Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Ладейщиковой М.В, Вдовиченко И.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шамшиева Кудратиллы Хабибуллаевича на решение Свердловского районного суда города Перми от 25 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 29 ноября 2022 года по административному делу N2а-3273/2022 по административному иску Шамшиева Кудратиллы Хабибуллаевича о признании незаконными распоряжения о нежелательности проживания (пребывания), решения о депортации за пределы Российской Федерации, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Шамшиев К.Х, родившийся "данные изъяты" года, гражданин "данные изъяты" "данные изъяты", содержавшийся под стражей с 23 марта 2012 года, осужден приговором Добрянского районного суда Пермского края от 15 октября 2012 года к девяти годам лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного частью "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации ("данные изъяты").
Министерством юстиции Российской Федерации принято распоряжение от 23 января 2018 год N980-рн о нежелательности пребывания (проживания) Шамшиева К.Х. в Российской Федерации (далее - распоряжение от 23 января 2018 года) на основании части 4 статьи 25.10 Федерального закона N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N114-ФЗ), части 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан).
30 мая 2019 года Главным Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю (далее - ГУ МВД России по ПК) вынесено решение о депортации Шамшиева К.Х. за пределы Российской Федерации.
Не согласившись с принятыми распоряжением и решением о депортации, Шамшиев К.Х. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании их незаконными, указывая, что не были учтены обстоятельства его семейной жизни, поскольку на территории Российской Федерации проживает его супруга и несовершеннолетние дети.
Одновременно, Шамшиев К.Х. просил восстановить срок обращения в суд с настоящими требованиями.
Решением Свердловского районного суда города Перми от 25 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 29 ноября 2022 года, признано незаконным распоряжение от 23 января 2018 года в части отсутствия срока установленного ограничения. В остальной части административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В поданной 02 марта 2023 года кассационной жалобе Шамшиев К.Х. просит постановленные судебные акты изменить, возложив обязанность на Министерство юстиции Российской Федерации устранить допущенное нарушение в той части, в которой судебными инстанциями распоряжение признано незаконным, поскольку до настоящего времени оспариваемое распоряжение носит бессрочный характер.
Министерством юстиции Российской Федерации направлены письменные возражения об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
От ГУ МВД по ПК поступило ходатайство с просьбой провести судебное заседание без участия своего представителя.
Все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, ходатайств о проведении судебного заседания с использованием системы видео-конференцсвязи не поступало.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, поступивших возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений не допущено.
Суды обеих инстанций, разрешая заявленный спор по существу, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в дело доказательства, пришли к заключению о правомерности принятых распоряжения от 23 января 2018 года и решения о депортации, поскольку подтверждено, что Шамшиев К.Х. нарушал правопорядок Российской Федерации, умышленно совершил на территории Российской Федерации преступление, за что был осужден. На момент принятия распоряжения от 23 января 2018 года судимость в установленном законом порядке была не погашена, что, свидетельствовало об угрозе общественному порядку, правам и законным интересам гражданам Российской Федерации, указанное говорит о наличии законных оснований к вынесению оспариваемого распоряжения, и как следствие, решения о депортации.
Дополнительно судами отмечено об отсутствии объективных исключительных обстоятельствах, препятствующих обращению Шамшиева К.Х. в суд с настоящим административным иском в установленный трехмесячный срок.
Вместе с тем, суды нижестоящих инстанций обжалуемое распоряжение от 23 января 2018 года в части бессрочности примененной ограничительной меры расценили, как не отвечающим требованию соблюдения необходимого баланса публичного и частных интересов, поэтому признали его незаконным в указанной части.
Выводы судов нижестоящих инстанций являются правильными, должным образом аргументированы, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела.
Согласно части 4 статьи 25.10 Федерального закона N114-ФЗ в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу, в частности, общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом (часть 5 приведенной статьи).
В случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина (пункт 11 статьи 31 Закона о правовом положении иностранных граждан).
Исполнение решения о депортации иностранного гражданина осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда (пункт 12 названной статьи).
Учитывая, что Шамшиев К.Х, пребывая на территории Российской Федерации, лояльности к правопорядку Российской Федерации не проявлял и законы Российской Федерации не соблюдал, умышленно совершил на территории Российской Федерации преступление против здоровья населения, отнесенное к категории особо тяжких, что послужило поводом для принятия оспариваемых решений.
Совершение преступления порождает особые правовые отношения такого лица с государством, служащие основанием введения для него дополнительных правовых обременений ввиду повышенной опасности для общества, следовательно, у судов отсутствовали правовые основания для признания распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) административного истца в Российской Федерации и решения о депортации за пределы государства незаконными.
Подлежат отклонению доводы кассационной жалобы о необходимости возложения обязанности на Министерство юстиции Российской Федерации устранить допущенные нарушения в части отсутствия срока в распоряжении от 23 января 2018 года.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2019 года N581 "О внесении изменений в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения" Министерство юстиции России с 1 января 2020 года был исключен из перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. В перечень таких органов включена Федеральная служба исполнения наказаний.
Более того, постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 года N1390 утвержден Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, пунктом 2 которого определено, что решение о нежелательности пребывания, а также решение о приостановлении, возобновлении его действия или отмене такого решения принимаются федеральными органами исполнительной власти, включенными в Перечень, утвержденный этим же постановлением.
В данный Перечень Министерство юстиции Российской Федерации не входит.
При изложенных обстоятельствах, оснований возлагать на Министерство юстиции Российской Федерации обязанность по внесению изменений в распоряжение от 23 января 2018 года у судов не имелось.
Приказом ФСИН России от 23 декабря 2019 года N1180 утвержден Порядок представления и рассмотрения материалов, подтверждающих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия Федеральной службой исполнения наказаний решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, подлежащих освобождению из мест лишения свободы.
Каких-либо требований к ФСИН России административным истцом не предъявлено.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, указанных в статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций допущено не было, то оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Свердловского районного суда города Перми от 25 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 29 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шамшиева Кудратиллы Хабибуллаевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме принято 20 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.