Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "БЕЛАНД "ИМЭКС" (далее - ООО "БЕЛАНД "ИМЭКС") Горлова Е.В. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора от 19 ноября 2021 года, решение судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2022 года и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 17 мая 2022 года, вынесенные в отношении ООО "БЕЛАНД "ИМЭКС" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора от 19 ноября 2021 года ООО "БЕЛАНД "ИМЭКС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.
Решением судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2022 года постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора от 19 ноября 2021 года изменено, размер административного штрафа уменьшен до 125000 рублей.
Решением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 17 мая 2022 года вышеуказанные акты оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО "БЕЛАНД "ИМЭКС" Горлов Е.В. просит отменить постановление должностного лица и судебные решения, прекратить производство по делу об административном правонарушении, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения либо заменить назначенный административный штраф на предупреждение.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы, позволяет сделать следующие выводы.
Частью 2 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее ста тысяч рублей; на юридических лиц - в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 24.2 Федерального закона N 89-ФЗ производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены ст. 24.5 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 16 статьи 24.2 Федерального закона N 89-ФЗ порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 17 статьи 24.2 Федерального закона N 89-ФЗ отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статьям 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Однако указанные требования закона при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены не были.
Привлекая ООО "БЕЛАНД "ИМЭКС" к административной ответственности, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора исходил из нижеследующих обстоятельств, установленных в постановлении о привлечении к административной ответственности:
ООО "БЕЛАНД "ИМЭКС" представило Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год, которая была проанализирована Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. По результатам проведенного анализа в адрес ООО "БЕЛАНД "ИМЭКС" 18.06.2021 года был направлен акт N о проведении контроля за выполнением установленных нормативов утилизации за 2020 год. ООО "БЕЛАНД "ИМЭКС" 29.09.2021 направило в адрес Федеральной службой по надзору в сфере природопользования откорректированную Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год. Таким образом, ООО "БЕЛАНД "ИМЭКС" представило отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме либо отчётности, содержащей недостоверные сведения.
В нарушение требований статей 26.1 и 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлены все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела. Так в постановлении должностного лица не установлено, какие именно сведения не были указаны Обществом в Отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год и/или какие именно содержащиеся в данной Отчетности сведения являлись недостоверными.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о существенных нарушениях процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 настоящего Кодекса является основанием для отмены оспариваемых актов и направления дела на новое рассмотрение. Однако, принимая во внимание, что со дня совершения административного правонарушения (02 апреля 2021 года) на день рассмотрения жалобы в Третьем кассационном суде общей юрисдикции истек установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора от 19 ноября 2021 года, решение судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2022 года и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 17 мая 2022 года, вынесенные в отношении ООО "БЕЛАНД "ИМЭКС" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора от 19 ноября 2021 года, решение судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2022 года и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 17 мая 2022 года, вынесенные в отношении ООО "БЕЛАНД "ИМЭКС" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.