Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А. и Тетюева С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области на решение Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга Свердловской области от 01 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 12 января 2023 года по административному делу N 2а-6946/2022 по административному исковому заявлению об оспаривании решения комиссии по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, сформированной в Свердловской области.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
гражданин Китайской Народной Республики Дин Хуанью обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения Комиссии по распределению установленной для Свердловской области квоты на выдачу разрешений на временное проживание в Российской Федерации от 31 марта 2022 года N 1, выражал несогласие с отказом в ее выделении.
Решением Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга Свердловской области от 01 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 12 января 2023 года, административное исковое заявление Дин Хуанью удовлетворено частично, решение комиссии ГУ МВД России по Свердловской области от 31 марта 2022 года об отказе в выдаче разрешения на временное проживание признано незаконным, на ГУ МВД России по Свердловской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
В кассационной жалобе (поступила в суд первой инстанции 17 февраля 2023 года) ГУ МВД России по Свердловской области ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, как незаконных.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено кассационным судом общей юрисдикции в их отсутствие, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, препятствием к рассмотрению жалобы не является.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что судами при рассмотрении настоящего дела допущены такого рода нарушения.
Правовой режим пребывания (проживания) на территории Российской Федерации иностранных граждан установлен нормами Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Разрешение на временное проживание это подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство (абзац восьмой пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
Вопросы, касающиеся временного проживания иностранных граждан в Российской Федерации, урегулированы в статье 6 названного Федерального закона, пунктом 1 которого установлено, что разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено данным Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом.
В силу пункта 2 статьи 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.
Правила определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установления и использования ее резерва, порядок распределения указанной квоты соответствующими комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Комиссии, указанные в абзаце втором данного пункта, образуются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Представители заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации включаются в состав комиссий по согласованию с руководителями указанных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Порядок образования и организации работы комиссий утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 года N 2345 утверждены Правила распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации (далее также - Правила распределения квоты).
Согласно пункту 2 Правила распределения квоты, основанием для рассмотрения комиссией вопроса распределения квоты является поступление заявки-анкеты о выделении квоты на выдачу иностранному гражданину разрешения на временное проживание. Форма заявки-анкеты и порядок ее заполнения утверждаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В пункте 4 Правил распределения квоты приведены критерии оценки иностранного гражданина, которыми руководствуется комиссия при принятии решения.
Решение оформляется и утверждается протоколом заседания комиссии в течение 3 рабочих дней со дня проведения заседания комиссии (пункт 6 Правила распределения квоты).
Порядок образования и организации работы комиссий по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации (далее - Порядок) утвержден приказом МВД России от 23.08.2021 N 624.
Состав Комиссии формируется территориальным органом МВД России на региональном уровне из представителей заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с руководителями указанных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и утверждается приказом территориального органа МВД России на региональном уровне (пункты 2 и 3 Порядка).
Комиссия рассматривает вопросы, связанные с распределением квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, на основании поступивших от иностранных граждан и лиц без гражданства заявок-анкет о выделении квоты на выдачу иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также связанные с распределением резерва квоты. По каждой из рассмотренных на заседании Комиссии заявок-анкет принимается решение о выделении квоты либо об отказе в ее выделении в соответствии с критериями оценки иностранного гражданина, определенными пунктом 4 Правил распределения квот (пункты 6 и 13 Порядка).
В то же время полномочиями по рассмотрению заявления иностранного гражданина о выдаче разрешения на временное проживание и принятию решения о выдаче такого разрешения, либо отказе в его выдаче, наделен территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (статьи 6 и 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
Признавая незаконным решение комиссии, оформленное протоколом заседания Комиссии по распределению установленной для Свердловской области квоты на выдачу разрешений на временное проживание в Российской Федерации от 31 марта 2022 года N 1, суд первой инстанции не учел, что данное решение является решением об отказе в выделении квоты на выдачу иностранному гражданину разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а не решением об отказе в выдаче разрешения на временно проживание.
В силу требований статьи 16 КАС РФ об обязательности судебных актов, статьи 187 КАС РФ об исполнении решения суда и разъяснений пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение суда должно быть исполнимым.
В то же время, как усматривается из судебных актов, возлагая на ГУ МВД России по Свердловской области обязанность устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, суд первой инстанции не определил, каким образом, и в каком порядке это необходимо сделать, учитывая, что решения, либо действия данного территориального органа МВД России, предметом оспаривания не являлись.
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения не устранил.
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" в судебном порядке с учетом предусмотренной законом компетенции судов могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления.
С учетом установленной законом компетенции судов могут быть оспорены, в частности, решения, действия (бездействие) наделенных публичными полномочиями органов, не имеющих статуса юридического лица (например, межведомственных комиссий, экзаменационных, призывных комиссий, Высшей аттестационной комиссии, комиссий по разработке территориальных программ обязательного медицинского страхования);
Комиссия по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, сформированной в субъекте Российской Федерации, по существу является органом, наделённым публичными полномочиями в установленной сфере деятельности, и в случае оспаривания решения, принятого такой комиссией подлежит привлечению к участию в деле в качестве административного ответчика.
В силу части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Таким образом, удовлетворив требования административного истца об оспаривании решения Комиссии по распределению установленной для Свердловской области квоты на выдачу разрешений на временное проживание в Российской Федерации, без привлечения к участию в административном деле данной комиссии, суд первой инстанции фактически разрешилвопрос о правах и обязанностях этого органа.
Принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, является безусловным основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
С учетом изложенного, Судебная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций допустили нарушение норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, в связи с чем судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении административного дела суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное и разрешить административное дело в соответствии с установленными по административному делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга Свердловской области от 01 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 12 января 2023 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 13 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.