Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Леонтьевой Т.В, судей Раужина Е.Н, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2330/2022 (УИД 04RS0021-01-2022-003473-09) по иску Кохан Алексея Ивановича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия о включении периодов работы в страховой стаж, возложении обязанности назначить пенсию, по кассационной жалобе Кохан Алексея Ивановича на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 9 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 21 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кохан Алексей Иванович (далее - Кохан А.И, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия (далее - ОПФР по Республике Бурятия, ответчик, пенсионный орган) о включении периодов работы в страховой стаж, возложении обязанности назначить пенсию.
В обоснование своих требований указывал на то, что Кохан А.И. является бывшим военнослужащим в звании полковника, получает пенсию по выслуге лет на основании пункта "а" статьи 14 Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и в соответствии со сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета вправе претендовать на страховую пенсию по старости.
22 декабря 2021 г, по достижении возраста 61 год 6 месяцев, Кохан А.И. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Республике Бурятия от 18 января 2022 г. N242946/21 Кохан А.И. отказано в установлении пенсии ввиду недостаточной продолжительности страхового стажа, требуемого не менее 13 лет при величине индивидуального пенсионного коэффициента в размере не ниже 23, 4.
Кохан А.И. находит данный отказ незаконным.
Кохан А.И. просил суд обязать ответчика включить в страховой стаж периоды срочной службы в армии с 26 октября 1980 г. по 5 августа 1981 г, периоды работы в Улан-Удэнском инженерно-педагогическом колледже в должности преподавателя с 22 января 2010 г. по 30 августа 2011 г, с 1 сентября 2011 г. по 6 марта 2012 г, в войсковой части 58141-У в должности электромонтера с 7 ноября 2013 г. по 31 августа 2015 г, в ООО "Система" в должности инженера с 1 сентября 2015 г. по 30 сентября 2015 г, с 1 октября 2015 г. по 31 августа 2016 г, период учебы в Новоушицком техникуме с 25 августа 1977 г. по 26 апреля 1980 г.; назначить страховую пенсию по старости с 11 января 2022 г.
Определением Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 9 августа 2022 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Министерство обороны Российской Федерации, военный комиссариат Республики Бурятия.
Определением Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 9 сентября 2022 г. принят отказ истца от ранее заявленных исковых требований в части признания незаконным решения ОПФР по Республике Бурятия об отказе в установлении страховой пенсии по старости, признания величины его индивидуального пенсионного коэффициента на день достижения пенсионного возраста до величины, указанной в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица на имя истца, в размере не менее 31, 037 балла, обязании ответчика рассчитать индивидуальный пенсионный коэффициент с учетом прохождения срочной службы в рядах Вооруженных Сил СССР. Производство по данному делу в указанной части прекращено.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 9 сентября 2022 г. исковые требования Кохан А.И. удовлетворены частично. В страховой стаж Кохан А.И. включены периоды работы с 1 августа 2015 г. по 30 сентября 2015 г. в должности главного инженера "направление Улан-Удэ", с 1 октября 2015 г. по 31 августа 2016 г. в должности инженера-механика в ООО "Система". В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 21 декабря 2022 г. решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 9 сентября 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Кохан А.И. просит об отмене судебных актов как незаконных.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Кохан А.И, представитель ответчика ОПФР по Республике Бурятия, представители третьих лиц Министерства обороны Российской Федерации, военного комиссариата Республики Бурятия, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что согласно справке военного комиссариата Республики Бурятия от 25 мая 2022 г. N СБ-18775 Кохан А.И. проходил военную службу в период с 29 октября 1980 г. по 12 мая 2015 г. На день увольнения его общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составила 34 года, а в льготном исчислении - 48 лет.
Из послужного списка следует, что на военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР Кохан А.И. призван 29 октября 1980 г. Виньковецким районным военным комиссариатом пгт. Виньковцы Хмельницкой области, военную присягу принял 7 декабря 1980 г.
С 29 октября 1980 г. по 5 августа 1981 г. проходил срочную военную службу в войсковой части 30790, зачислен в список войсковой части на основании приказа командира части N 349 от 29 октября 1980 г.
В период с 5 августа 1981 г. по 10 сентября 1985 г. являлся курсантом Хмельницкого высшего артиллерийского командного училища на основании приказа начальника училища N 198 от 5 августа 1981 г.
По сведениям послужного списка военнослужащего Кохан А.И. в период с 10 сентября 1985 г. по 12 мая 2015 г. проходил военную службу в различных войсковых частях Российской Федерации.
Из справки военного комиссариата Республики Бурятия от 2 апреля 2021 г. N СБ-18775 следует, что Кохан А.И. является получателем пенсии Министерства обороны Российской Федерации за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, их семей" с 13 мая 2015 г. бессрочно. При назначении пенсии по выслуге лет учтены периоды службы с 29 октября 1980 г. по 12 мая 2015 г.
При этом согласно материалам дела Кохан А.И. изначально был уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе") на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 25 января 2012 г. N 56; исключен из списков личного состава части с 30 июня 2012 г. и направлен для постановки на воинский учет в отдел военного комиссариата Республики Бурятия по Октябрьскому району г. Улан-Удэ на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 1459.
Впоследствии согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 20 сентября 2012 г. N 1983 пункт 533 приказа Министра обороны Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 1459 об исключении Кохан А.И. из списков личного состава войсковой части 65262 отменен как нереализованный и изложен в новой редакции, согласно которой истец, уволенный с военной службы в запас, исключен из списков личного состава с 20 октября 2012 г.
Вступившим в законную силу решением Московского гарнизонного военного суда от 7 февраля 2013 г. приказ Министра обороны Российской Федерации от 20 сентября 2012 г. N 1983 в части исключения Кохан А.И. из списков личного состава войсковой части 65262 отменен, на Министра обороны Российской Федерации возложена обязанность отменить приказ от 20 сентября 2012 г. N 1983 в части исключения истца из списков личного состава войсковой части 65262, восстановить его в списках личного состава и обеспечить положенными видами довольствия за период необоснованного исключения.
Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 3 октября 2013 г. N 785 пункт 2805 приказа от 20 сентября 2012 г. N 1983 в вышеуказанной части в отношении Кохан А.И. отменен как незаконно изданный.
Приказом командующего войсками Восточного военного округа N 136 от 27 апреля 2015 г. Кохан А.И. исключен из списков личного состава войсковой части 65262 с 30 апреля 2015 г. и направлен для постановки на воинский учет в отдел военного комиссариата по Октябрьскому району г. Улан-Удэ.
Приказом командующего войсками Восточного военного округа N 35 от 2 февраля 2016 г. внесены изменения в приказ командующего войсками Восточного военного округа от 28 апреля 2015 г. N 139 в части исключения из списков личного состава Кохан А.И. и указано, что следует читать: "... с 12 мая 2015 г. исключить из списков личного состава войсковой части 65262, всех видов обеспечения и направить на учет в отдел Военного комиссариата Республики Бурятия по Октябрьскому району г. Улан-Удэ".
Сведения о вышеуказанных кадровых решениях, принятых в отношении истца, отражены в его послужном списке.
Вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 20 декабря 2016 г. установлен факт трудовых отношений между Кохан А.И. и ООО "Система" в период с 1 августа 2015 г. по 30 сентября 2015 г. в должности главного инженера "направление Улан-Удэ", с 1 октября 2015 г. по 31 августа 2016 г. - в должности инженера-механика и признано незаконным его увольнение с работы за утрату доверия с 31 августа 2016 г.; с ООО "Система" в пользу Кохан А.И. взыскан средний заработок за время вынужденного прогула, компенсация морального вреда, судебные расходы и на ООО "Система" возложена обязанность за период работы Кохан А.И. произвести отчисления страховых взносов в пенсионный фонд, органы государственного социального страхования, налоговые органы, а также внести соответствующие записи в трудовую книжку о периоде работы Кохан А.И. в ООО "Система" и увольнении по собственному желанию.
22 декабря 2021 г. Кохан А.И. обратился в ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Бурятия с заявлением об установлении ему страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Республике Бурятия от 18 января 2022 г. N242946/21 Кохан А.И. отказано в установлении пенсии ввиду недостаточной продолжительности страхового стажа, на 11 января 2022 г. (день достижения истцом возраста 61 год 6 месяцев) продолжительность страхового стажа составила 5 лет 10 месяцев 18 дня, величина индивидуального пенсионного коэффициента определена 19, 309, однако требовалось не менее 13 лет при величине индивидуального пенсионного коэффициента в размере не ниже 23, 4.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в страховой стаж периодов срочной службы в армии с 26 октября 1980 г. по 5 августа 1981 г, периодов работы в Улан-Удэнском инженерно-педагогическом колледже в должности преподавателя с 22 января 2010 г. по 30 августа 2011 г, с 1 сентября 2011 г. по 6 марта 2012 г, в войсковой части 58141-У в должности электромонтера - с 7 ноября 2013 г. по 31 августа 2015 г, периода учебы в Новоушицком техникуме с 25 августа 1977 г. по 26 апреля 1980 г, суд первой инстанции исходил из того, что период с 29 октября 1980 г. по 12 мая 2015 г. включен в расчет выслуги лет, в связи с чем правовых оснований для включения данного периода в страховой стаж не имеется. Период работы с 13 мая 2015 г. по 31 августа 2015 г. включен пенсионным органом в страховой стаж истца и нарушений его пенсионных прав ответчиком в указанной части не допущено.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что спорные периоды с 29 октября 1980 г. по 12 мая 2015 г. полностью совпадают с периодами при назначении истцу пенсии за выслугу лет в соответствии с Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и определении ее размера, при этом действующим правовым регулированием установлено правило, исключающее возможность одновременного зачета в выслугу лет и в страховой стаж хронологически совпадающих периодов, независимо от того, период ли это работы или обучения. Данное правило обусловлено тем, что такие периоды были учтены при определении размера пенсии за выслугу лет, носящей характер основной пенсионной выплаты, назначаемой на основании специального закона лицам с особым правовым статусом исходя из продолжительности выслуги лет, определяемой на день увольнения со службы.
Учитывая, что страховой стаж истца на момент обращения в пенсионный орган составлял менее требуемых 13 лет, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" у истца не возникло.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Частью 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности это лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", определяющей периоды военной и приравненной к ней службы, работы и иные периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в выслугу лет для назначения пенсии может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для лиц, указанных в статье 1 Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", было впервые введено Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ).
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ статья 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" была дополнена частью 4, устанавливающей, что лица, указанные в статье 1 этого Закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Абзацем вторым пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшим до 1 января 2015 г, было предусмотрено, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г..N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, поскольку положения статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г..N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" в части установления страховой части трудовой пенсии по старости распространены Федеральным законом от 22 июля 2008 г..N 156-ФЗ на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г, в страховой стаж, требуемый для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, в которые лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию, имевшие место как до 1 января 2007 г, так и после этой даты. В указанный стаж на основании пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г..N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". В связи с этим одновременное включение в выслугу лет и в страховой
стаж совпадающих по времени периодов не допускается.
Вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсия" и "О накопительной пенсии" часть 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" была изложена в новой редакции.
Согласно части 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ лица, указанные в статье 1 этого Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Часть 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 г, как и ранее действовавшая норма (абзац второй пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), также содержит правило, исключающее возможность одновременного зачета совпадающих по времени периодов в выслугу лет и в страховой стаж, и устанавливает, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с этим Законом.
Установленное действующим правовым регулированием правило, исключающее возможность одновременного зачета в выслугу лет и в страховой стаж хронологически совпадающих периодов, обусловлено тем, что такие периоды были учтены при определении размера пенсии за выслугу лет, носящей характер основной пенсионной выплаты, назначаемой на основании специального закона уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел как лицам с особым правовым статусом исходя из продолжительности выслуги лет, определяемой на день увольнения со службы.
При разрешении заявленных требований, судами первой и апелляционной инстанций правильно установлено, что закон не предусматривает возможность одновременного зачета совпадающих по времени периодов в выслугу лет и в страховой стаж, в данном случае периода с 26 октября 1980 г. по 5 августа 1981 г, периодов работы в Улан-Удэнском инженерно-педагогическом колледже в должности преподавателя с 22 января 2010 г. по 30 августа 2011 г, с 1 сентября 2011 г. по 6 марта 2012 г, в войсковой части 58141-У в должности электромонтера - с 7 ноября 2013 г. по 31 августа 2015 г, периода учебы в Новоушицком техникуме с 25 августа 1977 г. по 26 апреля 1980 г, а также то, что продолжительность страхового стажа истца, подлежащая зачету составляет менее установленных, в связи с этим, правовые основания для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отсутствуют.
Доводы истца о том, что пенсионным органом при назначении пенсии как военнослужащему не все периоды были учтены, противоречат установленным судами первой и апелляционной инстанциями обстоятельствам.
Из расчета на пенсию за выслугу лет военного комиссариата Республики Бурятия следует, что Кохан А.И. уволен со службы 12 мая 2015 г, пенсия назначена с 13 мая 2015 г, исходя из выслуги лет в календарном исчислении 34 года, в льготном исчислении - 48 лет.
Суду апелляционной инстанции дополнительно военным комиссариатом Республики Бурятия была представлена справка от 15 декабря 2022 г. N СБ-18775, согласно которой в расчет выслуги лет Кохан А.И. включен период с 29 октября 1980 г. по 30 апреля 2015 г.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
При разрешении спора судебные инстанции учли правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе изложенную в Определении от 20 апреля 2017 г. 760-О, согласно которой часть 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" является элементом правового механизма, направленного на реализацию конституционного права работающими по трудовому договору военными пенсионерами на социальное обеспечение; закрепленное ею правило, исключающее возможность одновременного зачета хронологически совпадающих периодов в выслугу лет и в страховой стаж, в равной мере распространяется на всех граждан, получающих пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и осуществляющих трудовую деятельность, и не может рассматриваться как нарушающее их конституционные права, поскольку такие периоды были учтены при определении размера их пенсии за выслугу лет, носящей характер основной пенсионной выплаты и назначаемой на основании специального закона военнослужащим как лицам с особым правовым статусом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судами оценкой доказательств и установленными судами обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
В остальной части судебные акты не обжалуются, поэтому предметом проверки суда кассационной инстанции не являются в силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 9 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 21 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кохан Алексея Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Леонтьева
Судьи Е.Н. Раужин
Л.П. Кожевникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.