Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ульянкина Д.В, судей Репиной Е.В, Циркуновой О.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Нотариуса г. Москвы Амелькиной Елены Алексеевны по доверенности ФИО1 на решение Пресненского районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные по административному делу N по административному исковому заявлению Нотариуса г. Москвы ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Нотариус г. Москвы Амелькина Е.А. (далее - Нотариус) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, Управление), в котором просила признать незаконными действия административного ответчика по отказу в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
В обоснование ссылалась на то, что врио нотариуса г. Москвы Амелькиной Е.А. - ФИО6 удостоверила соглашение об отступном от ДД.ММ.ГГГГ между "данные изъяты" и ФИО7 После чего нотариус Амелькина Е.А. обратилась в Управление Росреестра по Москве с заявлением о регистрации перехода собственности по этому соглашению на нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", предоставив необходимый пакет документов.
ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик уведомил Нотариуса о приостановлении государственной регистрации, сообщив о недостатках в поданных документах. ДД.ММ.ГГГГ по исполнение уведомления в Управление были представлены соответствующие сведения. Уведомлением о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ сообщено о дополнительных недостатках в поданных на регистрацию документах. Во исполнение данных требований Нотариусом представлены дополнительные документы. Однако уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ вновь сообщено о приостановлении государственной регистрации. ДД.ММ.ГГГГ Управление сообщило об отказе в государственной регистрации права собственности по причине того, что не устранены недостатки, о которых сообщалось в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации.
Административный истец полагает данный отказ необоснованным, противоречащим закону, поскольку административному ответчику представлены все необходимые для совершения регистрационных действий документы.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 13 апреля 2023 г. во Второй кассационный суд общей юрисдикции, представителем административного истца ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, а также ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. Судами не дано должной оценки действиям Управления, которое требовало от Нотариуса документы, не предусмотренные законом, ставило под сомнение совершенную сделку, которая в установленном законом порядке недействительной не признана. Кроме того, полагает ошибочным вывод судов о том, что действиями административного ответчика не нарушаются права и законные интересы Нотариуса.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель административного истца по доверенности адвокат ФИО1 кассационную жалобу поддержал и просил ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
По настоящему административному делу такие основания имеются.
Как следует из материалов дела, в качестве документа - основания для государственной регистрации перехода права собственности, ДД.ММ.ГГГГ Нотариусом в Управление Росреестра по Москве в электронном виде представлены: заявление о переходе права собственности, а также соглашение об отступном от ДД.ММ.ГГГГ между "данные изъяты" и ФИО7 (далее - соглашение об отступном), договор беспроцентного займа от ДД.ММ.ГГГГ между "данные изъяты" (заемщик) и ФИО7 (займодавец) (далее - договор займа), доверенность, решение единственного участника ООО "Рекордс" от ДД.ММ.ГГГГ
По условиям соглашения об отступном "данные изъяты" взамен возврата долга по договору займа в размере 11, 7 млн. рублей передает ФИО7 нежилое помещение, площадью 102, 5 кв.м, с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес". Данная сделка "данные изъяты"" совершена по решению единственного его участника ФИО7
Решением ДД.ММ.ГГГГ Управление уведомило Нотариуса о приостановлении государственной регистрации, сообщив о недостатках в поданных документах: отсутствия акта приема-передачи нежилого помещения, документа подтверждающего передачу заемщику денежных средств, сведений о кадастровом номере здания, в пределах которого расположено указанное нежилое помещение, сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета займодавца в системе пенсионного страхования. Кроме того, было указано на несоответствие договора займа положениям п. 3 ст. 182 ГК РФ.
В связи с чем административным истцом в Управление Росреестра по Москве были направлены акт приема-передачи нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, копия СНИЛС ФИО7, выписка из лицевого счета "данные изъяты" и платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ о перечислении предмета договора займа заемщику.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением принято решение о не устранении причин приостановления государственной регистрации, в том числе в виду того, что договор беспроцентного займа и акт приема-передачи нежилого помещения не содержат усиленной квалифицированной электронной подписи лиц, подписавших их на бумажном носителе.
ДД.ММ.ГГГГ Нотариусом в Управление направлен оригинал договора беспроцентного займа, а ДД.ММ.ГГГГ - оригинал акта приема-передачи нежилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ Управление сообщило об отказе в государственной регистрации права собственности по причине того, что не устранены недостатки, о которых сообщалось в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о законности оспариваемого Нотариусом решения Управления Росреестра по Москве.
Указанные выводы судов судебная коллегия находит необоснованными в связи со следующим.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 указанного Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
Согласно пунктам 2 и 8 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Из содержания части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц (часть 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 215 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 июня 2017 года N 278 (далее - Административный регламент) правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, осуществляется на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При правовой экспертизе документов, проверке законности сделки устанавливаются, в том числе: наличие всех необходимых документов; наличие полномочий заявителя на обращение в орган регистрации прав с заявлением, полномочий представителя заявителя; действительность поданных заявителем документов; соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства; наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти; соответствие сведений об объекте недвижимости, содержащихся в представленных документах и ЕГРН; отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества; наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги (статьи 26, 27 Закона о регистрации) (пункт 216 Административного регламента).
В силу пункта 221 Административного регламента государственный регистратор прав, устанавливая действительность поданных заявителем документов, проверяет: соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа; соответствие сведений об объекте недвижимого имущества, указанных в представленных документах, сведениям о данном объекте, содержащимся в ЕГРН; наличие прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица.
В случае если правоустанавливающим документом является договор или односторонняя сделка, государственный регистратор прав при проверке его законности (в случае государственной регистрации как самой сделки, так и перехода, ограничения права, обременения объекта недвижимости на ее основании), в том числе, устанавливает: наличие полномочий у представителей, если сделка совершена представителями; наличие существенных условий сделки; указание в ней на наличие ограничения права, обременения объекта недвижимости (в том числе проверяет, имеются ли в ЕГРН актуальные (непогашенные) записи, свидетельствующие о наличии ограничений права, обременений объекта недвижимости); соблюдение формы сделки, установленной законом или соглашением сторон; принадлежность имущества лицу, распоряжающемуся недвижимостью, или полномочия по распоряжению недвижимостью лица, не являющегося собственником имущества, в случаях, когда закон допускает распоряжение объектом недвижимого имущества не его собственником; соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, не участвующих в сделке, а также публично-правовых интересов в установленных федеральным законом случаях (пункт 223 Административного регламента).
Государственный регистратор прав проверяет действительность иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации прав, в том числе, проверяет их надлежащее оформление (пункт 226 Административного регламента).
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 27 Закона N 218-ФЗ предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в государственной регистрации.
В силу приведенного регулирования государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных правоустанавливающих документов. При этом, к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку заинтересованности (незаинтересованности) стороны сделки в ее совершении.
Кроме того, судами не учтены разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Пунктом 121 данного Постановления предусмотрено, что в силу пункта 1 статьи 182 ГК РФ полномочия представителя могут быть основаны на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного или муниципального органа, а также явствовать из обстановки, в которой действует представитель. Порядок предоставления полномочий и их осуществления установлен главой 10 ГК РФ. Учитывая особый характер представительства юридического лица, которое приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, что предполагает применение законодательства о юридических лицах, на органы юридического лица распространяются только отдельные положения главы 10 ГК РФ: пункты 1, 3 статьи 182, статья 183 ГК РФ и в случае наделения полномочиями единоличного исполнительного органа нескольких лиц (пункт 3 статьи 65.3 ГК РФ) - пункт 5 статьи 185 ГК РФ. При этом пункт 3 статьи 182 ГК РФ не применяется в тех случаях, когда в законе об отдельных видах юридических лиц установлены специальные правила совершения сделок единоличным исполнительным органом в отношении себя лично либо в отношении другого лица, представителем (единоличным исполнительным органом) которого он одновременно является (например, пункт 1 статьи 84 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", пункт 5 статьи 45 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
В соответствии со статьей 45 (пункты 1, 4, 7) Федерального закона от 08 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, признается сделка, в совершении которой имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа общества или лица, являющегося контролирующим лицом общества, либо лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания.
Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, не требует обязательного предварительного согласия на ее совершение.
Положения настоящей статьи не применяются к обществам, состоящим из одного участника, который одновременно является единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества.
Пунктом 3 ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично, а также в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Действия органов юридического лица, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей юридического лица, признаются действиями самого юридического лица.
В силу названной нормы закона органы юридического лица не могут рассматриваться как самостоятельные субъекты гражданских правоотношений и, следовательно, выступать в качестве представителей юридического лица в гражданско-правовых отношениях.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 91 ГК РФ, а также п. 4 ст. 32 Федерального закона от 08 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" руководство текущей деятельностью общества с ограниченной ответственностью осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки (пп. 1 п. 3 ст. 40 Закона N 14-ФЗ).
По существу единоличный исполнительный орган выражает волю юридического лица во вне, действуя без доверенности в рамках определенной компетенции.
Таким образом, выводы судов о том, что ФИО7, будучи единственным участником и законным представителем ООО "Рекордс", не мог от имени общества совершать сделки, основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм материального права.
Кроме того, судебная коллегия считает ошибочными выводы нижестоящих судебных инстанций об отсутствии нарушений прав Нотариуса оспариваемым решением административного ответчика.
Право нотариуса на удостоверение сделок и последующее обращение в регистрирующий орган за государственной регистрацией перехода права собственности предусмотрено статьей 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1), статьей 15 Закона N 218-ФЗ (далее - Основы). За совершение нотариальных действий нотариусами взимается плата в соответствии со ст. 22 Основ. Нотариус, оказывая нотариальные услуги, несет перед гражданами и организациями гражданскую ответственность в соответствии со статьей 17 Основ. Из системного анализа приведенных норм права следует, что действиями Управления в настоящем споре затрагиваются права и законные интересы Нотариуса, удостоверившего сделку и обратившегося в регистрирующий орган за регистрацией перехода права собственности на объект недвижимости по ней.
При таких обстоятельствах государственный регистратор, отказывая в регистрации права на недвижимое имущество по основаниям не соответствия представленного на регистрацию соглашения об отступном, вышел за рамки полномочий, предоставленных Федеральным законом N 218-ФЗ.
Поскольку в настоящем деле судами не была дана оценка документам, представленным на регистрацию в соответствии с требованиями законодательства, а для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также осуществление иных процессуальных действий, не относящихся к полномочиям суда кассационной инстанции, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, исследовать все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и, при наличии соблюдения требований к документам, необходимым для осуществления государственной регистрации прав, установив способ защиты права заявителя, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Направить административное дело в Пресненский районный суд г. Москвы на новое рассмотрение.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 15 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.