Кассационный военный суд в составе: председательствующего Богдашова Д.А., судей Гесейнова Т.Г. и Яковлева И.А., при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. в открытом судебном заседании рассмотрел административное дело N 2а-168/2022 по кассационной жалобе представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации Трофимовой Анастасии Александровны на решение 35 гарнизонного военного суда от 24 октября 2022 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 15 февраля 2023 г., принятые по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N "звание" Яшмолкина Владимира Григорьевича об оспаривании действий командира войсковой части N, должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации и руководителя федерального государственного казенного учреждения "данные изъяты" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с формированием накоплений для жилищного обеспечения.
Заслушав доклад судьи Яковлева И.А, изложившего обстоятельства дела, содержание обжалованных судебных актов и доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд
установил:
решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением флотского военного суда, удовлетворено административное исковое заявление Яшмолкина В.Г. об оспаривании действий командира войсковой части N, должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации и руководителя ФГКУ "Росвоенипотека", связанных с несвоевременным направлением в уполномоченный жилищный орган документов для включении в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечение военнослужащих (далее - НИС) и неначислением суммы дохода от инвестирования накоплений (далее - инвестиционный доход) на его именном накопительном счете (далее - ИНС) за период с января 2017 года по 31 декабря 2021 г. в размере "данные изъяты".
В кассационной жалобе, поданной 23 марта 2023 г, представитель Минобороны России Трофимова А.А. просит отменить принятые судебные акты и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование этого автор кассационной жалобы ссылается на установленные по делу обстоятельства, содержание статей 3-5, 7 и 17 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. N 477, положений, приведенных в постановлении Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655 "О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", а также другие нормы законодательства, регулирующие формирование и функционирование НИС, и утверждает, что инвестиционный доход имеет внебюджетную природу, его восстановление невозможно за счет средств федерального бюджета, а определенный судом расчет, произведенный исходя из указанного на сайте ФГКУ "Росвоенипотека" участника НИС, у которого основание для включения в реестр возникло в одно и то же время с административным истцом, является несостоятельным, поскольку носит примерный характер.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, препятствий для рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц не имеется.
Проверив в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если это привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а также в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судебными инстанциями по делу, Яшмолкин В.Г, поступивший на военную службу по контракту 30 августа 2013 г. на срок 3 года, второй контракт заключил 5 декабря 2016 г. и относится к категории добровольных участников НИС.
В силу пункта 4 части 1 и пункта 4 части 2 статьи 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" после заключения второго контракта о прохождении военной службы, то есть с 5 декабря 2016 г, у Яшмолкина В.Г. возникло основание для включения в реестр участников НИС.
12 января 2017 г. административный истец обратился с заявлением о включении в реестр участника НИС. Однако, вследствие нераспорядительности должностных лиц государственных органов, Яшмолкин В.Г. включен в реестр участников НИС только 23 июля 2021 г. с указанием даты возникновения у него основания для включения - 12 января 2017 г.
30 августа 2021 г. административному истцу открыт ИНС, на котором с 1 сентября 2021 г. производился учет накоплений и передача их в доверительное управление, а инвестиционный доход начислялся и выплачивался с третьего квартала 2021 года.
При этом за период с момента возникновения у Яшмолкина В.Г. основания для включения в реестр участников НИС, то есть с 12 января 2017 г, до третьего квартала 2021 года инвестиционный доход на его ИНС не учтен.
Яшмолкин В.Г. досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и 30 июля 2022 г. исключен из списков личного состава воинской части.
Сведений о предоставлении административному истцу целевого жилищного займа для приобретения жилого помещения, а также о выплате денежных средств, учтенных на его ИНС, материалы настоящего административного дела не содержат.
Согласно сведениям о средствах, учтенных на ИНС участников НИС по состоянию на 1 января 2022 г, размер учтенного инвестиционного дохода у военнослужащего, включенного в реестр НИС в январе 2017 года, то есть в одно время с административным истцом, составил "данные изъяты".
В соответствии с пунктом 17 Правил формирования и ведения реестра участников НИС, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89, запись военнослужащего в указанный реестр должна быть произведена не позднее трех месяцев с даты возникновения основания для его участия в НИС.
При рассмотрении настоящего спора суды первой и апелляционной инстанций, правильно установив юридически значимые обстоятельства дела, применив нормы материального и процессуального права, исходя из единства судебной практики, и руководствуясь пунктами 1 и 15 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", статьями 4, 5, 7 и 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", пунктом 12 Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89, а также другими нормами законодательства, устанавливающими порядок формирования НИС, пришли к обоснованному выводу о том, что действиями должностных лиц Минобороны России в лице войсковой части N, в которой Яшмолкин В.Г. проходил военную службу по контракту, уполномоченных осуществлять учет военнослужащих, подлежащих включению в реестр участников НИС, а также действиями должностных лиц ФГКУ "Росвоенипотека", осуществляющих учет денежных средств на ИНС участников НИС, нарушены права административного истца.
В целях восстановления нарушенного права административного истца суды первой и апелляционной инстанций обоснованно возложили на Минобороны России и ФГКУ "Росвоенипотека" обязанность по учету на его ИНС инвестиционного дохода в полном размере со дня возникновения у Яшмолкина В.Г. основания состоять в реестре участников НИС по дату фактического включения его в указанный реестр и открытия ИНС, то есть за период за период с января 2017 года по 31 декабря 2021 г.
С учетом фактически учтенного на ИНС Яшмолкина В.Г. инвестиционного дохода в размере "данные изъяты", суд первой инстанции верно рассчитал сумму недополученного административным истцом дохода в размере "данные изъяты".
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" суды при рассмотрении дел по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации разрешают споры о правах, свободах и законных интересах граждан, организаций, неопределенного круга лиц в сфере административных и иных публичных правоотношений (споры в сфере публичных правоотношений), осуществляя проверку законности решений, действий (бездействия) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями. По итогам рассмотрения дел данной категории судами могут приниматься решения, влекущие имущественные последствия для граждан и организаций, если в соответствии с законодательством это необходимо для восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.
При этом с учетом делегированных военному ведомству полномочий, закрепленных в пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655 и пункте 6 Порядка функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденного вышеназванным постановлением, а также в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 и пунктом 13 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, доводы представителя административного ответчика Трофимовой А.А. в кассационной жалобе о необоснованности возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по перечислению за счет средств федерального бюджета инвестиционного дохода противоречит вышеприведенным нормам закона, регулирующего правоотношения в сфере НИС.
Иная точка зрения автора кассационной жалобы на то, как должно было быть разрешено дело, направлена на переоценку установленных по делу обстоятельств, и не может являться основанием для отмены или изменения в кассационном порядке обжалованных судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов, в том числе для их безусловной отмены, предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, из материалов дела не усматривается, в связи с этим кассационная жалоба представителя Министерства обороны Российской Федерации Трофимовой А.А. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 327, пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение 35 гарнизонного военного суда от 24 октября 2022 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 15 февраля 2023 г, принятые по административному исковому заявлению Яшмолкина Владимира Григорьевича, оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Трофимовой Анастасии Александровны - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 11 мая 2023 г.
Председательствующий Д.А. Богдашов
Судьи Т.Г. Гусейнов
И.А. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.