Судья Московского городского суда Селивёрстова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дела по жалобам защитника АО "Московский коксогазовый завод" Еремеева А.А. и дополнениям к ней на постановления судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 11 января 2022 г., 11 февраля 2022 г., 03 июня 2022 г. по делам об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ в отношении АО "Московский коксогазовый завод",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 11 января 2022 г. по делу N 5-98/2022 об административном правонарушении АО "Москокс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 180 000 руб.
Постановлением судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 11 января 2022 г. по делу N 5-99/2022 об административном правонарушении АО "Москокс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 180 000 руб.
Постановлением судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 11 января 2022 г. по делу N 5-100/2022 об административном правонарушении АО "Москокс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 180 000 руб.
Постановлением судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 11 января 2022 г. по делу N 5-97/2022 об административном правонарушении АО "Москокс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 180 000 руб.
Постановлением судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 11 февраля 2022 г. по делу N 5-96/2022 об административном правонарушении АО "Москокс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 180 000 руб.
Постановлением судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 11 февраля 2022 г. по делу N 5-95/2022 об административном правонарушении АО "Москокс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 180 000 руб.
Постановлением судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 11 февраля 2022 г. по делу N 5-94/2022 об административном правонарушении АО "Москокс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 180 000 руб.
Постановлением судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 03 июня 2022 г. по делу N 5-875/2022 об административном правонарушении АО "Москокс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 180 000 руб.
Не согласившись с данными постановлениями, защитник АО "Московский коксогазовый завод" Еремеев А.А. обратился в Московский городской суд с жалобами и дополнениями к ним, в которых просит постановления отменить, считая их незаконными и необоснованными. В обоснование жалоб и дополнений к ним указал на то, что АО "Москокс" нарушений в сфере охраны окружающего воздуха не допускало, 28 ноября 2019 г. МУ Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям АО "Москокс" на период с 28 ноября 2019 г. по 28 ноября 2026 г. выдано разрешение N 54/529 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Также указал на то, что 29 августа 2019 г. Подольским ТО Управления Роспотребнадзора по Московской области выдано санитарно-эпидемиологическое заключение N 50.0.04.000.Т.000015.08.10, согласно которому проект предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу для АО "Москокс" соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Указывает, на отсутствие в действиях АО "Москокс" состава вменного правонарушения.
Определениями судьи Московского городского суда от 01 июня 2022 г, 27 июня 2022 г. жалобы защитника АО " Москокс" Еремеева А.А. по делам N 7-6770/2022, N 7-6801/2022, N 7-6798/2022, N 7-6802/2022, N 7-6800/2022, N 7-6769/2022, N 7-6803/2022, N 7-10567/2022 объединены в одно производство по делам об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ в отношении АО " Москокс".
Решением судьи Московского городского суда от 27 июня 2022 г. постановления Черемушкинского районного суда г. Москвы от 11 января 2022 г, от 11 февраля 2022 г, от 03 июня 2022 г, вынесенные в отношении Акционерного общества "Московский коксогазовый завод" по делам об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, изменены, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 180 000 руб. В остальной части обжалуемые постановления оставлены без изменения, жалобы и дополнения к ним - без удовлетворения.
Постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 13 декабря 2022 г. решение судьи Московского городского суда от 27 июня 2022 г. отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Московский городской суд.
В судебном заседании защитники АО "Москокс" Еремеев А.А, Бабченко А.Д. доводы жалоб и дополнений к ним поддержали. Дополнительно указали на недопустимость положенных в основу постановления протоколов испытаний проб промышленных выбросов и протоколов взятия проб и образцов.
Руководитель МУ Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям Афанасьева Н.Н, представитель МУ Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям Лях Н.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения жалоб заявителя по доводам письменных возражений и дополнений к ней, приобщенных к материалам дела.
Старший государственный инспектор МУ Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям Бухарин Е.Р, опрошенный в настоящем судебном заседании в качестве свидетеля, показал на то, что 06, 13 и 17 августа 2021 г. проводил отбор проб выбросов вредных веществ АО "Москокс" по адресу: адрес. Пробы отбирались с видеофиксацией с участие представителя АО "Москокс" по доверенности Баутина М.С. и других сотрудников организации, копии протоколов отбора проб отправлялись по договоренности с представителем Баутиным М.С. ему на месенджер "Вотсап". При отборе проб 06 августа 2021 г. участвовал представитель АО "Москокс" Аллауин А.В. Также по представленным в материалы дела видеозаписям и фототаблицам на СД-дисках при их просмотре в судебном заседании показал на то, что по протоколу отбора проб 08-34/103-5 от 06 августа 2021 г. источники 425, 373, 0006 на видеозаписи зафиксированы отборы проб на указанных источниках выбросов. По источнику 373 и 0006 осуществлялась фотофиксация, поскольку присутствовал представитель АО "Москокс". По протоколу 08-34/103-7 от 13 августа 2021 г. произведены отборы проб с фото-видеофиксацией источников выбросов: по источнику выбросов 111 велась фотосъемка - присутствовал представитель АО "Москокс"; по источнику выбросов 426 велась виде фиксация и фотофиксация; по источнику 10 велась видео фиксация и фотофиксация; по источнику выбросов 11 велась фотофиксация - присутствовал представитель АО "Москокс"; по источнику выбросов 411 велась видео и фотофиксация. На вопрос суда показал на то, что присутствующие при отборе проб и образцов представители АО "Москокс" замечаний, возражений, дополнений не высказывали.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалоб и дополнений к ней, выслушав явившихся лиц, просмотрев представленные административным органом в материалы дела фототаблицы, видеозаписи на СД-дисках, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрено, что выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определены в Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ), из которого следует, что обязательным условием при осуществлении хозяйственной деятельности является ее соответствие требованиям в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в частности, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
В силу п. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ к негативному воздействию на окружающую среду относятся, в том числе выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Пунктами 1, 2, 3 ст. 14 Федерального закона от 04 мая 1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При отсутствии разрешения на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух, разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
Пунктом 8 ст. 15 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 ст. 30 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" на юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, имеющих стационарные источники, возложены обязанности, в том числе планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля;
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда, в ходе административного расследования, проведенного на основании определения N 08-34/103 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования с целью проверки поступивших в Межрегиональное управление Роприроднадзора обращений граждан установлено, что в результате производственной деятельности АО "Москокс" (юридический и фактический адрес: адрес, ИНН 5003003915, КПП 500301001 ОГРН 1025000657660, ОГРН 1185074014663 от 03.12.2002) нарушены требования пп. 2, 3 ст. 14, п. 1 ст. 15, п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", ст. 3, пп.1, 2 ст. 34, п. 1 ст. 39, ст. 56 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при следующих обстоятельствах.
АО "Москокс" осуществляет хозяйственную деятельность по адресу: адрес. Основной вид деятельности АО "Москокс" согласно сведениям, указанным в Едином государственном реестре юридических лиц: производство кокса (ОКВЭД 19.10). Основным направлением деятельности Общества является производство валового кокса и коксохимической продукции (коксовый газ, смола каменноугольная, бензол).
АО "Москокс" эксплуатирует: 328 источников выбросов вредных загрязняющих веществ, из них: 236 организованных (в том числе 8 залповых), 92 неорганизованных, 31 очистная установка. Коксохимическое производство имеет в своем составе следующие структурные разделения: углеподготовительный цех; коксовый цех (в составе коксовых батарей NN 1, 1бис; 2; 3; 4, 4бис); цех улавливания; цех газового хозяйства (ЦГХ); цех улавливания, биохимическая установка; цех водоснабжения (ЦВС); отделение производства инертных газов (ОПИГ); электроцех с электролабораторией; цех контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИПиА); автотранспортный цех (АТЦ); железнодорожный цех (ЖДЦ); ремонтно-механический цех (РМЦ); ремонтно-строительное отделение РМЦ (РСО); центральная заводская лаборатория с отделом технического контроля (ЦЗЛ); отдел материально-технического снабжения (ОМТС); отделение бытовой службы (ОБС); газоспасательная служба (ГСС).
28 ноября 2019 г. АО "Москокс" (на основании заявления и представленных документов, в том числе, отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для АО "Москокс" Том 2.1 (Пояснительная записка 3-0830-ИЗА1) получено разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основании приказа Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям N98- от 28 ноября 2019 г. N 54/529 (далее - Разрешение на выбросы). Срок действия разрешения на выбросы - в период с 28 ноября 2019 г. по 28 ноября 2026 г. В соответствии с указанным документом, приложением к нему является перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории Общества по адресу: адрес, являющийся неотъемлемой частью вышеуказанного разрешения.
В 2019 г. АО "Москокс" представило в Межрегиональное управлением Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям отчет по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденный управляющим директором АО "Москокс" К.И. Зюзиным. В томе 2.1 "Пояснительная записка" отчета инвентаризации АО "Москокс", в разделе 2 указано, что при определении количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для основных организованных источников оценивались на основании инструментальных методов, на основании представленного в разделе 2.3 отчета инвентаризации перечня использованной нормативно-методической документации, методик расчетного определения показателей выбросов загрязняющих веществ.
В п. 14 раздела 2.3 отчета инвентаризации указано на использование при ведении инвентаризации выбросов АО "Москокс" перечня методик, используемых в 2019 году для расчета, нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух НИИ Атмосфера. В указанном перечне представлены сведения о методике "Инструкция по ведению инвентаризации выбросов в атмосферу коксохимического производства. ВУХИН, Екатеринбург, 2007" (далее - методика ВУХИН).
В ходе проведения анализа полученной от... инструкции по проведению инвентаризации выбросов в атмосферу коксохимических производств в разделе Метод веществ-индикаторов установлены вещества, выбрасываемые в атмосферу и которые технологически связаны с сырым бензолом, нафталином, фенолом. К таким веществам относятся следующие вещества-индикаторы: стирол, кумол, циклопентадиен, триметилбензол, инден, индан, а также метилнафталин и крезол. Указанной инструкцией также представлен алгоритм расчета валовых выбросов этих веществ в атмосферный воздух в коксохимическом производстве.
В соответствии с частью 2, п. 2.2, 2.2.1 технологического регламента Цеха улавливания, утвержденного 04 августа 2017г. главным инженером АО "Москокс" И.Н. Малкиным, установлено, что в результате выделения из коксового газа получаются следующие товарные продукты: смола каменноугольная; бензол сырой каменноугольный; фракция ароматических углеводородов (ФАУ); обратный коксовый газ; раствор содово-гидрохиноновый. Бензол каменноугольный сырой получается в процессе улавливания поглотительным маслом из коксового газа. Предназначается для получения ароматических углеводородов бензольного ряда и других целей.
В соответствии с п.2.1 технологического регламента Цеха улавливания смола каменноугольная - темная вязкая жидкость со специфическим запахом. Представляет собой сложную многокомпонентную преимущественно смесь ароматических и гетероароматических углеводородов, включающую в том числе: нафталин и его гомологи в составе от 11.5% до 14%, фенол в составе от 0, 25% до 0, 4%.
Вместе с тем, в отчете инвентаризации АО "Москокс" отсутствуют вышеуказанные сопутствующие вещества при наличии в выбросах от ряда источников веществ-индикаторов.
В ходе рассмотрения документации, имеющейся в распоряжении Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям, установлено, что АО "Москокс" имеет разрешение на выбросы 57 загрязняющих веществ, а именно: диАюминий триоксид, марганец и его соединения, медь оксид, свинец и его неорганические соединения, хром, азота диоксид, азотная кислота, амиак, азот (II) оксид, соляная кислота, гидроцианид, серная кислота, сера диоксид, дигидросульфид, сероуглерод, углерод оксид, фторины газообразные, фториды плохорастворимые, гексан, пентан, метан, смесь предельных углеводородов С1Н4-С5Н12, смесь предельных углеводородов С6Н14-пентилены (Амилены-смесь изомеров), бензол, диметилбензол (Ксилол), метилбензол (Толуол), этилбензол, бенз/а/пирен (3, 4-Бензпирен), Нафталин, трихлорметан (Хлороформ), тетрахлометан (Углерод четырёххлористый), Бутан-1-ол (Спирт н-бутиловый), 2- Метилпропан-1-ол (Изобутиловый спирт), Метанол (Метиловый спирт), Этанол (Этиловый спирт), Гидроксибензол (Фенол), Бутилацетат, Этилацетат, Ацетельдегид, Формальдегид, Пропан-2-он (Ацетон), Циклогексанон, Пентановая кислота (Валериановая кислота), Гексановая кислота (Кислота капроновая), Этановая кислота (Уксусная кислота), Диметиламин, Бензин (нефтяной малосернистый), Керосин, Масло минеральное нефтяное, Уайт-спирит, Углеводороды предельные С 12-С 19, Взвешенные вещества, Пыль неорганическая " 70 % Si02, Пыль неорганическая 70 - 20 % Si02, Пыль неорганическая: до 20 % Si02, Пыль каменного угля.
Таким образом, АО "Москокс" провело инвентаризацию стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в нарушение требований п. 5 Порядка без учета технологии коксового производства, без анализа проектной документации объекта негативного воздействия, без учета технологических процессов (сооружений, технических устройств, оборудования), являющихся источниками образования и выделения загрязняющих веществ, а также без учета показателей выбросов, устанавливающих их качественный и количественный состав с учетом всех загрязняющих веществ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух, а именно: стирол, кумол, циклопентадиен, триметилбензол, инден, индан, а также метилнафталин и крезол.
Согласно Перечню загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р (далее - Перечень) вещества "Стирол", "Кумол", "Триметилбензол", "Крезол" являются нормируемыми.
На основании сведений отчета инвентаризации АО "Москокс" был разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов, по результатам рассмотрения которого АО "Москокс" было выдано Разрешение N 54/529 от 28.11.2019 (далее - Разрешение) на основании Приказа Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям от 28.11.2019 N 98-Р.
В ходе административного расследования установлено, что вещества "Стирол", "Кумол", "Триметилбензол", "Крезол" в указанном Разрешении отсутствуют.
Вместе с тем, по результатам отбора проб, проведенного Испытательной лабораторией отдела аналитического исследования филиала "ЦЛАТИ по Калужской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 06.08.2021, и зафиксированного протоколом результатов испытаний N Взп-474/21 от 12.08.2021 на объекте АО "Москокс", по адресу: адрес, источник 0006 - отделение предварительного дробления труба ВУ-7 углеподготовительного цеха был зафиксирован выброс вредных веществ в атмосферный воздух, а именно: стирола - 2, 56 +- 0, 64 мг/м3.
По результатам отбора проб, проведенного Испытательной лабораторией отдела аналитического исследования филиала "ЦЛАТИ по Калужской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 06.08.2021, и зафиксированного протоколом результатов испытаний N Взп-474/21 от 12.08.2021 на объекте АО "Москокс", адрес, источник 0425 - насосная склада сырого бензола цеха улавливания, был зафиксирован выброс вредных веществ в атмосферный воздух, а именно: стирола - 2, 29 +- 0, 57 мг/м3.
По результатам отбора проб, проведенного Испытательной лабораторией отдела аналитического исследования филиала "ЦЛАТИ по Калужской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 13.08.2021, и зафиксированного протоколом результатов испытаний N Взп-493/21 от 18.08.2021 на объекте АО "Москокс", по адресу: адрес, источник 0112 - ВУ-2 от сальниковых уплотнений насосов рефлюксной насосной был зафиксирован выброс вредных веществ в атмосферный воздух, а именно: стирола - 1, 56 +- 0, 39 мг/м3.
По результатам отбора проб, проведенного Испытательной лабораторией Северного отдела ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 17.08.2021, и зафиксированного протоколом результатов испытаний N В-27 от 19.08.2021 на объекте АО "Москокс", адрес, источник 0411 - воздушник промежуточного сборника надсмольной воды после мехосветлителя, был зафиксирован выброс вредных веществ в атмосферный воздух, а именно: стирола - 16, 84 мг/мЗ.
По результатам отбора проб, проведенного Испытательной лабораторией отдела аналитического исследования филиала "ЦЛАТИ по Калужской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 06.08.2021, и зафиксированного протоколом результатов испытаний N Взп-474/21 от 12.08.2021 на объекте АО "Москокс", адрес, источник 0373 - воздушник конденсатоотводчика N14 цеха газового хозяйства был зафиксирован выброс вредных веществ в атмосферный воздух, а именно: стирола 1, 42+- 0, 36 мг/мЗ.
По результатам отбора проб, проведенного Испытательной лабораторией отдела аналитического исследования филиала "ЦЛАТИ по Калужской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 13.08.2021, и зафиксированного протоколом результатов испытаний N Взп-493/21 от 18.08.2021 на объекте АО "Москокс", адрес, источник 0426 - насосная склада сырого бензола, был зафиксирован выброс вредных веществ в атмосферный воздух, а именно: стирола - 1, 71+-0, 43 мг/мЗ.
По результатам отбора проб, проведенного Испытательной лабораторией Северного отдела ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 17.08.2021, и зафиксированного протоколом результатов испытаний N В-25 от 19.08.2021 на объекте АО "Москокс", адрес, источник 0010 адрес.., был зафиксирован выброс вредных веществ в атмосферный воздух, а именно: стирола - 4, 86 мг/мЗ и -1, 89 мг/мЗ соответственно.
По результатам отбора проб, проведенного Испытательной лабораторией отдела аналитического исследования филиала "ЦЛАТИ по Калужской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 13.08.2021, и зафиксированного протоколом результатов испытаний N Взп-493/21 от 18.08.2021 на объекте АО "Москокс", по адресу: адрес, источник 0111 ВУ-3 насосной скрубберного отделения, был зафиксирован выброс вредных веществ в атмосферный воздух, а именно стирола -2, 81+-0, 70 мг/м3.
Таким образом, в ходе административного расследования установлено, что АО "Москокс" в нарушение вышеуказанных требований пп. 2, 3 ст. 14, п. 1 ст. 15, п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", ст. 3, пп.1, 2 ст. 34, п. 1 ст. 39, ст. 56 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" допустило вредное физическое воздействие на атмосферный воздух: выброс вредного (загрязняющего) вещества Стирола, на указанном источнике выбросов в отсутствие специального разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Действия АО "Москокс" квалифицированы по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Данные обстоятельства и вина АО "Москокс" в совершении вмененных административных правонарушений подтверждаются:
- протоколом об административном правонарушении N 08/33-645 от 15.09.2021 г..; - протоколом о временном запрете деятельности N 08-33/646 от 15.09.2021 г..; - протоколом испытаний промышленных выбросов N Взп-474/21 от 12.08.2021 г..; - заключением по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 25.08.2021г.; - протоколом взятия проб и образцов от 18.08.2021 г..; - выпиской из ЕГРЮЛ; - свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 02.03.2017 г..; - отчетом по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для АО "Москокс" от 2019 г..; - инструкцией по проведению инвентаризации выбросов в атмосферу коксохимических производств (ВУХИН); - разрешением N 54/529 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основании приказа Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям N 98-р от 28.11.2019 г..; - уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 14.09.2021 г..; - определением N 08-34/103 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 07.07.2021 г..; - определением о продлении срока предварительного расследования от 05.08.2021 г..; - определением о назначении экспертизы от 01.09.21 г..; - копиями обращений граждан в адрес Роприроднадзора; - письмом Минэкологии и природопользования Московской области от 17.06.2021 г..в адрес Росприроднадзора; - технологическим регламентом цеха улавливания, утвержденным главным инженером 04.08.20217г.; - аналитической справкой по результатам работы передвижной экологической лаборатории ГКУ МО "Мособлэкомониторинг" в зоне влияния выбросов АО "Москокс" в атмосферный воздух; - протоколом по результатам проведения исследования (испытания) и измерения концентрации загрязняющих веществ в атмосферный воздух; -
проектом нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу для АО "Москокс";
- протоколом об административном правонарушении N 08/33-657 от 15.09.2021 года; - протоколом о временном запрете деятельности N 08-33/658 от 15.09.2021 г.; - протоколом испытаний промышленных выбросов N Взп-474/21 от 12.08.2021 г.; - протоколом взятия проб и образцов N 08-34/103-5 от 16.08.2021 г.; - выпиской из ЕГРЮЛ; - свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 02.03.2017 г.; - отчетом по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для АО "Москокс" от 2019 г.; - инструкцией по проведению инвентаризации выбросов в атмосферу коксохимических производств (ВУХИН); - разрешением N 54/529 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основании приказа Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям N 98-р от 28.11.2019 г.; - уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 14.09.2021 г.; - определением N 08-34/103 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 07.07.2021 г.; - определением о продлении срока предварительного расследования от 05.08.2021 г.; - определением о назначении экспертизы от 01.09.21г.; - копиями обращений граждан в адрес Роприроднадзора; - письмом Минэкологии и природопользования Московской области от 17.06.2021 г. в адрес Росприроднадзора от 17.06.2021 г.; - аналитической справкой по результатам работы передвижной экологической лаборатории ГКУ МО "Мособлэкомониторинг" в зоне влияния выбросов АО "Москокс" в атмосферный воздух; - протоколом по результатам проведения исследования (испытания) и измерения концентрации загрязняющих веществ в атмосферный воздух; - проектом нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу для АО "Москокс"; - технологическим регламентом коксового цеха, 12.10.2015г.;
- протоколом об административном правонарушении N 08/33-649 от 15.09.2021 года; - протоколом о временном запрете деятельности N 08-33/650 от 15.09.2021 г..; - протоколом испытаний промышленных выбросов N Взп-493/21 от 12.08.2021 г..; - заключением по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 25.08.2021г.; - протоколом взятия проб и образцов от 18.08.2021 г..; - выпиской из ЕГРЮЛ; - свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 02.03.2017 г..; - отчетом по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для АО "Москокс" от 2019 г..; - инструкцией по проведению инвентаризации выбросов в атмосферу коксохимических производств (ВУХИН); - разрешением N 54/529 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основании приказа Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям N 98-р от 28.11.2019 г..; - уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 14.09.2021 г..; - определением N 08-34/103 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 07.07.2021 г..; - определением о продлении срока предварительного расследования от 05.08.2021 г..; - копиями обращений граждан в адрес Роприроднадзора; - письмом Минэкологии и природопользования Московской области от 17.06.2021 г..в адрес Росприроднадзора; - технологическим регламентом цеха улавливания, утвержденным главным инженером 04.08.20217г.; - аналитической справкой по результатам работы передвижной экологической лаборатории ГКУ МО "Мособлэкомониторинг" в зоне влияния выбросов АО "Москокс" в атмосферный воздух; - протоколом по результатам проведения исследования (испытания) и измерения концентрации загрязняющих веществ в атмосферный воздух; - определением о назначении экспертизы от 24.08.21 г..; -
проектом нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу для АО "Москокс";
- протоколом об административном правонарушении N 08/33-653 от 15.09.2021 года; - протоколом о временном запрете деятельности N 08-33/654 от 15.09.2021 г..; - протоколом испытаний промышленных выбросов N В-27 от 20.08.2021 г..; - заключением по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 25.08.2021 г..; -протоколом взятия проб и образцов от 17.08.2021 г..; выпиской из ЕГРЮЛ; - свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 02.03.2017 г..; - отчетом по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для АО "Москокс" от 2019 г..; - инструкцией по проведению инвентаризации выбросов в атмосферу коксохимических производств (ВУХИН); - разрешением N 54/529 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основании приказа Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям N 98-р от 28.11.2019 г..; - уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 14.09.2021 г..; - определением N 08-34/103 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 07.07.2021 г..; - определением о продлении срока предварительного расследования от 05.08.2021 г..; - копиями обращений граждан в адрес Роприроднадзора; - письмом Минэкологии и природопользования Московской области от 17.06.2021 г..в адрес Росприроднадзора от 17.06.2021 г..; - технологическим регламентом цеха улавливания, утвержденным главным инженером 04.08.2017 г..; - аналитической справкой по результатам работы передвижной экологической лаборатории ГКУ МО "Мособлэкомониторинг" в зоне влияния выбросов АО "Москокс" в атмосферный воздух; - протоколом по результатам проведения исследования (испытания) и измерения концентрации загрязняющих веществ в атмосферный воздух; - определением о назначении экспертизы от
24.08.2021 г..; - проектом нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу для АО "Москокс";
- протоколом об административном правонарушении N 08/33-651 от 15.09.2021 года; - протоколом о временном запрете деятельности N 08-33/652 от 15.09.2021 г.; - протоколом испытаний промышленных выбросов N Взп-474/21 от 12.08.2021 г.; - протоколом взятия проб и образцов N 08-34/103-5 от 06.08.2021 г.; выпиской из ЕГРЮЛ; - свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 02.03.2017 г.; - отчетом по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для АО "Москокс" от 2019 г.; - инструкцией по проведению инвентаризации выбросов в атмосферу коксохимических производств (ВУХИН); - уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 14.09.2021 г.; - определением N 08-34/103 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 07.07.2021 г.; - определением о продлении срока предварительного расследования от 05.08.2021 г.; - копиями обращений граждан в адрес Роприроднадзора; - письмом Минэкологии и природопользования Московской области от 17.06.2021 г. в адрес Росприроднадзора от 17.06.2021 г.; - аналитической справкой по результатам работы передвижной экологической лаборатории ГКУ МО "Мособлэкомониторинг" в зоне влияния выбросов АО "Москокс" в атмосферный воздух; - протоколом по результатам проведения исследования (испытания) и измерения концентрации загрязняющих веществ в атмосферный воздух; - определением о назначении экспертизы от 01.09.2021 г.; - проектом нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу для АО "Москокс", - технологическим регламентом коксового цеха, утвержденным главным инженером 12.10.2015 г.; - разрешением N 54/529 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основании
приказа Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в
сфере природопользования по Московской и Смоленской областям N 98-р от 28.11.2019 г.;
- протоколом об административном правонарушении N 08/33-655 от 15.09.2021 года; - протоколом о временном запрете деятельности N 08-33/656 от 15.09.2021 г..; - протоколом испытаний промышленных выбросов N Взп-493/21 от 18.08.2021 г..; - заключением по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 18.08.2021 г..; -протоколом взятия проб и образцов N 08-34/103-7 от 13.08.2021 г..; выпиской из ЕГРЮЛ; - свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 02.03.2017 г..; - отчетом по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для АО "Москокс" от 2019 г..; - инструкцией по проведению инвентаризации выбросов в атмосферу коксохимических производств (ВУХИН); - разрешением N 54/529 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основании приказа Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям N 98-р от 28.11.2019 г..; - уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 14.09.2021 г..; - определением N 08-34/103 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 07.07.2021 г..; - определением о продлении срока предварительного расследования от 05.08.2021 г..; - определением о назначении экспертизы от 24.08.2021 г..; - копиями обращений граждан в адрес Роприроднадзора; - письмом Минэкологии и природопользования Московской области от 17.06.2021 г..в адрес Росприроднадзора от 17.06.2021 г..; - аналитической справкой по результатам работы передвижной экологической лаборатории ГКУ МО "Мособлэкомониторинг" в зоне влияния выбросов АО "Москокс" в атмосферный воздух; - протоколом по результатам проведения исследования (испытания) и измерения концентрации загрязняющих веществ в атмосферный воздух; - проектом нормативов предельно допустимых выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферу для АО "Москокс"; - технологическим регламентом коксового цеха, утвержденным главным инженером 12.10.2015 г..
- протоколом об административном правонарушении N 08/33-647 от 15.09.2021 года; - протоколом о временном запрете деятельности N 08-33/648 от 15.09.2021 г..; - протоколом испытаний промышленных выбросов N В-25, N В-26 от 20.08.2021 г..; - заключением по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 25.08.2021 г..; -протоколом взятия проб и образцов от 17.08.2021 г..; выпиской из ЕГРЮЛ; - свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 02.03.2017 г..; - отчетом по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для АО "Москокс" от 2019 г..; - инструкцией по проведению инвентаризации выбросов в атмосферу коксохимических производств (ВУХИН); - разрешением N 54/529 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основании приказа Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям N 98-р от 28.11.2019 г..; - уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 14.09.2021 г..; - определением N 08-34/103 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 07.07.2021 г..; - определением о продлении срока предварительного расследования от 05.08.2021 г..; - определением о назначении экспертизы от 01.09.2021 г..; - копиями обращений граждан в адрес Роприроднадзора; - письмом Минэкологии и природопользования Московской области в адрес Росприроднадзора от 17.06.2021 г..; - технологическим регламентом цеха улавливания, утвержденным главным инженером 04.08.2017 г..; - аналитической справкой по результатам работы передвижной экологической лаборатории ГКУ МО "Мособлэкомониторинг" в зоне влияния выбросов АО "Москокс" в атмосферный воздух; - протоколом по результатам проведения исследования (испытания) и измерения концентрации загрязняющих веществ в атмосферный воздух; -
проектом нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу для АО "Москокс";
- протоколом об административном правонарушении N 03-35/53 от 15.02.2022 года; - протоколом о временном запрете деятельности N 01-35/54 от 15.02.2022 г.; - протоколом испытаний промышленных выбросов N Взп-493/21 от 18.08.2021 г.; - выпиской из ЕГРЮЛ; - свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 02.03.2017 г.; - отчетом по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для АО "Москокс" от 2019 г.; - инструкцией по проведению инвентаризации выбросов в атмосферу коксохимических производств (ВУХИН); - разрешением N 54/529 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основании приказа Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям N 98-р от 28.11.2019 г.; - уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 14.02.2022 г.; - определением N 08-34/103 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 07.07.2021 г.; - определением о продлении срока предварительного расследования от 05.08.2021 г.; - копиями обращений граждан в адрес Роприроднадзора; - письмом Минэкологии и природопользования Московской области от 17.06.2021 г. в адрес Росприроднадзора; - технологическим регламентом коксового цеха, утвержденным главным инженером 12.10.2015 г.; технологическим регламентов цеха улавливания, утвержденного главным инженером 04.08.2017 года; - проектом нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу для АО "Москокс"; видеозаписями и фототаблицами фиксации отбора проб и образцов и иными материалами.
Указанные доказательства получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Более того, опрошенный в качестве свидетеля в настоящем судебном заседании старший государственный инспектор МУ Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям Бухарин Е.Р, показал на то, что 06, 13 и 17 августа 2021 г. проводил отбор проб выбросов вредных веществ АО "Москокс" по адресу: адрес. Пробы отбирались с видеофиксацией с участие представителя АО "Москокс" по доверенности Баутина М.С. и других сотрудников организации, копии протоколов отбора проб отправлялись по договоренности с представителем Баутиным М.С. ему на месенджер "Вотсап". При отборе проб 06 августа 2021 г. участвовал представитель АО "Москокс" Аллауин А.В. Также по представленным в материалы дела видеозаписям и фототаблицам на СД-дисках при их просмотре в судебном заседании показал на то, что по протоколу отбора проб 08-34/103-5 от 06 августа 2021 г. источники 425, 373, 0006 на видеозаписи зафиксированы отборы проб на указанных источниках выбросов. По источнику 373 и 0006 осуществлялась фотофиксация, поскольку присутствовал представитель АО "Москокс". По протоколу 08-34/103-7 от 13 августа 2021 г. произведены отборы проб с фото-видеофиксацией источников выбросов: по источнику выбросов 111 велась фотосъемка - присутствовал представитель АО "Москокс"; по источнику выбросов 426 велась виде фиксация и фотофиксация; по источнику 10 велась видео фиксация и фотофиксация; по источнику выбросов 11 велась фотофиксация - присутствовал представитель АО "Москокс"; по источнику выбросов 411 велась видео и фотофиксация. На вопрос суда показал на то, что присутствующие при отборе проб и образцов представители АО "Москокс" замечаний, возражений, дополнений не высказывали.
Оснований не доверять данным показаниям свидетеля Бухарина Е.Р. не имеется, поскольку свидетель предупрежден об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, какие-либо данные о наличии причин для оговора АО "Москокс" с его стороны отсутствуют, показания полностью согласуются между собой и с другими представленными в дело доказательствами.
Показания свидетелей, в силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ являются доказательствами по делу об административном правонарушении, которые в совокупности с другими, названными ранее доказательствами, не ставят под сомнение доказанность вины АО "Москокс" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что АО "Москокс" приняты все зависящие меры по соблюдению требований пп. 2, 3 ст. 14, п. 1 ст. 15, п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", ст. 3, пп.1, 2 ст. 34, п. 1 ст. 39, ст. 56 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у АО "Москокс" имелась, доказательства принятия учреждением всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований закона не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях АО "Москокс".
При таких обстоятельствах, действия АО "Москокс" по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о совершении АО "Москокс" административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Довод заявителя об отсутствии в действиях АО "Москокс" состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, с указанием на то, что 28 ноября 2019 г. МУ Росприроднадзор по Московской и Смоленской областям АО "Москокс" выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N 54/529 на период с 28 ноября 2019 г. по 28 ноября 2026 г, а также со ссылкой на наличие у АО "Москокс" санитарно-эпидемиологического заключения от 29 августа 2019 г. N 50.0.04.000.Т.000015.08.10, выданного Подольским ТО Управления Роспотребнадзора по Московской области, служить основанием к отмене обжалуемых постановлений не может.
По настоящему делу установлено, что на период отбора вышеуказанных проб у АО "Москокс" отсутствовало разрешение на выброс таких вещества как "Стирол", "Кумол", "Триметилбензол", "Крезол", тогда как по результатам проведенных в рамках административного расследования отборов проб воздуха были зафиксированы выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, а именно: стирола.
Учитывая то обстоятельство, что АО "Москокс" осуществляло без разрешения выброс загрязняющего вещества стирола, которое независимо от концентрации является вредным (ядовитым веществом), выводы суда первой инстанции о наличии в действиях АО "Москокс" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ является правильными.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, содержащихся в атмосферном воздухе и оказывающих в определенных концентрациях вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Утверждение стороны защиты о том, что вина АО "Москокс" в совершении вмененного административного правонарушения не доказана, является несостоятельным, поскольку опровергается представленными в материалы дела доказательствами, получившими надлежащую оценку судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При этом ссылка стороны защиты на то, что положенные в основу приняты по делу постановлений протоколы испытаний проб промышленных выбросов и протоколов взятия проб и образцов являются недопустимыми доказательствами по делу, является несостоятельной.
В соответствии с чч. 1 и 3 ст. 26.5 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный ст. 27.10 названного Кодекса.
Исходя из положений ч. 2 ст. 27.10 КоАП, изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в ст. 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что отборы проб осуществлялись 06, 13 и 17 августа 2021 г. с применением видеозаписи и дополнительной фотосъемки с участием представителя АО "Москокс", о чем содержится запись в соответствующих протоколах, и с соблюдением требований ст. 27.10 КоАП РФ. Приобщенные к материалам дела видеозаписи явились предметом проверки и исследования в ходе производства по делу и в настоящем судебном заседании в числе иных доказательств. Видеозаписи просмотрены с участием явившихся лиц и свидетеля старшего государственного инспектора МУ Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям Бухарина Е.Р, проводившего отбор проб вышеуказанных источников выбросов, который по ходу просмотра пояснил относительно производимых им процессуальных действий. Также инспектор подтвердил и из видеозаписей следует, что 06, 13 и 17 августа 2021 г. им велась видеосъемках на объекте АО "Москокс" при отборе проб.
Более того, при рассмотрении настоящих дел в суде первой инстанции защитник АО "Москокс" Баутин М.С. пояснил, что пробы и образцы отбирались с его участием, протокол отбора проб составлен с его участием, содержание протоколв отбора проб соответствует действительности, копии протоколов отбора проб им получены.
Довод жалобы о том, что протокол испытаний промышленных выбросов, проведенных в рамках проверки в исследовательской лаборатории ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО", не могут быть признаны допустимыми доказательствами, поскольку был нарушен порядок забора проб, является необоснованным.
По делу установлено, что забор проб воздуха проведен квалифицированными специалистами, в присутствии государственного инспектора по охране природы в разных точках, в соответствии с нормативными документами. Измерения концентрации вредных веществ в пробах воздуха проведены специалистами "ЦЛАТИ по ЦФО" Федеральной службы Российской Федерации по надзору в сфере природопользования, которое имеет аттестат аккредитации, действующий бессрочно, по результатам проведены испытания промышленных выбросов и составлен проток
Оснований сомневаться в результатах данных исследований у суда оснований не имелось.
С учетом изложенного, представленные в материалы дела доказательства согласуются между собой, оснований для их признания недопустимыми, исходя из требований ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, не имеется.
Согласно правовой позиции, выраженной в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 названного Кодекса выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Разрешительный порядок негативного воздействия на окружающую природную среду установлен в целях обеспечения рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, восстановления природной среды, обеспечения поддержания экологического благополучия. Нарушение порядка осуществления негативного воздействия на окружающую природную среду создает угрозу общественным отношениям в сфере экологической безопасности.
Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности, на основе принципов соблюдения гарантированного Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Совершенные АО "Москокс" административные правонарушения посягают на порядок охраны атмосферного воздуха, являющегося жизненно важным компонентом окружающей природной среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Указанное не позволяет признать вмененные АО "Москокс" административные правонарушения малозначительными.
Иные доводы стороны защиты АО "Москокс", не содержат правовых оснований, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановлений судьи, направлены на переоценку исследованных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ доказательств, что расценивается судом второй инстанции избранный способ защиты с целью уклонения от административной ответственности за совершенное административное правонарушение, тогда как при рассмотрении данного дела нарушений требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
Постановления о привлечении АО "Москокс" к административной ответственности вынесены должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, имелись основания для рассмотрения указанных дел в рамках одного производства и назначения наказания с учетом положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
Частью 1 ст. 4.1 КоАП РФ установлено, что в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При вынесении названных постановлений судьей районного суда г. Москвы положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ учтены не были.
Как следует из материалов дел об административных правонарушениях, допущенные АО "Москокс" нарушения требований пп. 2, 3 ст. 14, п. 1 ст. 15, п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", ст. 3, пп.1, 2 ст. 34, п. 1 ст. 39, ст. 56 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выявлены в ходе одного административного расследования и одного проверочного мероприятия на семи источниках АО "Москокс", расположенных по адресу: Московская область, г. адрес.
Рассмотрение возбужденных в отношении АО "Москокс" дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ подведомственно одному судье.
В связи с этим, названные дела об административных правонарушениях в отношении АО "Москокс" по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ подлежат объединению в одно производство, с разрешением вопроса о назначении одного наказания с учетом положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
рассмотренные в отношении АО "Москокс" дела NN7-744/2023, 7-1323/2023, 7-1322/2023, 7-1325/2023, 7-1333/2023, 7-1324/2023, 7-1327/2023, 7-1326/2023 об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ объединить в одно производство.
Постановления Черемушкинского районного суда г. Москвы от 11 января 2022 г, от 11 февраля 2022 г, от 03 июня 2022 г, вынесенные в отношении Акционерного общества "Московский коксогазовый завод" по делам об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, изменить, назначить Акционерному обществу "Московский коксогазовый завод" административное наказание в виде административного штрафа в размере 180000 (сто восемьдесят тысяч) руб.
В остальной части указанные постановления оставить без изменения, жалобы и дополнения к ней - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.А. Селивёрстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.