Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Вольной Е.Ю., рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу представителя административного ответчика Краевого государственного бюджетного учреждения "Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки" - Ж. на определение Алтайского краевого суда от 03 февраля 2023 года по административному делу N3а-1887/2022 по административному исковому заявлению Н. об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Н. обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость принадлежащих ему на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, в размере их рыночной стоимости.
Вступившим в законную силу решением Алтайского краевого суда от 11 октября 2022 года установлена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами:
- N в размере его рыночной стоимости - 127 331 рубль по состоянию на 03 июня 2021 года;
- N в размере его рыночной стоимости - 169 536 рублей по состоянию на 03 июня 2021 года;
- N в размере его рыночной стоимости - 143 074 рубля по состоянию на 03 июня 2021 года;
- N в размере его рыночной стоимости - 55 971 рубль по состоянию на 01 января 2019 года.
Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости постановлено считать 15 сентября 2022 года.
13 января 2023 года административный истец Н. в лице своего представителя П. обратился в суд с заявлением о возмещении понесенных при рассмотрении административного дела судебных расходов, в котором просил взыскать расходы в размере 111 200 рублей, из которых: по оплате отчета об оценке - 80 000 рублей, по оплате юридических услуг - 30 000 рублей, на уплату государственной пошлины - 1 200 рублей.
Определением Алтайского краевого суда от 03 февраля 2023 года заявление административного истца о взыскании судебных расходов удовлетворено частично, в пользу Н. с Краевого государственного бюджетного учреждения "Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки" (далее - КГБУ "АЦНГКО"), а также с управления имущественных отношений Алтайского края взысканы судебные расходы в размере 66 900 рублей и 22 300 рублей, соответственно.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
С указанным определением не согласился представитель КГБУ "АЦНГКО", в частной жалобе просит определение суда отменить, указывает, что обратившись в суд с иском административный истец реализовал предоставленное ему законом право на пересмотр результатов определения кадастровой стоимости, в связи с чем, решение суда не может расцениваться как принятое против административных ответчиков, не имеющих с истцом противоположных интересов. Бюджетное учреждение не оспаривало право административного истца на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости. Так как бремя доказывания по данной категории дел лежит на административном истце, представленный в суд отчет об оценке является доказательством, на основании которого возможно установление рыночной стоимости объектов недвижимости. Таким образом, понесенные административным истцом судебные расходы напрямую связаны с его процессуальным поведением после подачи иска и не подлежат возмещению.
Изучив доводы частной жалобы, проверив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Статья 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам (часть 1), расходы на оплату услуг представителей (часть 4).
Частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного кодекса.
При этом, расходы на оплату услуг представителя присуждаются в разумных пределах исходя из требований статьи 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11 июля 2017 года N20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр", возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу. При этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов. Известные судебной практике возможности взыскания с соответствующего органа судебных расходов в случае недостоверности предоставленных им сведений об объекте оценки не покрывают все варианты затрагивающих права граждан и организаций ошибок в кадастровой деятельности, которые могут возникать, в частности, при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.
Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами:
- N, расположенный по адресу: "адрес";
- N, расположенный по адресу: "адрес";
- N, расположенный по адресу: "адрес";
- N, расположенный по адресу: "адрес".
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N утверждена приказом управления имущественных отношений Алтайского края от 11 октября 2019 года N97 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края" в размере 130 850, 28 рублей.
Кадастровые стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N определены актами КГБУ "АЦНГКО" от 21 июня 2021 года в размере 314 688, 73 рублей, 314 043, 55 рублей, 281 270, 32 рублей, соответственно.
Решением Алтайского краевого суда от 11 октября 2022 года установлена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами:
- N в размере его рыночной стоимости - 127 331 рубль по состоянию на 03 июня 2021 года;
- N в размере его рыночной стоимости - 169 536 рублей по состоянию на 03 июня 2021 года;
- N в размере его рыночной стоимости - 143 074 рубля по состоянию на 03 июня 2021 года;
- N в размере его рыночной стоимости - 55 971 рубль по состоянию на 01 января 2019 года.
Судом первой инстанции установлено, что в рамках рассмотрения административного дела административный истец понес судебные расходы, связанные с оплатой отчета об оценке в размере 80 000 рублей (л.д. 149-152), по оплате юридических услуг - 30 000 рублей (л.д. 153), на уплату госпошлины - 1 200 рублей (л.д. 3).
Принимая во внимание, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N значительно (на 49, 1%) превышает его рыночную стоимость, при этом размер налоговой выгоды, исходя из налоговой ставки в размере 0, 3%, утвержденной решением Чарышского сельского Совета депутатов Усть-Калманского района Алтайского края "О введении земельного налога на территории муниципального образования Чарышский сельсовет Усть-Калманского района Алтайского края" от 12 ноября 2014 года N11, составит в общей сумме 414, 58 рублей (281 270, 32-143 074)/100 X 0, 3), что не превышает размера понесенных судебных расходов, возложение на административного истца указанных расходов, по своему размеру превышающих и нивелирующих ожидаемую налоговую выгоду, которая может быть получена административным истцом в связи с изменением кадастровой стоимости данного земельного участка при оплате земельного налога, способно финансово обесценить значение оспариваемого судебного решения.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N значительно (на 59, 53%, 50, 29%, 57, 22%) превышает их рыночную стоимость, что не укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, что повлекло нарушение прав административного истца, как собственника земельных участков.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что административный истец имеет право на возмещение судебных расходов за счет органов, утвердивших результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Кроме того, разрешая вопрос о возмещении судебных расходов, понесенных административным истцом на оплату услуг представителя, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости снижения заявленной суммы с 30 000 рублей до 8 000 рублей.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая существо административного дела, объём проделанной представителем работы по составлению необходимых документов и участию в судебных заседаниях, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования в части.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствуют требованиям закона, обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка. Оснований для большего снижения расходов на представителя, вопреки доводам жалобы не имеется.
При этом, как верно указано Алтайским краевым судом в пользу административного истца с управления имущественных отношений Алтайского края подлежат взысканию судебные расходы в размере 22 300 рублей (300 рублей + 20 000 рублей + 2 000 рублей) по земельному участку с кадастровым номером N, а с КГБУ "АЦНГКО" в размере 66 900 рублей (900 рублей + 60 000 рублей + 6 000 рублей) по земельным участкам с кадастровыми номерами N, N, N.
То обстоятельство, что при утверждении результатов определения кадастровой стоимости КГБУ "АЦНГКО" применило удельные показатели кадастровой стоимости, утвержденные органом государственной власти субъекта Российской Федерации, не свидетельствует об ошибочности обжалуемого определения, поскольку кадастровая стоимость объектов недвижимости утверждена именно данным административным ответчиком, который применил соответствующие удельные показатели и произвел необходимые арифметические расчеты.
Относительно доводов жалобы по расходам на оплату отчета об оценке суд апелляционной инстанции указывает следующее.
Из разъяснений, данных в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", следует, что в случаях, когда законом либо договором предусмотрен претензионный или иной обязательный досудебный порядок урегулирования спора, расходы, вызванные соблюдением такого порядка (например, издержки на направление претензии контрагенту, на подготовку отчета об оценке недвижимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости юридическим лицом, на обжалование в вышестоящий налоговый орган актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц), в том числе расходы по оплате юридических услуг, признаются судебными издержками и подлежат возмещению исходя из того, что у истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без несения таких издержек (статьи 106, 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Также законодательством установлены требования к содержанию административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и прилагаемым к нему документам. В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, то к административному исковому заявлению прилагается, в частности, отчет.
Поскольку у административного истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без несения расходов по оплате отчета об оценке, расходы в размере 80 000 рублей, несение которых подтверждается материалами дела, обоснованно взысканы в его пользу.
Доводы административного ответчика об обратном основаны на ошибочном толковании положений законодательства и не влекут отмену обжалуемого судебного акта.
Оснований считать завышенной стоимость услуг по оценке спорных объектов недвижимости, которая подтверждена материалами дела и разумных пределов не превышает, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Довод подателя частной жалобы о том, что решение суда по настоящему делу не может расцениваться как принятое против административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов, подлежит отклонению.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 11 июля 2017 года N20-П признал положения статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1 и 2), 35 (часть 1, 2 и 3), 46 (части 1 и 2), 53, 55 (часть 3) и 57, в той мере, в какой этими положениями - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - при отсутствии возражений административного ответчика на требования административного истца фактически исключается возможность присуждения судебных расходов лицу, чье административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворено судом.
В связи с чем, доводы частной жалобы представителя КГБУ "АЦНГКО" являются ошибочными, основанными на неверном толковании норм материального и процессуального права.
Обжалуемое определение суд апелляционной инстанции находит законным, обоснованным, вынесенным с соблюдение норм процессуального права. Оснований для удовлетворения частной жалобы и отмены или изменения обжалуемого определения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 315-317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Пятый апелляционный суд общей юрисдикции
определил:
определение Алтайского краевого суда от 03 февраля 2023 года оставить без изменения, частную жалобу административного ответчика Краевого государственного бюджетного учреждения "Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей (г. Кемерово) юрисдикции через Алтайский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья Е.Ю.Вольная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.