежа границ земельного участка;
- контроль и приемку результатов межевания земель производителем работ;
- государственный контроль за установлением и сохранностью межевых знаков;
- формирование межевого дела;
- сдачу материалов в архив.
В силу пункта 3.1 Инструкции межевание земель выполняют как в общегосударственной, так и в местных и условных системах координат. При этом исполнителем работ должна быть обеспечена надежная связь местных и условных систем координат с общегосударственной системой.
В пункте 3.2 Инструкции определено, что геодезической основой межевания земель служат:
- пункты ГГС (триангуляция и полигонометрия);
- пункты ОМС (опорные межевые знаки - ОМЗ).
Площадь земельного участка вычисляют в основном аналитическими методами по координатам межевых знаков, полученным геодезическими и фотограмметрическими методами при выполнении требований раздела 3 Инструкции (пункт 11.1 Инструкции).
Данные о границах и площади земельного участка в соответствии с пунктом 12.1 Инструкции отражаются в чертеже границ участка, который вместе с актом согласования границ хранится в межевом деле, имеющем постоянный срок хранения согласно пункту 16.2 Инструкции.
Из пояснительной записки к данному землеустроительному делу видно, что комплекс работ по установлению и закреплению в натуре границы заказника "Новотроицкий" выполнен топографическим отделом ОАО "СтавропольТИСИЗ" по заказу Комитета природных ресурсов по Ставропольскому краю, координаты межевых знаков определены по результатам полевых и камеральных работ.
План границы заказника составлен в соответствии с приложением к Инструкции в масштабе 1:25 000 и подписан уполномоченными лицами органов власти и местного самоуправления, а также заинтересованными землепользователями.
Места установки межевых знаков и прохождения граничных линий в натуре были согласованы Комитетом природных ресурсов Ставропольского края, Изобильненским райкомземом и лесхзом, СПК "Рассвет" и "Путь Ленина", Новоалександровским райкомземом и иными заинтересованными лицами.
Координаты межевых знаков границы заказника определены в системе координат 1963 года, граница заказника протяженностью более 91 км закреплена в натуре 22 межевыми знаками, в том числе с использованием одного пункта триангуляции, определенные разделом 4 Инструкции требования к закреплению на местности границ не нарушены.
Межевые знаки сданы по акту от 20 ноября 2001 года представителю комитета природных ресурсов по Ставропольскому краю.
Межевое дело сформировано в соответствии с разделом 16 Инструкции и передано на постоянное хранение в установленном порядке.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 196-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ дополнен абзацем, которым установлена обязательность государственной регистрации ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, возникающих на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления.
Границы заказника "Новотроицкий" были установлены до внесения Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 196-ФЗ указанных изменений в Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ, вследствие чего отсутствие в государственном кадастре недвижимости, а в последующем - в Едином государственном реестре недвижимости сведений о границах заказника краевого значения "Новотроицкий" само по себе не свидетельствует о том, что такие границы не были установлены.
Установление границ заказника "Новотроицкий" также подтверждается фактом отображения особо охраняемой природной территории на схеме современного использования территории и схеме состояния и охраны окружающей среды в составе Схемы территориального планирования Ставропольского края по состоянию на 2019 год, а также на схеме территориального планирования Изобильненского муниципального района Ставропольского края, утвержденной решением Совета депутатов Изобильненского муниципального Ставропольского края от 28 февраля 2013 года N 45.
Коллегия обращает внимание и на то обстоятельство, что постановлением Правительства Ставропольского края от 22 марта 2007 года N 39-п были внесены изменения в Положение о государственном природном заказнике краевого значения "Новотроицкий", допускающие строительство сооружений, способствующих оздоровлению экологической обстановки и сохранению полезного объема водного объекта.
При этом в пояснительной записке к проекту данного постановления имеется указание на то, что место планируемого к размещению водоема-накопителя в пойме реки Егорлык расположено в границах заказника "Новотроицкий", что, помимо прочих материалов дела, свидетельствует о наличии установленных в срок до 30 декабря 2013 года границ рассматриваемой особо охраняемой природной территории.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Ставрополя от 19 января 2022 года по административному делу N 3а-293/2022 по административному иску прокурора Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц установлен факт непринятия Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края мер по подготовке в электронной форме графического описания местоположения границ заказника "Новотроицкий" для внесения в ЕГРН соответствующих сведений о границах особо охраняемой природной территории.
Обстоятельства по поводу установления границ заказника, в том числе по материалам землеустроительного дела 2001 года, данным решением суда не устанавливались.
Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2007 года N 139, а затем - приказом Минэкономразвития России от 28 июля 2017 года N 383 были утверждены Правила установления местных систем координат, согласно которым перевычисление координат характерных точек границ земельных участков происходит на основании соответствующих параметров (ключей) перехода.
Законодательством о землеустройстве, в частности, постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 514 "Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства", Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденными приказом Росземкадастра от 17 февраля 2003 года, и иными подзаконными актами была урегулирована процедура уточнения местоположения границ земельных участков.
Отсюда следует, что с учетом положений пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ о сохранении созданных до 30 декабря 2013 года особо охраняемых природных территорий в ранее установленных границах, Правительство Ставропольского края обладало законным правом только на уточнение установленной до 30 декабря 2013 года границы заказника.
Однако из представленных административными ответчиками обосновывающих материалов, в частности, отчета 2019 года по установлению предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции капитального строительства и видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в границе государственного природного заказника краевого значения "Новотроицкий", выполненного в рамках исполнения государственного контракта на выполнение работ по комплексному экологическому обследованию и установлению границ особо охраняемых природных территорий краевого значения в Андроповском, Предгорном районах, в г.Железноводске, Изобильненском и Минераловодском округах для обеспечения государственных нужд Ставропольского края от 8 мая 2019 года N Ф.2019.239313, следует, что граница государственного природного заказника "Новотроицкий" в настоящее время находится на удалении всего 200 метров от хутора Смыкова с южной стороны (в период образования заказника - 3 км от хутора) и на удалении 200 м от поселка Солнечнодольск с западной стороны.
Из указанной в отчете общей площади заказника в 1000 га земли водного фонда составляют лишь 776, 28 га (при создании заказника - 885 га водной поверхности), остальная площадь (182, 62 га и 41, 10 га) приходится соответственно на земли лесного фонда и земли, не прошедшие государственный кадастровый учет, категория которых не установлена (при создании заказника - 115 га охранной береговой зоны водного объекта).
Объективных данных о том, что за период времени около 20 лет часть водного объекта площадью более 100 гектаров прекратила свое существование и (или) утратила экологическую ценность и, напротив, возникли основания для особой охраны иных земель, включенных в состав земель заказника, участвующими в деле лицами не представлено.
Таким образом, часть территории, включенная при создании заказника в его границы, лишена режима, установленного для особо охраняемой природной территории, а на вновь присоединенные к заказнику территории распространен режим особой защиты.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона N 33-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Таким органом в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2015 года N 1219 является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Поскольку вследствие принятия оспариваемого постановления от 18 августа 2022 года N 472-п фактически изменены границы заказника регионального значения "Новотроицкий", существовавшего на дату вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ, Правительство Ставропольского края должно было предварительно согласовать такие изменения в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона N 33-ФЗ с уполномоченным федеральным органом.
Однако, как видно из представленных суду апелляционной инстанции документов, письмом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 11 сентября 2020 года N 05/04-8869 в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации для согласования был направлен проект постановления Правительства Ставропольского края "О создании государственного природного заказника краевого значения "Новотроицкий", включая Положение о заказнике и границы заказника, а также пояснительную записку к данному проекту.
В пояснительной записке имеется указание лишь о создании заказника "Новотроицкий" с учетом результатов работ по комплексному экологическому обследованию и установлению границы заказника.
В письме от 11 сентября 2020 года N 05/04-8869 (с учетом перераспределенных полномочий в сфере лесных отношений) Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края также отмечена возможность включения в заказник земель лесного фонда (лесных кварталов с 18 по 20 Изобильненского участкового лесничества).
Письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 ноября 2020 года N 02-15-29/30105 проект такого постановления согласован.
Таким образом, согласование уполномоченного федерального органа было получено на первоначальное создание заказника регионального значения в определенных границах без учета того обстоятельства, что соответствующий заказник создан в установленных границах в период до 30 декабря 2013 года.
По делу установлено, что Правительство Ставропольского края по вопросу согласования решения об изменении границы заказника регионального значения "Новотроицкий" в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации не обращалось.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением порядка, установленного пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях... ", пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 15 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", то есть без согласования изменения установленной до 30 декабря 2013 года границы заказника регионального значения с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Кроме того, с учетом изложенного коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает законное право административного истца, являющегося жителем Ставропольского края, на использование особо охраняемой природной территории в пределах ранее установленных границ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда первой инстанции как постановленное с нарушением норм материального права подлежащим отмене с вынесением нового решения о признании не действующим и не подлежащим удовлетворению постановления Правительства Ставропольского края от 18 августа 2022 года N 472-п.
Определяя дату, с которой оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, судебная коллегия, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и учитывая, что признание оспариваемого нормативного правового акта со дня вынесения настоящего апелляционного определения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемое постановление Правительства Ставропольского края от 18 августа 2022 года N 472-п недействующим со дня его принятия.
Предусмотренных частью 4 статьи 216 КАС РФ оснований для возложения на Правительство Ставропольского края обязанности по принятию замещающего нормативного правового акта при вышеописанных фактических обстоятельствах дела коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ставропольского краевого суда от 19 января 2023 года отменить и принять новое решение, которым административные исковые требования Зорина Д.Н. удовлетворить.
Признать не действующим и не подлежащим применению со дня принятия постановление Правительства Ставропольского края от 18 августа 2022 года N 472-п "Об утверждении границы государственного природного заказника краевого значения "Новотроицкий".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 16 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.