Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Шеломановой Л.В, Жудова Н.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя УФСИН России по Тамбовской области на решение Советского районного суда г. Тамбова от 11 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 14 декабря 2022 года по административному делу по административному иску Прокуратуры Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Тамбовской области, Федеральной службе исполнения наказаний России, Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области, Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 3" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению лиц, содержащихся под стражей ФКУ "Следственный изолятор N 1", ФКУ "Следственный изолятор N 3", необходимой санитарной нормой площади в камере в расчете не менее четырех квадратных метров на одного человека, по несоблюдению порядка раздельного содержания различных категорий подозреваемых, обвиняемых и осужденных, возложении обязанности по устранению указанных нарушений (дело N 2а-1110/2022), заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П, объяснения представителя УФСИН России по Тамбовской области, ФСИН России на основании доверенностей Горбачевой О.И, поддержавшей доводы жалобы, представителя прокуратуры Саниной О.В, возражавшей против доводов жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Прокуратура Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению лиц, содержащихся под стражей ФКУ СИЗО-1, ФКУ СИЗО-3, необходимой санитарной нормой площади в камере в расчете не менее четырех квадратных метров на одного человека, по несоблюдению порядка раздельного содержания различных категорий подозреваемых, обвиняемых и осужденных, возложении обязанности по устранению указанных нарушений. В случае недостаточности денежных средств у УФСИН России по Тамбовской области, Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1" УФСИН России по Тамбовской области, Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 3" УФСИН России по Тамбовской области для исполнения решения суда в установленный срок, возложить субсидиарную ответственность по обязательствам, вытекающим из настоящего решения суда, на Федеральную службу исполнения наказаний России.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что прокуратурой Тамбовской области проведены проверки в ФКУ СИЗО-1 и ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Тамбовской области, в ходе которых выявлены нарушения требований, предусмотренных Федеральным законом от 15.07.1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Проверкой установлено, что на 25-26.01.2022 года в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области нарушен порядок покамерного размещения различных категорий подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Также выявлены нарушения норм санитарной площади в камере не менее 4 кв. м. на одного человека.
По нарушениям закона, выявленным 25.01.2022 года и 26.01.2022 года в стельности сотрудников ФКУ СИЗО-1, прокуратурой области 02.02.2022 года вынесено представление в адрес начальника УФСИН России по Тамбовской области; акт прокурорского реагирования 04.03.2022 года удовлетворен.
Аналогичные нарушения закона допускались сотрудниками ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Тамбовской области. При проведении прокуратурой Тамбовской области проверок 27.01.2022 года, 10.03.2022 года, 30.03.2022 года в данном следственном изоляторе были выявлены нарушения порядка покамерного размещения различных категорий подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также выявлены нарушения норм санитарной площади в мере не менее 4 кв.м на одного человека.
Решением Советского районного суда г. Тамбова от 11 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 14 декабря 2022 года, административные исковые требования прокуратуры Тамбовской области удовлетворены:
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 16 февраля 2022 года, заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов по мотиву неправильного применения судом норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
При рассмотрении настоящего дела судами такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
В силу пунктов 1 и 7 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Статьей 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципам...
Положениями статьи 23 указанного Федерального закона установлено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.
Обязанность по обеспечению надлежащих материально-бытовых условий содержания арестованных (осужденных), а также соблюдению требований санитарии возлагается законодателем на учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.
Как установлено судами при рассмотрении административного дела, прокуратурой области проведена проверка требований действующего законодательства в ФКУ СИЗО N3 и ФКУ СИЗО N1. Проверкой установлены нарушения следственными изоляторами условий содержания обвиняемых и подозреваемых, а именно порядка покамерного размещения различных категорий подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Также выявлены нарушения норм санитарной площади в камере не менее 4 кв. м. на одного человека.
Разрешая заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции (с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции) проанализировал положения Федеральный закон от 15.07.1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10э.2004 года N 1314, пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", пришел к выводу о нарушении условий содержания в ФКУ СИЗО-1 и ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Тамбовской области, которые не соответствовали в полной мере требованиям действующего законодательства, указав, что главным распорядителем средств федерального бюджета по осуществлению функций, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, и уполномоченным собственником в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, является ФСИН России, следовательно, при недостаточности у ФКУ СИЗО средств, ответственность по его обязательствам субсидиарно несет ФСИН России.
Таким образом, установив, что административными ответчиками допускались системные нарушения, а именно, не необеспечение лиц, находящихся под стражей, санитарной площадью не менее четырех кв. м на одного человека, то есть существенное превышение предельно допустимых значений, а также несоблюдение порядка раздельного содержания различных категорий лиц, что влечет нарушение прав содержащихся под стражей, суды пришли к правильному выводу об удовлетворении административных исковых требований с возложением обязанности по устранению указанных нарушений.
Суд апелляционной инстанции также указал на несостоятельность доводов административных ответчиков о неправильном возложении на ФСИН России обязанности финансирования подведомственных учреждений в случае недостаточности денежных средств со ссылкой на абз. 5 ст. 11 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", пункт 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 года N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", согласно которым при недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы.
Оснований не согласиться с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия не усматривает, полагая, что они основаны на правильном применении приведенных выше положений федерального законодательства, а также подзаконных нормативных правовых актов, и в полной мере соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Ссылки кассатора на нарушение судом процессуальных норм, а именно на непривлечении к участию в дело Министерство Юстиции Российкой Федерации, не свидетельствуют о незаконности судебных постановлений, поскольку данное обстоятельство не повлияло на результат рассмотрения дела и не повлекло нарушения его прав.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права, основанием к отмене обжалуемых судебных актов являться не могут, так как не содержат указаний на какие-либо юридически значимые обстоятельства, которые не были бы учтены судами при разрешении административного иска, а также ставили бы под сомнение ту правовую оценку, которая была дана судами фактическим обстоятельствам, установленным по делу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Тамбова от 11 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 14 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя УФСИН России по Тамбовской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.